Стас ЮрасовИстории
13 марта 2023, 10:04
2023-03-13
Как украинская студия WePlay, покорила американский продакшен и готовится снимать голливудские фильмы. Интервью с Максимом Белоноговым
Максим Билоногов — генеральный продюсер и chief visionary officer киберспортивного медиахолдинга WePlay Esports. В прошлом году он попал в рейтинг украинского Forbes «30 under 30».
Максим Билоногов — генеральный продюсер и chief visionary officer киберспортивного медиахолдинга WePlay Esports. В прошлом году он попал в рейтинг украинского Forbes «30 under 30».
Летом 2021 года на арене ВДНХ Макс вместе с командой организовали киберспортивный турнир по Dota 2, с призовым фондом $500 000. Его смотрели 37,4 млн часов. И это был исторический рекорд. Шоу попало в топ-5 премии Sports Emmy Awards.
Сейчас Макс с командой покоряет Лос-Анджелес. А в ближайшем будущем, возможно, начнет покорять и Голливуд. В прямом смысле этих слов. Поэтому ждем крутых шоу американо-киевского производства. А может быть, и фильмы и сериалы.
О жизни Макса до WePlay — сжато, но точно ярко
Макс, как он рассказывает о себе, «с трех лет на телевидении». Он вырос в творческой семье — мама (оперная певица) и отчим (оперный певец, дирижер) были народными артистами Украины. Тетя — в течение 13 лет была руководителем творческого объединения на СТБ, в золотые времена канала.
«Я родился в богемной семье», — шутит Макс.
Парень участвовал в разных телепередачах. Снимался в 17 сериях Иералаша. К тому же у него был талант к музыке — выигрывал международные конкурсы как пианист и вокалист. Все давалось ему просто.
Макс учился долго и отменно. За 11 лет получил два высших образования: режиссер театра и режиссер кино (КТИ Карпенко-Карого). А после этого пошел работать на СТБ в качестве ассистента режиссера. Собирал «рыбу» выпусков. Был на проекте «Невероятная правда о звездах». Затем «Шоумания» для Нового канала с Коляденко. А потом — WePlay.
Но перед приходом в WePlay был кризис. После ТВ Макс искал себя. Где-то полгода он преподавал актерское мастерство и сценический язык. Даже поставил «какой-то спектакль».
«Но меня всегда раздражало, что происходит какое-нибудь халтурство. Никто не делает так, как нужно», — подчеркивает Макс.
Он поймал депрессняк и засел играть в компьютерную игру, в которую еще в школе много играл. Так он играл где-то две недели подряд, по 16-18 часов в день. Жена подошла и спросила: «Что происходит? Я тебя таким никогда не видела.
Но Макс продолжал играть. И вдруг познакомился в игре с парнем, приведшим его на WePlay.
«Это прямая судьба!», — подчеркивает он.
На интервью Макс пришел в патриотическом пайте с надписью «Киев».
Он рассказывает, что постоянно ходит в Калифорнии в патриотической одежде. Его жена заказывает его из Украины. А флаг 95 ОДШ бригады висит в американском офисе WePlay. Его купили на аукционе.
— Как реагируют на украинца в Калифорнии?
— У меня дома здесь висит украинский флаг и герб. И когда я ставил возле дома машину, мне ее каждую ночь забрасывали каким-нибудь мусором.
Говорят, что здесь есть много поклонников Трампа. В Нью-Йорке могут и стекло разбить, или шину проколоть.
Люди слышат, что ты общаешься на украинском. Переспрашивают, общаешься ли ты на русском. А я говорю: нет, это украинский. Они: «I’m so sorry». А я им говорю, что не нужны ваши сорри, лучше дайте нам самолеты и больше оружия.
Здесь всегда нужно напоминать, что в Украине идет война и бомбы улетают. Ведь здесь всегда найдутся американцы, которые тебе будут жаловаться, что они за галлон газа платят шесть долларов.
А я им говорю: «Вы платите 6 долларов за галлон газа, а у нас люди гибнут».
Да, есть люди, которым по барабану, где эта Украина и что они там делают.
Есть люди, которым, наверное, 40+, которые застряли в периоде, когда им в школе рассказывали, что есть Горбачев и Брежнев. И Украина — это часть USSR. И они подходят ко мне и спрашивают:
«А у вас там еще билеты на еду есть?». «А ты видел Брежнева?»
Говорит: «А ты хочешь поехать в Сибирь? Вы чувствуете эту ментальную связь?»
Я отвечаю: «Бро, вот у тебя есть Bank of America. Взгляни на его приложение, на интерфейс. Вспомни, что вы еще чеками платите на кассе. А теперь смотри сюда: вот Действие, Приват, monobank. Здесь я могу зарегистрировать бизнес. Здесь — уплатить налог. Могу отправить любой платеж. О чем ты мне говоришь? Вы реально живете в прошлом веке!»
Есть здесь еще такие, которые уехали из Украины давно лет 20 назад. И они еще остались в парадигме, что мы братские народы и не все так однозначно. Они общаются с россиянами, ведут бизнес с россиянами.
Очень неприятно, что есть много трампистов, которые поддерживают заявления Трампа типа «надо отдать России кусок Украины» — фраза, которую он сказал в эфире на FoxNews, а затем вырезали.
Здесь также много россиян, которые говорят «мы за любовь», «мы за мир». И они все ломаются на вопросе: «Чей Крым?» и «Кто начал войну?».
— Какая у вас сейчас команда?
— Где-то 30 человек в LA и более 100 человек в Киеве.
Так случилось, что у нас был ивент в Дубае в начале 2022 года. Надо было к нему готовиться. И я с частью команды уехал туда за 7 дней до начала войны из Киева. А часть наших инженеров и операторов за 10 часов до начала войны.
Конечно, первое желание после проведения ивента было собраться и уехать в Украину. Но возник вопрос, сможем ли мы зарабатывать там деньги и выплачивать всем зарплату. Интертейнмент, киберспорт и гейминг в то время в стране были вообще не в приоритете.
Мы решили, что соберем все семь тонн нашего оборудования и поедем в LA, где тогда как раз готовилась к открытию наша студия, киберспортивная арена. Первоначально нас в Калифорнии было около 20 человек. Сейчас уже до 30-ти.
— Я живу возле ВДНХ. Помню, там у вас была большая киберарена. Что с ней сейчас?
Она законсервирована до лучших времен, там ничего не происходит. Все планы по турнирам аннулированы.
Я уверен, что, когда война закончится, весь мир приедет отстраивать Украину. И мы будем там обязательно устраивать турниры.
— С чего начинали в Америке, когда перебрались?
— Мы приехали в Америку. У нас еще не была открыта студия, но мы начали, скажем так, водить экскурсии. Я, должно быть, их провел больше тысячи. Люди из разных индустрий — IT, технологии, Голливуд — они просто приходили к нам, в студию и мы им говорили: «Ребята, мы существуем. Мы заряжены и можем создать для вас все, что угодно — бродкасты, ивенты, стримы, гейминг, киберспорт, кино, реклама, клипы».
Они все: «Да, вы очень классные» и потом… ничего.
Затем мы подписали контракт с OTK (One True King), контролирующим 7% аудитории гейминга Твитча. Они — самый большой инфлюенсер в этой сфере. Сделали с ними два инвента: первый — открытие нашей арены и следующий — их ивент (Game Expo).
Так нас увидело гейминг-комьюнити: что мы в Америке и что у нас есть студия.
Потом к нам пришли китайские паблишеры. И они говорят: «Хотим, чтобы вы сделали один ивент». Мы его провели. В этом году мы уже будем делать для них девять ивентов. Им очень понравился результат.
А еще однажды на нашу арену пришли ребята из Enthusiast Gaming, посмотрели и сказали, что у нас есть для вас что-то большое. Мы подумали: «Ну, знаете, сколько таких, как вы уже приходило». Они скрылись. А потом вдруг пришли в июле. И говорят: вот вам RFP (Request for Proposal) от NFL. Оказалось, что американский футбол здесь прямо религия.
Мы подписались с Enthusiast Gaming в рамках шоу NFL Tuesday Night Gaming, развлекательного онлайн-шоу, где еженедельно 8 звезд NFL (National Football League) и 4 ведущих инфлюэнсера из сферы гейминга соревнуются между собой в самых популярных игровых дисциплинах.
Сделали 21 трансляцию шоу на официальный NFL TNG YouTube-канал — каждый вторник в течение полугода. Наши логотипы были в эфире, мы получили статус «official production partner of NFL Tuesday Night Gaming».
За полгода мы смогли поработать со спонсорами уровня Paramount, Disney, Hulu, DreamWorks, Verizon, XBox — с крупнейшими брендами в Америке.
Нам удалось получить контракты и мы в состоянии держать людей на зарплате в Киеве, никого не увольнять. И это прямо большое счастье!
— В каких странах у вас еще проекты?
— Мы стали продакшн-партнером MEGOGO на 2023 год. В 2022 году сделали для них тестовый эфир FIFA World Cup Qatar 2022. Сейчас отчасти над их эфирами работает наша команда, частично — команда MEGOGO. Из двух наших студий идут трансляции спортивных событий, права на которые принадлежат MEGOGO.
— Что по деньгам? Сколько вы зарабатываете?
— Скажем так, зарабатываем больше, чем зарабатывали в Украине. Не буду говорить цифры, но скажу так: «NFL не торговалось, когда мы предложили им нашу цену».
— Это десятки тысяч долларов?
— Больше.
— Миллионы?
— Да.
Здесь можешь смело умножать все на 10 (по сравнению с Киевом — Ред.). Я знаю, на ТРК «Украина» раньше платили $40 000 за серию сериала, здесь могут и $400 000 давать.
Проблема и одновременно возможность здесь в том, что в Америке нет середнячки. Либо у тебя контакты top of the top: Fox, ESPN, SuperBall, NFL, или у тебя — разный хлам. И если у тебя второй вариант, то оно стоит «две копейки» и смотрится на две копейки.
Мы залетели сразу в топ. Это выглядит как история о Золушке.
— Как вышло, что вы в Америке получили столько контрактов? Вы там все же чужие
— Как говорится, ничего не происходит без части фарта. Но везет сильнее. На самом деле мы очень много опыта получили в Киеве, попробовали там много разного и набили шишек.
Мы в Киеве совершили ошибки, которых здесь уже не будем делать.
Во-вторых, я всегда всем говорю, что WePlay — это команда бриллиантов. Каждый ее член — это суперпрофи, а также порядочный и невероятный человек.
Стоимость навыков людей, работающих в Киеве, здесь гораздо выше. Это позволяет нам платить зарплату в Украине и иметь хорошую маржу.
Мы мультиинструменталисты, имеющие большой опыт в сфере интертеймента: концерты, шоу, цирк, прямой эфир, постпродакшн, дополненная реальность.
Мы никогда не подводили клиента, а иногда совершаем настоящие чудеса. Например, однажды в Лос-Анджелесе к нам приходит NFL в четверг в 9 вечера и говорит, что на завтра нужно переработать всю графику, потому что спонсоры изменились. Мы отправляем эту задачу в Киев, и они ее делают. В Киеве — это утро. Всю американскую ночь киевляне этим занимаются и когда просыпается LA, все готово.
Ребята из NFL удивляются и спрашивают, как это работает.
— Вы называетесь WePlay Esports. Но ведь вы сейчас далеко не только киберспорт. Это уже креативная студия
— Мы сейчас работаем над тем, чтобы сменить название. Мы уже больше как WePlay Entertainment или WePlay Studio. И у нас есть разные подразделения: и гейминг, и esport, и продакшн/постпродакшн, компьютерная графика, дополненная реальность, motion capturing.
Мы имеем и такой опыт в Китае с одним нашим партнером: организовали бронь на 300 номеров за 43 дня, получили персональную подпись мэра Шанхая, спланировали чартеры для китайских команд, организовали безопасность, медицину и прочее. То есть, и большой ивент стадионного уровня можем провести.
У нас в команде есть люди, которые в свое время открывали Донбасс-Арену и провели сотни ивентов и концертов.
То есть, мы закрываем задачу клиента под ключ: «Хочешь стадион? Пожалуйста!», «Хочешь графику? Пожалуйста», «Хочешь технологию? Пожалуйста», «Хочешь шоу? Мы можем продумать», «У тебя есть сценарий? Мы можем его снять».
Мы — one stop shop.
Для американского клиента это очень не типичный подход, потому что у них обычно все узко направлено: я врач, лечу только левую ногу. Права — это уже не мое.
Мы радикально от этого отличаемся.
— У тебя есть телевизионное прошлое. Может, в WePlay также будут появляться реалити-шоу, сериалы, фильмы?
— Это все в процессе. У нас есть сейчас папка на Google Drive, где собрано 13 разных форматов. Мы их всех обрабатываем и пьем таким компаниям как Apple, Amazon.
У нас есть идеи. Но если раньше мы могли себе позволить пойти на какие-нибудь затратные эксперименты, то сейчас не то время.
Но если кто готов прыгнуть с нами в пилот, то мы готовы. Ищем сейчас возможность делать и свои шоу, сериалы.
У нас в LA работают технический директор и продюсеры, запускавшие первые «Украина имеет талант», «Х-фактор». То есть опыт есть. И мы сейчас пьем на рынке США собственное талант-шоу. Пока это секрет, какое именно.
— Чем еще удивите в ближайшем будущем?
— Мы планируем построить еще несколько студий в Америке. Не буду пока говорить где, какие и когда. Но это будут студии очень высокого голливудского уровня.
— Сейчас в Украине проходят важные мировые события. О них снимают местные программы. Вот Комаров снимал, например, на годовщину войны. Но ведь хотелось бы, чтобы голливудские мейджеры, или какой-нибудь Netflix сняли фильм о том, что у нас здесь происходит. Так может быть?
— Я скажу так: такое должно быть, и мы приближаем это всеми силами.
— То есть это не разговоры, а это — сделать такой фильм?
У нас есть цель заходить в Голливуд и работать с ним. А у меня лично есть желание снимать голливудские фильмы об Украине. Может быть, не я буду продюсером и режиссером, но хочу, чтобы наша компания была приобщена к этому.
Я уверен, что об украинском героизме будет снято много фильмов.
Гемблинговая империя EvoPlay. Или что из себя представляет одна из крупнейших украинских IT-компаний
Огромная гемблинговая компания, занимающаяся разработкой софта и игр, — EvoPlay — родом из Киева. Ее менеджмент утверждает, что компания входит в топ-10 iGaming провайдеров в мире. А еще говорят, что она была как-то там связана с российским казино «Вулкан».