Как датчики столичного инженера меняют рынок «умных решений» в Украине

Виктор Долгопятов — инженер с 20-летним стажем. Он начинал свою карьеру с создания первых «умных домов» в Украине. Сегодня изобретатель создает «умные решения» для города и солнечных электростанций. За какими из них охотятся частные компании и городские власти, читайте в нашем материале.

Как датчики столичного инженера меняют рынок «умных решений» в Украине

Виктор Долгопятов — инженер с 20-летним стажем. Он начинал свою карьеру с создания первых «умных домов» в Украине. Сегодня изобретатель создает «умные решения» для города и солнечных электростанций. За какими из них охотятся частные компании и городские власти, читайте в нашем материале.

Инжиниринг

Виктор учился в промышленно-экономическом колледже при Национальном авиационном университете. Говорит, что там на 3-м курсе уже знал то, что студенты изучают на 5-м курсе Политехнического института.

«Было очень много математики — всего 11 семестров. Физики — 10 семестров. Нас готовили как военных инженеров», — вспоминает изобретатель.

В магистратуру Виктор не захотел поступать. Но стал соискателем при аспирантуре Института охраны труда. Долгопятов объясняет, что тогда работал с так называемыми «экспертными системами».

Нужно было описать характер человека в математике. Происходили взрывы в карьерах. Эксперт должен принимать решения — проводить его или нет. Были начальные параметры: например, чтобы не было обвала и не погибли люди, вспоминает Виктор.

Фото — из личного архива Виктора Долгопятова

Такие исследования должны были заменить комиссии, людей для которых физически не хватало. Наш герой не завершил проект, потому что наука того времени не приносила достаточно денег. Поэтому он начал продавать и обслуживать компьютерную технику — такое дело как раз набирало популярность в начале 2000-х, когда работал Долгопятов. Впоследствии к этому добавил прокладку кабельных систем.

А в 2004 году знакомый предложил Виктору проектировать «умные дома». За 1,5 года Долгопятов переквалифицировался и занялся новым инжинирингом.

«Нас тогда было целых 6 экспертов на всю Украину. Это направление остался и по сегодняшний день, я занимаюсь им 17 лет», — рассказывает Виктор.

В какой-то момент Долгопятов понял, что не все устройства для проектирования есть в Украине. Так, в 2012 году появилось КБ «Северо-Запад». Там изобретатель создавал собственные контроллеры.

Война 2014 года

В 2014 году началась война на Востоке Украины. Виктора и его команду привлекли к военным разработкам. Это была работа с частными заказами, сделанными с подачи государства.

Задачей Долгопятова было придумать, внедрить, провести исследования и создать документацию для Министерства обороны.

Фото — из личного архива Виктора Долгопятова

Инженер рассказывает, что им отдавали старые военные машины. Была задача перестроить систему электропитания, добавить радиостанции и антенны и создать рабочие места для командиров и связных. Виктор работал с более 40 видами бронетехники.

«Разработанного и изготовленного нами оборудования сейчас много в армии — это тысячи единиц», — уточняет Долгопятов. 

Фото — из личного архива Виктора Долгопятова

Виктор работал в зоне АТО, в районе Авдеевки и Волновахи. Там он провел более полугода. Со временем изобретатель начал работать с корпусами военной техники. Команда Виктора начала производить их из алюминия, стали и полимеров.

На пике развития, в 2016 году, в компании Виктора работало 180 человек. Однако с приходом новой власти в 2019 году и вспышкой пандемии в 2020 году производство полностью прекратилось.

Стартап Atmosphere

Параллельно с военным производством, Виктор с 2018 года начал развивать стартап Atmosphere.

Сначала это должна была быть система, которая анализирует состояние метеозависимых людей. Но поскольку ее было проблематично монетизировать, Виктор начал менять само устройство. Так появились датчики для измерения состояния воздуха в городе.

Фото — из личного архива Виктора Долгопятова

Команда изобретателя попала в европейский акселератор ClimateLaunchpad'19, который проводил питч в Киеве и Ивано-Франковске. Занятое третье место в Украине позволило попробовать свои силы в Нидерландах. И хотя там не удалось получить финансирование,  это был полезный опыт для понимания работы со стартапом, вспоминает наш герой.

Долгопятов вкладывает в датчики исключительно собственные средства. До пандемии эта сумма составляла более 1 млн грн. Коронавирус заставил Виктора и команду искать новые способы применения девайса.

Сейчас написано много серверного софта. Создано шесть поколений разных метеостанций.

Решение состоит из 3 подсистем. Первая — это метеостанции и метеосенсоры, которые собирают информацию об атмосфере: температура, влажность, давление, ультрафиолет и др.

Фото — из личного архива Виктора Долгопятова

Они должны стоять по всему городу. Виктор говорит, что большой город по структуре напоминает горы и каньоны. Поэтому нужно учитывать показатели розы ветров проспектов и микрорайонов. Например, на одной высотке с разных сторон можно поставить датчики ветра и они будут давать разные показатели, добавляет эксперт.

Вторая составляющая — это серверы, которые аккумулируют данные. В том числе сбор данных из исторических архивов за период до 30 лет.

Третья часть — система передачи данных. Чтобы передавать информацию со станций к серверам.

Проблемы с датчиками

Виктор считает, что большинство датчиков в городах не являются профессиональными. Они установлены в рамках волонтерских программ или общественных инициатив. Это хороший старт, говорит изобретатель. Но вместе с тем возникает ряд проблем.

В Киеве установлено около 300 таких устройств, из них работающих — более половины. К тому же, все они разные, и не совсем прозрачная процедура их поверки.

Также есть вопрос по поводу правил установки датчиков. Кто-то ставит на седьмом этаже, кто-то на двадцатом, другие — на  первом. Затем эти данные трудно собрать в одну систему, констатирует исследователь. Потому что в них разные показатели. И нет одной унификации.

Фото — из личного архива Виктора Долгопятова

В Государственной службы по чрезвычайным ситуациям также есть свои устройства. Но это система так называемого раннего предупреждения, объясняет Виктор. Например, установленны три датчика для определения уровня радиации. Но они с задержкой дают онлайн-информацию, говорит наш герой.

Что касется метеостанций, то их в Киеве начали устанавливать только с прошлого года. Они есть на дорогах. По словам Виктора, в Киеве таких должно появиться около 20 штук. Но для них нужны станции коррекции, которые перепроверяют работу устройств. Сейчас их не хватает. Устранитьвсе эти проблемы Долгопятов и его команда хотят при  помощи собственного решения.

«Мы не говорим, что мы лучшие. Просто хотим сделать более четкую картинку погоды по городу. И есть желание делать прогнозы для разных районов Киева», — объясняет Виктор.

Инженер подсчитал, что сегодня нужно 120–140 его устройств для столицы. Сейчас срок их работы три года, но в планах — увеличить «жизнь» датчика до десяти лет. Сегодня Виктор ведет переговоры с киевской городской властью по установлению своего продукта.

Фото — из личного архива Виктора Долгопятова

Он добавляет, что перед местными чиновниками стоит задача мониторинга воздуха для школ и детсадов. Например, когда говорят, что в школе пыльно, это может быть связано с облаком пыли, которая пришла из другой области. Изобретатель говорит, что его датчики могут это зафиксировать, и тогда не нужно долго проветривать классы, как этого часто требуют правила.

Следующими после Киева городами для установки системы могут быть Славутич и Днепр. Также есть частичные договоренности с Чернобылем. Виктор говорит, что в случае пожара тамошних лесов нужно понимать, есть ли радиационная угроза, и если да, то сколько радиации дойдет до столицы.

Решение для солнечных электростанций

Кроме решения проблем с воздухом для большого города, Долгопятов разработал системы для прогнозирования выработки электроэнергии.

Для ветра это сложнее — слишком большая погрешность. Но для солнечных электростанций это реально. Потому что сейчас за неправильные прогнозы владельцы платят большие штрафы.

Дело в том, что такие станции должны выдавать прогноз каждый час на сутки вперед. Сегодня это делают с помощью данных спутника. Виктор говорит, что этого не всегда достаточно. Потому что 24 прогноза на день плюс их коррекция — это 40 показателей, которые «не всегда корректны для спутника».

Фото — из личного архива Виктора Долгопятова

Решение изобретателя базируется на кластере метеостанций, которые анализируют работу одной солнечной станции. Сейчас команда Виктора подала заявку на патент собственной технологии.

Также сегодня он ведет переговоры с компанией ДТЭК и владельцами частных солнечных электростанций для запуска пилотных проектов. Суммы потенциальных сделок инженер не называет.

Хотя добавляет, что сам датчик стоит относительно недорого. Куда дороже обойдутся вычислительные мощности, а именно сотни видеокарт, на которых идет обработка данных данных. Но у Виктора есть 2-летний грант с компанией Amazon AWS на использование облачных сервисов. К тому же, изобретатель имеет собственный серверный парк, который собрал в процессе реализации различных проектов.

Хочете повідомити важливу новину? Пишіть у Telegram-bot.

А також підписуйтесь на наш Telegram-канал.