Мы запускаем рассылку об украинском IT-комьюнити. Оставьте email, чтобы понимать больше. Премьера — скоро!
Спасибо! На указанный адрес отправлено письмо для подтверждения подписки.
Hot! dev.media шукає менеджера з продажу спецпроєктів

Как получить ЭЦП, и чем он отличается от «Дія.Підпис» и КЭП

В век новейших технологий документооборот тоже все стремительнее переходит онлайн. И это касается не только бизнеса, но и обычных рядовых граждан. На смену подписи от руки пришли ее электронные аналоги. Что такое электронная подпись для физических лиц, с помощью каких средств ее можно использовать, и чем отличаются и как получить ЭЦП, КЄП, BankID и «Дія.Підпис» в том числе и через ПриватБанк, Альфа-банк и monobank, выясняла редакция dev.ua.

Оставить комментарий
Как получить ЭЦП, и чем он отличается от «Дія.Підпис» и КЭП

В век новейших технологий документооборот тоже все стремительнее переходит онлайн. И это касается не только бизнеса, но и обычных рядовых граждан. На смену подписи от руки пришли ее электронные аналоги. Что такое электронная подпись для физических лиц, с помощью каких средств ее можно использовать, и чем отличаются и как получить ЭЦП, КЄП, BankID и «Дія.Підпис» в том числе и через ПриватБанк, Альфа-банк и monobank, выясняла редакция dev.ua.

Что такое ЭЦП, КЭП, BankID и «Дія.Підпис»

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — это набор объединенных логикой и криптографически преобразованных данных, в том числе и электронных, которые с помощью определенных средств используются в онлайн-пространстве вместо личной подписи от руки. Средствами могут быть аппаратные устройства, программные обеспечения, или апаратно-программные.

Квалифицированная электронная подпись отличается от ЭЦП тем, что базируется на сертификате, удостоверяющем идентификационные данные подписанта. 

BankID — это способ электронной верификации, который использует персональные данные клиентов из тех банков, где они обслуживаются.

Отличия ЭЦП от КЭП, BankID и «Дія.Підпис»

Следовательно, различие между КЭП, ЭЦП, BankID и «Дія.Підпис» в уровне доверия к схемам электронной идентификации, базируется на способе шифрования данных в средстве, с помощью которого эта подпись затем используется (MobileID, подпись на ID-карточке, токен или защищенная флешка), и в соответствии с регламентом электронных транзакций на европейском рынке: 

  • высокой для КЄП и «Дія.Підпис» (по определению, опубликованному на сайте Минцифры «Дія.Підпис» является квалифицированной электронной подписью);
  • средней для электронной цифровой подписи;
  • низкий уровень доверия для BankID, применяться не для всех электронных услуг, а только для наименее рисковых.

Токен, который предназначен для хранения КЭП, отличается от обычной флешки тем, что ключ генерируется в его памяти, никогда его не покидает, и подписание проходит внутри токена. Обычно это устройство должно иметь экспертное заключение соответствия требованиям действующего законодательства.

По требованию к средствам, которые используются для наложения ЭЦП, срок его действия составляет от одного до двух лет. 

Как получить электронную подпись для физических лиц

Для получения электронной цифровой подписи необходимо пройти идентификацию личности. Информация для идентификации может выглядеть как документы, представленные лично в бумажном виде, так и с помощью информации, которая содержится на базе уже пройденной электронной идентификации в других учреждениях. Это могут быть  банки, мобильные приложения и прочее, где такие документы уже были предоставлены.

Документы, которые понадобятся для получения электронных ключей физического лица, следующие:

  • заполненная и подписанная регистрационная карточка в двух экземплярах;
  • копия учетной карточки налогоплательщика (идентификационный номер);
  • копия паспорта (с 1 по 4 страницу), заверенная собственноручной подписью. Можно отказаться от идентификационного номера, если это противоречит религиозным убеждениям, тогда подается копия страницы паспорта с соответствующим предписанием.

Бесплатно ЭЦП для физических лиц можно получить в некоторых банковских учреждениях, через информационно-справочный департамент ГНС и через «Дія.Підпис», но не всегда онлайн, и для некоторых учреждений эта услуга платная.

После уплаты сбора за оформление электронной подписи ЭЦП можно получить, обратившись в отделение Ощадбанк, УкрСиббанк, Креди Агриколь Банк. При себе необходимо иметь паспорт и ИНН, заполнить соответствующие формы, придумать пароль, и в некоторых случаях необходимо иметь при себе флешку.

Бесплатно и онлайн через соответствующее приложение такие услуги предоставляет ПриватБанк, и для этого нужно быть клиентом банка. 

ЭЦП через ПриватБанк

Через Приват24 (для физлиц) можно получить ЭЦП бесплатно. Для этого  необходимо пройти верификацию с помощью финансового номера телефона:

Приват24 для физлиц
  • В меню «Все услуги», раздел «Бизнес», подраздел «Электронная цифровая подпись».
  • ФИО и населенный пункт подтягивается автоматически, но эти данные лучше проверить — Данные верны.
  • Придумать пароль для ЭЦП, используя более чем 8 символов латинского алфавита и цифры.
  • Подтверждение операции поступит в виде SMS на финансовый номер, и понадобится согласиться с условиями и правилами предоставления банковских услуг.
  • После нажатия кнопки «Далее» файл с ключом в формате *jks с названием «pb_ІПН физлица» загрузится на устройство в папку, которая установлена по умолчанию для загрузок. Также на мейл поступит письмо с информацией о том, что на ваше имя выпущена квалифицированная электронная подпись и перечень параметров.

Важно отметить, что в Приват24 есть обновленная версия интерфейса. Там на главной странице нужно зайти в раздел меню «Бизнес» и выбрать электронную цифровую подпись для физ. лица. Далее система переведет к интерфейсу и шагам, которые описаны выше.

Приват24 для физ. лиц (обновленная версия интерфейса)

ЭЦП через информационно-справочный департамент ГНС

Информационно-справочный департамент ГНС может предоставлять электронные доверительные услуги. В их перечень входит и предоставление электронной цифровой подписи.

Для этого необходимо заполнить регистрационные заявления, собрать необходимые документы, формы и образцы заполнения которых можно найти на странице сайта, загрузил соответствующий архив. С собранными и заполненными документами обратиться к любому представительства квалифицированного поставщика ЭДП ИСД ГНС, список которых представленный на сайте.

В центрального удостоверяющего органа Министерство цифровой трансформации Украины также есть Доверительный список, где можно найти квалифицированных поставщиков электронных доверительных услуг с информацией и ссылкой на каждого.

В список входят учреждения, которые частично принимают документы в электронном виде.

С 7 октября на сайте центрального удостоверяющего органа появилась новость, что получить электронные доверительные услуги без предоставления регистрационной карточки и бумажных копий документов можно сделать с помощью функции «Шеринг» приложения «Дія». Но пока в приложении такой функции редакция не увидела.

ЭЦП через «Дія.Підпис»

«Дія.Підпис» выполняет функции квалифицированной электронной подписи (КЭП). Сгенерировать его можно с помощью мобильного приложения, которое доступно на Android и iOs:

  • авторизоваться в приложении с помощью BankID или MobileID;
  • в «Меню» выбрать пункт «Дія.Підпис»;
  • с помощью фронтальной камеры подтвердить личность наклоняя и поворачивая голову направо или налево по подсказкам. Рамка должна оставаться зеленой. Иногда для этого понадобится подойти к более освещенному месту или приблизить камеру. Если попытка будет удачной, появится оповещение «Спасибо, личность подтверждена»;
  • придумать пароль из 5 цифр, подтвердить его и подпись будет сформирована. Найти его можно будет в том же пункте меню «Дія.Підпис».

ЭЦП через Альфа-банк

Альфа-банк предоставляет услуги электронной цифровой подписи только для юридических лиц или физических лиц-предпринимателей. Для обычных граждан банк такие услуги не предоставляет.

ЭЦП через monobank

monobank выдает ЭЦП для физических лиц, но пользоваться им можно только для коммуникации с самим банком. Ключ вне приложения виртуального банка нигде не используется.

В банке, при открытии счета и оформлению карточки, автоматически формируется BankID для клиента, и с его помощью можно пользоваться различными сервисами и некоторыми услугами госпорталов.

При авторизации на сервисе, где требуется Bank ID, требуется:

  • Необходимо выбрать monobank или УниверсалБанк в списке банков.
  • Откроется код QR. Его следует считать обычной камерой.
  • Подтвердить одним касанием передачу данных на государственный сайт.
Читайте главные IТ-новости страны в нашем телеграме
Читайте главные IТ-новости страны в нашем телеграме
По теме
Читайте главные IТ-новости страны в нашем телеграме
Почти как «Дія». Как получить в смартфоне QR-код Covid-сертификата если нет украинского паспорта
Почти как «Дія». Как получить в смартфоне QR-код Covid-сертификата, если нет украинского паспорта
По теме
Почти как «Дія». Как получить в смартфоне QR-код Covid-сертификата, если нет украинского паспорта
В Минцифре объяснили почему привитые от  СOVID-19 за границей не могут получить  qr-код сертификата о вакцинации
В Минцифре объяснили, почему привитые от СOVID-19 за границей не могут получить qr-код сертификата о вакцинации
По теме
В Минцифре объяснили, почему привитые от СOVID-19 за границей не могут получить qr-код сертификата о вакцинации
Айтишники-иностранцы не могут получить QR-код ковид-сертификата. Что говорит Минцифра
Айтишники-иностранцы не могут получить QR-код ковид-сертификата. Что говорит Минцифра
По теме
Айтишники-иностранцы не могут получить QR-код ковид-сертификата. Что говорит Минцифра
Айтішник розробив та створив болід власноруч.

Дивіться на каналі dev.ua тест-драйв спорткара.

Мы запускаем рассылку об украинском IT-комьюнити. Оставьте email, чтобы понимать больше. Премьера — скоро!
Спасибо! На указанный адрес отправлено письмо для подтверждения подписки.

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.