💳 Термінова новина! Trustee Plus — найкраще рішення для розрахунку криптою 👉
Вікторія ГорбікИстории
27 сентября 2023, 09:15
2023-09-27
«Проектирование — это просто, а создание — это тяжело». Поклонник электромобилей из Львова перерабатывает дизельные тракторы на электрические, работающие в 10 раз эффективнее
Почти два с половиной года назад живущий во Львове айтишник Василий Летнянчин разработал электротрактор, который не уступает мощность дизельным аналогам, может работать без подзарядки до двух недель и заменит генератор или электрическую станцию. Как Василий прошел путь от игрушки для сына до сельскохозяйственной техники, сколько электротракторов уже создано, как проходит процесс сертификации и когда можно будет ожидать первую серию, разработчик рассказал dev.ua.
Василий родился в Евпатории, но еще подростком в далеком 1994 году переехал с родителями в Дрогобыч и почти 30 лет живет во Львовской области. Он учился во Львовской политехнике на кафедре программного обеспечения и по специальности — программист.
Василий называет себя поклонником электромобилизма и электрификации. С этого, как он говорит, все и начиналось.
Недавно Василий даже проводил курсы электрификации транспорта для детей и рассказывал им о преимуществах автономности. В качестве примера он приводил дом своего отца в деревне, который ездит на электромобиле Nissan Leaf, имеет электротрактор и поле, питается и обогревает дом от солнечных панелей, имеет собственное водоснабжение из скважины и колодца и водоотвод в специальные резервуары, вдобавок еще и получает средства по зеленому тарифу за ту неиспользованную электроэнергию, возвращаемую в сеть.
Василий имеет небольшую собственную IT-компанию по разработке ИДК для украинских атомных станций и другого ПО в сфере телекома, автомотива, хеллскеа и других.
«Вообще основная моя профессиональная жизнь все-таки состоит из IT и программного обеспечения», — говорит он.
Сначала был баги
Три года назад для своего сына Василий вместе с отцом сконструировал баги на солнечных батареях. Раму сварил отец Василия, колеса взяли от стареньких «Жигулей», мотоциклетные амортизаторы и сиденья от RENO Clio. Баги оснащен солнечной панелью на крыше, благодаря ей он и двигается.
«Мощности много, даже для того, чтобы делать небольшой дрифт», — отметил сын Василия в видео-обзоре автомобиля.
Следующая остановка — электротрактор
Через несколько месяцев после создания баги Василий вместе с отцом задумали произвести электрическую сельхозтехнику и начали с тракторов.
Купили дизельный полноприводный минитрактор Shifeng — SF 244 на 24 лошадиные силы и вдвоем переработали его на электрическую модель, которую потом назвали электротрактором «Kolos».
Сейчас уже готовы пять переработанных электротракторов и Василий работает над шестым, большим трактором мощностью 50 лошадиных сил на базе трактора lovol 504. Один работает у отца разработчика на ферме, второй в селе Мурованое на строительстве у инвестора и партнера Василия. Еще три тестируют другие предприниматели.
Все электротракторы оборудованы солнечными панелями, заряжающими основную батарею, инвертор на 220 V. По сравнению с дизельным аналогом, электротрактор на одном заряде выполнит в 10 раз больше работы (не считая смазки и другие расходы на обслуживание техники). Четыре из изготовленных тракторов работают на электродвигателях от электрического Nissan LEAF, пятая модель, которую как раз сертифицируют инженеры, оснащена китайским электродвигателем.
Электротракторы используют для любых обычных и тяжелых сельскохозяйственных работ, вроде, вспашки или боронования и фрезерования на земле. А также в качестве генератора или электрической станции для подключения разнообразного электроинструмента.
О производстве и сертификации
При наличии всех комплектующих, валов и других деталей, которые инженеры изготавливают сами, на сбор одного электротрактора приходится примерно неделю.
«Но основное время занимает логистика, закупка и доставка нужных комплектующих, а здесь время иногда бывает почти неограниченное», — акцентирует Василий.
Основные комплектующие инженеры заказывают из Китая, но в дальнейшем при организации серийного производства планируют максимально использовать украинские детали и даже электронику и контроллеры.
Разработчики занимаются сертификацией и получением разрешений на свою методику, чтобы в дальнейшем иметь возможность наладить серийное производство и продавать изготовленные тракторы. В течение полугода, по словам разработчика, он планирует завершить доработку меньшего трактора согласно внесенным «объективным и субъективным» замечаниям, и пройти сертификацию, но говорит он об этом неуверенно.
О команде
Василий рассказывает, что собирать первый трактор они начали с отцом в собственном гараже. Затем к ним присоединился дядя, токарь по специальности, он помог в разработке механических частей, соединение двигателя с коробкой передач, а также сам производил некоторые металлические детали.
Сейчас разработчики обустраивают большой цех для производства в Дрогобыче Львовской области. И все последующие 5 тракторов были переоборудованы там.
Фактически над проектом сейчас работают семь человек, включая маркетолога и шофера, говорит Василий.
О ценах и продажах
Пока электротракторы «Колос» разработчики еще не могут продавать официально, потому что процедура лицензирования устройства еще не завершена. Расчетная цена по словам Василия будет варьироваться около 12 000–15 000, в зависимости от комплектации (например, без солнечной панели или без инвертора электротрактор будет дешевле). Дизельный Shifeng — SF 244, который положен в основу «Колоса», стоит примерно $5000.
По словам Василия, тракторы на 24–25 лошадиных сил подходят для малых фермерских хозяйств, но они не всегда могут себе позволить купить электротрактор по цене в 2,5–3 раза больше дизельного трактора. А средние или крупные фермерские хозяйства интересуют большие тракторы от 50 лошадиных сил. Дизельный lovol 504 стоит около $20 000, а электрический будет стоить около $30 000.
О партнерстве и финансах
У Василия есть партнер, вместе с которым они развивают проект электрификации тракторов. Вместе с ним они делят финансовую нагрузку производства, большая его часть приходится все же на партнера Василия, которого он пока не называет, операционной работой занимается сам Василий вместе с другими инженерами.
На аренду помещения, переоборудование его в цех, закупки станков, инструментов, разного оснащения и комплектующих, а также, конечно, самих тракторов, которые потом перерабатывали на Kolos у партнеров ушло, по словам Василия, несколько миллионов гривен.
О планах
Василий рассказал, что планирует делать еще большие тракторы и в перспективе электрифицировать агросектор Украины.
Вот несколько аргументов, которые разработчик приводит для необходимости перехода на электротехнику вместо горючего:
Энергонезависимость: дизельное топливо и бензин, как и большинство горюче-смазочных материалов имеют российское происхождение, или в том, или ином случае поставляются из-за границы, переходя на электричество, можно рассчитывать на производимую в Украине электроэнергию.
Национальное преимущество: пользуясь украинским электричеством, потребители поддерживают национальную экономику страны.
Экология: экологическая неувязка, это глобальная неувязка мира и решать ее необходимо, в том числе переходом на другие источники энергии.
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).