🚀 Trustee Plus - ваш криптогаманець з вбудованою платіжною карткою тут 👉

Цены на топливо в Украине снова возрастут. Рассказываем, когда исчезнет дефицит, откуда везут горючее и какими будут цены на дизель и бензин

В последние дни украинские водители страдают от дефицита бензина во всех регионах страны. 29 апреля Кабинет министров повысил торговую надбавку на дизтопливо и бензины на 40% для предотвращения дефицита на автозаправочных станциях. Так, прибавку повысили для дизельного топлива с 5 до 7 грн с учетом НДС (на 40%) и для автомобильных бензинов с 4,55 до 6,50 грн с учетом НДС (на 42,8%). Участники рынка прогнозируют, что стоимость топлива вырастет до 43–45 грн за литр.

dev.ua в коротком разборе рассказывает, почему так произошло.

Оставить комментарий
Цены на топливо в Украине снова возрастут. Рассказываем, когда исчезнет дефицит, откуда везут горючее и какими будут цены на дизель и бензин

В последние дни украинские водители страдают от дефицита бензина во всех регионах страны. 29 апреля Кабинет министров повысил торговую надбавку на дизтопливо и бензины на 40% для предотвращения дефицита на автозаправочных станциях. Так, прибавку повысили для дизельного топлива с 5 до 7 грн с учетом НДС (на 40%) и для автомобильных бензинов с 4,55 до 6,50 грн с учетом НДС (на 42,8%). Участники рынка прогнозируют, что стоимость топлива вырастет до 43–45 грн за литр.

dev.ua в коротком разборе рассказывает, почему так произошло.

Что предшествовало

15 марта Верховная Рада отменила акциз на горючее, а ставку НДС снизила с 20% до 7%. Это было сделано для большей доступности топлива экстренным службам и гражданам. Такие меры должны помочь увеличить импорт из западной Европы и удержать торговую наценку АЗС на стабильном уровне.

Власти тогда ограничили торговую наценку на топливо — максимально допустимая розничная стоимость зависит от установленной предельной наценки, которую 23 февраля Кабмин снизил до 4,55 грн/л (было 5 грн) на бензины и 5 грн/л (было 7 грн) — на ГП .

Дефицит топлива был прогнозируемым: с началом войны основные поставщики топлива в Украину — Россия и Беларусь, которые поставляли в Украину более 60% всего топлива, перестали пополнять запасы топлива, а еще российские военные намеренно разбили множество украинских нефтебаз. Наиболее шоковые и сложные март и начало апреля Украина смогла пройти благодаря Кременчугскому НПЗ, который после остановки Шебелинского ГПЗ оставался единственным работающим нефтеперерабатывающим заводом в стране.

Негативно на рынке сказалась и морская блокада — ведь из-за военных действий порты Украины заблокированы, завозить топливо морем очень опасно.

Пока нужно импортировать топливо из альтернативных стран, в частности, европейских. А европейское топливо дороже российского и белорусского.

Будет ли топливо

Чиновники уверяют, что смогут возобновить поставки и обеспечить население топливом в течение текущей недели. В течение следующих 7 дней дефицит будет ликвидирован, поскольку операторы имеют законтрактованные объемы на территории Западной Европы. И сейчас мы решаем вопрос их завоза на территорию Украины», — заявила первая вице-премьер-министр экономики Юлия Свириденко

В случае альтернативы старым поставщикам Украина уже нашла — по данным директора консалтинговой компании А-95 Сергея Куюна, поставки, хотя и небольшие, едут из разных уголков мира: от Польши, Литвы, Венгрии и Румынии в Германию, США, Нидерланды и Бельгию.

Также, по данным профильного издания enkorr, в Украине возобновили работу так называемые мини-НПЗ, производящие горючее низкого качества. В марте Кабинет министров разрешил продавать на заправках горючее класса евро-3 и евро-4, хотя раньше АЗС могли торговать горючим исключительно класса евро-5.

«Последние дни в Украину заезжает как минимум 10 000 тонн топлива», — рассказывал первый замминистра экономики Денис Кудин журналу Forbes. По его словам, этого объема вполне достаточно, чтобы удовлетворить спрос украинцев. Как свидетельствуют данные Государственной службы статистики, в апреле 2021 года ежедневно на АЗС продавалось 14 000 тонн горючего, свидетельствуют данные Госстата.

«Враг разбил часть наших баз хранения горючего, поэтому кое-где наблюдается дефицит. Могут быть логистические разрывы, но мы понимаем, сколько необходимо в общем, и четко видим баланс горючего, которое нужно стране», — заявлял в интервью НВ премьер-министр Денис Шмигаль .

Однако Сергей Куюн говорит, что поставки из ЕС не покрывают украинские нужды даже наполовину и называет статистику Минэкономики завышенной.

По оценке Куюна, с 24 февраля из-за боевых действий и нехватки горючего количество работающих автозаправок сократилось на 70%, спрос обвалился на 30%. Он приводит статистику: до войны на украинском рынке работало около 7500 АЗС, которые продавали до 15 млн. тонн топлива в год (2 млн. тонн — автогаз, 5 млн. тонн — бензин, 8 млн. тонн — дизель).

Что говорят в сетях АЗС

В настоящее время на АЗС лимиты отпуска топлива. Некоторые операторы не отпускают топливо в канистры — только в баки машин и то по 10-20 литров. «Это вынужденный шаг, и позволит обеспечить право первоочередной приоритетной заправки автомобилей наших защитников, медиков и других служб критической инфраструктуры», — отмечают в сети АЗС WOG.

В сети АЗС OKKO отмечают, что дефицит топлива связан с усложнением логистики с увеличением спроса. «Мы не успеваем завозить горючее так быстро, как это было раньше. Причин много и все они веские — из-за разрушенной инфраструктуры, из-за сложностей в расширении географии закупок», — объясняют в компании. Здесь убеждают, что горючее несется к нам из Европы, и как только прибудет, ограничения по отпуску горючего будут пересмотрены и смягчены. «А сейчас немножко должны потерпеть и понять Мы ведь обязаны хранить резерв для военных, медиков, пожарных и других критических служб, чтобы движение не останавливалось. Собственно, лимиты существуют сейчас для того, чтобы избежать ситуации, когда горючего не останется вообще, ведь, к сожалению, если не применить этот механизм начнется закупка больших объемов „про запас“, для перепродажи… Установка лимитов позволяет заправиться большему количеству людей», — сказано в заявлении компании в Facebook.

В комментарии LIGA.net владелец сети АЗС Prime Дмитрий Леушкин рассказывает, что компания «больше не покупает больших объемов и не заполняет нефтебазы, — таких отчаяний уже нет. Все работают „с колес“ и возят горючее из Европы».

В сети АЗС KLO отмечают, что причиной дефицита уничтожена нефтебаза, невозможность хранения и доставки больших объемов горючего и очереди на границах из Европы. «Новые поставки горючего уже в пути. Ждем их в ближайшее время», — отмечают в компании.

В сети UPG убеждают, что делают все возможное, чтобы в условиях уничтожения оккупантами украинской инфраструктуры, нефтебаз и обеспечивать страну горючим бесперебойно.

Что будет с ценами

Отмена льготного налогообложения и увеличение торговой наценки ожидаемо ударят по кошельку потребителей. При этом топливного дефицита быть не должно. В правительстве говорят, что подорожание будет незначительным, в частности из-за большей цены логистики, сложных маршрутов и использования нескольких видов транспорта.

По последним расчетам Минэкономики на 22 апреля средняя цена литра дизтоплива составляет 33,66 грн, а бензинов — 29,55 грн. Таким образом, с учетом максимальной наценки, предельная стоимость дизтоплива не должна превышать 40,66 грн/л, бензинов — 36,05 грн.

Пессимистически настроены из-за истории госрегулирования цен в Нефтегазовой ассоциации, которая объединяет 11 крупнейших АЗС в Украине, включая ОККО, WOG, Socar, KLO. «При таких розничных ценах, как сейчас, и очень сложной логистике, доставлять из западных стран через всю Украину горючее для АЗС убыточно. Лучше его продать оптовым покупателям», — цитирует позицию ассоциации LIGA.net. Здесь неоднократно призывали власти отказаться от государственного регулирования цен на топливо. Однако пока таких намерений у государства нет.

Левкин при этом отмечает, что в регулировании цен еще была экономика, когда в Украине работала равномерная логистика — топливо шло как с моря, так и с севера, востока и запада. Сегодня, чтобы работать в ноль, дизель должен стоить на стелах от 42 до 43 грн за литр, поясняет он LIGA.net.

Еще не конец

Однако есть еще один фактор, который может повлиять на уровень цен на топливо: депутаты намерены отменить льготное налогообложение поставок топлива. Инициаторами такого решения стала группа народных депутатов, среди авторов которого председатель Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данило Гетманцев.

Депутаты хотят изъять нормы по снижению с 20% до 7% ставки НДС на моторное топливо и установке нулевого акциза на бензины, тяжелые дистилляты и сжиженный газ. Такой ход, в частности, пригодится государственного бюджету, который за время действия льготного периода недополучил 417 млн грн налогов.

По оценкам Куюн, после такого шага стоимость топлива на АЗС вырастет достаточно сильно. «Бензин и дизель подорожают как минимум на 10-12 грн/л — до 45 грн/л и 48 грн/л при нынешней цене в 34,10 грн/л и 38,7 грн/л соответственно», — отмечает он.

Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
По теме
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Украинским мужчинам в Telegram предлагают выехать за границу за $2000 через любую границу. Говорят, что на днях цена вырастет до $3000.
Украинским мужчинам в Telegram предлагают выехать за границу за $2000 через любую границу. Говорят, что на днях цена вырастет до $3000.
По теме
Украинским мужчинам в Telegram предлагают выехать за границу за $2000 через любую границу. Говорят, что на днях цена вырастет до $3000.
Компания Wizz Air возобновляет бронирование на рейсы из Киева и Одессы в Европу. Купить билеты можно с июля
Компания Wizz Air возобновляет бронирование на рейсы из Киева и Одессы в Европу. Купить билеты можно с июля
По теме
Компания Wizz Air возобновляет бронирование на рейсы из Киева и Одессы в Европу. Купить билеты можно с июля
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.