На 10 мая в Украине около 4050 айтишников имеют действительное бронирование. Еще около 1300 специалистов ожидают решения.
Об этом говорится в материале издания DOU, которое получило комментарий от Минцифры.
«По состоянию на данный момент процедура бронирования остается в силе. Представление списков не приостановилось, компании продолжают подаваться. Но срок ожидания решения несколько увеличился. Это происходит волнами и связано с большой нагрузкой на Генеральный штаб и Минэкономики», — говорят в министерстве.
Главный юрист Львовского ИТ Кластера Нестор Швец рассказал DOU, что «закон 10449 — это новая реальность на старый лад», которая не увеличит количество забронированных айтишников.
Среди главных преград он выделяет:
Квоту в 50% военнообязанных работников.
Дефицитные военно-учетные специальности.
Люди без военного учета.
«Самая главная проблема — люди без военного учета. Не секрет, что их много. Человек боится прийти в ТЦК оформить документы, потому что завтра может оказаться на фронте. Думаю, не хватает цифровизированного способа вне территориальных центров это сделать. Нет безопасных и понятных механизмов, как встать на учет без немедленной мобилизации. Например, можно было бы добавить льготный амнистический период в месяц или два», — считает Нестор Швец.
По его словам, с 18 мая постановление 76, регламентирующее бронирование, должно быть изменено. Это может изменить квоты или определить список подлежащих бронированию профессий.
8 мая Кабмин изменил порядок бронирования — теперь забронированных будет утверждать не Генеральный штаб, а Министерство обороны. То есть, Минцифры после проверки полноты перечня, наличия обоснования и соблюдения требований по количеству будет подавать список на согласование Минобороны. По-прежнему бронирование осуществляется по решению Минэкономики.
Претендовать на бронирование могут только военнообязанные, имеющие актуальные обновленные военно-учетные документы (ВОД). В то же время, четкого определения, что такое ВОД — нет.
Как говорит юрист адвокатского объединения Paradigm Иван Щеглаков, ВОД должен быть актуальной формы, то есть установленной законодательными актами и считающейся действительной. Кроме того, военнообязанный должен иметь актуальное решение военно-больничной комиссии. В мирное время ВЛК нужно проходить раз в пять лет, во время военного положения раз в год.
«По мнению Генштаба, о человеке должна быть исчерпывающая запись в реестре военнообязанных „Оберіг“. То есть обновленная ВОС, свежая ВЛК. В частности, ВОС-ы меняли последний раз массово в 2018 году, даже в 2023-м были минорные изменения. Дистанционно это сделать невозможно», — указывает Нестор Швец.
Вместе с тем в Минцифре указывают на следующие признаки актуального ВОД:
человек имеет военный билет/временный военный билет;
человек имеет воинское звание и ВОС;
указанная актуальная военно-учетная специальность (ВОС по военному билету содержится в 317 приказе для солдат или в 444 приказе для офицеров);
человек состоит на учете в ТЦК и СП на подконтрольной Украине территории.
«В конце концов, непонятна логика на уровне ТЦК, когда кого-то мобилизует, а кого-то — нет. По сути, люди в большинстве своем считают, что от мобилизации можно просто спрятаться. Спрятаться не получится на самом деле, то есть это путь в никуда. Это проблема просто отложенная. И это тупик. Хотелось бы иметь единые правила с четкими механизмами», — говорит Нестор Швец.
«Будем иметь не 10% воюющих айтовцев, а 50%». Президент SoftServe, директор Luxoft в Украине и CEO AlexSoft о последствиях мобилизации и бронирования айтовцев
Внедрят ли в Украине экономическое бронирование и изменят ли парламентарии критерии для признания предприятий критической инфраструктурой — объяснение нардепки
Підключай Megogo зі знижками за акційними тарифами.