Как работает мозг YASNO. История об оптимизации биллинговых процессов, клиентском сервисе и экстренной миграции в облако

Ежемесячно киевляне, жители Днепропетровской и Донецкой областей, а также бизнес по всей Украине получают платежки от YASNO за электроэнергию или газ, которые потребляют в процессе жизнедеятельности. И обычно цифры, отмеченные в них, мало что говорят пользователям. На самом деле, чтобы достать эти цифры, в биллинговом центре YASNO работают десятки высококвалифицированных специалистов, которые пытаются настроить систему учета потребления так, чтобы у потребителей не возникало вопросов к оператору, а бизнес работал четко как часы. Это подразделение в компании шутя называют «мозгом» YASNO, ведь правильно настроенные биллинговые системы существенно упрощают процесс учета потребленных ресурсов и минимизируют вмешательство сюда человека.

Оставить комментарий
Как работает мозг YASNO. История об оптимизации биллинговых процессов, клиентском сервисе и экстренной миграции в облако

Ежемесячно киевляне, жители Днепропетровской и Донецкой областей, а также бизнес по всей Украине получают платежки от YASNO за электроэнергию или газ, которые потребляют в процессе жизнедеятельности. И обычно цифры, отмеченные в них, мало что говорят пользователям. На самом деле, чтобы достать эти цифры, в биллинговом центре YASNO работают десятки высококвалифицированных специалистов, которые пытаются настроить систему учета потребления так, чтобы у потребителей не возникало вопросов к оператору, а бизнес работал четко как часы. Это подразделение в компании шутя называют «мозгом» YASNO, ведь правильно настроенные биллинговые системы существенно упрощают процесс учета потребленных ресурсов и минимизируют вмешательство сюда человека.

dev.ua рассказывает, как крупнейший поставщик электроэнергии, газа и энергоэффективных решений в Украине компания YASNO развивает «мозг» бизнеса, кто там работает и что делают вовлеченные в построение биллинговых систем специалисты.

Биллинг как король учета

Биллинговые системы давно не просто ведут баланс клиента и выставляют счета. Они глубоко интегрированы в бизнес: обеспечивают контроль трафика, руководят процедурой предоставления доступа к услугам, предоставляют клиенту отчет о расходах в разных разрезах — месяц, год, с момента последнего платежа. К тому же биллинговая система, как правило, должна поддерживать пользовательские балансы.

Биллинговая система несет для компании и для клиента четыре ценности: rating, charging, invoice (billing), payment process. Это основные задачи биллинговой системы, рассчитывающей клиента, выставляет ему счета и обрабатывает все его платежи. Система практически управляет жизненным циклом клиента.

Как бьется сердце YASNO

Биллинговая система — это ядро ​​YASNO, которое полностью управляет основными задачами по клиентскому обслуживанию. Основные задачи компании — это правильно рассчитать клиента, выставить ему инвойсы, проработать его оплаты и предоставить удобный сервис. Для выполнения сервисной задачи в компании создали веб-приложение, позволяющее клиенту в одно окно передать нужные данные, а дальше уже «мозг», то есть биллинг, сделает магию с цифрами.

Биллинговая система YASNO строилась фактически с нуля, рассказывает Руслан Степанченко, руководитель отдела развития биллинговых систем компании YASNO. Он пришел в компанию четыре года назад, когда ДТЭК запустил новый энергетический бренд YASNO. И именно задачи по развитию биллинговых систем привлекли специалиста, который до этого в течение 15 лет развивал это направление в телеком-компаниях.

Руслан Степанченко, руководитель отдела развития биллинговых систем компании YASNO

«Последние 10 лет я работал в Lifecell на позиции Senior Configuration Engineer, то есть я прошел путь от биллинг-шифта, это мониторинговая команда до девелопера синьор-уровня, который работал непосредственно с биллинговой системой», ― рассказывает Руслан.

Его отдел в YASNO выполняет три основные функции: бизнес-системный анализ, конфигурация и девелопмент, а также мониторинг системы.

«Это очень интересная и сложная задача — работать с клиентом так, чтобы он даже не замечал, что происходит. Нам нужно начислять, рассчитывать, передавать, оперировать большими объемами информации. И все это делается одновременно с данными 3,5 млн клиентов в Киеве, Днепре или Донецкой области, которые пользуются электроэнергией, газом и другими услугами от YASNO. Обработка транзакций в режиме реального времени — это настоящий вызов», — говорит Руслан.

Но в начале работы — с момента появления бренда YASNO 2019 года — у команды были другие задачи. Исторически поставщики, работающие под брендом, работали только с электроэнергией, а значит, необходимо было запускать новый сервис, для поставки услуги по газоснабжению.

«В настоящее время в компании работает девять биллинговых систем ― под каждый продукт, сегмент клиентов и регион. Развивает и обновляет эти системы именно биллинговый отдел. За 2,5 года работы над развитием биллинговой системы команде удалось оптимизировать работу основных компонентов и построить процесс разработки функциональности, благодаря которому повысился такой показатель как time to market, ценный и для бизнеса, и для клиентов YASNO», — вспоминает Руслан.

Далее была целая корзина планов, однако события февраля 2022 года перенесли их на неопределенный срок.

Военные рельсы

Полномасштабное вторжение внесло в планы бизнеса коррективы и оптимизационная задача сменилась миграционной ургентностью.

«YASNO — это, по сути, виртуальная компания, все наши „активы“ — это диджитал. Поэтому основной задачей до и во время полномасштабного вторжения было сохранить наши системы, сохранить клиентские данные, и сделать сервис YASNO доступным круглосуточно, несмотря ни на что», ― рассказывает Руслан. Поэтому четыре специалиста биллингового подразделения YASNO синхронизированы с командой IT-инфраструктуры всего за месяц перенесли все с физических серверов в облако.

Крупнейшим челленджем в процессе сохранения инфраструктуры он называет regression testing. Специалистам нужно было произвести регресс-проверку по всем основным функциям каждого биллинга, чтобы понять, что сервис поднялся.

«Для нас был большой челлендж — чтобы в кратчайшие сроки не пропал тот сервис, не исчезли платежи, биллинг работал. Мы делали регресс по каждому узлу», ― рассказывает Руслан Степанченко.

Долгие изнурительные часы работы, фактически круглосуточного труда, дали результат — все данные были успешно перенесены, система работала — биллинговое подразделение фактически сделало два шага вперед за невероятно короткое время так, чтобы бизнес не почувствовал, что что-то происходило вообще.

Более того — специалисты смогли добавить в сервисы YASNO дополнительные опции — возможность донатить, а платежи непрерывно прорабатывались благодаря системе мониторинга платежей, которую Руслан создал вместе с коллегой в самые трудные времена.

«Payment Check — это очень большая наша разработка. Мы подняли систему мониторинга платежей фактически вдвоем с коллегой. На основе системы мы смогли писать Python-скрипты и таким образом мониторить инфраструктуру наших финансовых партнеров. Плюс мы начали мониторить сайты и персональные кабинеты. То есть мы сделали все, чтобы наш фронт, который для клиента главный, работал», ― делится Руслан.

Новые вызовы

Когда стало ясно, что ситуация стабилизирована, бизнес YASNO вернулся к своей основной цели — экспансии на рынок электроэнергии и газа в Украине.

Перед специалистами отдела биллинговых систем встала новая задача — объединение существующих 9 биллингов в единую унифицированную систему. Таким образом, рассказывает Руслан, компания могла бы значительно сократить операционные расходы, а система биллинга станет более прозрачной. А у специалистов высвободился бы ресурс на обслуживание системы и развитие биллинга как продукта.

Около года назад к этой задаче вернулись. «Нам нужна более модерная биллинговая система, которая покрывает два сервиса — газ и электроэнергию — и три региона в одной плюс имеет возможность автоматизировать бизнес-процессы», ― объясняет Руслан. И наконец команда стартовала проект внедрения унифицированной биллинговой системы для бизнеса.

Главная цель специалистов — избавиться от монолита. Компании сейчас нужна более гибкая система, построенная на микросервисной архитектуре. Еще одно преимущество нового подхода — унифицированный конвергент, когда система должна обслуживать миллионы клиентов любого сегмента, являющегося пользователями любого продукта YASNO. Еще одна задача, которую должны решить айтишники в биллинге YASNO — оптимизация бизнес-процессов, а именно — расчетов, при обслуживании клиентов. В целом же компания стремится снизить количество обращений клиентов по ошибочным начислениям.

«То есть мы оптимизируем сам процесс расчета, он проходит без человеческого фактора. Запускаем два сервиса в одной системе — газ и электричество, накапливая свою экспертизу в одной системе, и отказываемся от ручной работы. Мы работаем над упрощением и автоматизацией бизнес-процессов с использованием BPM-платформы Camunda», — объясняет Руслан.

Идет согласование архитектуры решений для новой системы, и где-то в январе следующего года айтишники биллингового подразделения YASNO планируют представить новый сервис для бизнеса. Специалисты ожидают, что новый сервис существенно снизит количество обращений клиентов к поддержке за счет оптимизации процесса расчетов клиента.

«В общем, клиент выглядит „божественным“ образом в нашей системе, потому что физически его нет, но все делается для него. Самое главное — клиент должен получить сервис с четкими начислениями, актуальными данными и риал-тайм оплатами. Для нас это лучший показатель качества работы», — заключает Руслан.

Куча работы

В настоящее время в отделе Руслана работает 12 специалистов, но для достижения поставленных целей в биллинговом отделе YASNO ищут и новых коллег.

«Первое, что нужно понимать людям, размышляющим, нужно ли идти к нам — это то, что мы не динозавры, — смеется Руслан. — Да, энергетика создала определенный стереотип, но мы готовы его разрушать и формировать новый образ нормальной дружеской компании».

Задачи и продукты, которые реализует YASNO, вполне современны. В развитии и подходах бренд ориентируется на европейские системы, а иногда их превосходит.

«Мы планируем развивать внутреннюю экспертизу по девелопменту, это Java Stack. И в ближайшее время мы будем искать человека, знающего Core Java», — говорит Руслан.

Параллельно в YASNO развивают экспертизу по базам данных и ищут DBI-администратора, четырех человек в команду мониторинга, которые будут заниматься траблшутингом.

Руслан отмечает: «Мы в основном ищем мидлов, но у нас есть сеньорная вакансия, которую мы еще не закрыли ― нужен Team Lead».

СПИСОК ВАКАНСИЙ

Ukrainian Underdogs до 2-ї річниці повномасштабного вторгнення росії.

Про малий і середній технологічний бізнес, заснований під час війни

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.