💳 Trustee Plus — твоя персональна картка європейського банку: 3 хвилини і 10 євро 👉
Олексій ДзюбаCтартап
28 сентября 2022, 09:25
2022-09-28
«Наша разработка более технологична, чем у Esper Bionics». Как трое друзей-айтишников создали роборуку на одесской кухне
Несколько недель назад в сети LinkedIn разлетелся пост айтишника Сергея Томуза о создании биопротеза. Сообщение собрало 380 000 просмотров, более 1000 распространений и почти 5500 реакций. Вместе с коллегами-айтишниками — Борисом Головко и Юрием Пожаром — он основал проект Versi Bionics, который сегодня ищет инвестора, чтобы продолжить хардвер-разработку. Мы связались с Сергеем и Юрием и рассказываем историю уникальной украинской роборуки.
Борис, Сергей и Юрий — три друга-айтишника, которые последние два года занимаются созданием бионического протеза. Каждый из них имеет разный срок работы IT, который составляет от 8 до 15 лет. Сергей и Борис — друзья детства. Юрий учился в Харьковском университете радиоэлектроники и имеет специальность биомедицинская электроника и протезирование.
Проектом коллеги занимались в свободное от IT-работы время. Вскоре стало ясно, что за подобные разработки взялись техгиганты типа Xiaomi, а потому айтишники поставили свой проект на паузу. И переключились на новый.
Именно после «разбора» браслета у айтишников возникла идея создать собственный бионический протез. Посмотрев на цены, изобретатели сильно удивились.
Сейчас Сергей и Юрий проживают в Днепре, а Борис проживает в Одессе. За два года разработки друзья вложили в проект более $50 000, говорит Сергей. Для этого в определенный момент покинули основные места работы, чтобы полностью сосредоточиться на создании биоруки.
Первую версию биоруки создали с помощью 3D-принтера, у которого есть Борис и который является идейным вдохновителем проекта.
Биорука для «киборга»
Протез, созданный разработчиками, предназначен для украинского военного, «киборга» Ивана, участвовавшего в боях за Донецкий аэропорт. Это пока тестовый образец. В настоящее время Иван пользуется роборукой, подаренной ему государством, рассказал Юрий.
Собственный биопротез, по словам разработчиков, они составили «буквально на кухне». По словам Юрия, цена их роборуки сегодня составляет $1500.
На сегодня айтишники имеют просчитанный бизнес-проект, предусматривающий строительство микро-производства биопротезов в Украине. Согласно плану максимум 1 год должен пойти на создание производства, а на второй год планируется выпуск 20–25 протезов в месяц.
Согласно подсчетам, до 24 февраля айтишникам потребовалось $230 000 в год, чтобы построить производство. Сегодня эта сумма составляет минимум $300 000 в год. Это первая стадия инвестиций, объясняют айтишники. После нее инвестор увидит протестированное и сертифицированное устройство. После нее переход к массовому производству. В настоящее время изобретатели находятся в поисках инвестора.
Пока проходят поиски инвестора, разработчики создали банку в monobank для донатов. За первую неделю собрали 10 000 гривен. Минимальная цель айтишников — $50 000: этого достаточно, чтобы закупить оборудование для дальнейшей работы над устройством. Максимальная цель — собрать $300 000. Все средства обещают направить на разработку биоруки.
Юрий добавляет, что в будущем изобретатели планируют сделать приемник культа более эластичным, адаптируя его под нужды пациента. В будущем сотрудничество с клиниками, протезировочными центрами и страховыми компаниями, через которые можно продавать биопротезы.
Айтишник добавляет, что 70% составляющих их протеза — украинские. С запуском серийного производства изобретатели планируют увеличить эту цифру, модифицируя китайские двигатели.
Бизнес вектор проекта на первом этапе рассчитан на украинских пациентов. На втором этапе будущий инвестор будет получать заработок от продажи биопротезов на рынке США, Канады и Европы, рассказали айтишники.
Улучшенный биопротез
К примеру, если пациент идет на кухню, нейросеть четко знает положение протеза в пространстве. Она будет запоминать, например, высоту стола: таким образом пациенту с каждым днем все легче будет поднимать из него стакан.
Обычно пациент практически не имеет степени свободы кисти, говорят айтишники. «Попробуйте не двигая кистью что-нибудь взять и вы примерно поймете как это», — добавляет Юрий.
Юрий хвалит конкурента — украинско-американскую компанию Esper Bionics. «Это крутая компания, которая выше на 10 уровней, чем мы. У них есть инвестиции, команда, офис. Сейчас мы просто люди на кухне, а они уже организация», — рассказывает инженер. Добавляет, что хотел бы поближе познакомиться с командой стартапа и, возможно, сотрудничать с ней. Но мы также знаем, как сделать протез лучше, чем у Esper Bionics.
Одно из самых дорогих, что сейчас есть в разработке — это софт. Будущая 3D-технология может позволить пациенту сыграть простую мелодию на фортепиано, говорит один из айтишников.
Главная задача проекта — помочь пациентам, не имеющим возможности приобрести дорогостоящие биопротезы, говорит Юрий.
Сергей добавляет, что в комментариях под его постами военные пишут, что у них есть биопротезы, которыми неудобно пользоваться. «Наше поворотное запястье — это будет крутая вещь», — говорит айтишник.
После того как пост Сергея разлетелся в LinkedIn, на разработчиков стали выходить инвесторы. Но, пока, среди них нет того, кто бы понял, чем именно занимаются инженеры. Пока это те, кто имеет подход «купить по дешевке и продать дороговато», рассказали Сергей и Юрий.
Роборука в США, офис в Берлине, помощь воинам ВСУ. Как живет Esper Bionics во время войны
Esper Bionics — украинский hardware-стартап, разрабатывающий устройства в области протезирования. Среди разработок команды — роборука с интуитивным контролем Esper Hand. dev.ua рассказывает главное из материала о том, как компания живет во время войны против россии.