Що під капотом в Uklon? Слухай TechPower Podcast 🎧
Олексій ДзюбаВойна
19 апреля 2022, 09:00
2022-04-19
«В рф сказали, что я – нацик». Как украинский OneBox покинул рынок агрессора и чем живет сегодня
Максим Мирошниченко — CEO украинской компании OneBox — CRM-платформы для бизнеса. С началом войны против россии, сервис начал набирать популярность как замена враждебному ПО. Как компания простилась с российскими клиентами и развивается дальше, читайте в нашем материале.
Четкой даты основания OneBox нет. С 2006 г. существует компания WebProduction. Мы занимались разработкой сайтов, затем разработкой интернет-магазинов. Сделали свой «движок» для интернет-магазина, совершенствовали админку и т. д.
К тому же, интернет-магазин — это история о пользователе. Сайт всегда хотят «допиливать», чтобы было что-то индивидуальное. Мы начали отходить от интернет-магазина. В то время как раз набирали популярность CRM-системы. В какой-то момент мы работали и над сайтами, и над CRM.
Мы оставили только админку, окрестили ее OneBox и начали развиваться в сфере автоматизации и учета. Как правило, когда малый и средний бизнес приходит с запросом, то он интересуется, что мы можем сделать для него. В то время как для интернет магазина это история, когда нужно слушать заказчика и думать как это сделать. Разработка CRM-решений — задача сложнее и интереснее, и за него больше платят.
Сейчас у нас есть клиенты, которые платят $75/час. Важно понимать, что разработка интернет-магазина обычно происходит с нуля — дизайн, html-разметка и т. д. Это занимает немало времени. У OneBox другая история. Приходит заказчик и говорит, что ему нужен экран со списком клиентов и чтобы видеть список платежей и менеджер мог их проводить. Эта работа занимает 15 минут. Вы получите результат быстрее, чем вы доедете домой.
О разрушенном доме и компании сегодня
Я родился в Чернигове и жил там до 25 лет. Потом купил земельный участок и переехал под Киев. Мой дом находился в треугольнике Буча — Ирпень — Гостомель. После прихода русских войск от него осталась только «коробка», ремонта минимум на $70 000.
Основной офис разработки OneBox находится в Чернигове, он не пострадал. Команда менеджеров и я всегда находилась в Киеве, у нас офис в Unit.City. Часть наших людей работала в Чернигове, часть — в столице.
За нашим юридическим лицом работает 5 человек. Но у нас есть компании-партнеры. К примеру, OneBox Dev. Это отдельная компания, которая мне не подчиняется. Она имеет отдельного владельца, нанимающего программистов. И таких компаний-партнеров не одна. Поэтому, если взять всех их работников, то в Украине это будет около 150 специалистов.
Сегодня мы еще продаем лицензии — они дороже, и мы на них больше зарабатываем. Но стараемся отходить от этого. Потому что я не верю, что эта модель может существовать, скажем, в 2025 году. Компания постепенно переходит в «облачные сервисы».
Вот как это происходит. Клиент заходит на сайт — нажимает «установить OneBox» — мы автоматически разворачиваем 2 сервера — в Германии и Финляндии и синхронизируем их. Ежедневно делаем бекапы в 3 разных страны в режиме реального времени. Клиент может выбрать нужную дату бекапа и развернуть ее, если что-то пошло не так.
О бизнесе во время войны
Если взять в среднем, то у нас было 11 пользователей на компанию. Есть маленькие бизнесы, у которых 1–3 пользователей, есть большие, в которых тысячи. Но если в среднем поделить количество наших лицензий на количество клиентов, получим цифру 11. Сейчас эта цифра составляет 5.
К примеру, наша бухгалтер получала 17 000 гривен/месяц, а сейчас получает 14 000 грн/месяц. Но все продолжают работать.
Мы еще считаем, но сегодня примерно потеряли от 50% до 70% оборота, из которых 25% — рф, которую я отключил, а все остальное — Украина. Были клиенты, которые сразу сказали нам конец, а через 2 недели вернулись и мы возобновили сотрудничество. OneBox имел 30%-35% прибыли в месяц и эти деньги уходили на реинвестицию.
С начала войны уже бесплатно автоматизировали около 20-30 волонтерских центров. И сейчас появляется много клиентов — пишут сотни писем в день. Они хотят перейти из систем Битрикс и 1С в поисках альтернативы. Но следует понимать, что в этом бизнесе среднее время заключения договора 3 года. Это бизнес в долгую, поскольку предпринимателю нужно понять, как именно он хочет автоматизировать процессы.
Сейчас у нас в Украине работает 8 активных партнеров, которые консультируют по поводу перехода от конкурентов на OneBox. Среди украинских конкурентов существует CRM-система Creatio от IT-компании Terrasoft. Но у них большие клиенты, например банки. Наши клиенты — это малый и средний бизнес. У нас также есть большие клиенты, но не охотимся на них целенаправленно: у нас 90% — это малые компании, 9% — средние, 1% — крупные.
О том, как отозвал лицензию из россии
Я отозвал лицензию из россии 25 февраля. Была бы моя воля и время, сделало бы это 24 февраля. Это касается не только клиентов из России, но и партнеров-интеграторов. Их было около 20. Теоретически они могут заходить на свои серверы и как-то там разбираться с кодом, пытаться понять, где находится сервер с лицензией и как-то его выключить. Но это очень непросто и доставляет много хлопот. Обновления не приходят и через полгода им конец.
В OneBox в общей сложности около 4 500 клиентов. Это те, кто-либо заплатили за CRM–систему один раз, либо платят определенную сумму в месяц/год или находятся у нас в облачных хранилищах. Реально активных — около 3 500 клиентов: кто-то закрывается, кто отваливается, некоторые редко пользуются. Из них около 700 — это была россия.
О российском Битриксе и рынке CRM–систем
Они начинали с конструктора сайта, затем его продали. Далее делали корпоративный портал, купленный у российской компании amoCRM. Чуть-чуть его переделали под CRM-систему и начали ее пиарить. Последние версии Битрикс действительно похожи на CRM. Но весь рынок смотрится не так, как всем кажется.
Потому что у нас не преподают подобные вещи в обычных университетах. Они есть, например, на курсе MBA. Затем программисты идут писать бизнес-софт и выходит «велосипед с костылями» (смеется). Так появился и Битрикс, и OneBox, и любое популярное ПО этого рода. Его сначала написали, а потом адаптировали под реалии рынка и то, что хотят люди.
О преимуществах OneBox над Битриксом
Если взять Битрикс, ваши данные будут смешаны с данными других клиентов. Фактически они будут находиться в одной базе. В OneBox под каждого клиента выделяются 2 отдельных сервера.
Другое преимущество OneBox — это функциональность. У нас ее, наверное, больше, чем в других популярных CRM системах на рынке. Это история не только о маленькой «фиче», но вообще о возможностях. К примеру, у нас можно настраивать весь интерфейс любой страницы.
OneBox делает под заказчиком на своем конструкторе то, что ему нужно. А не как Битрикс — «вот бери и еб*сь с этим как хочешь».
О немецком SAP и ее «выходе» с российского рынка
Стандарты аккаунтинга создала германская компания SAP. Идею OneBox мы придумали сами. Но то, как устроен финансовый и складской учеты в нашей системе, позаимствовали у нее.
А потом конкретную кнопку каждого экрана ты перетаскиваешь и определяешь, где она будет и за что будет отвечать. Это пустое письмо с большой базой компонентов для создания экранов. Вот как работает софт германской компании. Он устанавливается на серверы заказа. Затем заказчик нанимает системного интегратора, слушающего заказчика и создающего интерфейсы. То же у OneBox и 1 °C.
SAP обслуживают внутренние, русские компании. Они пытаются сделать так, чтобы внутренний интегратор изучил SAP как язык программирования и работал с ним дальше.
Немецкая компания зарабатывает на лицензиях. Ее софт установили, а дальше пусть хоть «трава горит». Это общая модель для подобных бизнесов, имеющая побочный эффект. Если в системе что-то не работает, то интегратор будет говорить заказчику, что виноват тот, кто продал лицензию. Теоретически SAP может отозвать свою лицензию.
Относительно «облачных» технологий. В общем, сначала они были недоработаны, а потом стали очень дороги. Только за последние 2–3 года «облако» стало доступно большинству компаний по цене и технологическим возможностям. Поэтому модель бизнеса SAP, Microsoft, OneBox и других компаний устроена так, чтобы они продавали продукт и устанавливали его на серверы заказчика. И только в последние 3–4 года начали добавлять «облачные» решения.
Компания не будет зарабатывать от этого больше, потому что она будет тратить деньги на аренду «облака». Я могу ошибаться, но если взять SAP, то у них, условно, 90% — это лицензии, а 10% — это «облако».
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).