Увійти в IT — 5 книжок про геймдев українською 🔫

«Это время, чтобы стоять за страну. Даже не думайте о своей зарплате». Интервью с CEO lifecell Исметом Языджи

CEO мобильного оператора lifecell Исмет Язиджи — из Северного Кипра. Но через пять лет жизни в Украине он так привык к месту, что ассоциирует эту страну со своим вторым домом. Исмет обожает Киев. И на прошлой неделе сюда вернулся. Он был поражен тем, что увидел.

Оставить комментарий
«Это время, чтобы стоять за страну. Даже не думайте о своей зарплате». Интервью с CEO lifecell Исметом Языджи

CEO мобильного оператора lifecell Исмет Язиджи — из Северного Кипра. Но через пять лет жизни в Украине он так привык к месту, что ассоциирует эту страну со своим вторым домом. Исмет обожает Киев. И на прошлой неделе сюда вернулся. Он был поражен тем, что увидел.

Редакция dev.ua записала с Исметом интервью. Он рассказал, что 5 лет назад даже не перевез в Киев семью — думал, что украинская компания долго не протянет. Но в 2021 году украинская дочь Turkcell стала прибыльной.

Сейчас lifecell предоставляет украинским военным бесплатную связь и интернет, активно восстанавливает сеть в тех местах, где она была повреждена. 100 базовых станций с башнями были полностью разрушены. Язиджи оценивает потери в $10 млн. К счастью, никто в компании lifecell не погиб, но инженерам приходится выполнять очень опасную работу в полях.

В настоящее время lifecell готовит новые раунды инвестиций. Как компания переживает войну и что будет дальше? Сейчас вы это узнаете.

Впечатления от возвращения в Украину

Я очень рад вернуться, невзирая на текущие условия. Пока я был на Кипре, чувствовал себя гораздо хуже, чем здесь. Поэтому почувствовал облегчение, когда вернулся. Я буквально плакал, когда ехал по Житомирской трассе. Для меня это, конечно, был стресс.

Больше меня волновал вопрос: какой Киев я здесь увижу? Будет ли здесь гораздо хуже, чем в том Киеве, который я знал?

Я ехал через Стоянку. Это место, мимо которого я проезжал каждые выходные. Там были рестораны, где мы ели, супермаркет, где мы делали покупки. Это все было разрушено.

Я подумал: «О боже!»

Но хочу отметить, что после столь тяжелых боев уже многое сделано. И это дало мне чувство, что Украина готова стереть эти плохие воспоминания. Конечно, никогда не забыть то, что здесь происходило. Но я тоже почувствовал желание не напоминать людям о плохом каждый день.

А потом я доехал до города: о, да, это мой Киев!

Зашел в свою квартиру — еще больше обрадовался. Все осталось на своем месте, как я и оставлял.

В выходные я планирую пойти на Майдан, погулять там.

Исмет — экспат. Почему он решил вернуться в Украину из родной безопасной страны

На самом деле я продолжаю задавать себе другой вопрос: почему я решил уехать? Это был действительно ужасный момент. Особенно первые недели. Я уехал не один, а с командой менеджмента.

Фото: Forbes

А потом я узнал, что это называется синдромом вины уцелевшего. То есть, тебе удалось выжить, но это не делает тебя счастливым. Потому что ты бросил свою страну, работу, друзей. Это заставляло меня страдать.

Но я решил сильно не критиковать себя даже в таких условиях. Мы были здесь до последнего момента. А потом мы поняли во время первых дней войны, когда были в Киеве, что первая реакция человека — это выжить.

И у нас была миссия — обеспечивать связь для людей, которая в определенных ситуациях может спасать жизнь.

Находясь здесь, ты скрываешься от бомбардировок, ходишь в убежище, иногда бываешь недоступен. И мы поняли, что лучше, чтобы команда, принимающая решение, была вне этих событий. Таким образом она будет доступна 24/7.

Во время пребывания в Украине я получал сотни звонков от представителей государственной власти. Иногда они спрашивали о чем-то очень срочном. Надо было связаться со мной, а мне с моей командой. Поэтому мы осознали, что пребывание в безопасном месте, постоянно на связи — не такая уж плохая идея.

Физически мы здесь не были, но, конечно, часть нашего сердца постоянно находилась в Украине.

Три человека из нашей команды директоров Северного Кипра — CTO, CIO и даже CMO. Мы когда-то работали вместе на Кипре, а с некоторыми — в Беларуси.

Поэтому мы перенесли наш офис на Кипр на время.

О Северном Кипре

Мы с семьей живем на Северном Кипре, это очень маленький регион. Мы решили так сделать еще с тех пор, как я начинал работать в Украине.

Мы подумали, что не нужно перевозить детей в Киев только на один год, многие тогда были уверены, что через год lifecell превратится в историю. Но, к счастью, украинский бизнес стал историей успеха.

Когда я вернулся на Кипр этой весной, когда вышел на улицу и пошел в магазин, то увидел украинские флаги почти на каждой улице. Увидел, как люди помогают украинцам, собирают деньги, всеми средствами пытаются привлечь внимание к тому, какие бесчеловечные атаки совершают россияне в Украине и какая это драма.

Украинцы переписали историю. Они показали всему миру, какая у них нация. И я действительно горжусь быть частью этой нации за последние пять лет жизни здесь.

Кстати, в Киеве я остался без вышиванки. Друзья спрашивали: «А где она?» (когда был День вышиванки — DEV). Но вышиванка осталась на Кипре. Потому я попросил купить мне еще одну.

Как работала в это время другая часть команды, оставшаяся в Украине

Как только россияне начали сосредотачивать войска на нашей границе, мы поняли — что-нибудь может произойти. Но большинство моих коллег говорили, что это просто блеф. И ничего не будет.

Несмотря на это, мы начали принимать некоторые меры еще за месяц до начала войны.

Мы сосредоточились на определенных приоритетных задачах. В первую очередь, это безопасность наших работников.

Еще один не менее важный приоритет — мы не должны разрешить никаких прерываний в предоставлении услуг связи.

Мы переместили часть оборудования в западную часть страны, таким образом увеличили устойчивость сети к угрозам. Мы сделали так, чтобы была возможность обрабатывать весь трафик через западную часть Украины.

К счастью, наше ядро сети не пострадало ни на востоке, ни на западе.

Конечно, в первые дни войны мы начали терять технологические площадки (сайты). За первые дни войны количество неработающих сайтов достигло 600. Мы думали о катастрофическом сценарии. Но когда время прошло, мы поняли основную причину отключения этого оборудования.

Оно не было поражено ракетами. Наше оборудование было просто отрезано от сети. На пике количество неработающих сайтов достигало 900. Сейчас их уже меньше 500.

Если вы посмотрите на нашу сеть (более 10 тысяч базовых станций), 900 — это немного.

Я хотел бы особо отметить работу наших подразделений «в полях». Они постоянно возвращали сайты к жизни, чинили кабельную сеть, электроснабжение.

Как только ВСУ освобождали территорию, наши технические специалисты в большинстве случаев сразу начинали работать. Так мы восстановили связь в Буче, Гостомеле, Херсоне.

Вы знаете, те идиоты-оккупанты даже оставили растяжки на подступах к оборудованию. Я даже не могу вообразить, что в голове у этих людей.

Сейчас мы подсчитали, что потеряли 100 сайтов. В деньгах это примерно $10 млн, если примерно считать, что стоимость одной башни — около $100 тыс.

О нацроуминге

lifecell был первым оператором, который предложил идею предоставления всех наших радиочастот в регионе, если мы там потеряли сеть, нашим конкурентам — Киевстар и Vodafone.

И я очень горжусь тем, что мы многое сделали, чтобы запустить нацроуминг. С самого начала, конечно, это была сложная техническая задача. Некоторые операторы полагали, что это будет нелегко запустить. Мы обратились за поддержкой в Офис президента. И они очень быстро утвердили указ, позволивший нам это сделать.

И все три оператора стали предоставлять услуги нацроуминга.

Я думаю, что это был один из самых критических моментов во время этой войны, касающийся телекомбизнеса.

Это показало, что в тяжелое время все мобильные операторы вместе могут бороться за Украину.

Связи с властью во время войны

Господин Животовский (Александр, председатель телеком-регулятора — DEV) был дирижером оркестра, состоявшим из всех операторов и представителей власти. Он организовал всю коммуникацию. Он передавал нам запросы, которые шли от Офиса Президента, правительства или господина Федорова.

Зеленский звонил?

К сожалению, господин Зеленский не звонил. Но если бы позвонил по телефону, я бы охотно рассказал ему о том, что чувствую.

Пострадал ли кто-то от войны из команды

Благодаря богу, постучу по дереву, мы никого не потеряли. У нас есть люди, которые пошли на передовую и сейчас в ВСУ, и есть много людей, участвующих в территориальной обороне и волонтеры.

О Starlink

Илон Маск сделал очень хорошее дело, конечно. Мы это ценим. Все операторы получили примерно 15-20 его спутниковых коммуникационных устройств. Мы их стали использовать. И в некоторых случаях это было очень полезное решение. Для некоторых сайтов мы продолжаем использовать Старлинки.

Ну и, конечно, мы полагаемся на собственную сеть, которая продолжает работать.

Turkcell — отношение к Украине

Turkcell оказывал гуманитарную помощь Украине. Мы его 100% дочерняя компания. Но он тоже предлагал нам поддержку. Но lifecell уже стала достаточно сильной компанией, не требующей дополнительных ресурсов Turkcell.

Операционные результаты

Со второго полугодия 2020 года мы стали компанией, которая растет быстрее всех в процентном отношении. Конечно, lifecell меньше Vodafone или Киевстара. В 2021 году мы стали прибыльной компанией. 2022 год мы тоже очень хорошо начинали финансово. Первый квартал закончили с ростом дохода на уровне 22% (если сравнивать с прошлым годом — DEV). Но, конечно, война изменила многое. Заметно увеличились доходы от роуминга. Это самый большой скачок в этом направлении за всю историю. Международные звонки в Украину также выросли.

Удачный экспорт услуг

Когда иностранцы звонят на украинские номера, все украинские компании получают деньги благодаря ставке международного интерконнекта. Мы подписали Меморандум с европейскими операторами, чтобы помочь людям в роуминге. И тоже было давление, чтобы мы сделали нулевую международную ставку. Тогда бы европейские операторы вообще ничего не платили бы нам, когда на наши номера шли звонки из-за границы.

Я поблагодарил европейцев за то, что они сделали бесплатный роуминг для украинцев. Но мы предложили сохранить международную ставку доступа на украинские сети. Потому что она — часть экспорта услуг, от которого мы не можем отказаться. К тому же, украинцы сейчас быстро могут потерять привязку к нашим сетям, потому что европейские компании проводят активные маркетинговые акции по их переманиванию за рубежом. Напомним, 6 млн человек покинули страну. Поэтому украинские операторы потеряли абонентов. Но телеком-компаниям нужны ресурсы на восстановление сетей после войны.

Что будет во втором квартале

К счастью, мы все-таки растем, несмотря на войну. Но нужно подождать конца июня, чтобы понять влияние войны на результаты второго квартала. Думаю, мы будем в хорошей форме. Но конечно уж о double digit росте говорить не приходится.

О поддержке сотрудников и украинцев

Мы сможем поддержать наших людей. Когда началась война, у меня была встреча с коллегами, и я сказал им: «Это время, чтобы стоять за страну. Даже не думайте о своей зарплате. Пока эта компания жива, никто не потеряет работу по каким-то экономическим причинам». Хотя мы понимали, что бизнес будет проседать.

Я дал им 100% гарантии, что они будут работать, чтобы поддержать страну.

Конечно, у нас критически важные сотрудники, которые должны были поддерживать работоспособность бизнеса. Не ради денег или дохода, а для обеспечения связи между людьми.

Когда началась война, мы предоставили миллионам украинцев возможность бесплатного общения. Даже если нет денег на мобильном счете, каждый наш абонент мог свободно использовать 60 минут связи в день, мы также предоставили бесплатные лимиты в роуминге.

Наши военные и врачи получили пакеты голосовых услуг и мобильного интернета.

Конечно, это окажет влияние на наши доходы, но я думаю, мы справимся. Мы расцениваем этот вклад как социальную ответственность нашей компании перед страной.

Мы продолжаем выплачивать людям зарплату. В апреле мы даже сделали вознаграждение для поддержки сотрудников. Мы выплатили дополнительные деньги работающим «в полях».

Мы сделали дополнительные выплаты людям, недавно пришедшим в компанию и не получившим годовые бонусы.

Также мы поддержали финансово тех людей, которые были вынуждены покинуть свой дом и искать жилье в других регионах.

Мы хотим, чтобы наши сотрудники не страдали из-за экономической ситуации. Я считаю, что все компании по возможности должны производить выплаты, чтобы украинская экономика работала.

О турецких инвесторах в украинскую компанию

Мы никогда не прекращали эту работу. Мы потратили уже $3 млрд. И компания в конце концов стала прибыльной, несмотря на сложные рыночные условия. И Turkcell вдохновляют наши результаты.

В 2021 году, кроме ежегодного плана инвестиций, мы начали второй и третий раунд инвестиций. Делаем предварительную работу для следующего инвестиционного цикла. Turkcell котируется на NYSE и бирже в Стамбуле. Конечно, они спрашивают, что происходит в Украине. Но мы продолжаем инвестировать. Как только появятся физические возможности, мы будем посылать подрядчиков, чтобы отстраивать сеть.

Мы уже импортировали множество оборудования, базовых станций. У нас подготовлены планы.

О национализации телеком-компаний с русскими корнями 

Я тоже слышал эти слухи. Я уверен, власти осторожно рассматривают эту ситуацию.

И если украинское правительство в конце-концов примет какое-либо решение, то это будет их решение. Я его не смогу комментировать, не смогу кого-нибудь осуждать.

Потому скажу: без комментариев.

Если бы я не был официальным представителем компании, я бы дал вам мое полное персональное мнение. Они конкуренты. И, наверное, мне не следует это комментировать. Но когда эта война закончится победой Украины, я уверен, что некоторые люди оглянутся и поймут, кто, что и как сделал.

О  дочерней компании Turkcell в Беларуси

Да, у Turkcell есть там компания — Бест. И я когда-то был генеральным директором компании до 2015 года. И я поддерживаю контакт с многими людьми оттуда. Даже когда еще война не началась, и когда уже шла, они посылали сообщения со словами поддержки. Они писали, что происходящее в Украине — это криминал. Я из этих людей не знаю никого, кто бы это поддерживал. Я знаю их лично и не подвергаю сомнению их искренность.

Но, к сожалению, есть руководство страны. И белорусское правительство, я бы сказал, не делает сейчас ничего хорошего для соседней страны Украины.

Дочерняя компания Turkcell — это самый маленький оператор в стране. Для lifecell это компания из одной семьи. Были проекты, которые мы поддерживали. Но сейчас мы прекратили все взаимодействие с ней. Мы не сотрудничаем сейчас.

Но что я знаю точно, life:) в Беларуси не будет делать каких-либо действий против Украины. Turkcell никогда этого не допустит.

Зарплата працівників сфери IT в Україні — одна з найвищих.

Дізнавайтеся, куди під час війни айтішники витрачають гроші.

Читайте также
lifecell будет регистрировать номера через «Дію»
lifecell будет регистрировать номера через «Дію»
lifecell будет регистрировать номера через «Дію»
lifecell и monobank запустили сервис переноса телефонного номера с SIM на eSIM. Как воспользоваться
lifecell и monobank запустили сервис переноса телефонного номера с SIM на eSIM. Как воспользоваться
lifecell и monobank запустили сервис переноса телефонного номера с SIM на eSIM. Как воспользоваться
Украинские мобильные операторы отчитались о заметном росте доходов в разгар войны. Что происходит
Украинские мобильные операторы отчитались о заметном росте доходов в разгар войны. Что происходит
Украинские мобильные операторы отчитались о заметном росте доходов в разгар войны. Что происходит
Украинские операторы мобильной связи рапортуют о росте доходов во время войны и сразу же ловят хейт в соцсетях. 
lifecell увеличил доход на 21,5% в первом квартале. Работает 90% сети
lifecell увеличил доход на 21,5% в первом квартале. Работает 90% сети
lifecell увеличил доход на 21,5% в первом квартале. Работает 90% сети

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.