Вікторія ГорбікСпецпроекты
23 июня 2023, 09:00
2023-06-23
Хотел работать на «галере», а основал собственное диджитал-агентство. Как киевлянин развил собственное дело во время войны
Ярослав Сухарев — из семьи военнослужащего, родился в Киеве. Сейчас он founder украинского диджитал-агентства MyZi Digital, рожденного в подвале под обстрелами, которому недавно исполнился один год. Он рассказал dev.ua о рождении, которое почти совпало с вторжением россиян в Украину, развитие под выстрелами, расширение и дальнейшие мечты.
Он рассказал, что в сфере SEO, то есть продвижения и развития сайтов в интернете, работает достаточно давно, с 2015 года. До этого с 2010 года занимался SЕО-капирайтингом в одном международном историческом проекте для собственного удовлетворения и параллельно вел предпринимательскую деятельность в индустрии охраны и безопасности.
«Там была такая глава как информационная безопасность, и именно тогда я начал интересоваться айтишной тематикой серьезно», — говорит Ярослав.
2014 год заставил его стать перед выбором. Как он рассказывает, на работу тогда устроиться было нельзя, все залегли в спячку, а Ярослав все же вспомнил о приятеле из SEO и решил тоже пойти туда.
«Хочу на галеру»
Ярослав окончил курсы в 2015 году и сразу вместе с другом взял бесплатный проект, далее в качестве основной работы пошли проекты на фрилансе.
Вместо галеры Ярославу поступило предложение поработать в digital-агентстве полного цикла SvitSoft на позиции SЕО Teamlead. Там он возглавил отдел СЕО, занимался его развитием и продвижением, создал крутую команду.
Прыжок в войну
По словам бизнесмена, в конце 2021 года он уже начал задумываться о собственном деле и развитии, планировал плавно переходить на что-то свое, работая параллельно в компании.
Но именно 24 февраля, когда в Украине началось полномасштабное вторжение россиян, Ярослав сказал себе «стоп» и, по его словам, решил, что придется наверняка начать собственное дело намного раньше планов.
Желая помочь, еще когда он работал в составе Svitsoft, Ярослав присоединился к развитию благотворительного проекта Stand with Ukraine. Это сайт, который помогал привлекать средства на ВСУ из международных компаний и неравнодушных людей по всему миру.
Диджитал из подвала
Именно после реализации благотворительного проекта в начале марта Ярослав отметил, что он окончательно решил делать что-нибудь свое.
Поскольку его предпочтения остались на стороне SEO и продвижения, Ярослав говорит, что начал анализировать рынок, что на тот момент происходило с диджиталом. Но в итоге оказалось, что почти весь диджитал-бизнес просел в Украине.
«И здесь я понял, нужно начинать сейчас, пока все остановилось, надо запрыгнуть в этот вагон, пока ниши пусты», — отмечает бизнесмен.
Как он рассказал, решил — и сразу с начала марта создал собственное диджитал-агентство из подвала, под ракетами, под обстрелами.
Кооперация
Первый месяц, по словам Ярослава, он все делал сам. Но уже в начале апреля увидел развитие и расширение, заинтересованность в агентстве других компаний и понял, что потребуется расширение команды. И он предложил партнерство своей коллеге из SvitSoft Наталье Тарасенко.
Буферный месяц они поработали бесплатно, все вкладывали в развитие и дальше начали развитие MyZi Digital уже вдвоем. Поэтому днем рождения своего агентства Ярослав и его команда считают 5 апреля, когда они с партнершей пришли к согласию.
Особенность MyZi Digital
Бизнесмен отметил, что когда он анализировал рынок еще до открытия собственного агентства, то пришел к выводу, что в Украине много агентств, но большинство из них сфокусированы только на конкретных нишах. К примеру, медицинскими проектами занимаются одни компании, e-commerce берут на себя другие, гемблинг закрывают третьи.
Учитывая, что бизнес в начале полномасштабной войны в Украине был полумертв, партнеры решили в качестве помощи предоставлять консультации предприятиям по созданию, продвижению и развитию сайтов, предоставляли полезные инструкции.
Вспоминая работу летом 2022 года, Ярослав отмечает, что на тот момент у них даже сайта почти не было, работало сарафанное радио и соцсети.
«У нас не было того, что сейчас для диджитал-компании необходимо, ни сайта, ни брендбука, ничего», — говорит он.
По его словам, сайт для диджитал-агентства — это просто необходимость. В первую очередь для ориентира того, чем занимается компания, и обнародования достигнутых результатов.
О команде
Ярослав говорит, что сначала они работали почти вдвоем. Он полностью закрывал всю рутинную работу по работе с клиентами, SEO и PPC. Наталья полностью закрывала все вопросы коммуникации с клиентом.
Прошлым летом, как он отмечает, произошел небольшой толчок в украинском бизнесе, он начал просыпаться. Несмотря на то, что активность обстрелов на тот момент снизилась, сотрудники агентства продолжали работать удаленно, и по словам Ярослава, вопрос об офисе даже не стоял.
В то же время компания продолжала «обросать специалистами» наряду с расширением клиентской базы, для полноценной работы нужны были SEO-специалисты и SMM, начал формироваться отдел аккаунтов — основа любой диджитал-компании.
Сейчас MyZi Digital открыл офис в Киеве и продолжает постепенно расширять команду, как говорит Ярослав, ищут качественных специалистов. К сотрудничеству открыто любое направление агентства, набирающих специалистов на SEO, на SMM, на target, на PPC и другие. Но он сразу акцентирует внимание, что агентство не обходит и джунов.
В агентстве сейчас работают 5 человек непосредственно в команде и 3–4 фрилансера. Большая часть команды находится в Украине, некоторые — в странах Евросоюза. До конца года компания планирует расширить коллектив до 10 человек.
Закалка
Вспоминая времена блекаутов, Ярослав, по его словам, посмотрел на несколько шагов вперед. Еще до перебоев с энергоснабжением понял, что возможны случаи, когда придется искать источники электроэнергии. Организовал себя и команду так, чтобы западные партнеры не знали, что у них есть какие-то проблемы.
Таким образом, решили купить генератор, который Ярослав увез на дачу. Туда могли приезжать коллеги в любой момент, чтобы им воспользоваться.
«Но каждый хотел работать в большинстве своем из дома, и пришлось эти процессы тоже организовывать», — говорит Ярослав.
Одним из лайфхаков стал подсмотренный в YouTube аккумулятор и преобразователь с 12V на 220V для возможности питания. Такими устройствами оснастили кого-то из команды. У других были генераторы. Кроме того, договорились с провайдерами об оптоволокне и определенными устройствами подпитывали роутеры.
О клиентах и конкурентах
Сейчас агентство работает не только по Киеву, но и по всей Украине, а также со странами Евросоюза, США и Азии. «По всему миру, кроме россии и беларуси», — говорит Ярослав.
У MyZi Digital постоянно примерно 8 клиентов, но среди них есть крупные компании, имеющие по 10 сайтов. Иногда заказчики заходят точечно для получения SMM-услуг или продвижения.
Как и говорил ранее Ярослав, поскольку агентство не выбирает определенную сферу, то и клиенты разные: медицина, информационные технологии, репутация в интернете, строительство, e-commerce, одежда, стиль, техника или оборудование и т. д.
Говоря о работе с клиентами, основанной на собственном опыте и работе конкурентов, Ярослав отмечает, что основная составляющая — это совмещение технического момента, бизнеса и человеческих отношений. И это присутствует в основном в небольших агентствах, которые еще не «поставили клиента на поток». И в перспективе развития бизнесмен отмечает, что они хотят оставить клиентоориентированность и человеческое отношение среди своих преимуществ.
По словам Ярослава, существует мнение, что конкуренты — это чуть ли не враги. Но он отмечает, что в диджитал-сфере они все коллеги.
И акцентирует внимание, что существующие диджитал-агентства не конфликтуют между собой, а кооперируются, чтобы развиваться.
О финансах
Бизнесмен рассказал, что стартовал вообще с $1000 собственных сбережений. Они пошли в первую очередь на поддержание личной жизни, «чтобы было, что есть», а также создание инфраструктуры, в том числе CRM-системы, оплаты Google Workspace, поддержки хостов и других сервисов для организации работы с клиентами.
Весной 2022 года постепенно начали поступать средства от клиентов, позволяющие покрывать базовые расходы. А с июня агентство уже начало получать заработок. Сначала средние обороты составляли от 50 000 грн до 100 000 грн, однако тенденция пошла к увеличению, как говорит Ярослав, пока сохраняется и сейчас.
Планы, мечты и цели
По словам Ярослава, агентство намерено войти в ТОП-10 диджитал-компаний Украины.
Кроме того, одной из целей, по его словам, является желание создать такой микроклимат в компании, в которой будет не только комфортно работать, но и престижно. Где можно будет развиваться, реализовывать себя и чувствовать невероятное единение с командой.
Следующей целью является изменение восприятия диджитала как разрозненных инструментов для сайтов или страниц в соцсетях, используя глобальный инструмент, позволяющий бизнесу взять максимум из онлайна.
Не обошли и финансовые цели. На следующий день рождения MyZi Digital планирует выйти на оборот в миллион гривен в месяц.
Щодо просування сайтів. перші ніж їх просувати, я вважаю, що треба зробити хороший, гарний та якісний сайт. Наприклад, це можна зробити за допомогою компанії https://www.adspace-marketing.com/sozdanye-sajtov-2/lending-page/