🚨⚡🚨 Біткоін по $100к. Час встановлювати Trustee Plus і безкоштовно випускати картку для розрахунків 👉

Соцсеть с модной одеждой. В Украину выходит грузинский Phubber

На украинском рынке e-commerce появился новый игрок — Phubber. Это fashion-маркетплейс. На нем дизайнеры, локальные бренды и обычные пользователи могут продавать одежду — новую и бывшую в употреблении. 

Оставить комментарий
Соцсеть с модной одеждой. В Украину выходит грузинский Phubber

На украинском рынке e-commerce появился новый игрок — Phubber. Это fashion-маркетплейс. На нем дизайнеры, локальные бренды и обычные пользователи могут продавать одежду — новую и бывшую в употреблении. 

Сейчас Phubber на стадии тестирования локального приложения и отработки бизнес-модели. В 2021 году компания намерена инвестировать в украинский сервис около $300 тыс. и набрать 120 тыс. пользователей.  

Чем Phubber будет привлекать клиентов на рынке, где уже присутствует OLX, Shafa, Instagram и другие сервисы, через которые активно продается одежда? 

Все подробности дальше.  

Как все начиналось 

История Phubber началась в 2018 году, когда сооснователь проекта Гиорги Чугошвили был еще «очень далек от моды». 

«Тогда я знал, наверное, два бренда  — Nike и Adidas», — шутит он.

Гиорги Чугошвили (Facebook)

На встрече с журналистами dev.ua он показывает, что вся его нынешняя одежда куплена на Phubber. Nike и Adidas уже не обнаруживаются.  

Гиорги 10 лет работал в корпоративных финансах: изначально — банковский сектор, потом — разработка софта и инфраструктура.

«За это время все очень надоело: туфли, пиджак, зарплата. И решил делать что-то свое», — вспомниает Гиорги.

Он всегда смотрел на Amazon и хотел «что-то в e-commerce». В Грузии на тот момент онлайн-коммерция была не сильно развита — всего 2-3% от общих продаж приходилось на интернет.

Во всех направлениях, которые изучал начинающий предприниматель, обычно надо было сначала купить что-то, а потом продать. Но денег на закупку не было.

Первое, что приходило ему на ум, — продажа одежды.

«Однажды я читал статью в Business Insider, про британскую компанию Depop», — рассказывает стартапер.

Оказалось, что это онлайн-платформа, на которую одни люди загружают товар, а другие — покупают. За первые пару лет у этой компании набралось несколько миллионов пользователей. И компания вышла за пределы своего материнского рынка.

Для Гиорги это было«как лампочка». Не обязательно закупать товар. Можно создать платформу, где люди сами будут продавать и покупать. 

Хочешь бизнес — найди опытного партнера

Исходя из предыдущего опыта Гиорги знал: в команде обязательно нужен человек, который ориентируется в сфере бизнеса, куда ты планируешь войти.

У Гиорги была хорошая подруга —  Анано Долаберидзе. Он ей позвонил. И неспроста — подруга была из мира моды. Девушка помогала проводить несколько раз fashion week в Тбилиси. Анано работала и с Zara, и с Marie Claire, и с Vogue. 

На фото: Анано Долаберидзе (Facebook)

«Говорю ей: „Вот такая у меня идея интересная появилась. Хочешь, будем вместе заниматься?“», — вспоминает Гиорги.

В тот же день будущие партнеры встретились и сразу стали планировать совместный бизнес. Собрали свои сбережения — $15 тыс. — и вложили в дело.

Анано и Гиорги нашли программиста. Это был их знакомый. И поставили ему задачу — сделать MVP. Обошелся минимально функционирующий сайт в $3 тыс.

«Изначально мы хотели, чтобы это был микс соцсети и маркетплейса», — рассказывает предприниматель.

Главные функции соцсети: follow, unfollow, like, comment, feed. 

Маркетплейс: загрузить, найти и купить. 

Это были базовые функции на старте. Гиогри признается, что пример брали с Instagram. 

Запуск «на коленках», превратившийся в стремительный старт

В апреле 2019 года состоялся запуск. Партнеры решили загрузить в магазин приложений, чтобы собрать отзывы друзей. Чтобы те сказали, какие есть баги.

За первые 10 дней было 10 тыс. скачиваний. Анано — влиятельный человек в мире моды в Тбилиси. И что немаловажно — с рабочим Инстаграмом. У Гиорги на Фейсбуке тоже было много друзей. Как оказалось, нескольких постов от них было достаточно, чтобы запустить процесс с нуля.  

«Каждый вечер сидели и смотрели статистику: стабильно плюс тысяча добавлялась», — говорит Гиорги.

Сейчас в базе данных Phubber 150 000 вещей на продажу. Чтобы не повторить путь OLX в Грузии, у которого, как говорит Гиорги, была очень плохая репутация, предприниматели решили проверять во время продажи на платформе каждую вещь.

Философия Phubber

На платформе продаются как вещи б/у, так и новые: 50/50. Очень много дизайнеров продают через сайт предыдущие коллекции. Кроме того, свои вещи на Phubber загружают грузинские местные бренды. Одежды наподобие fast-fashion (дешевая шмотка из Zara) на платформе практически нет. Основатели проекта их откровенно не любят.

Да и такие товары не вписываются в их философию.

«В среднем человек не использует 80% своего гардероба. Кто-то эти вещи может носить. И если вещами обмениваться, то 5-6 лет вообще можно ничего не производить», — рассказывает Гиорги. По его словам, такое развитие событий было бы очень полезно для экологии планеты, так как индустрия моды — вторая после нефтяной промышленности по уровню загрязнения окружающей среды.

«Например, на изготовление одной пары  джинсов расходуется 7 000 литров воды», — подчеркивает предприниматель.  

В Тбилиси есть специальный склад, куда вещи обязательно отправляются на проверку, в ходе которой их сматривают на скрытые дефекты, запах, чистоту. И самая главная проверка — что это не фейк. Для такой задачи у Phubber есть целый натренированный департамент. 

Товар к покупателю приходит, как новый: в красивой коробке и бумаге. Гиорги отмечает, что покупателям нравится процесс распаковки да и само ощущение такой покупки.

Что по деньгам

У Phubber довольно большие издержки на работу с товаром, поэтому и сервисная комиссия достаточно высока. Доход от продажи разделяется в пропорции 80 на 20. Первое — продавцу, второе — площадке. 

За любую вещь можно торговаться. Эта функция автоматизирована в системе. Но нельзя беспокоить продавца больше трех раз. 

Для того, чтобы отсеять хлам, в Грузии установлен уровень минимальной комиссионки. Поэтому в продажу падают только более или менее дорогие вещи. Средняя цена продажи на платформе — $43. 

Для особо дорогих вещей есть услуга шоурума. Владелец приносит товар, сотрудники Phubber его фотографируют и загружают сами. 

Самые дорогие вещи на сайте — сумки Louis Vuitton за 50-60 тыс. грн. А в шоурум недавно зашел Hermes за 400 тыс. грн. 

Функция соцсетей себя оправдала. И на Phubber есть пользователи, у которых более 30 000 подписчиков. В некоторых случаях — больше, чем на их же аккаунтах в Instagram.

Сама платформа уже вышла на операционную прибыль. В феврале 2020 года Гиорги познакомился в Сан-Франциско с первым ангельским инвестором. Это Юджин Фуксман. Он был в свое время шестым работником WhatsApp. В прошлом году Юджин вложил в грузинский проект $100 тыс. А в 2021 — еще $300 тыс.

Выход в Украину

За несколько лет грузинский стартап вырос с четырех до 35 человек. В 2020 году у команды возникла идея выйти на азербайджанский рынок. 

«Но они начали войну с Арменией. Мы передумали», — вспоминает Гиорги. 

В 2021 году Гиорги со своим коллегой решили приехать в Киев, чтобы подготовиться к запуску в Украине. 

Вскоре  они начнут здесь активно нанимать людей, но контроль качества и аутентичности товаров по-прежнему будет в Грузии. Гиорги говорит, что за время пандемии они научились проверять вещи удаленно — по фото.

Однако склад в Украине все равно придется открывать, чтобы проверять вещи на соответствие нормам гигиены. 

Гиорги признает,  что на местном рынке им придется не просто, так как на нем работают довольно сильные конкуренты: Le Boutique, OLX, Shafa.ua. Но и сам рынок гораздо шире– а значит, и возможностей больше.  

Для продвижения своей платформы в Киеве грузинский сервис запартнерился с агентством LBK production, которое специализируется на fashion-индустрии.

«Мы хотим, чтобы до конца года у нас здесь было больше пользователей, чем в Тбилиси», — рассказывает Гиорги. То есть, больше 120 тыс.

Стартовые инвестиции в Украине составят примерно $300 тыс.

AI  в помощь

Серьезные вложения стартап сделает именно в технологическую часть. Например, когда пользователь загружает фото товара, система сама сможет отсортировать его по категории (пример: женская одежда, обувь, на каблуках), по цвету, размеру. И даже способна будет дать рекомендации по цене.

В базе Phubber уже более миллиона снимков. И разработчики хорошо настроили еще одну AI-функцию — similar search (поиск подобных товаров).

«У нас будет как у Pinterest. Мне понравились кроссовки  — я их сфоткал,  и сервис мне покажет, что есть в наличии», — говорит Гиорги. 

А через год AI будет самостоятельно производить и главную аутентификацию сервиса: фейк или оригинал.   

Бум на дешевую одежду 

Phubber выходит на украинский рынок в тот период, когда на нем наблюдается одежный бум в интернете.

В 2020 году году украинцы сделали 4,6 млн заказов в категории товаров «одежда и обувь» на сервисах Prom.ua. Это на 13% больше, чем в 2019.Опыт Prom.ua показывает, есть ли для Phubber в Украине незанятая ниша (fashion), либо грузины уже опоздали и спрос переориентировался. 

Как рассказывает Лилия Овчинникова, руководитель прессслужбы Prom.ua, до пандемии самым популярным товаром на маркетплейсе было женское платье, что можно отнести к fashion-категории. 

Однако, карантин изменил покупательские привычки, и вместо платьев и туфель люди стали покупать спортивные костюмы, кроссовки и кеды, а также удобную одежду для дома: пижамы, халаты, майки, футболки. 

Средний чек в этой категории товаров в 2020 году составлял 623 грн. То есть, практически в два раза меньше, чем у Phubber в Грузии.

Что касается разгрузки «гардероба» от старых вещей, то в этой нише в Украине тоже есть онлайн-сервис — Shafa.ua

Фокус «Шафы» — вещи для красоты и уюта: одежда, обувь, аксессуары, косметика,  парфюмерия и товары для дома. Только за март 2021 года Shafa.ua посетило более9 млн покупателей, а для продажи было добавлено 3 млн товаров.

Средний чек на «Шафе» явно не сравнить с Phubber — 250 гривен за вещь. Зимой чуть дороже. Украинский сервис явно занял нишу масс-маркета. И конкурировать в ней будет явно сложно. 

Поэтому выход грузинского стартапа на местный рынок станет определенным маркером для украинцев: оправились ли они после ковидного шока и готовы ли тратить экстра-деньги на стильные вещи? И как много таких людей в нашей стране живет в принципе?

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.