Олексій ДзюбаГоряченькое
10 августа 2022, 09:25
2022-08-10
Человеку вживили в мозг нейрочип (не компания Маска). Украинские нейрофизиолог, инвестор и биотехнолог рассказывают о риске и важности такой операции
В прошлом месяце американская компания Synchron вживила в человеческий мозг нейрочип. Крошечный нанокомпьютер поместили в кровеносный сосуд мозга пациента, страдавшего боковым амиотрофическим склерозом — редкое заболевание, поражающее моторную систему. Компания провела первую подобную операцию в США, а до этого имела четыре таких же в Австралии. После нее пациенты смогли отправлять сообщения в мессенджере и делать онлайн-покупки. Мы связались с украинскими экспертами, чтобы узнать о прорыве и последствиях подобной технологии.
В прошлом месяце американская компания Synchron вживила в человеческий мозг нейрочип. Крошечный нанокомпьютер поместили в кровеносный сосуд мозга пациента, страдавшего боковым амиотрофическим склерозом — редкое заболевание, поражающее моторную систему. Компания провела первую подобную операцию в США, а до этого имела четыре таких же в Австралии. После нее пациенты смогли отправлять сообщения в мессенджере и делать онлайн-покупки. Мы связались с украинскими экспертами, чтобы узнать о прорыве и последствиях подобной технологии.
Сергей Данилов, нейрофизиолог, CEO Beehiveor
Это крутая работа. В науке нет такого, что «мы не знали, что такое может быть». В ней есть путь вперед. То, что сделал Synchron — это труд многих лет и большого количества исследователей.
Суть такой операции мало чем отличается от тех, что делают в сердечно-сосудистой хирургии. Интерес вживления нейрочипа заключается в сочетании различных отраслей. В США вживляли электроды в мозг человека еще в 80-е годы XX века. К примеру, при болезни Паркинсона.
Фото — Илон Маск
Сравнивать Neuralink Маска с Synchron сложно, потому что у них разные цели и методы. И сказать, что вторые обогнали первые, невозможно. Потому что это как сравнивать производство легковых автомобилей с грузовыми.
Логика Маска — это чистый футуризм, когда каждый человек сможет иметь подобное устройство и обмениваться мнением с компьютером. По-моему, он не знает сам, куда полез.
По его замыслу, человек должен конкурировать с искусственным интеллектом. Но ведь мы пока не знаем, в какую сторону будет развиваться ИИ. Synchron же сделал очень утилитарное решение, помогающее при повреждениях или болезнях мозга.
Основная проблема — это проблема масштабов. У человека 10 млрд нейронов в мозге. Маск предлагал вживлять одновременно около 120 электродов, недавно увеличив их до нескольких тысяч. Neuralink работает на поверхности коры головного мозга, в то время как Synchron погружается в сосуды.
Подобными исследованиями в Украине мог бы заниматься, например, Институт нейрохирургии имени А. П. Ромоданова. Но начиная с 90-х наши ученые, как вы знаете, эмигрируют за границу. К тому же есть проблема бюрократов, пытающихся воровать, а не работать.
Нико Харчилава, руководитель ICLUB Global в Украине
Сектор медицинских приборов может быть очень прибыльным для тех, кто соблюдает осторожность и делает «домашнюю работу». Очень легко увлечься историями о том, как чипы или другие приборы могут изменить мир.
Однако из-за длительного пути к прибыльности и большого количества клинических и регуляторных рисков стартапы имеют более узкую аудиторию инвесторов по сравнению с традиционными бизнес-моделями.
Поэтому в первую очередь мы фокусируемся на команду: какой опыт в этой сфере (наличие рецензируемых публикаций другими специалистами, клинический опыт), сможет ли команда через 5–6 лет верить в идею и продукт, как на самом старте, и сможет ли постоянно находить лучших специалистов.
Кроме этого, оценивается сложность идеи: были ли похожи попытки, как конкретно регуляторы оценивали/будут оценивать их жизнеспособность. Как правило, все, что касается лекарств внутреннего использования, оцениваются более тщательно, чем механические вспомогательные гаджеты. И последнее — монетизация.
Фото — Synchron
Скорее всего, мы бы не проинвестировали в Synchron из-за отсутствия опыта в этой нише. А вот сектор медицинских приборов для нас более знаком, поэтому ICLUB вместе с TA Ventures уже сделали несколько инвестиций в индустрию медицинских приборов и цифрового здоровья в 2022 году, но это небольшая доля по сравнению с другими секторами.
Денис Гурвк, основатель компании 3D-печати костей ADAM
О «прорыве» этой технологии можно судить по тому, как вживляется чип. Это максимально неинвазивный способ вживления девайса. Он важен с точки зрения термина «применение в клинической практике».
Подобных Synchron компаний, включая Neuralink Маска, около 8–10 в мире. Большинство из них находятся в США. Вообще тренд сочетания возможностей мозга с возможностями машины набирает обороты. Каждая из компаний «смотрит» на свою нишу: в основном они работают с проблемами опорно-двигательного аппарата. Когда с помощью технологий восстанавливают пораженные участки мозга.
Разрешение на подобные операции можно получать разное количество времени — это точно от нескольких лет. Именно Synchron начал работу в 2016 году.
Фото — Томас Оксли, CEO Synchron
В США существует специальный регулятор — Food And Drug Administration (FDA) — контролирующий все процессы. Пациент, вжививший чип, согласился, что он принимает участие в клинических испытаниях. А когда они происходят, пациент ничего не платит. Скорее всего, именно в этом случае операция прошла бесплатно.
Что касается стоимости подобной сделки, то ценник разный. Здесь много факторов, влияющих на цену.
Для разных налогоплательщиков она разная: для страховой цена иная, чем когда пациент из собственного кармана. В США она может стоить от $20 000 до $50 000.
Надеюсь, что в ближайшее время такие операции станут обыденностью. Сегодня это один из главных вопросов в медицине на Западе: как помочь какому-либо большему количеству болеющих людей. Ведь создавать медицинские инновации дорого и стоят они также недешево, не все к ним имеют доступ.
«Это для нас война, а для мира бизнес». Экс-сотрудник Укроборонпрома Денис Гурак об оружии, IT и медиа в Украине — в новом видео The Strong Kitchen Cabinet