Стас ЮрасовТакая жизнь
26 сентября 2023, 15:00
2023-09-26
Как хранить данные этой зимой? Мигрировать в украинский датацентр или оставаться в облаке Microsoft
С начала широкомасштабного вторжения россии в Украине возник серьезный вызов — как хранить цифровые данные. Начались военные действия, блэкауты, что несовместимо с надежной обработкой данных, требующей безопасности и значительных энергоресурсов.
Многие украинские данные перевезли за границу, где хранить их сейчас становится недешево. Есть ли украинская альтернатива? Насколько она надежна? И действительно ли в Украине можно сэкономить?
Вместе с СЕО датацентра «Парковый» Владимиром Покатиловым мы ответим на все эти вопросы и поможем сориентироваться в том, что делать во время следующей зимы, которая не за горами.
С начала широкомасштабной войны украинские клиенты датацентров и облачных провайдеров вели себя по-разному в зависимости от времени и ситуации. Вот несколько основных тенденций из недавней истории.
А если и какая-нибудь незначительная инфраструктура на местах была, то ее нужно обслуживать каждый день. Не просто было обеспечить этот процесс тем, кто на нем постоянно не специализировался раньше и не оттачивал навыки. Плюс нужно было проверять, чтобы было в наличии масло, дизель и т. д.
«И оказалось, что это не так просто, потому что даже если есть резервные дизель-генераторы, они могут работать как резервные. Но никак не 24 на 7», — говорит СЕО «Парковый».
То есть, они должны поработать, скажем, 4 часа, а 2 часа потом отдохнуть. И если электричество отключалось на 8 и более часов, такие генераторы не спасали. Яркий пример — мобильные операторы и интернет-провайдеры, не выдерживавшие даже график «четыре часа со светом, четыре — без», не говоря уже об отключениях на целые сутки.
Датацентр «Парковый»: пережил отключение, готовый к новой зиме
Если клиенты переезжали в «Парковый» в период блэкаутов, то откуда же бесперебойное питание было у него самого?
Ибо в период активных отключений даже два независимых энергоисточника мощностью 4 МВт каждое не давали 100% гарантии.
Здесь следует отметить, что в отличие от собственных серверных клиентов, у которых дизель-генераторы стоят как перестраховочное, резервное питание, у «Паркового» дизель — это, по сути, собственная электростанция, построенная на корабельных дизелях. И работать она может 24 на 7.
«У нас 4 дизельных двигателя Perkins. И они так устроены, что даже если одну из машин нужно обслужить, она спокойно останавливается, а все остальные работают в этот момент», — рассказывает СЕО.
Топливо на эти дизели в срочном порядке зимой тоже удалось находить. А чтобы его постоянный запас, пришлось найти дополнительные резервуары.
«Если у нас раньше в среднем хранилось 20 тонн, то по проекту была и вторая емкость еще на столько же. Мы ее обслужили и заправили тоже», — вспоминает CEO.
Кроме того, в здании, где расположен «Парковый», на крыше есть вертолетная площадка. И по проекту на нем для сброса топлива с вертолетов были подземные емкости для хранения керосина на 10 тонн. Их почистили и стали использовать.
Теперь даже если забить датацентр серверами на 100% (что уже невозможно, потому что ЦОД проектировался под 2,4 мегаватта полезной ИТ-нагрузки, а сейчас оборудование более энергоемкое), 7,5 суток ЦОД сможет проработать автономно.
Подготовка к возвращению наших из зарубежных облаков
«Мы все надеемся, что рано или поздно война закончится. Все надеялись, что она закончится в этом году. Но такой уверенности сейчас все меньше. Но все-таки когда-нибудь точно закончится», — говорит Владимир Покатилов.
Впрочем, возвращение украинских клиентов домой из инфраструктуры гиперскейлеров может начаться и раньше. И для этого есть достаточно существенная причина.
Если в начале войны гиперскейлеры предоставляли украинцам облако бесплатно, то сейчас тот же Microsoft, тот же Google, тот же AWS начинают считать деньги. И, как говорит Владимир, некоторым украинским клиентам уже озвучили прайсы. Не все оказались готовы к печали у них.
Если переехать к гиперскейлерам в облако было достаточно легко, то забрать свою инфраструктуру обратно, совершить миграцию, не так-то просто.
Он вспоминает один случай, когда объем данных под миграцию составлял 120 Тб, а количество виртуальных машин — более 300. И этот проект явно нельзя было осуществить быстро, к тому же требовалась серьезная подготовка инженеров команды.
Основной владелец и спонсор украинской облачной инфраструктуры во время войны — это Microsoft. Его облако прекрасно подходило госпредприятиям и учреждениям, особенно в привязке к сервисам типа Microsoft 365, к которым их сотрудники уже давно привыкли.
Поэтому «Парковый» решил отработать для клиентов специальное решение по комфортному переезду домой. Датацентр начал сотрудничать с партнером Microsoft в Украине.
«Мы с ними проработали комплексное предложение и сейчас предлагаем его клиентам, которым все-таки нужно будет вернуться, или которые не найдут бюджет, чтобы заплатить за дальнейшее пребывание», — говорит Владимир.
Здесь следует отметить, что некоторые украинские ресурсы и сервисы за время войны успели заметно подрасти в бесплатном гиперскейлерском облаке.
«Как мне рассказывали одни знакомые, на момент заезда у них было 30 виртуальных машин, а сейчас уже 100. А теперь им говорит владелец инфраструктуры, что сервис будет стоить вот столько, а бюджет у них был только на 30», — отмечает СЕО «Парковый».
По его словам, даже Microsoft понимает, что все равно в Украине, в локальных дата-центрах размещение ресурсов будет дешевле. И причем дешевле в разы, а не на проценты. К тому же, в конце сентября датацентр откроет дополнительную площадку во Львове. То есть появится выбор: Киев или Львов, а может и сразу обе площадки для бекапа.
Естественно, ситуация с «письмами счастья» от гиперскейлеров подталкивает украинских клиентов к действию. Особенно если это государственный сервис, и он не может себе позволить существенно увеличить бюджет в принципе.
«Да, конечно, у Microsoft Azure есть некоторые сервисы, которых у нас нет, и мы их предоставить не можем. Например, какие-то специфические функции по искусственному интеллекту или из их продуктов, которые они не продают отдельно. Но и Microsoft тоже понимает сложившуюся ситуацию, и они готовы предлагать клиентам гибридные варианты. То есть, например, основная инфраструктура возвращается в Украину, живет у нас, это обойдется значительно дешевле. А те функции, от которых клиент не может отказаться, остаются у Microsoft», — рассказывает СЕО ДЦ «Парковый».
И учитывая, что для работы такой гибридной инфраструктуры нужна хорошая сетевая связанность, ДЦ «Парковый» построил пиринг из Microsoft через украинские точки обмена трафиком. Это позволяет сократить задержки в передаче сигнала и уменьшить путь к инфраструктуре.
При необходимости и по запросу клиента можно построить экспресс-рут, когда это будет канал L2 непосредственно от одной инфраструктуры к другой. В этом случае задержки сигнала на маршрутизаторах можно избежать.
Если клиент хочет вернуться домой, но ему все еще страшно и он захочет иметь бекап, то и здесь ДЦ «Парковый» поспешит на помощь. Представить партнерскую резервную площадку в Европе за приемлемые деньги вполне рабочий вариант, который можно оговорить.
Комплексное предложение
Предложение от датацентра покрывает не только саму миграцию (т.е. переезд), но и поддержку гибридной инфраструктуры.
Сама миграция — бесплатная. Более того, после переезда специалисты ЦОД будут осуществлять поддержку, что называется, из одних рук. А вдобавок — месяц бесплатного тестирования и резервное копирование данных 3 месяца в подарок. Подробности находятся на сайте датацентра.
Если потребуется помощь, клиенту не нужно будет звонить отдельно в поддержку Microsoft, в ДЦ «Парковый», да еще своему провайдеру, который дает канал связи.
«Мы покрываем все целиком. То есть, грубо говоря, звонят нам и мы уже сами занимаемся вопросами с каналами связи, специалистами Microsoft Azure и т. д. Первая линия контакта, понимая, к чему относится запрос, разруливает вторую и третью линию в зависимости от специфики обращения», — подчеркивает Владимир.
Распорядителям данных во время миграции следует иметь в виду и то, что это подчас технически сложный процесс, от качества прохождения которого зависит время простоя их сервисов. Более того, следует помнить, что данные просто можно случайно потерять в случае неаккуратного и непрофессионального обращения с ними.
«Например, базу данных нельзя просто взять и скопировать как виртуальную машину. Потому что вы не знаете, в каком состоянии и где данные хранятся. То есть, можно легко потерять кусочек», — обращает внимание СЕО датацентра.
Грамотный подход при переезде позволяет избежать просто вопиющих историй, в которые иногда попадают клиенты.
Например, как рассказывает Владимир, иногда в датацентр привозят просто диски, мол, здесь лежат образы виртуальной машины.
«А ты открываешь и понимаешь, что там лежат только файлики с данными диска виртуальных машин. В то же время, описания самой виртуальной машины нет. И приходится собирать всю систему по „технической интуиции“. И думать: запустится она вообще или нет», — рассказывает Покатилов.
Так, изнурительные творческие процессы иногда встречаются, признают в «Парковом». Как говорит Владимир, зато очень интересно, когда потом мы получаем результат, удовлетворяющий как клиента, так и нашу техническую команду.
«Все помнят только плохое. А вот когда клиент, не дай бог, говорит тебе спасибо — это уже гораздо приятнее и интереснее. Ради такого мы и не пренебрегаем работать с такими вызовами», — резюмирует СЕО.