💳 Потрібна європейська картка з лімітом 50к євро? Встановлюй Trustee Plus 👉
Наталя ХандусенкоОружие
13 мая 2024, 12:11
2024-05-13
В него никто не верил: 10 фактов об украинском дроне «Февраль», который летает на 1000 км и является угрозой российским НПЗ
На украинский дрон-камикадзе «Лютий» приходится до 80% всех точных попаданий по российским НПЗ. Но история ныне самого успешного украинского беспилотника могла завершиться, так и не начавшись из-за первого неудачного испытания.
На украинский дрон-камикадзе «Лютий» приходится до 80% всех точных попаданий по российским НПЗ. Но история ныне самого успешного украинского беспилотника могла завершиться, так и не начавшись из-за первого неудачного испытания.
«Украинская правда» пообщалась с очень широким кругом уникальных людей, вовлеченных в производство и применение «Февраля». dev.ua выбрал интересные факты из статьи.
Факт № 1: как и когда появилась идея «Лютого»
История «Лютого» началась в первые месяцы русского полномасштабного вторжения. Тогда была огромная потребность в новых разработках, способных изменить ситуацию в нашу пользу. Решили делать дрон-камикадзе, летящий в 1000 км. Более того, собрать его в Одессе.
Первый фюзеляж собрали энтузиасты-моделисты за свои деньги. Из-за большого размера дрона, в него никто не верил. Наибольший толчок проект украинского камикадзе получил после того, как россия начала запускать иранские «Шахеды».
Факт № 2: первый прототип
Источник: УП
Осенью 2022 года летающий прототип «Лютого» наконец собрали. Первый полет состоялся 22 октября 2022 года. И все прошло очень хорошо.
Правда, уже в декабре 2022-го первый самолет был разбит во время испытательного полета. Однако борт оказался настолько живучим и ремонтопригодным, что буквально через три дня его вернули на летом.
Дрон уже был готов. Боевая часть для него была готова. Производители готовы были кому-нибудь его передать. Но все боялись на нем летать.
Факт № 3: самолет, которого боялись запускать
Самолет сделали, но у него были нюансы по запуску. И эти «нюансы» были достаточно впечатляющими. Первые самолеты имели небольшую проблему с передней стойкой шасси и калибровкой компаса. На большой скорости во время взлета борт мог съехать с полосы и свалиться куда-то на обочину.
«Поэтому оператор должен те первые борта подрулить постоянно, чтобы они ровно шли по слету. А это значит, что тебе нужно гнаться на машине на скорости до 150 км/ч сзади этой 50-килограммовой бомбы, чтобы оператор видел ее и мог выравнивать по полосе. Ясно, что никто не хотел так его запускать», — объясняет один из членов команды, которая проводила первые пуски.
Днем такой проблемы не было, потому что самолет велик: длина более 4 метров, размах крыльев — почти 7 метров. Он хорошо виден. Но ночью «погоня» была неизбежна.
Создали учебный центр, где несколько месяцев реальные опытные пилоты учили, объясняли все нюансы большой авиации.
Факт № 4: Первое испытание было неудачным
Первое боевое испытание «Лютого» проходило в конце апреля 2023 года. Дрон-самолет должен был атаковать остров Змеиный. Но произошел сбой, и он улетел прямо в сторону Одессы. Из-за секретности испытаний нельзя было объявить воздушную тревогу. Но где-то за 30 км до берега пилоты поймали сигнал дрона и вернули его под свое управление.
Факт № 5: Приблизительно через две недели после неудачи — триумф.
После неудачи на первом испытании разработчики не сдались. И недели через две, третьего мая 2023 года, разработчики торжествовали. В российской деревне Волна на Таманском полуострове неожиданно для местных властей ночью загорелась нефтебаза.
Факт № 6: первая серийная партия дронов
Источник: УП
В конце августа 2023 года была готова первая серийная партия дронов «Лютий». 28 августа Силы спецопераций ВСУ ударили разными БПЛА по базе 126-й бригады береговой охраны Черноморского флота рф в Крыму в Перевальном.
По сути это было первое применение в бою «Лютого» и первое его опубликованное фото. Оно же последнее.
Факт № 7: первый дальний запуск «Февраля»
В конце февраля решили, что пора запускать «Лютий». Для первого запуска был выбран один из участков трассы в Черниговской области, которая когда-то использовалась как аэродром. Самолет поднялся в воздух с третьей попытки.
Тогда был прилет в нефтебазу у аэродрома в Сочи — единственный аэродром, работавший у россиян на Черном море.
Факт № 8: второй полет
Второй полет состоялся 10 дней спустя, 1 октября, и снова в район Сочи. В этот раз под удар «Лютого» попала стоянка вертолетов, обслуживавших в том числе и путинскую резиденцию.
Факт № 9: от неудачника к заказам от разных структур
Первую партию собрали по заготовкам фюзеляжей, а заказов на другие партии не было. ГУР будто летал на «Лютому», но много законтрактовать не мог. СБУ получила из первой партии тоже несколько бортов, но сначала отнеслась к ним очень осторожно, чтобы не сказать скептически.
Поэтому рассчитывать на сотни заказов было очень сложно. Пока не случился Санкт-Петербург. Заказы от различных структур начали расти, как и количество новостей о хлопке в глубоком тылу врага. Даже воздушные силы ВСУ недавно разместили крупный заказ и уже готовят группы операторов для этого БПЛА.
Факт № 10: Самые громкие совместные операции
Массовое производство и оперирование дронами позволило начать планировать масштабные совместные операции, в которые сразу вовлечены по несколько структур.
Самыми громкими совместными операциями нескольких служб сразу стали атаки на Новолипецкий меткомбинат, нефтеперерабатывающие заводы в Рязани, Нижнем Новгороде, Татарстане. Удары по рязанским объектам стали одной из визиток «Лютого».