💳 Trustee Plus — твоя персональна картка європейського банку: 3 хвилини і 10 євро 👉
Марія БровінськаГоряченькое
28 апреля 2023, 15:16
2023-04-28
Как урегулировать опасный Telegram в Украине, или что задумало Минкульт и почему это важно? Разбор
Министр культуры Александр Ткаченко призвал украинских чиновников к диалогу по регулированию мессенджера Telegram, который, по свидетельству военных, отслеживается российскими силовиками.
По словам министра, такая необходимость назрела потому, что сейчас Telegram конкурирует с медиа, подпадающими под регулирование государства. «Telegram создал в себе сообщество, закрытое от общества, в то время как все медиа, подпадающие под закон „О медиа“, открыты, известны их владельцы, есть определенная отчетность и т. д. Поэтому Telegram — это вопрос, который требует реально экспертного обсуждения», — отметил Ткаченко, отвечая на вопрос, есть ли у министерства видение, как относиться к набирающему популярность Telegram.
Между тем, еще одна причина побуждения чиновников действовать — засилье пропаганды и пророссийских нарративов в специально созданных каналах мессенджера. «Анонимные Telegram-каналы и множество российских активностей за рубежом. Кроме того, у Telegram нет обратной связи», — говорит чиновник. А еще часто владельцы каналов не платят налоги и не взаимодействуют с обществом прозрачно.
Кстати, недавно российский мессенджер стал вторым по размеру сервисом обмена сообщениями в мире.
Чем опасен Telegram
Ранее об опасности Telegram уже завляли украинские военные, эксперты по кибербезопасности и активисты.
В частности, глава ГУР Кирилл Буданов заявил, что «ключи от Telegram в ФСБ, и только у нее». Инициировал обсуждение этого вопроса у странского предпринимателя Ярослава Ажнюка. «По-моему, это немаловажная информация для общества. На уточнение, можно ли об этом говорить публично, глава ГУР ответил утвердительно. На вопрос «почему мы не говорим об этом на государственном уровне», Кирилл ответил в присущей ему манере: «Говорите», — отметил Ажнюк.
Предприниматель также отметил, что с главой Минцифры Михаилом Федоровым договорились подробно изучить факты, свидетельствующие о связи Telegram с Кремлем.
Между тем сомнений в причастности российских силовиков к работе мессенджера нет у киберэксперта Константина Корсуна. В качестве доказательств он приводит переписку с попавшим в плен в Херсоне херсонским журналистом Игорем Бондаренко, который рассказал о своем общении с российским гестапо.
«(Я) …переписку в Telegram вычистил все. Они (фсбшники) принесли переписку за полгода! Ту, которую удалили еще 3-4-5-6 месяцев назад. Бумаг было ну сантиметра полтора, такая пачка. То, что ФСБ контролирует Telegram? у меня нет никаких сомнений», — цитирует Корсун журналиста.
Еще одно доказательство — статья на Wired под немногозначительным названием «В чат зашел Кремль», где журналисты пишут о рисках использования Telegram. В ней рассмотрены наиболее резонансные кейсы, связанные с активным использованием кремлевцами мессенджера в своих преступных целях, а также исследованы вопросы, действительно ли сотрудничает платформа с террористическим режимом лаптеногих пушкинистов.
«Я уверен, что со временем количество доказательств причастности Дурова и его Telegram к кремлевцам перерастет в качество. Как это было в свое время с одноглазками и фконтакте. Пока таких доказательств уже вполне достаточно — но ведь в Украине снова скоро выборы, а большинство избирателей пользуются тележкой, через которую им можно втюхивать свою пропаганду. Хотя у палки есть несколько других концов: враждебная пропаганда, продажные ЛСД („лидеры общественных мнений“), игсперты и политолухи, информационные спецоперации, сознательная деза, мошенники всех калибров, „хорошие рюзки“, просто взбалмошны», — отмечает Корсун.
Кстати, СНБО регулярно мониторит контент Telegram, сообщая об опасных каналах, рассказывающих российскую пропаганду и фейки по Украине.
Возможно ли регулировать Telegram и кто это может делать
Глава минкульта Александр Ткаченко говорит, что так называемое регулирование Telegram пока находится на обсуждении на уровне «поговорим». «Но я думаю, что время пришло включать экспертную оценку того, каким образом должно происходить взаимодействие государства с телеграмом», — подчеркнул он.
История о том, кто мог бы стать регулятором одного из самых популярных мессенджеров, интересна. dev.ua обратился в Госспецсвязи — там нам сообщили, что это не их сфера ответственности. В Минцифри запрос издания по такой сенситивной теме не прокомментировали.
Однако на днях глава Минцифры Михаил Федоров заявил, что хочет в режиме реального времени сканировать все, что происходит в социальных сетях. «Все проблемные вопросы, проходящие на форумах, Facebook, Instagram, Telegram. О чем люди говорят, какие у них проблемы, где плохие услуги, чем они жалуются. Параллельно анализировать все обращения граждан в контакт-центры и выводить проблематику дашборд с ключевыми темами чиновникам и министрам. Очень часто политики оторваны от реальности. Тем более что сейчас активные боевые действия, много разрушенного имущества, много проблем у людей, нужно в режиме реального времени понимать, что происходит», — рассказал Михаил Федоров на конференции Forbes «Сверхлюди».
Между тем, народный депутат, заместитель председателя комитета, председатель подкомитета цифровой и смарт-инфраструктуры, электронных коммуникаций, кибербезопасности и киберзащиты Александр Федиенко рассказал dev.ua, что не слышал об имеющейся коммуникации по регулированию Telegram. «Возможно, спецслужбы имеют решение в случае угроз первым лицам страны. Законодательных инициатив, которые готовились бы, я по этому поводу, я не видел», — сообщил он.
Также Федиенко говорит, что регулировать Telegram технически практически невозможно. Так как он существует в виде приложения, а браузерная версия теоретически блокируется, но коряво. «У нас нет технических механизмов влияния», — подчеркивает он.
Соглашается с депутатом и эксперт по киберзащите, белый хакер Никита Кныш. «Зелененькие рАгуляторы уже многое пробовали регулировать. роскомнадзор тоже пытался контролировать. Когда они обосрались, видел весь мир. Как обосрались зеленые рАгуляторы до войны также видел весь мир», — отметил он в комментарии dev.ua.
Отказаться от Telegram — поможет ли это Украине
Отказываться от мессенджера Дуров призывает не только силовики и киерэксперты, но и рядовые пользователи мессенджера. В частности, политолог Николай Давидюк своим примером показал, что это возможно.
«Он — Дуров, а мы — дураки, пока пользуемся его программой, потому что он сотрудничает с ФСБ», заметил в одном из интервью Давидюк.
Между тем Константин Корсун, сознательно имеющий собственного канала в Telegram, говорит, «телега» уже встроена в систему государственного управления Украины. Действительно, каждый государственный орган и почти все чиновники имеют собственные каналы, охватывающие миллионные аудитории.
В частности, он выделяет следующие примеры:
Telegram является базой для официального приложения «Враг»;
Telegram является официальным каналом коммуникации для многих министерств;
Техподдержка в «Действии» осуществляется через ТГ-бота;
через Telegram-бота даже можно уже получить квалифицированную электронную подпись (КЭП) в одном из государственных банков.
«Я сейчас непопулярную вещь скажу, но кто-то должен ее сказать. Каждый, кто продолжает использовать Telegram, фактически поддерживает этот продукт, а значит поддерживает Дурова. И тех, кто за ним стоит. Делает продукт популярным, невзирая на его очевидную связь с людоедской империей. В современном мире много других мессенджеров и источников информации. И без Telegram вполне можно обойтись», — отметил Корсун.
Собственно, его гипотезу на днях подтвердили власти Бразилии, с блокировав мессенджер Дурова в стране, поскольку приложение не предоставляло Федеральной полиции все данные о неонацистских группах, которые якобы зарегистрированы на платформе. В стране суд обязал телефонных операторов и магазины приложений немедленно удалить приложение. При этом Дуров планирует обжаловать это решение, поскольку отмечает, что данные приглашенные чиновниками страны выделить невозможно.
В то же время, CEO DevRain Александр Краковецкий считает, что проблема с Telegram намного глубже и ее невозможно решить запретом или принуждением.
«Можно сколько угодно рассказывать о том, что этот мессенджер нужно запретить, потому что _____ (здесь список абсолютно правильных и рациональных аргументов), но что делать после этого — никто не может сказать», — отметил он в своем сообщении на Facebook.
Украина стала частью программы Digital Europe в 6 млрд евро. Как получить финансирование на свой проект
Украина получила доступ к финансированию цифровых проектов в рамках программы ЕС «Цифровая Европа» на 6 млрд евро. Об этом сообщил сегодня министр цифровой трансформации Михаил Фёдоров.