Соцсеть с модной одеждой. В Украину выходит грузинский Phubber

На украинском рынке e-commerce появился новый игрок — Phubber. Это fashion-маркетплейс. На нем дизайнеры, локальные бренды и обычные пользователи могут продавать одежду — новую и бывшую в употреблении. 

Соцсеть с модной одеждой. В Украину выходит грузинский Phubber

На украинском рынке e-commerce появился новый игрок — Phubber. Это fashion-маркетплейс. На нем дизайнеры, локальные бренды и обычные пользователи могут продавать одежду — новую и бывшую в употреблении. 

Сейчас Phubber на стадии тестирования локального приложения и отработки бизнес-модели. В 2021 году компания намерена инвестировать в украинский сервис около $300 тыс. и набрать 120 тыс. пользователей.  

Чем Phubber будет привлекать клиентов на рынке, где уже присутствует OLX, Shafa, Instagram и другие сервисы, через которые активно продается одежда? 

Все подробности дальше.  

Как все начиналось 

История Phubber началась в 2018 году, когда сооснователь проекта Гиорги Чугошвили был еще «очень далек от моды». 

«Тогда я знал, наверное, два бренда  — Nike и Adidas», — шутит он.

Гиорги Чугошвили (Facebook)

На встрече с журналистами dev.ua он показывает, что вся его нынешняя одежда куплена на Phubber. Nike и Adidas уже не обнаруживаются.  

Гиорги 10 лет работал в корпоративных финансах: изначально — банковский сектор, потом — разработка софта и инфраструктура.

«За это время все очень надоело: туфли, пиджак, зарплата. И решил делать что-то свое», — вспомниает Гиорги.

Он всегда смотрел на Amazon и хотел «что-то в e-commerce». В Грузии на тот момент онлайн-коммерция была не сильно развита — всего 2-3% от общих продаж приходилось на интернет.

Во всех направлениях, которые изучал начинающий предприниматель, обычно надо было сначала купить что-то, а потом продать. Но денег на закупку не было.

Первое, что приходило ему на ум, — продажа одежды.

Glovo запускает в Украине доставку за 10 минут. Как это работает?
Glovo запускает в Украине доставку за 10 минут. Как это работает?
По теме
Glovo запускает в Украине доставку за 10 минут. Как это работает?

«Однажды я читал статью в Business Insider, про британскую компанию Depop», — рассказывает стартапер.

Оказалось, что это онлайн-платформа, на которую одни люди загружают товар, а другие — покупают. За первые пару лет у этой компании набралось несколько миллионов пользователей. И компания вышла за пределы своего материнского рынка.

Для Гиорги это было«как лампочка». Не обязательно закупать товар. Можно создать платформу, где люди сами будут продавать и покупать. 

Хочешь бизнес — найди опытного партнера

Исходя из предыдущего опыта Гиорги знал: в команде обязательно нужен человек, который ориентируется в сфере бизнеса, куда ты планируешь войти.

У Гиорги была хорошая подруга —  Анано Долаберидзе. Он ей позвонил. И неспроста — подруга была из мира моды. Девушка помогала проводить несколько раз fashion week в Тбилиси. Анано работала и с Zara, и с Marie Claire, и с Vogue. 

На фото: Анано Долаберидзе (Facebook)

«Говорю ей: „Вот такая у меня идея интересная появилась. Хочешь, будем вместе заниматься?“», — вспоминает Гиорги.

В тот же день будущие партнеры встретились и сразу стали планировать совместный бизнес. Собрали свои сбережения — $15 тыс. — и вложили в дело.

Анано и Гиорги нашли программиста. Это был их знакомый. И поставили ему задачу — сделать MVP. Обошелся минимально функционирующий сайт в $3 тыс.

«Изначально мы хотели, чтобы это был микс соцсети и маркетплейса», — рассказывает предприниматель.

Главные функции соцсети: follow, unfollow, like, comment, feed. 

Маркетплейс: загрузить, найти и купить. 

Это были базовые функции на старте. Гиогри признается, что пример брали с Instagram. 

Запуск «на коленках», превратившийся в стремительный старт

В апреле 2019 года состоялся запуск. Партнеры решили загрузить в магазин приложений, чтобы собрать отзывы друзей. Чтобы те сказали, какие есть баги.

За первые 10 дней было 10 тыс. скачиваний. Анано — влиятельный человек в мире моды в Тбилиси. И что немаловажно — с рабочим Инстаграмом. У Гиорги на Фейсбуке тоже было много друзей. Как оказалось, нескольких постов от них было достаточно, чтобы запустить процесс с нуля.  

«Каждый вечер сидели и смотрели статистику: стабильно плюс тысяча добавлялась», — говорит Гиорги.

Сейчас в базе данных Phubber 150 000 вещей на продажу. Чтобы не повторить путь OLX в Грузии, у которого, как говорит Гиорги, была очень плохая репутация, предприниматели решили проверять во время продажи на платформе каждую вещь.

Космический блин. Как черкасский школьник покоряет околоземную орбиту
Космический блин. Как черкасский школьник покоряет околоземную орбиту
По теме
Космический блин. Как черкасский школьник покоряет околоземную орбиту

Философия Phubber

На платформе продаются как вещи б/у, так и новые: 50/50. Очень много дизайнеров продают через сайт предыдущие коллекции. Кроме того, свои вещи на Phubber загружают грузинские местные бренды. Одежды наподобие fast-fashion (дешевая шмотка из Zara) на платформе практически нет. Основатели проекта их откровенно не любят.

Да и такие товары не вписываются в их философию.

«В среднем человек не использует 80% своего гардероба. Кто-то эти вещи может носить. И если вещами обмениваться, то 5-6 лет вообще можно ничего не производить», — рассказывает Гиорги. По его словам, такое развитие событий было бы очень полезно для экологии планеты, так как индустрия моды — вторая после нефтяной промышленности по уровню загрязнения окружающей среды.

«Например, на изготовление одной пары  джинсов расходуется 7 000 литров воды», — подчеркивает предприниматель.  

В Тбилиси есть специальный склад, куда вещи обязательно отправляются на проверку, в ходе которой их сматривают на скрытые дефекты, запах, чистоту. И самая главная проверка — что это не фейк. Для такой задачи у Phubber есть целый натренированный департамент. 

Товар к покупателю приходит, как новый: в красивой коробке и бумаге. Гиорги отмечает, что покупателям нравится процесс распаковки да и само ощущение такой покупки.

Что по деньгам

У Phubber довольно большие издержки на работу с товаром, поэтому и сервисная комиссия достаточно высока. Доход от продажи разделяется в пропорции 80 на 20. Первое — продавцу, второе — площадке. 

За любую вещь можно торговаться. Эта функция автоматизирована в системе. Но нельзя беспокоить продавца больше трех раз. 

Для того, чтобы отсеять хлам, в Грузии установлен уровень минимальной комиссионки. Поэтому в продажу падают только более или менее дорогие вещи. Средняя цена продажи на платформе — $43. 

Для особо дорогих вещей есть услуга шоурума. Владелец приносит товар, сотрудники Phubber его фотографируют и загружают сами. 

Самые дорогие вещи на сайте — сумки Louis Vuitton за 50-60 тыс. грн. А в шоурум недавно зашел Hermes за 400 тыс. грн. 

Функция соцсетей себя оправдала. И на Phubber есть пользователи, у которых более 30 000 подписчиков. В некоторых случаях — больше, чем на их же аккаунтах в Instagram.

Сама платформа уже вышла на операционную прибыль. В феврале 2020 года Гиорги познакомился в Сан-Франциско с первым ангельским инвестором. Это Юджин Фуксман. Он был в свое время шестым работником WhatsApp. В прошлом году Юджин вложил в грузинский проект $100 тыс. А в 2021 — еще $300 тыс.

В Украине появился конкурент Facebook. С криптой. Кто за ним стоит?
В Украине появился конкурент Facebook. С криптой. Кто за ним стоит?
По теме
В Украине появился конкурент Facebook. С криптой. Кто за ним стоит?

Выход в Украину

За несколько лет грузинский стартап вырос с четырех до 35 человек. В 2020 году у команды возникла идея выйти на азербайджанский рынок. 

«Но они начали войну с Арменией. Мы передумали», — вспоминает Гиорги. 

В 2021 году Гиорги со своим коллегой решили приехать в Киев, чтобы подготовиться к запуску в Украине. 

Вскоре  они начнут здесь активно нанимать людей, но контроль качества и аутентичности товаров по-прежнему будет в Грузии. Гиорги говорит, что за время пандемии они научились проверять вещи удаленно — по фото.

Однако склад в Украине все равно придется открывать, чтобы проверять вещи на соответствие нормам гигиены. 

Гиорги признает,  что на местном рынке им придется не просто, так как на нем работают довольно сильные конкуренты: Le Boutique, OLX, Shafa.ua. Но и сам рынок гораздо шире– а значит, и возможностей больше.  

Для продвижения своей платформы в Киеве грузинский сервис запартнерился с агентством LBK production, которое специализируется на fashion-индустрии.

«Мы хотим, чтобы до конца года у нас здесь было больше пользователей, чем в Тбилиси», — рассказывает Гиорги. То есть, больше 120 тыс.

Стартовые инвестиции в Украине составят примерно $300 тыс.

AI  в помощь

Серьезные вложения стартап сделает именно в технологическую часть. Например, когда пользователь загружает фото товара, система сама сможет отсортировать его по категории (пример: женская одежда, обувь, на каблуках), по цвету, размеру. И даже способна будет дать рекомендации по цене.

В базе Phubber уже более миллиона снимков. И разработчики хорошо настроили еще одну AI-функцию — similar search (поиск подобных товаров).

«У нас будет как у Pinterest. Мне понравились кроссовки  — я их сфоткал,  и сервис мне покажет, что есть в наличии», — говорит Гиорги. 

А через год AI будет самостоятельно производить и главную аутентификацию сервиса: фейк или оригинал.   

Бум на дешевую одежду 

Phubber выходит на украинский рынок в тот период, когда на нем наблюдается одежный бум в интернете.

В 2020 году году украинцы сделали 4,6 млн заказов в категории товаров «одежда и обувь» на сервисах Prom.ua. Это на 13% больше, чем в 2019.Опыт Prom.ua показывает, есть ли для Phubber в Украине незанятая ниша (fashion), либо грузины уже опоздали и спрос переориентировался. 

Как рассказывает Лилия Овчинникова, руководитель прессслужбы Prom.ua, до пандемии самым популярным товаром на маркетплейсе было женское платье, что можно отнести к fashion-категории. 

Однако, карантин изменил покупательские привычки, и вместо платьев и туфель люди стали покупать спортивные костюмы, кроссовки и кеды, а также удобную одежду для дома: пижамы, халаты, майки, футболки. 

Средний чек в этой категории товаров в 2020 году составлял 623 грн. То есть, практически в два раза меньше, чем у Phubber в Грузии.

Что касается разгрузки «гардероба» от старых вещей, то в этой нише в Украине тоже есть онлайн-сервис — Shafa.ua

Фокус «Шафы» — вещи для красоты и уюта: одежда, обувь, аксессуары, косметика,  парфюмерия и товары для дома. Только за март 2021 года Shafa.ua посетило более9 млн покупателей, а для продажи было добавлено 3 млн товаров.

Средний чек на «Шафе» явно не сравнить с Phubber — 250 гривен за вещь. Зимой чуть дороже. Украинский сервис явно занял нишу масс-маркета. И конкурировать в ней будет явно сложно. 

Новый Reface? КПИшник создал приложения для подбора музыки к видео
Новый Reface? КПИшник создал приложения для подбора музыки к видео
По теме
Новый Reface? КПИшник создал приложения для подбора музыки к видео

Поэтому выход грузинского стартапа на местный рынок станет определенным маркером для украинцев: оправились ли они после ковидного шока и готовы ли тратить экстра-деньги на стильные вещи? И как много таких людей в нашей стране живет в принципе?

Хочете повідомити важливу новину? Пишіть у Telegram-bot.

А також підписуйтесь на наш Telegram-канал.