Стас ЮрасовСпецпроекты
24 апреля 2023, 09:37
2023-04-24
Подземные войны. Или почему тысячи украинцев вдруг могут остаться без интернета в разгар российской агрессии
В начале марта около 2000 семей ЖК «Город Цветов» остались без интернета. И это никак не связано с российскими обстрелами. Нет, связь исчезла по другой причине: просто провайдеры не договорились между собой.
Как рассказала dev.ua глава ОСМД «Город цветов» Алина Бескровная, в конце рабочего дня интернетчики разрыли обслуживающий ОСМД газон без согласований с ними и с Департаментом по благоустройству.
Затем они обрезали оптический кабель, вырезав участки до 1,5 м, трем провайдерам — «Датанет», «Ланет» и «Билинк».
«В ООО „В.О.К.С.“ (обслуживает участок канализации в дом) сообщили нам, что представители „Укртелекома“ нашли нарушения в их колодце. Но позже, когда приезжали представители „Укртелекома“ для выяснения обстоятельств, они утверждали, что не имеют к этому никакого отношения», — рассказала нам Алина Бескровная.
Что было дальше
Один из провайдеров возобновил сигнал через полсутки. Другой — через сутки. Третье — через несколько суток.
К сожалению, абоненты сидели все это время без связи, писали жалобы и даже адвокатские запросы.
Мы решили поинтересоваться у «Укртелекома», как случилось, в чем заключается глобальная проблема подземной кабельной канализации и как можно ее решить.
Как рассказал dev.ua во время мероприятия «Регулятор 3.0» Иван Коломоец, директор дирекции корпоративных отношений «Укртелеком», в «Городе Цветов» два провайдера конкурировали между собой. У первого, по его словам, сеть была построена на базе FTTB (кабель заводится в дом, а там стоит светч, подключенный к розетке — более зависимая от электроэнергии технология). А второй провайдер зашел в ЖК с технологией GPON (это менее зависимая от электричества технология, потому что сеть питается не на коммутаторах в каждом доме, а только на узле связи).
Итак, как рассказывает Иван, абоненты начали переходить ко второму, более новому провайдеру, потому что его сеть локально меньше зависела от отключения света. Эту версию, кстати, подтверждает и госпожа Бескровная: один провайдер не смог обеспечить наличие интернета у абонентов при отключении электроэнергии, в отличие от другого, что «привело к значительному перетоку абонентов именно к ним».
«И они стали друг друга резать. Один оператор отрезал кабель другого. И когда поднялось насилие, ничего другого не придумали и сказали, что это „Укртелеком“ обрезал кабельную канализацию», — вспоминает этот знаменитый случай господин Иван.
Как говорит Иван Коломоец, «Укртелеком» в этой истории вдруг оказался крайним, хотя процедура отключения кабелей в кабельной канализации у компании более сложная и такого случая не могло быть в принципе.
Большая проблема кабельной канализации
Сейчас вы прочитали историю только об одном случае, когда из-за неурегулированности доступа к ККЭ страдают абоненты. На самом деле, таких историй гораздо больше. И возникают они часто.
Общая протяженность кабельных каналов «Укртелекома» по всей стране составляет более 100 000 км. И ее услугами пользуются около 4000 национальных операторов и провайдеров, а также других юридических лиц. Для них это иногда единственная возможность попасть к какому-то объекту под землей, не выкапывая новую траншею и не таща кабель «по воздуху» — от одного дома к другому (последний способ, кстати, еще не очень надежен).
Но кабельная канализация имеет кучу проблем, на которые, казалось бы, никто не обращает особого внимания.
«Эта инфраструктура постепенно рушится. Ибо, чтобы ее содержать, необходимы огромные ресурсы», — рассказывает Иван.
Кабельная канализация есть не только у «Укртелекома» — компании принадлежит 85% этой системы. Отрезки сети выстроили и другие игроки. Относительно большие собственные системы есть у «Датагруп», Веги и «Укрзализныци».
Как правило, провайдеры договариваются о строительстве новых участков с застройщиками новой недвижимости. Это небольшие отрезки подземных систем — 0,5–1 км от дома до существующего колодца кабельной канализации «Укртелекома».
Он добавляет, что Укртелеком работает по нормативной базе и пускает в свою канализацию других игроков. Остальные же компании в большинстве случаев такого не делают. И сами решают, чьи кабели будут лежать на участках.
Если рассматривать цивилизованный путь, то должно было быть соответствующее обращение участника рынка к регулятору для урегулирования спора о доступе к инфраструктуре ККЭ. Также дополнительно предусматривается порядок демонтажа нелегального кабеля. Если бы этот вопрос был урегулирован, считает Иван, то один провайдер не смог бы вдруг вырезать сеть другого, как это произошло в «Городе цветов». Он должен был пойти по специальной процедуре. И если бы действительно нашел в своей сети нелегальный кабель, то должен был сначала сообщить об этом.
«А за незаконную прокладку кабеля в ККЭ должны быть штрафы. Потому что это нарушение честной конкуренции», — подчеркивает представитель «Укртелекома». Потому что кто-то прокладывает кабель и платит за это по действующим тарифам, а кто вообще нет этих расходов в своей смете.
Как решать подобные проблемы
Иван Коломоец считает, что первый шаг — создание специальной базы, куда будут добавляться все участки кабельной канализации в стране.
«Укртелеком» даже может вести эту базу. Мы можем своим инструментарием вести учет своих и чужих участков», — подчеркивает он, добавляя, что оператор может выкладывать его на сайт регулятора.
Он говорит, что государство может «стимулировать конкуренцию и защищать потребителей и меньших игроков от непровомерительных действий монополиста».
Но Иван Коломоец считает, что единственная открытая база уравняется в правах всех.
«Главная задача — раскрыть наличие этой или иной инфраструктуры в Украине», — рассказывает Иван. По его словам, Европа идет таким путем: она обязывает владельцев кабельной инфраструктуры предоставлять такие данные как минимум регулятору, а как максимум — выкладывать на сайт. По такому пути, как говорит Иван, идет и «Укртелеком».
«Если тебе нужно проехать на машине от точки А до точки Б, ты можешь запросить маршрут в навигаторе. Таким же образом — автоматизировано — это должно работать и в случае с кабельной канализацией», — рассказывает Иван Коломиец.
Пользователь будет видеть на сайте или через приложение (теперь он работает в тестовом режиме), по каким улицам проходит кабельная канализация, где она свободна, и понимать, каким может быть маршрут подключения абонента к его сети.
По словам Ивана, приложение сейчас будет испытываться в одном из регионов страны, и «Укртелеком» хочет получить от провайдеров, которые им начнут пользоваться, обратную связь: с их помощью можно получить информацию о том, где канализация действительно не работает и есть проблемные участки.
Что думают о едином реестре в НКЭК
Мы побеседовали об идее «Укртелекома» (создание единой базы кабельной канализации) с представителями Национальной комиссии по электронным коммуникациям, радиочастотам и почтовой связи.
Там говорят, что такой реестр у «Укртелекома» действительно существует, но он закрыт для других операторов.
Но они отмечают, что основным законом («Об электронных коммуникациях») предусмотрено создание единой точки доступа к инфраструктуре электронных коммуникаций, в т. ч. и к кабельной канализации.
«Такая точка доступа должна быть создана на основе электронной регуляторной платформы регулятора», — подчеркивают в комиссии. Следовательно, создание упрощенного доступа к подземной инфраструктуре в целях и у регулятора.
Тарифы не отвечают своей задаче
Еще одна большая проблема кабельной канализации, по мнению Ивана из «Укртелекома», это тарифы. Денег, которые платят игроки рынка за доступ этой системы, по его словам, недостаточно, чтобы удерживать ее в надлежащем состоянии.
И на этом участке у двух колодцев украли крышку. Еще два — разрушены: прошла тяжелая техника. Ремонт обойдется от 120 000 до 160 000 грн. Как говорит Иван, с действительными тарифами придется ждать 12 лет, чтобы собрать деньги на восстановление этого участка.
Иван Коломиец добавляет, что есть и худшие случаи, где в кабельной канализации лежит всего 2–3 кабеля. И деньги на ремонт таких участков собрать будет еще труднее.
А еще есть случаи, когда с кабельной канализацией вообще не числятся: строят новую развязку и закатывают колодцы в асфальт. И из-за таких случаев представителям «Укртелекома» приходится отдельно разобраться с исполнителями этого дорожного ремонта — искать ответственных. Сделать это и обязать возместить ущерб, как вы понимаете, очень проблематично.
«Нам иногда проще сказать, что ваши кабели просто лежат „в земле“. Не платит нам за это ничего — мы за это не отвечаем. Ибо удерживать эту инфраструктуру становится все труднее. Мы находимся в загнанном состоянии и будем говорить об этом с регулятором», — подчеркивает представитель «Укртелекома».
Он добавляет, что в других странах, например в Испании, участники рынка собрались и подсчитали, сколько канализации у них есть, сколько денег нужно на ее содержание и сколько процентов этой инфраструктуры им вообще нужно, а от чего можно отказаться.
Господин Иван добавляет, что возможно эффективным будет подход коллективной ответственности за содержание канализационной инфраструктуры — когда провайдеры в складчину ее ремонтируют.
Что в итоге
Кабельная канализация электросвязи, если не найти деньги на ее развитие, рискует прийти в упадок. По крайней мере, некоторые ее участки могут прийти в недостойность. Это риск для всех нас. Ведь кабель, проложенный под землей, является наиболее надежным способом обеспечения интернетом украинских домохозяйств и предприятий. А особенно во время войны, когда кабель, протянутый между домами или по столбам уличного освещения, может быть легко поврежден из-за действий агрессора.
Но на проблему кабельной канализации электросвязи пока обращают мало внимания, как представители власти, так и участники рынка. Остается надеяться, что это изменится в ближайшее время. Потому что времени не так много.