Путь к свету: что срочно необходимо, а чего не стоит делать с украинской энергосистемой в 2023 году

В феврале «Укрэнерго» отменило лимиты потребления для большинства регионов. Впервые за последние месяцы украинцы имели свет несколько дней подряд. Однако ситуация остается критической — государству срочно нужно восстанавливать энергосистему. Правительство говорит о важности децентрализованного производства энергии, анонсирует строительство новых атомных блоков и даже обещает достичь европейского лидерства в зеленой энергетике. В то же время участники рынка предупреждают, что вместо планирования идеальной энергосистемы в будущем государство должно решать задачи, необходимые для выживания уже в следующем отопительном сезоне. Какие реальные практические решения в 2023 году способны спасти украинскую энергетику, рассказывают эксперты.

Оставить комментарий
Путь к свету: что срочно необходимо, а чего не стоит делать с украинской энергосистемой в 2023 году

В феврале «Укрэнерго» отменило лимиты потребления для большинства регионов. Впервые за последние месяцы украинцы имели свет несколько дней подряд. Однако ситуация остается критической — государству срочно нужно восстанавливать энергосистему. Правительство говорит о важности децентрализованного производства энергии, анонсирует строительство новых атомных блоков и даже обещает достичь европейского лидерства в зеленой энергетике. В то же время участники рынка предупреждают, что вместо планирования идеальной энергосистемы в будущем государство должно решать задачи, необходимые для выживания уже в следующем отопительном сезоне. Какие реальные практические решения в 2023 году способны спасти украинскую энергетику, рассказывают эксперты.

Кратко о контексте

В середине февраля впервые за зиму мы получили возможность вспомнить, насколько удобнее жить без ежедневных отключений света. За несколько месяцев до этого, в сентябре прошлого года, правительство отчитывалось о 90% готовности Украины к отопительному сезону и особо отмечало готовность к критическим сценариям, связанным с атаками России.

Но на начало 2023 года жизнь на грани блекаута стала почти нормой для украинцев. Приблизительно половина энергетической инфраструктуры разрушена, а ВВП упал до критических показателей (по оценке главы Нацбанка, отрицательный вклад дефицита электроэнергии в IV квартале в темпы падения реального ВВП составил около 4 п. п., а за 2022 год в целом — 1,3 и. п.). По прогнозу Нацбанка, в 2023-м дефицит электроэнергии будет стоить украинской экономике 1,9 и. п., а в 2024 году — еще в 0,6 в. п. экономического роста, $2 млрд дополнительного дефицита внешней торговли и дополнительно усилит рост инфляции.

«В общей сложности из-за постоянных атак поврежденными остаются почти два десятка энергоблоков теплоэлектростанций. Если добавить к этому факт оккупации части наших энергообъектов, Украина временно потеряла 44% атомной генерации, 75% мощности ТЭС и 33% блоковых ТЭЦ», — заявил Шмигаль на заседании правительства 10 февраля 2023 года.

Напомним, под контролем врага сейчас находятся Запорожская АЭС и ТЭС, Луганская и Углегорская ТЭС, Каховская ГЭС — свыше 10 ГВт генерации. Также, по информации Минэнерго, в 2022 году Украина потеряла около 90% ветровой и до 40% солнечной генерации.

Какие варианты озвучивает правительство

Уровень готовности к критическим сценариям в 2022 году оказался обратно пропорциональным необходимости восстанавливать энергосистему в 2023-м. Такая ситуация вызвала очень активное обсуждение энергетического будущего.

Из новостных заголовков можно заметить, как прошлогодняя риторика вокруг несокрушимости сегодня перешла к теме устойчивости. Правительство озвучивает одновременно несколько версий, как обеспечить устойчивость энергосистемы. Версии схожи между собой общим положительным настроением и охватывают большинство ключевых тем, популярных в соцсетях: высокопоставленные должностные лица одновременно обещают обеспечить электричеством население и бизнес, защитить энергосистему от дальнейших атак россии, позаботиться об экологии, привлечь иностранные инвестиции, а в каждом из этих сообщений пытаются использовать децентрализация и восстановление.

Вот несколько примеров недавних официальных заявлений по этой теме:

Основной принцип устойчивости

Чтобы понять кратчайший путь к энергетической стойкости, для начала нужно определиться с терминологией. «Энергетическая устойчивость», что бы не имели в виду говорящие о ней политики, — не абстрактная метафора очередного «улучшения», а вполне научное понятие.

Устойчивость системы, по определению директора компании «Нефтегазстройинформатика» (ведущая независимая консалтинговая компания в сфере нефтегазового комплекса Украины), доктора технических наук Леонида Униговского, это ее способность «сохранять проектные параметры работы в условиях агрессивного внешнего вмешательства или внутренних аварийных ситуаций». Что это значит?

«В работе каждой сложной системы, как, например, энергетической, постоянно могут случаться отклонения от нормы (рабочие параметры работы данной системы). Но после достижения точки бифуркации — пика „ненормальности“, благодаря регламентированным действиям обслуживающего персонала, система каждый раз возвращается в штатный рабочий режим. Это и есть стойкость. Речь не о распределенной или централизованной, о зеленой, тепловой или атомной генерации энергии — это может меняться. Но сама технология построения системы должна быть устойчивой, то есть успешно противостоять всем попыткам нарушить ее нормальную работу», — объясняет эксперт.

Что мешает стойкости во время войны

Отказоустойчивые системы спроектированы таким образом, чтобы смягчать воздействие неблагоприятных факторов и оставаться надежными для конечного пользователя. Отказоустойчивость значительно ухудшается, когда в системе есть так называемые «единые точки отказа» (single point of failure) — элементы, отказ которых может вызвать коллапс всей системы.

По словам Сергея Макогона, экс-руководителя ООО «Оператор ГТС Украины» (единственный в стране оператор, отвечающий за транспортировку природного газа через «главную трубу»), в Украине основными такими точками являются десяток мощных тепловых электростанций, построенных еще в 60–70 гг. прошлого века и магистральные подстанции «Укрэнерго». Поэтому этой зимой все происходило по науке: российские обстрелы вызвали отказ в работе этих узлов (т.е. ТЭС и подстанций), что привело к коллапсу системы (т.е. — блекауту).

«Россияне еще со времен СССР хорошо знают эти наши болевые точки и по ним бьют. Условно: одно попадание — и сразу гигаватт мощности вылетает. Поэтому, чтобы обеспечить устойчивость, нужно переходить на децентрализованную систему производства и распределения энергии, которая не зависит от центральной электростанции или сети, а полагается на небольшие источники энергии, которые распределяются по сети ближе пользователей», — утверждает Сергей Макогон.

Улучшилась ли ситуация в феврале?

Несколько дней без лимитов потребления и графиков отключений создают ложное впечатление, что ситуация в энергосистеме наконец-то налаживается. Иллюзию усугубляют вырванные из контекста и растиражированные онлайн-изданиями слова главы НЭК «Укрэнерго» Владимира Кудрицкого о том, что «возобновление энергосетей в Украине происходит быстрее, чем ожидалось».

Оптимистическое «восстановление» привлекает больше внимания, чем другая новость от «Укрэнерго», объясняющая причины отсутствия дефицита мощности в энергосистеме в середине февраля. А это фактически стечение обстоятельств: наводнения, которые активизировали гидростанции на Днепре и Днепре, увеличение светового дня, повышение температуры и импорт электроэнергии из Словакии.

Напомним, до войны пиковая мощность потребления Украины зимой доходила до 24 ГВт. А в начале февраля 2023 года, как недавно рассказал журналистам глава энергетического комитета ВР Андрей Герус, при пиковой потребности свыше 17 ГВт, украинские электростанции производили только 13–14 ГВт электроэнергии в час.

Что касается «восстановления», то слова Кудрицкого скорее касались аварийных ремонтов инфраструктуры, позволивших включить в работу дополнительные энергоблоки на нескольких тепловых электростанциях. Это стало возможным благодаря действительно героическому труду энергетиков. Только в Укрэнерго работали 70 мобильных ремонтных бригад численностью 1500 человек, которые с начала атак отремонтировали более 10 000 км линий электропередач и реанимировали 70% поврежденных объектов. По информации главы Комитета ВР по энергетическим вопросам, в 2022 году 98 энергетиков погибли, выполняя профессиональные обязанности.

Но при этом следует понимать, что аварийные ремонты возвращают к работе самые важные элементы, без которых система вообще не будет работать. Это далеко не то, что капитальный ремонт, восстановление или обновление энергосистемы, не говоря о зеленом переходе или каком-то европейском лидерстве.

Поэтому, во первых, не следует путать восстановление с Восстановлением. Во вторых, нынешнего запаса устойчивости хватит до следующей серьезной атаки на инфраструктуру, вероятность которой, по словам Геруса, остается достаточно высокой.

Децентрализация энергосистемы: особенности национального стратегического планирования

В начале января во время встречи с вице-президентом Еврокомиссии Франсом Тиммермансом, министр энергетики Герман Галущенко озвучил планы запустить к 2030 году 2 ГВт атомной генерации и увеличить долю возобновляемых источников энергии (ВИЭ) до 30%, а в 2090-м. Цифры в целом соответствуют Энергетической стратегии Украины до 2050 года, которую Минэнерго анонсировало во время экономического форума в Давосе.

По мнению Сергея Макогона, в нынешней ситуации Стратегия-2050 — не более чем набор штампов и лозунгов, воплощение которых маловероятно.

«Любая стратегия должна основываться на некоторых основополагающих предположениях, таких как структура промышленности, размер населения, объем потребления и прочее, которые до окончания активных боевых действий сложно представить. Планируется к 2030 году довести долю ВИЭ до 30%. При этом сам министр говорит о том, что Украина потеряла 90% ветровой и 50% солнечной генерации. А учитывая многомиллиардные долги перед инвесторами, значительный рост доли ВИЭ в ближайшие годы вряд ли возможен», — отмечает Макогон.

В условиях войны и неизвестного состояния после победы трудно планировать что-либо даже на ближайшие 5 лет, не говоря о 2050-м. Потому краткосрочные планы и их реализация сегодня в приоритете над стратегиями, пишет в своем блоге энергетический эксперт Алексей Хабатюк.

«Нужно более эффективное и устойчивое решение в условиях войны. Войны, которая продлится еще годами. Энергия нужна для экономики. А экономика нужна для победы и создания условий мотивации людей оставаться в Украине. Не решение „до 2050“, а здесь и сейчас на коммерчески доступных технологиях со сроками реализации проектов „с нуля“ в течение 6-18 месяцев», — утверждает Хабатюк.

Леонид Униговский тоже считает, что разработка долгосрочных стратегий в классическом понимании их построения сейчас для Украины не ко времени.

«У нас война, которая существенно меняет приоритетность целей. Из моего опыта участия в разработке энергетических стратегий, а по меньшей мере три таких документа были созданы при участии нашей компании и меня лично, ни одна из них даже в мирное время не была выполнена более чем на 30%. Почему так — отдельный вопрос. Но на месте Минэнерго работу над этим документом я бы сейчас просто приостановил», — отмечает Униговский.

Какой должна быть децентрализация энергосистемы

«С точки зрения устойчивости, децентрализованная генерация, о которой говорят все чаще, это действительно разумное решение, если взвешенно подойти к выбору единичной мощности, пространственному распределению, выбору основного, резервного и аварийного топлива, а также массовости внедрения», — отмечает Алексей Хабатюк.

По его мнению, децентрализованная энергетика должна создаваться децентрализованно многими игроками на основе единых для всех правил. Децентрализованный подход вместо магистрального станет особенно эффективным в условиях войны. Даже чисто физически уничтожить сотни малых объектов гораздо сложнее нескольких крупных.

«Это могут быть небольшие станции мощностью до 50 МВт, которые будут подключаться к сетям облэнерго — ближе к потребителю. В зависимости от обстоятельств источником для генерации может быть солнце, ветер, биотопливо и т. д.», — говорит Сергей Макогон.

Эксперт не соглашается со словами министра Германа Галущенко, который в начале февраля назвал «первым практическим шагом по децентрализации энергосистемы» передачу Украине мобильной газотурбинной станции от USAID. Подобные мобильные турбины хорошо зарекомендовали себя во время землетрясения в Гаити в августе 2021 года и при ликвидации последствий урагана Нейт на юге США в 2017-м. Украине они нужны уже давно, однако использовать их на постоянной основе нет смысла.

Это хороший выход для срочного решения проблем в зоне чрезвычайных ситуаций. Летом прошлого года я лично и «Оператор ГТС» предлагали закупить два десятка таких станций. Предложение проигнорировали, а зря — это идеально подошло бы для недавнего кризиса в Одессе. Если не работали подстанции, пара таких мобильных газотурбинных установок хватило бы, чтобы заживить критическую инфраструктуру города. Но для обычного коммерческого поколения они малопригодны — слишком низкий КПД (35%), поэтому высока себестоимость производства энергии», — уверяет Макогон.

В отличие от мобильных, стационарные газотурбинные станции — удачное решение, особенно когда речь идет о балансирующих мощностях.

Газовая генерация — одно из самых реалистичных решений

Для безопасной работы энергосистемы нужно, чтобы производство энергии равнялось ее потреблению. Дефицит мощности возникает не только из-за российских обстрелов и привычки украинцев включать все энергоемкие приборы одновременно. Например, сеть с использованием ВИЭ, о которой говорилось выше, будет производить существенно больше или меньше энергии в зависимости от времени суток или погоды. Чтобы компенсировать разницу между производством и потреблением, нужно развивать балансирующие мощности: ГАЭС, маневровую генерацию и использовать хранилища-аккумуляторы.

«Только в Украине балансировать возобновляемые источники пытались тепловыми станциями — в основном из-за невозможности быстро отказаться от угольной генерации. Но теперь, когда тепловые станции разбиты россиянами, а будущее угольной отрасли под большим вопросом, мы можем перейти к общепринятой европейской практике балансировки мощностями газовой генерации», — считает Сергей Макогон.

Как убеждает бывший руководитель «Оператора ГТС», построить децентрализованную сеть газовых электростанций и когенерационных установок можно достаточно быстро. Ведь площадки для строительства с подведенными инженерными сетями, ограждением, охраной и даже оформленными для такого целевого использования земельными участками уже есть. Речь о территориях неработающих компрессорных станций ГТС и других промышленных объектов, список которых у правительства уже есть.

По мнению эксперта, для балансировки нужно не менее 2 ГВт мощностей газовой генерации, построить которые реально за 1-2 года. Среди всех обсуждаемых вариантов именно такой сценарий будет пытаться развивать Украину в первую очередь, чтобы повысить устойчивость энергетической системы. Пожалуй, сегодня это наиболее продуктивная в этом направлении деятельность. По словам Андрея Геруса, первые станции уже начали строить.

Украине нужны сотни таких станций. Если постепенно строить станцию за станцией с мощностью от 1 МВт и более, то это реально. В общем, сейчас за средства международной помощи или предприятиями для собственного потребления строится около двух десятков электростанций в разных областях. Под Киевом, в Сумской, Полтавской, Черниговской, Винницкой и Днепропетровской областях, в частности. Это те, где есть перспектива, которую достроят в ближайшие полгода», — отмечает Герус.

По его словам, стоимость одной малой электростанции составляет от €400-€800 тыс. за МВт, что частично могут потянуть даже областные бюджеты. Соответственно 2 ГВт нуждаются в привлечении от €800 млн до €1,6 млрд. Это в 6 раз меньше стоимости строительства новых атомных блоков Хмельницкой АЭС к 2032 году ($10 млрд), анонсированного в Минэнерго.

Солнечные станции — вариант для населения и бизнеса

По данным Минэнерго, в 2021 году АЭС произвели 55,1% всей электроэнергии. Поэтому существующих атомных блоков будет достаточно, чтобы обеспечить базовую генерацию, подчеркивает Сергей Макогон. Проблема в недостатке балансирующих мощностей, что также ограничивает и рост доли ВИЭ. Учитывая это, вкладывать $10 млрд в строительство 2х дополнительных атомных блоков и одновременно говорить о децентрализации — кажется нелогичным. Для создания децентрализованной системы средства было бы уместнее направить на строительство децентрализованной балансирующей газовой генерации, новых ГАЭС и национальную программу строительства домашних СЭС.

К примеру, Греция планирует в этом году выделить €700 млн евро на субсидирование строительства 250 тыс. новых солнечных электростанций в домохозяйствах. В Румынии на строительство 150 тыс. новых СЭС выделят 610 млн евро. Субсидии будут покрывать до 40% стоимости станций.

По данным Госэнергоэффективности, к концу 2021 года в Украине насчитывалось около 45 тыс. домохозяйств, которые использовали солнечные панели. Общая мощность таких СЭС превысила 1,2 ГВт.

«Для реального превращения украинской энергетики в „зеленую“ и децентрализованную нужно ежегодно строить в том числе по 50 тыс. новых домовых СЭС мощностью до 8-10 кВт. Для начала была бы уместна программа субсидирования строительства объемом не менее €500 млн. Этого хватит на 100 000-150 000 дополнительных объектов мощностью до 10 кВт. Даже при отсутствии такой Стратегии (плана) и других реальных шагов государства к децентрализации малые солнечные электростанции могут обеспечить электричеством значительную часть домохозяйств и малого бизнеса», — отмечает Леонид Униговский.

Сейчас необходимо обеспечить большой всплеск установки малых СЭС, но обязательно оборудованных аккумуляторами и гибридными инвенторами, которые могут работать как от систем распределения, так и от солнечных панелей. Это одно из самых эффективных решений для домохозяйств и небольших предприятий. По его оценкам, темпы установки таких систем ускоряются.

Энергетические кооперативы — европейская децентрализация собственноручно

Децентрализацию следует начинать с создания энергетических островов, малых зон распределения, способных себя обеспечивать. К примеру, когда несколько десятков домохозяйств объединяются и инвестируют в создание собственной самодостаточной энергосистемы. Наиболее распространенной в мире юридической формой такого объединения является энергетический кооператив. «В Украине существуют законодательные нормы, позволяющие это сделать, но они неупорядоченные, требующие многих подзаконных актов, уже не говоря о прямом законодательном акте об энергетических кооперативах, его не существует. На сегодняшний день я не вижу, чтобы государство делало какие-то эффективные шаги в этом направлении», — констатирует Униговский.

В Европе энергетические кооперативы являются одной из главных составляющих энергетической устойчивости (что, в частности позволяет ЕС достаточно спокойно переживать газовый шантаж со стороны РФ). Как свидетельствуют примеры, это действительно популярное решение.

По данным аналитического центра Ember, в 2022 году увеличение количества домашних СЭС в Нидерландах позволило получить дополнительные 1,8 ГВт энергии. В прошлом году Голландия произвела самую высокую долю солнечной энергии среди стран ЕС — 14% от общей генерации. Значительно это стало возможным благодаря энергетическим кооперативам, участие в которых принимают миллион потребителей (при численности населения 17,5 млн).

По информации украинской сети энергетических инноваций Greencubator, 46% солнечной энергии в Германии производится гражданами. В стране действуют более 700 энергетических кооперативов, членами которых являются 135 тыс. частных лиц. При среднем вкладе около €3000, совокупные инвестиции в кооперативы составляют €1,2 млрд.

Государство не планирует всерьез децентрализацию?

Казалось бы, такой эффективный и проверенный механизм децентрализации, как энергетические кооперативы, должен занимать одно из первых мест в обсуждении зеленого послевоенного восстановления Украины (учитывая общий пафос официальных заявлений о зеленом будущем украинской энергетики). Однако План восстановления Украины, представленный в Лугано в июле прошлого года, не предусматривает реального развития малой генерации возобновляемых источников энергии (в том числе и энергетических кооперативов ), считают украинские общественные организации .

В прошлом году представители общественного сектора, среди которых Центр экологических инициатив «Экодия», Всеукраинское агентство инвестиций и устойчивого развития, ОО «Экоклуб» и Коалиция «Энергетический переход», распространили открытое обращение к правительству по этому вопросу.

«Мероприятия в проекте Плана восстановления указывают на селективный подход в направлении „зеленого“ перехода и не отражают комплексного решения по стимулированию развития малой генерации возобновляемых источников энергии», — говорится в заявлении.

В документе также изложены требования включить в государственную политику Украины базовые смыслообразующие принципы, которых там не хватает:

»… Основой в мероприятиях, которые включаются в План восстановления, должна стать концепция энергетической свободы, предусматривающая максимально возможную способность отдельных домохозяйств, организаций и общин производить энергию и управлять ею в своем хозяйстве, иметь отношения с другими гражданами и организациями по производству, распределению, хранения энергии, а также торговли ею».

Услышали ли политики требования общества, непонятно. В речи на заседании Правительства 3 января 2023 года премьер-министр Денис Шмигаль, описывая приоритеты в энергетике, точно назвал то, что правительство собирается выполнить: завершить отопительный сезон, восстановить нанесенные российскими варварами повреждения, обеспечить бесперебойную работу критической и безопасность энергообъектов, сформировать минимальные нефтяные запасы и увеличить добычу газа. По всему прочему, формулировки прозвучали довольно расплывчатые.

Будем активнее использовать потенциал возобновляемой энергетики: солнечной, ветровой, гидрогенерации, водородных технологий. Российские атаки толкают нас к коренной реформе — построению децентрализованной энергетической системы. Речь идет о создании миниэлектростанций и малых объектов генерации, имплементированных в энергосистему», — заявил Шмигаль.

Так все же, измена или победа?

Описывая решения, уже сейчас необходимые для построения устойчивой и децентрализованной энергосистемы в Украине, эксперты единогласно заявляют, что пока не видят реальных шагов государства в этих направлениях. В первую очередь, это касается законодательной и регуляторной основы необходимых изменений.

Впрочем, катастрофических прогнозов пока тоже никто не делает. Во-первых, год только начался. Во-вторых, определенные сдвиги по энергетике все же происходят. Успешно стартовала программа обмена ламп накаливания на энергосберегающие (5 млн. ламп обменяли только в течение первых двух недель). В конце января Кабмин упростил нормативную базу по восстановлению и защите критической инфраструктуры. В начале февраля депутаты анонсировали законопроект, который облегчит установку домашних солнечных станций. 13 февраля в ВР внесли законопроект о замене «зеленого» тарифа на более актуальную модель Net Billing.

Кроме того, о готовности осуществлять финансовую и техническую поддержку обновления украинской энергетики заявляют западные партнеры. Определенную надежду вселяет то, что, оказывая помощь Украине, у Запада есть возможность диктовать свою политику официальному Киеву и, возможно, не допустит столь масштабных фейлов, как прошлогодняя неготовность к российским обстрелам во время отопительного сезона.

Наконец следует помнить, что в условиях войны часть информации о реальном состоянии энергетики правительство может просто не разглашать. К примеру, о том, что строительство малых станций газовой генерации уже продолжается в нескольких областях, стало известно лишь из интервью главы энергетического комитета Андрея Геруса.

Следовательно, ответа на вопрос «измена или победа» на этот раз не будет. Авторы этой статьи в последующих публикациях обещают продолжить объяснять читателям ключевые моменты, необходимые, чтобы понимать общую ситуацию в украинской энергетике и делать собственные выводы.

Автор — Алексей Гвоздик

Маленькая атомная энергетика: что такое модульные реакторы зачем они Украине и какие подводные камни нас могут ждать
Маленькая атомная энергетика: что такое модульные реакторы, зачем они Украине и какие подводные камни нас могут ждать
По теме
Маленькая атомная энергетика: что такое модульные реакторы, зачем они Украине и какие подводные камни нас могут ждать
Мощные зарядные станции made in Ukraine. ТОП 7 лучших
Мощные зарядные станции made in Ukraine. ТОП 7 лучших
По теме
Мощные зарядные станции made in Ukraine. ТОП 7 лучших
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
По теме
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Новий випуск «З фронту в IT» про айтівців, які повертаються до цивільного життя після ЗСУ.

Історія світчера з Тернопільщини, який змінив агро на IT, а IT на ЗСУ

УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.