💰🚀 USDT, BTC, ETH - це все просто купляється в Trustee Plus в пару кліків. Встановлюй 👉
Промо на dev.uaСпецпроекты
6 июня 2023, 09:00
2023-06-06
Как перевести бизнес в облако за $0 и всего за три месяца: опыт Райфа во время войны
Российское вторжение стало мощным пинком для IT-команды Райффайзен Банка, сумевшей за три месяца переехать в облако, чтобы надежно обслуживать 3 млн клиентов в режиме 24/7 при любых условиях.
Четверг 24 февраля 2022 для сотрудников украинского Райффайзен Банка начался, как и для многих украинцев, с тревожных новостей и взрывов. Уже утром перед IT-командой банка встала экстремальная задача сделать так, чтобы клиенты банка могли пользоваться своими средствами и удобными сервисами, несмотря на обстрелы, вероятность хакерских атак и желание врага положить на лопатки банковскую систему Украины.
«Все начиналось около 5 утра 24 февраля. Были ракетные обстрелы, и мы поняли, что уже нет времени думать. Минут 20 принималось решение о том, следует ли начинать сверхсложный и ответственный процесс перевода сервисов в облако», ― вспоминает СТО банка Григорий Таций.
Григорий не без гордости говорит, что проектной команде Райфа, а это 163 айтишника из 800 в ІТ-подразделении Райфа, удалось совершить миграцию в облако с физических серверов всего за три месяца. И это отдельная история, полная драматических моментов, бессонных ночей и, куда без них, факапов.
Готовы ко всему
Григорий Таций рассказывает, что на момент вторжения России в банке, как и в большинстве бизнесов, был план бесперебойной работы на случай форс-мажора.
Основная задача банка в начале вторжения заключалась в том, чтобы обеспечить непрерывность услуг для клиентов 24/7. Над этой миссией совместно работали все подразделения — от кассиров, инкассаторов, маркетологов и т. д. Это вообще был вызов всей банковской системе. И то, что украинские банки продолжали оказывать качественные услуги в условиях войны, — это уникальный кейс в мире. В других военных конфликтах банковские системы других стран просто переставали функционировать. Банки в Украине выстояли.
ИТ-команда Райфа работала над обеспечением связи и доступностью всех диджитал-сервисов для клиентов на уровне, не ниже чем при обычных условиях.
«Наши клиенты в Украине, вне страны, в хранилищах, сквозь где есть интернет, должны были иметь доступ к своим средствам, и делать это удобно в пару кликов. Чтобы обеспечить это, нужно было переместиться в безопасную среду в облако. Даже в случае, когда какая-нибудь ракета прилетит в дата-центры, у людей всегда был бы доступ к своим счетам», ― объясняет Григорий.
163 специалиста, среди которых разработчики, тестировщики, девопсы, проджект-менеджеры, продакт-овнеры и т. д., запустили локомотив, который нельзя было остановить и крайне важно было направить в финишную точку.
Команду скоростных миграционных преобразований в компании отождествили с героями мультфильма Kung Fu Panda.
Каждому департаменту, задействованному в процессе миграции, присвоили своего покровителя из числа героев мультфильма и напечатали свитшот с пандами, тиграми, змеями, обезьянами и т. д. Каждому отделу написали историю, олицетворявшую определенный этап миграции. Такой подход помог сплотить, мотивировать людей и поддержать их.
Сбросить лишнее
Что представляет собой переход в облако? Во-первых, перенесение важных данных в виртуальное хранилище. Во-вторых, отказ от физических серверов, на которых раньше хранились те же данные. По словам Григория, осуществить переход быстро помогла концепция «инфраструктура как топливо для продукта».
Безусловно, до миграции у Райффайзен Банка были собственные дата-центры. В настоящее время от аренды помещения, в котором находились серверы данных, отказались. Осталось еще два дата-центра, где хранятся давние решения банка, переносить в облако бессмысленно.
Теперь в компании действует лозунг «DC (Data Center — ред.) is not our business anymore». Для команды даже напечатали футболки с надписью «DC free».
Григорий говорит, что такая трансформация равноценна, например, потому, как человек за несколько месяцев сбрасывает 20 кг лишнего веса. «Построить собственный дата-центр и сертифицировать его — это несколько лет времени и миллионы долларов. Много миллионов долларов. Но наш основной бизнес — банкинг», — объясняет он.
Надежный провайдер
В банке не выбирали провайдера — здесь точно знали, что это будет Amazon. «У нас очень хорошие с ними отношения. И плюс они лучшие по соотношению цена-качество», — говорит Таций.
Если одни поставщики облачных услуг заявляли, что у них есть зоны доступности, то это могло означать как 3, так и 1 или 2 дата-центра в одном месте. У Amazon Web Services всегда по меньшей мере три.
Он добавляет, что AWS был с банком на одной волне — там активно поддерживали Украину, украинские бизнесы. А еще ― консультанты с AWS, которые сотрудничали с Райфом, оказались украинцами, что не создавало никаких дополнительных вопросов и задержек. Они помогали не только консультациям, но и непосредственно в управлении проектом.
Подготовка команды
Григорий говорит, что переход в облако произошел по рыночным меркам супербыстро, супердешево и суперэффективно. «Один из крупнейших европейских банков сделал все то же за 4,5 года. Мы уложились в три месяца, хотя планировали сделать это сначала через два», ― рассказывает CTO Райффайзен Банку.
Как правило, говорит Григорий, у людей не хватает мотивации делать все максимально быстро и эффективно. То есть компании долго думают, откладывают, платят двойную-тройную цену, совершают много ошибок.
Еще до полномасштабной войны банк в своей стратегии рассматривал перспективы в течение 2–3 лет постепенно перейти в облака при соответствующих регуляторных изменениях. Поэтому с самого начала диджитал-трансформации банка, которая началась в 2021 году, Райф собирал команду людей, разбирающихся в облачных технологиях.
В банке активно нанимали людей с нужным видением, навыками и опытом. По словам СТО, на поиск синьорного специалиста с нужными знаниями и опытом уходило около 4 месяцев. «То есть это было тяжело и дорого, потому что это был объективный хедхантинг. Мы знали людей на рынке, которые нам нужны. Надо было схантить. И мы делали им все условия для того, чтобы они перешли к нам», ― рассказывает он.
Цена перехода
По его словам, готовиться к процессу миграции в банке начали за год до процесса переноса данных. В планах обеспечения непрерывности бизнеса также были заложены сценарии с переездом в облако. Но не было и мысли, что это придется делать через 10 минут после обращения Президента, что в Украину происходит вторжение.
Война дала процессу миграции самый высокий приоритет. «Люди понимали, что они делают и зачем. Они были очень мотивированы. Поэтому еще раз повторить этот успех в столь сжатые сроки почти нереально», ― говорит Григорий.
Стоило перенос данных в облако для банка, по словам СТО, $0. Нанятые под миграцию специалисты выполняли кучу текущих задач, получали зарплату, а в нужный момент смогли активизироваться и сделать все невероятно четко и быстро.
Если бы такую услугу заказывали у внешнего подрядчика, стоимость переноса данных в облако масштабов Райффайзен Банка обошлась бы компании от 5 до 8 млн. евро, добавляет он. При этом проект делался бы дольше, поскольку важна не только экспертиза, но и контекст. «Экспертизу можно приобрести. А вот предоставить ей контекст — на это понадобилось бы гораздо больше времени: это было бы дороже и дольше», — рассказывает СТО.
Незаметно для клиентов
Относительно эффективности миграции в облака Григорий отмечает, что у банка не было долгих перерывов для клиентов, когда услуги финучреждения были недоступны. Систему выключали исключительно после часа ночи и в выходные дни.
В то же время пользовательский сегмент выключался не дольше, чем на четыре часа, и тоже только в запланированное ночное время. В общем, говорит Григорий, с переходом в облако компания избавилась от значительных затрат: за последние 5 лет в поддержку и развитие серверной физической инфраструктуры банк инвестировал около $11 млн, то есть по $2 млн в среднем ежегодно. А еще ― дополнительные операционные расходы на поддержку серверов ― в общей сложности в год получалось $5–6 млн. Теперь, с переходом в облако, этих расходов не будет. На обслуживание облака сейчас банк тратит около 5 млн евро в год.
Перед рывком
Григорий рассказывает, что работа над проектом велась круглосуточно. «Фактически задачи ставились в формате приказа во время войны. И именно благодаря жесткой модели управления нам удалось мигрировать в сжатые сроки. Это не было в формате «пить полосы и мигрировать», — говорит он.
При работе над проектом из-за крайне напряженного графика и большой ответственности люди полностью истощались. Команда работала круглосуточно и отсутствие сна давало о себе знать.
Два месяца продолжалась подготовка к миграции и происходили мелкие миграции. Основную часть мигрировали за третий месяц. И перед основным этапом миграции почти всех, кроме экстренной команды, отправили в отпуск на две недели.
«Наши ВСУ тогда дали взбучку россиянам, они вышли из Киевской области, и это дало нам буфер, еще больше мотивировало и окрылило. И когда после передышки все вернулись свежими, команда сделала последний рывок», ― вспоминает Григорий.
Самый большой мотиватор
Своей экспертизой ИТ-команда украинского Райффайзен Банка теперь делится внутри австрийской группы: проводит воркшопы, презентации, консультирует и помогает коллегам. Но не намерен продавать готовое решение на рынок. «Это решение невозможно повторить в такие сроки, в которые мы вложились. У нас был слишком большой мотиватор — война», — говорит Таций. Уникальный опыт процесса ультрабыстрой миграции в облако он коммуникирует коллегам на конференциях и митапах по всему миру. В настоящее время опытом интересуются многие компании из-за рубежа.
Ценен также опыт не только побед, но и факапов, которых было десятки.
В общей сложности было три волны миграции. Каждый сервис в среднем мигрировал 2–4 раза: мигрировал, тестировался, возвращался обратно в дата-центр, анализировались проблемы, писались postmortem и переходили к новой попытке. В результате количество ошибок в конце миграции существенно снизилось. А в последующих волнах мигрировать сервисы удавалось уже с одной попытки без возвращения в дата-центр.
Что дальше?
Дальше — только вперед. Кроме уникального опыта миграции, команда Григория во время переноса данных сформировала еще одну вещь — построила финопс-комьюнити. FinOps — сочетание терминов «финансы» и «Ops» — является структурой для управления операционными расходами в организации, часто в сочетании с облаком и облачными вычислениями.
Вот так трансформировалась цепь принятия решений в IT-отделе Райфа.
Изначально было много посредников.
Впоследствии оптимизации цепочка принятия решений значительно сократилась.
Сейчас же инженерная команда работает напрямую с клиентскими запросами.
Важная цель FinOps — помочь инженерным, финансовым, бизнес- и технологическим группам в рамках одной организации достичь ценности для бизнеса и поддерживать финансовую отчетность по облачным сервисам. По словам Григория, начинали работу с расходами в 750 тыс. евро в месяц, а закончили с костом в 350 000 евро в месяц благодаря финопсу. «Мы построили децентрализованную операционную модель, в том числе и в FinOps. И она заработала», — говорит СТО.
Во время миграции в IT Райффайзен Банке разработали модель зрелости, прописали церемонии FinOps, по аналогии с церемониями в Scrum за три месяца, начали обучать каждого человека, связанного с облаком, финансовой грамотности в облаке.
К примеру, разработчики участвуют в дискавере продуктов, понимают, как банк зарабатывает, как удовлетворить потребности клиента, а не просто пишут сухой код по задаче в Jira.
В настоящее время новая операционная модель, построенная айтишниками во время войны, работает в Райффайзен Банке уже год. Ее использование позволило финучреждению значительно ускорить операционные процессы внутри, оптимизировать запросы на ресурсы.
«Любое задание по обеспечению ресурсами занимало около недели-двух, а для строящегося банка № 1 — этот показатель должен быть не более 10 минут. Если нам нужны были ресурсы, например диск или более мощный сервер, приходилось ждать от 3 до 6 месяцев, чтобы согласовать бюджет, найти поставщика, провести тендер и ждать поставок. При использовании облаком такой сложный путь просто не нужен», — рассказывает Григорий.
Также до миграции система сильно зависела от людей из разных отделов. «Никто не мог бы ничего сделать с инфраструктурой или технологиями без системных администраторов, администраторов баз данных и еще пары десятков разных видов администраторов. Теперь у нас уже нет понятия зависимости, не нужно никого ждать. У нас уже нет лингвистических терминов Devops/Dev/Qa/Arch/Sysadmin и других. Есть просто инженер, которому доступно все, что нужно для работы, без зависимостей от других людей. Это наша эволюция», — говорит Таций.
5 советов для тех, кто планирует мигрировать в облако
Для тех, кто планирует мигрировать в облако, Григорий Таций сформулировал 5 советов:
Планируйте миграцию сейчас, независимо от планов на миграцию. Готовиться стоит даже тогда, когда кажется, что миграция не ко времени.
Тесно и серьезно сотрудничайте с ИТ-безопасностью. Это очень важно, потому что они могут заблокировать вообще все. Когда вам способствует безопасность и когда у вас с ними хорошие отношения и есть поддержка, все пойдет идеально. В Райфе всегда уделяют большое внимание именно безопасности. Концепция ИТ-безопасности в банке изменилась с тех, кто говорит, что делать, на тех, кто показывает своим примером, как сделать.
Вообще во время миграции важна мобилизация усилий всей компании. Мы как ИТ-подразделение ощущали поддержку всего банка — от СЭО, бизнеса, риск-менеджмента, эйчаров до менеджеров колл-центров и операционистов. Для всех было важно, чтобы у нас получилось. Чувство ответственности перед пятью тысячами коллег, работавших по бомбоубежищам, по оккупации, рядом с местами боевых действий, в пути, на границе, из-за границы, также в режиме 24/7 — просто не оставило шансов не выполнить задание.
Не думайте слишком долго и слишком много. Cloud — это просто инструмент, как бензин. Используй его, чтобы двигаться дальше быстро. Чем больше вы думаете, тем больше буксируете, тем больше тратите. Будьте готовы к ошибкам и факапам.
Важно строить облачные скалы — развивать навыки работы с облаком вне зависимости от планов миграции. То есть сloud должно быть целью для всей компании, а не для определенных департаментов. Должна быть сформирована команда, готовая прыгнуть в огонь на помощь горящей команде. Такие пожарные.