Как экс-офицер украинской армии начал зарабатывать тысячи долларов, комментируя игры в Counter-Strike

После того как мы писали о 18-летнем победителе в Dota 2, который стал долларовым миллионером, на редакцию обрушился вал комментариев, и только ленивый не написал о том, что теперь все будут прогуливать школу, ночами сидеть за играми лишь бы не ходить в школу.

Мы попросили Александра «Enkanis» Полищука рассказать о том, что же на самом деле происходит внутри киберспорта. Александр — один из самых известных киберспортивных комментаторов, который комментировал шестнадцатый в истории турнир серии Major по Counter-Strike: Global Offensive (CS:GO) — PGL Major Stockholm 2021, и в прошлом сам участвовал в турнирах.

Оставить комментарий
Как экс-офицер украинской армии начал зарабатывать тысячи долларов, комментируя игры в Counter-Strike

После того как мы писали о 18-летнем победителе в Dota 2, который стал долларовым миллионером, на редакцию обрушился вал комментариев, и только ленивый не написал о том, что теперь все будут прогуливать школу, ночами сидеть за играми лишь бы не ходить в школу.

Мы попросили Александра «Enkanis» Полищука рассказать о том, что же на самом деле происходит внутри киберспорта. Александр — один из самых известных киберспортивных комментаторов, который комментировал шестнадцатый в истории турнир серии Major по Counter-Strike: Global Offensive (CS:GO) — PGL Major Stockholm 2021, и в прошлом сам участвовал в турнирах.

Игроки говорят, что исторически сложилось так, что команды не делятся по национальностям. 

«Сложно найти сейчас однонациональную команду в киберспорте», — комментирует Александр. 

Клубы приглашают легионеров из разных стран, а привязка к стране формируется по месту регистрации компании, от которой они выступают. 

Первые шаги к профессии  

Александр «Enkanis» Полищук, талант (киберспортивный комментатор и аналитик) WePlay Esports Фото: WePlay Holding

Начиналось все, как говорит Александр Полищук, как и у всех: с игр в компьютерных клубах, прогуливания школы и заявлений родителей о зависимости. Уже с 2005 по 2007 год Полищук играл в составе киевской команды, которая занимала 3-4 место на региональном уровне, но тогда киберспорт Александр не рассматривал как что-то серьезное.

Александр в 2012 году закончил курс психологии в военном институте при университете им. Т. Шевченко. И на рубеже 2009–2010 года в период активной учебы нынешний киберспортивный комментатор об участии в турнирах и играх даже на какое-то время забыл. 

В 2015 году, покидая в чине капитана военную службу в киевских радиовойсках, Александр начал рассматривать перспективу стать киберспортивным комментатором. Он поставил себе цель попасть в эту сферу, имея за плечами опыт и интерес к играм.

Все комментаторы киберспортивных дисциплин были самоучками, попасть в структуру можно было или случайно, или по знакомству.

Деньги и киберспорт. Сколько украинская NAVI заработала за первые полгода
Деньги и киберспорт. Сколько украинская NAVI заработала за первые полгода
По теме
Деньги и киберспорт. Сколько украинская NAVI заработала за первые полгода

В NAVI

И «Enkanis» благодаря знакомству с одним из парней, с которым в 2008 году они вместе играли в CS, попал в NAVI журналистом.

Студия русскоязычной трансляции PGL Major Stockholm 2021 от WePlay Esports Фото: WePlay Holding

«Конечно, я понимал, что комментировать игры сразу мне никто не даст», — вспоминает Александр. Вначале Александр писал на сайте NAVI статьи о команде, о турнирах, брал интервью. И такой подход принес свои плоды. 

NAVI решили открыть свою собственную студию освещения турниров, и Полищук предложил на один из них свою кандидатуру. Гарантий не было никаких, изначально никто не был готов брать в таланты никому не известного человека без опыта. Но «Enkanis» Полищуку повезло, и ему все-таки дали комментировать китайские турниры в Пекине и Тайбэе. 

«Сна в тот период не было, — шутит комментатор, — турниры начинались в три ночи». 

Но Александр говорит, что это дало возможность набраться опыта, и потом его допустили уже к более крупным турнирам, а со временем пригласили работать по контракту.

Полищук говорит, что его взяли талантом на большие турниры за трудолюбие. Хотя тут сыграл большую роль и хороший игровой бэкграунд, который позволял ему дать экспертизу игре и выступить не только  комментатором, но и аналитиком и ведущим.

«Я выделялся этим на общем фоне, — вспоминает „Enkanis“, — но не прекращал работать над собой».

Александр «Enkanis» Полищук и Алексей «уХо» Малецкий, таланты WePlay Esports во время русскоязычной трансляции PGL Major Stockholm 2021 Фото: WePlay Holding

Не в деньгах счастье

Первые деньги как комментатор киберспортивных турниров Александр получал по устной договоренности $2 за карту, то есть примерно за час работы. За месяц можно было откомментировать примерно до 30 карт максимум, и это было бы около $60. Следующий контракт Полищук уже получил на $150 в месяц. 

Параллельно с занятостью комментатора, Александр не бросал журналистику, писал тексты для сайта NAVI. Какое-то время совмещать получалось, но потом, когда его стали котировать как комментатора и приглашать на крупные турниры, возник вопрос выбора. 

«Конечно, я хотел зарабатывать», — говорит комментатор.

«И понимал, что киберспорт растет с каждым годом, но на момент увольнения из армии я предметно не задумывался о деньгах, потому что я еще не понимал, что могу из этого получить», — вспоминает «Enkanis». 

Вознаграждение и опыт заграничных коллег

Сейчас гонорары топовых талантов зависят от студии, в рамках которых проходит освещение игры. Есть несколько организаций, которые освещают игры в регионах, и гонорары значительно отличаются, начиная от $1 000 и до $4 000 в месяц. Эти цифры Полищук называет только как вознаграждение, которое комментатор получает от работодателей, не учитывая суммы, которые он может получить от брендов, как амбассадор. 

Система оплаты отечественных талантов отличается от англоязычных коллег, которые в большинстве своем работают как фрилансеры. Есть небольшие объединения специалистов, но они неформальные, хотя и работают вместе по приглашениям различных студий.

«В нашем регионе это довольно нестабильная тема. Вначале ты почитаемый человек, и получаешь массу приглашений, почиваешь на лаврах, а потом кто-то придет — и удержаться на ногах может быть довольно сложно», — отмечает Александр. Тут как киберспортивные комментаторы, так и их работодатели чаще все-таки работают по контракту, сроки которых в среднем от полугода до года, с пересмотром условий и вознаграждения.

Киберспорт в Украине и мире

В конце нулевых киберспорт был еще подвальным. Это было скорее подпольное неформальное движение, и такой стереотип до сих пор сложился у многих.

«И сейчас некоторые считают, что игроки в CS:GO и Dota 2 — это больные люди», — говорит Полищук.

Александр уверяет, что отношение к игре меняется, когда начинают приходить первые деньги, появляется зарплата и постоянный заработок.

Сейчас это уже официально признанный вид спорта, в том числе и в Украине, со сформированными организациями, спонсорами и известными людьми. Даже президент Украины поздравил NAVI с победой на PGL Major Stockholm 2021.

Русскоязычную трансляцию этого турнира, к слову, организовала студия WePlay Esports, флагманская компания киберспортивной группы WePlay Holding, и Александр — был одним из ее талантов. Трансляция PGL Major Stockholm 2021 от WePlay Esports побила мировой рекорд по пику зрителей русскоязычного каста CS:GO турниров и превысила 865 тысяч человек на всех каналах.

«Киберспорт — это большой бизнес, который будет только расти, и это нужно понимать», — такое мнение киберспортивного комментатора. 

Александр «S1mple» Костылев — профессиональный украинский киберспортсмен, который сейчас считается лучшим игроком в мире, но он пока не стоит в сравнении по известности с Криштианом Роналду или Месси, тоже лучшими в своем деле. «А через пять или шесть лет такие сравнения не будут ни для кого дикими», — прогнозирует талант.

Александр «S1mple» Костылев (фото из открытых источников)

Согласно данным сайта statista.com, объемы мирового рынка киберспорта на весну 2021 года составляли $1,28 млрд. Тот же ресурс прогнозирует величину этого рынка к 2025 году в размере около $3 млрд.

Но, скорее всего, в реальности эти величины будут гораздо больше, так как спрогнозированы они были по данным за последние два-три года. Рынок киберспорта очень молодой, и сейчас происходит его бурное развитие. Пандемия способствует этому, так как киберспорт — самобытная сфера, которая может проходить только в онлайне, для этого ей совершенно не обязательно собирать оффлайн-стадионы.

Сколько зарабатывают киберспортсмены

Полищук объясняет,  что если говорить о «S1mple» Костылеве, то очень сложно адекватно оценить его стоимость как игрока, потому что он является еще и лицом брендов. Комментатор предполагает, что «S1mple» может получить от $40 000 до $50 000 только месячного заработка, не считая выплат от спонсоров и прочих вознаграждений, но предполагает, что он может быть и очень далек от реальных цифр.

Рассказывая о профессиональных киберспортсменах, Александр Полищук говорит, что сейчас это очень богатые люди, которые воспитывают сами себя. И что еще 5-6 лет назад они производили не такое радужное впечатление. «Когда молодые люди получают много хайпа и известности в 17-18 лет, то некоторых это может сломать, — отмечает бывший игрок, — это большие деньги, которые получают люди в молодом возрасте, и им нужно как-то пережить эту „звездность“ и двигаться дальше».

Про Александра «S1mple» Костылева Полищук говорит, что очень мало не только в Украине, но и в мире людей, которые, получив признание и деньги, идут вперед и находят мотивацию развиваться с каждым годом. Приоткрывая завесу над «S1mple», комментатор рассказывает, что он ездит на Porsche, живет в хорошей квартире в Киеве, в которой делает ремонт, купил недвижимость своим родителям и обеспечивает семью. У «S1mple» бизнесом Ninja Sushi, которым он владеет вместе со своим старшим братом. 

Разница в призовых CS:GO и Dota 2

Киберспортивный клуб СНГ Team Spirit, который стал чемпионом The International 10 по Dota 2, выиграл $18,2 млн. Он ворвался из ниоткуда год назад, как комментирует это Полищук. В то время клуб формировал команду и пригласил в нее двух никому не известных украинских ребят.

команда Team Spirit по дисциплине Dota 2 (фото cyber.sports.ru)

«По зарплатам у них все гораздо скромнее, чем у профессионалов уровня „S1mple“, но, учитывая что это Dota 2, это все перебивает», — говорит талант. В Dota 2 большие призовые, к примеру, на The International фонд формируется по системе краудфандинга, то есть как процент от покупок внутриигровых предметов болельщиками.

В Counter-Strike призовой фонд формируется частично организатором и разработчиком игры. 

«Да, иногда призовой фонд в Dota 2 даже слишком большой, — высказывает свое мнение „Enkanis“, — когда турнир выходит раз в год, и там разыгрывается $40 млн — это очень много для киберспорта». 

Это сильно снижает мотивацию игроков, они выигрывают — обеспечивая себя, можно так сказать, на всю жизнь, но теряют смысл и необходимость развиваться дальше, в том числе и в игре. Поэтому в Dota 2 текучка кадров очень большая. 

«Это может и не плохо, люди достойны этого, они выигрывают то, за что до этого много работали, но это не игра вдолгую», — отмечает комментатор.

Во что еще играют

Кроме классических киберспортивных дисциплин CS:GO и Dota 2, турниры проходят и по другим играм: League of Legends — компьютерная игра в жанре MOBA, разработанная и выпущенная американской компанией Riot Games; тактический шутер Rainbow Six от компании  Ubisoft; онлайн-шутер модмейкера Брендана Грина (Brendan Greene) — Battle Royale.

Команда mouz NXT — победитель WePlay Academy League Season 1 Фото: WePlay Holding

Очень многие разработчики игр, в которых есть соревновательный элемент, стремятся зайти в киберспорт. Проводят различные турниры, которые отличаются системой и условиями проведения, в зависимости от того, как это видят организаторы и разработчики. Это очень хорошая реклама, возможность заявить о себе и привлечь большее количество тех, кто захочет стать лучшим именно в этой дисциплине. Тогда игра масштабируется и позиционируется уже не только как развлечение, но и как спорт.

Но не все игры идут этим путем — World of Tanks ушли из киберспорта. Разработчики пытались хайпить и привлечь молодую аудиторию таким путем, так как основная масса игроков в танки — те, кому за 30. Но потом решили, что им киберспорт не нужен. Они сформировали свою систему с массой поклонников по всему миру, и белорусская студия-разработчик Wargaming получает от этого миллиардные обороты.

Спорт для киберспортсменов

Реальность уже давно отошла от стереотипа, по которому спортсмен в сфере кибер-дисциплин — это игрок, который сутками сидит перед компьютером, и только этим выигрывает у других.

У команды есть тренеры по физической подготовке, йоге, есть психологи и другие специалисты, которые помогают им полноценно готовиться к соревнованиям и придерживаться здорового образа жизни. Даже проводят курсы финансовой грамотности для игроков.

«То есть это уже полноценный спорт, где, для выигрыша команды, участвуют многие специалисты, это отдельная экосистема и стиль жизни», — говорит Александр Полищук. 

Многие молодые ребята уже сейчас понимают, что здоровье и хорошее самочувствие, которое есть, пока они молоды, нужно поддерживать правильным режимом и разносторонними нагрузками. 

«На моей памяти сейчас практически нет молодых людей, которые не занимаются какими-то физическими видами спорта», — вспоминает комментатор. 

Это необходимо и для качественного проведения офлайн турниров, которые проходят в разных странах, соответственно, со множеством перелетов за короткое время, и большим напряжением. Это может выдержать только здоровый и хорошо подготовленный организм.

И среди киберспортсменов встречаются профессиональные болезни — туннельный синдром кистей рук, например, он возникает от однообразных движений. И некоторым спортсменам он даже не позволил играть на турнирах. Возникают также проблемы с ногами из-за долгого сидения и, в связи с этим, плохого кровообращения. Но это все может быть и у обычного офисного работника или любого другого человека, регулярно и долго проводящего время за компьютером. 

«Для предотвращения этого необходима разминка и регулярные физические нагрузки», — уверен Александр Полищук.

По данным NewZoo в Украине более 1 млн зрителей киберспорта
По данным NewZoo, в Украине более 1 млн зрителей киберспорта
По теме
По данным NewZoo, в Украине более 1 млн зрителей киберспорта

Выход на пенсию

В киберспорте нет возрастного потолка. Александр говорит, что есть примерная статистика, когда, в основном, люди оставляют киберспорт — это происходит после тридцати лет. 

«Я бы не связывал это с физикой, — предполагает Полищук, — скорее, это следствие появления большего количества забот, в частности о детях, о семье, и не так много времени можно уже уделять киберспорту».

Часто после пересечения такого возрастного барьера у киберспортсменов, которые выигрывали крупные турниры на протяжение последних десяти лет, падает мотивация. «Адекватные дисциплинированные люди среди киберспортсменов к этому моменту уже заработали себе на безбедную жизнь, вкладывая деньги в бизнес», — делится киберспортивный комментатор.

Что с игроками, которые не стали профессиональным киберспортсменами

Вокруг киберспорта крутится много мнений о том, что выигрывают единицы, а многие только просиживают штаны за компом. «Вопрос в том, что можно просиживать, а можно идти куда-то и применять как профессию знания, которые ты получил ранее, — вот мнение комментатора, — ведь я тоже когда-то вот так просиживал, а сейчас зарабатываю деньги тем, что люблю и умею».

Сейчас очень много академий, которые направляют молодых людей, которые хотят стать киберспортсменами. Есть возможность тоже применять свои знания, обучая и помогая. Есть даже государственные программы, которые поддерживают это — в национальном университете физического воспитания и спорта есть специальность «Киберспорт», куда год назад набрали первую группу до 20-ти человек. В этом году WePlay Holding запустили свой курс «Режиссура анимационного фильма» совместно с Киевским национальным университетом театра, кино и телевидения им. И. К. Карпенко-Карого. Это первый в Украине курс по режиссуре, введенный киберспортивной компанией.

Плюс ко всему, киберспорт сейчас — это целая индустрия, куда также необходимы маркетологи, журналисты, PR-агенты, режиссеры, операторы, продюсеры и прочие, где практически каждый человек, которые горит и живет этим, может себя найти.

В частности, Александр отмечает, что в NAVI очень много людей, которые так или иначе связаны со съемками и созданием видео. «Они же в какой-то момент решили прийти к нам, вместо того, чтоб снимать сериалы», — говорит он. В Университете театра им. И. К. Карпенко-Карого уже запустился курс режиссуры анимационного фильма, выпускники которого могут себя попробовать в том числе и в игровой индустрии.

«Людей постоянно не хватает», — сокрушается Полищук.

Хочете повідомити важливу новину? Пишіть у Telegram-bot.

А також підписуйтесь на наш Telegram-канал — dev.ua | IT України.

Читайте также

Украинская NAVI возглавила мировой рейтинг киберспортсменов в CS:GO
Украинская NAVI возглавила мировой рейтинг киберспортсменов в CS:GO
Украинская NAVI возглавила мировой рейтинг киберспортсменов в CS:GO
12-часовые тренировки, психотерапия, фастфуд. Будни киберспортсменов
12-часовые тренировки, психотерапия, фастфуд. Будни киберспортсменов
12-часовые тренировки, психотерапия, фастфуд. Будни киберспортсменов
Киберспорт — это вам не игрушки, а бессонные ночи, стресс, соперничество и работа, работа, работа… Поговорили с тремя игроками о профессии, рутине, технике и буднях киберспортсменов.
Украинские киберспортсмены NAVI победили на BLAST Premier: World Final 2021 и заработали $500 000. Александр «s1mple» Костылев — лучший игрок чемпионата 
Украинские киберспортсмены NAVI победили на BLAST Premier: World Final 2021 и заработали $500 000. Александр «s1mple» Костылев — лучший игрок чемпионата 
Украинские киберспортсмены NAVI победили на BLAST Premier: World Final 2021 и заработали $500 000. Александр «s1mple» Костылев — лучший игрок чемпионата 
NAVI выиграли $225 000 на BLAST Premier: Fall Finals 2021, Александра «s1mple» Костылева признали лучшим. Топ-5 самых крутых украинских киберигроков сегодня
NAVI выиграли $225 000 на BLAST Premier: Fall Finals 2021, Александра «s1mple» Костылева признали лучшим. Топ-5 самых крутых украинских киберигроков сегодня
NAVI выиграли $225 000 на BLAST Premier: Fall Finals 2021, Александра «s1mple» Костылева признали лучшим. Топ-5 самых крутых украинских киберигроков сегодня
Украинская команда по CS:GO стала чемпионом турнира BLAST Premier: Fall Finals 2021 в Копенгагене, одолев в финале Team Vitality со счетом 2:1. Ребята заработали $225 000 и 4 000 очков BLAST Premier. NAVI завоевала уже седьмой титул в этом году. Последним турниром в 2021 году для команды будет BLAST Premier: World Finals 2021, который пройдет с 14 по 19 декабря в офлайн-режиме. Призовой фонд чемпионата будет составлять $1 000 000. dev.ua рассказывает о лучших украинских игроках в киберспорте.
1 комментарий

Обсуждение

Комментариев пока нет.