Умение адаптироваться в новом технологическом мире не только возможностей, но и рисков и угроз — условие выживания человечества.
Видимыми маркерами изменений становятся новые профессии и специальности, заполняющие рынок труда и образующие новые образовательные ниши, например, профессии в сфере дата-аналитики, кибербезопасности или искусственного интеллекта (AI). Так, согласно рекомендациям Всемирного экономического форума (WEF), новая экономика нуждается в специалистах, обладающих набором специальных навыков (гибкость, скорость обучения) и умеющих работать на стыке дисциплин.
Неотъемлемой частью современной жизни является информатизация и всеобъемлющее присутствие ИТ в разных секторах экономики — от сервиса до промышленного производства. Это создает большой спрос на специалистов, владеющих компьютерными технологиями, независимо от их основной специализации. В нашу мимолетную эпоху мы должны привыкать к концепции «образование в течение жизни», уже давно стандартной в программах ООН.
Интернет — двигатель прогресса
Синергия технологий в 20 веке стала драйвером многих процессов, изменивших жизнь каждого человека на планете. Одним из таких изобретений стало развитие Интернета. Кроме военного сектора, где впервые была апробирована «всемирная паутина», далее — массовый охват экономики и быта, интернет дал толчок новой индустрии — киберспорту (известному в мире как esports).
Совершенно закономерно, что понятие «киберспорт» появилось в США еще в 1997 году в результате создания CPL (The Cyberathlete Professional League) — профессиональной лиги по киберспорту. Назначением Лиги была организация первых турниров по Quake, компьютерной игры в жанре «шутер» от первого лица. Уже на тот момент всем привычные на сегодняшний день игры Counter-Strike, Warcraft, StarCraft, Dota имели сформированное сообщество игроков.
Новый сегмент рос по экспоненте, поэтому возникла потребность в более широкой коммуникации и чемпионатах мирового уровня. Проведение соревнований в онлайне не исключает и офлайн-формат, который предполагает наличие специальных компьютерных клубов и дает возможность ощутить командный дух. Это так называемые LAN-турниры (от Local Area Network, то есть локальная сеть). Новая индустрия объединила программистов-разработчиков и веб-дизайнеров, аналитиков и дата-инженеров, журналистов и маркетологов, геймеров и организаторов соревнований, правоохранителей и военных. Тематические ивенты сформировали стандарты и принципы в киберспорте и стали основой специализированных образовательных программ.
Образовательные программы «киберспорт» с каждым годом становятся все более востребованными, и пройти обучение можно в заведениях высшего образования стран с сильной технологической базой, например, в Южной Корее, где расположена штаб-квартира Международной федерации киберспорта. Стоимость обучения за год составляет $6000-8000, для летних программ — $4000 (Study Abroad | Summer in Seoul | TEAN Study Abroad (teanabroad.org), 메인페이지 — 더 큰 배움의 길을 열다! 한국열린사이버대학교 (ocu.ac.kr)
Также хорошим вариантом является обучение в «Олимпийской столице мира» Лозанне (Швейцария), где расположены Международный олимпийский комитет, Олимпийский музей и Олимпийская библиотека. The Swiss Academy — Etudes Modernes круглогодично принимает документы к поступлению и ведет подготовку по двум образовательным уровням: PhD, Master’s, к тому же предоставляя украинцам льготы по оплате обучения. Как указано на сайте сообщества #ScienceForUkraine, объединившего ученых и студентов академических вузов Европы и мира, которые помогают украинцам: «Академия предлагает различные формы помощи украинским студентам — как финансирование от кантональных фондов, так и спонсорство от самого заведения».
Получив на протяжении десятилетий достойные результаты в олимпийских видах спорта Украина всегда входила в пул стран с сильной научно-образовательной базой и тренерской школой. Киберспорт не стал исключением. В 2020 году в нашем государстве официально признан как самостоятельный вид спорта «Киберспорт (электронный спорт)». Это дало дополнительный импульс для разных аспектов его развития. Сегодня на уровне с перспективой получения образования за рубежом, где вступительная кампания несколько проще, поскольку не предусматривает сдача вступительных экзаменов, предоставления сертификатов ВНО или документов о военном учете, обучения в Национальном университете физической культуры и спорта, где начали подготовку бакалавров и магистров за образовательными программами «Киберспорт (esports)», имеет свои преимущества. Здесь разработаны специальные программы повышения квалификации для сотрудников полиции, военных и т. д.
По мнению президента Спортивного студенческого союза Украины, ректора Национального университета физического воспитания и спорта Украины профессора Евгения Имаса, среди перспектив Украины в сфере спорта есть создание благоприятных условий для киберспорта (esports), приобретающего признаки фундаментального элемента современной цифровой культуры в глобализированном мире. «Мы находимся на передовых позициях в формировании и применении новаторских подходов к подготовке квалифицированных и конкурентоспособных кадров разных спортивных дисциплин. В частности, нами подготовлена коллективная монография „Киберспорт“, изданная на украинском и английском языках, создана кафедра киберспорта и информационных технологий. Кроме этого, мы обосновали целесообразность применения в киберспорте инновационного методологического подхода, согласно которому необходимо сочетать игры „перед экраном“ с разными видами двигательной активности, позволяющие компенсировать негативные последствия для организма длительного физического бездействия», — отметил профессор Имас.
Киберспорт как бизнес
Вовлеченность миллионов геймеров по всему миру и развитая инфраструктура сформировали устойчивую бизнес-тенденцию, обеспечивающую достойное вознаграждение игрокам и финансовую базу для развития киберспорта на национальном и международном уровнях. К примеру, зарплата в топовых командах достигает $10 000–15 000 в месяц. Монетизация времени геймера происходит за счет дохода по стримингу игр, призовых в турнирах, контрактах со спонсорами и продажи мерчу. Как правило, спонсорами и рекламодателями команд и турниров являются ведущие бренды традиционных сегментов: Audi, BMW, Mercedes-Benz, Intel, Coca-Cola, Toyota и другие. Такой серьезный пул можно объяснить привлекательностью аудитории, ядро которой составляют мужчин от 16–25 лет с тенденцией к росту.
Как следствие стали востребованы стриминговые сервисы, поскольку интерес к спорту со свойственным ему азартом и духом соревнования трансформировался в новые формы. Так, стоимость индустрии видеостриминга выросла с $50 млрд в 2020 году до $60 млрд в 2021 году и ожидается, что достигнет $330 млрд в 2030-м. Поэтому неудивительно, что ведущие киберспортсмены — финансово успешные люди, в их числе много долларовых миллионеров.
Универсальный эффект киберспорта
Образовательные программы по подготовке киберспортсменов охватывают разные дисциплины. Студенты изучают теорию игр, основы программирования, аналитику и логику. Особое внимание уделяется практическим занятиям, на которых отрабатываются навыки концентрации внимания, командного взаимодействия, скорости и умения оценивать риски.
Студенты получают знания по тактике и стратегии, которые основываются уже на классических работах Сунь-Цзы и Клаузевица. Особое место занимают дисциплины психологического толка, которые позволяют усвоить навыки коммуникации в команде, понимать взаимоотношения и роль лидера, знать свои психологические особенности как игрока. Выработка психологической устойчивости, внимательности и аналитических навыков делает геймеров конкурентоспособными на рынке труда.
Дисциплины для сферы ивент-менеджмента, администрирования и маркетинга создают методологический фундамент понимания механизмов управления киберспортивного рынка. Это не просто об игре, это о внедрении новейших технологий, изменяющих отрасли традиционного сектора.
Навыки, приобретенные в киберспорте, в дальнейшем специалисты успешно применяют в аграрном секторе, строительстве, логистике, а также в сферах обороны, пространственного планирования, управления природными ресурсами, доставки товаров. На стыке дисциплин появляются новые профессии. В частности, правительство Китая еще несколько лет назад на государственном уровне дополнило свой официальный перечень профессий тринадцатью, связанными с высокими технологиями (среди которых инженер в сфере интернета вещей, киберспортивный игрок, оператор соревнований по киберспорту и др.). Для Украины важны как военные аспекты безопасности, так и секторы гражданской обороны, преодоление последствий природных катастроф и работа в органах правопорядка.
Можно спрогнозировать, что впоследствии киберспорт станет дополнительной дисциплиной в смежных специальностях, чтобы повышать качество кадров в цифровую эпоху и усиливать адаптивные навыки людей разных профессий.
Автор — Алексей Мужчина
Нові технології нові можливості для освіти