В СБУ есть несколько версий падения вертолета в Броварах, в том числе – техническая неисправность. О «вертолетном секонд-хенде Авакова» СМИ писали еще 5 лет назад
Разбираем одну из рабочих версий трагедии.
Разбираем одну из рабочих версий трагедии.
Ужасная трагедия в городе Бровары, Киевской области, в ходе которой разбился вертолет. На борту погибли министр внутренних дел Денис Монастырский, первый заместитель Евгений Енин и государственный секретарь Юрий Лубкович. Пост министра Монастырский занял два с половиной года назад.
По предварительной информации, в результате трагедии погибли по меньшей мере 16 человек, из них 3 ребенка. Госпитализированы 30 человек, среди них 12 детей. Поисковые работы продолжаются.
В СБУ сейчас рассматривают 3 версии инцидента:
— нарушение правил полета;
— техническая неисправность вертолета;
— умышленные действия по уничтожению транспортного средства.
Спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат во время национального телемарафона заявил, что разбившийся в Броварах под Киевом вертолет был передан Украине французскими партнерами.
«Это вертолеты, которые, если помните, еще передавали нам наши французские партнеры. Если не ошибаюсь, это Super Puma, маркировка такая. Пока летательные аппараты имеют все силовые структуры», — пояснил Игнат. О модели и компании-производителе представитель не упоминал.
«Комиссия будет расследовать причины. Это не будет 1-2 дня, потому что исследование авиакатастрофы занимает некоторое время. Думаю, будет создана государственная комиссия, в которую войдут разные авиационные специалисты. Они исследуют причины произошедшего и какие факторы влияли на то, что вертолет упал», — добавил Игнат в эфире телемарафона.
В сентябре 2018 года журналисты-расследователи из проекта «Наши деньги» опубликовали расследование под названием «Вертолетный секонд-хенд Авакова». В ней рассказывалось о том, как Министерство внутренних дел, которым тогда руководил Арсен Аваков, спасло Францию от подержанных вертолетов за счет налогоплательщиков Украины. Автор статьи — журналист Артур Чемирис — на странице в Facebook напомнил о своем материале.
Тогда министр Аваков и французский производитель Airbus Helicopters SAS договорились о поставках в Украину вертолетов на 554,29 млн евро для нужд пограничной службы и пожарных. Технику покупают в кредит, расплачивались за нее из государственного бюджета Украины. В соглашении прописали, что 34 вертолета должны быть новыми, а 21 вертолет модели Н225 стоимостью 274,35 млн евро — подержанными, 2007–2012 годов выпуска со степенью износа 50%.
За несколько лет до покупки, говорится в статье, норвежская компания «CHC Helikopter Service» приобрела подержанные вертолеты для буровых в Северном море. 29 апреля 2016 года один из вертолетов CHC, обслуживавший нужды нефтяной компании Statoil, потерпел крушение, в результате которой погибли 13 человек. Разбитым бортом был вертолет производства «Airbus» модели EC225LP Super Puma.
После крушения «CHC Helikopter Service» отказались от использования 21-го вертолета модели EC225LP Super Puma. Вскоре этот парк техники оказался в оперативном управлении малоизвестной компании Avinco, которые профильные СМИ позже связали с самим производителем вертолетов Airbus.
В МВД тогда говорили, что приобретенные Украиной вертолеты — это не те, от которых отказались норвежцы. Добавляя, что французский производитель после той аварии модифицировал и улучшил EC225LP Super Puma, перебрендировав его в модель Н225. По словам тогдашнего пресс-атташе МВД Артема Шевченко, Украине достались вертолеты, которые хотела, но передумала покупать Польша.
Однако количество приобретенных Украиной б/у вертолетов абсолютно совпадает с количеством секонд-хенда от «CHC Helikopter Service», отошедшего «Avinco» после аварии в Норвегии.
Журналисты нашли на сайте производителя рекламную брошюру, датированную 2015 годом, в которой сообщалось о ребрендинге ряда моделей, в том числе и EC225LP. То есть почти за год до аварии производитель уже изменил название своей техники, и это связано вовсе не с техническими изменениями, а с банальными маркетинговым ходом.
В 2015 году поляки хотели приобрести 70 Аэробусов H225M. Но через год от намерений отказались, что повлекло за собой экономические и политические споры. Поляки с французами договаривались о закупке новой техники военной модификации, но о бывших бортах тогда никто не говорил.
На сегодня нам точно не известно, это именно тот б/у вертолет, который был закуплен во времена Авакова. Причину падения вертолета украинское следствие обнажит после расследования.