😍 Спробуй Новий Trustee Plus на дотик - твій криптогаманець і платіжна картка тут 👉
Олександр КузьменкоВойна
8 мая 2024, 17:17
2024-05-08
Законопроект об оформлении Киберсил ВСУ как отдельного рода войск уже на стадии согласования в Минобороны и Силах Обороны. Что известно
Президент Украины Владимир Зеленский поднимал вопрос о создании отдельной структуры Киберсил ВСУ еще в 2021 году, но пока они до сих пор юридически не оформлены. Это может измениться в 2024 году, ведь соответствующий законопроект уже находится на завершающих стадиях.
Президент Украины Владимир Зеленский поднимал вопрос о создании отдельной структуры Киберсил ВСУ еще в 2021 году, но пока они до сих пор юридически не оформлены. Это может измениться в 2024 году, ведь соответствующий законопроект уже находится на завершающих стадиях.
Как сообщает AIN, законопроект «О Киберсилах Вооруженных Сил Украины» уже на стадии согласования с заинтересованными сторонами как в системе Министерства обороны, так и из состава Сил обороны. Эта стадия является завершающей перед вынесением на рассмотрение Верховной Рады.
По словам секретарши и руководительницы службы по вопросам информационной безопасности и кибербезопасности Аппарата СНБО Наталья Ткачук Киберсилы ВСУ будут иметь следующие функции:
защитная функция и наступательная кибероперация;
дополнительные функции разведки или интеграция с одним из органов разведки для получения информации в интересах эффективного проведения киберопераций;
координация проведения киберопераций основными субъектами национальной системы кибербезопасности;
координация взаимодействия с международными партнерами и частным сектором, в частности путем формирования киберрезерва и привлечения киберволонтеров;
формирование кадрового потенциала украинской киберобороны в стратегической и долгосрочной перспективе с учетом конъюнктуры оплаты труда на мировом рынке ИТ-специалистов.
«У нас есть уникальный опыт успешного противостояния в кибервойне. У нас есть огромный кадровый ресурс — ИТ-специалисты, которые приняли меры киберобороны в ходе войны. Это то, чего нет у других европейских стран», — говорит Ткачук.
Начальник Главного управления радиоэлектронной и киберборьбы Генерального штаба Вооруженных Сил Украины полковник Иван Павленко говорит, что для укомплектования штата нового рода войск применят комбинированный подход — как перевод специалистов из других частей и подразделений ВСУ, так и мобилизацию лиц, желающих проходить службу в Киберсилах соответствующие опыт и знания. Также будет создан так называемый киберрезерв с привлечением гражданских специалистов.
Из чего будут состоять Киберсилы ВСУ
В январе прошлого года в ВСУ планировали, что Киберсилы ВСУ будут состоять из пяти основных управлений и штаба:
Управление киберразведки;
Управление киберопераций;
Управление информационных операций;
Управление киберзащиты;
Управление по обеспечению инфраструктуры.
Однако это было предварительное видение, и сейчас, по словам народного депутата Украины, члена Комитета по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Александра Федиенко, в законопроекте пока речь не идет о структуре Киберсил вообще. Полковник Иван Павленко также отмечает, что говорить о завершенной структуре Киберсил ВСУ еще рано.
Особенности Киберсил ВСУ
В настоящее время кибербезопасностью в Украине занимаются такие государственные органы как CERT-UA (правительственная команда по реагированию на компьютерные чрезвычайные события, работающая в составе Госспецсвязи) и Национальный координационный центр кибербезопасности при СНБО, который занимается контролем за сектором безопасности и обороны, гарантирования кибербезопасности, выявление угрозы, участие в разработке предложений по обеспечению киберзащиты объектов критической инфраструктуры.
Однако соучредитель общественной организации «Украинский Киберальянс» Артем Карпинский считает, что и НКЦК, и Командование связи и киберзащиты отличаются от Киберсил и нацелены на защиту инфраструктуры, не имея никакого отношения к ведению боевых действий.
Киберсилы, по мнению Александра Федиенко, не должны защищать инфраструктуру от атак хакеров. Их задача — разведка, сбор информации, закладка бэкдоров (несанкционированный удаленный доступ к компьютерам — ред.), а в случае необходимости атаки на цифровые системы определенного противника.
По словам Ивана Павленко, киберпространство признается отдельным доменом, в котором происходит противостояние врагу, на уровне с сушей, морем, воздухом и космосом. И формирование Киберсил обеспечит развитие, развитие и обретение новых боевых способностей для действий в этом пространстве.
Что необходимо для создания отдельных Киберсил ВСУ
По словам секретаря Национального координационного центра кибербезопасности Наталии Ткачук, кроме профильного закона нужно разработать Концепцию создания новой структуры, которая станет дорожной картой по развитию Киберсил, развития кадрового и технического потенциала, конкретных шагов со стороны государства, ожидаемых результатов для Украины.
«Обычно концепции или стратегии по развитию, созданию или реформированию государственных органов пишутся в будущем времени и должны носить визионный характер, потому что они не констатируют существующее положение вещей, а служат указателем того, как должно быть на стратегическом уровне», — отметила она в комментарии AIN .
Напомним, что в феврале прошлого года Фонд «Вернись живым» вместе с сервисом Portmone сообщили, что начинают собирать 50 миллионов гривен на техническое обеспечение наступательных операций киберсил украинской армии. Это сообщение вызвало вопросы у украинских хактивистов, которые поинтересовались, когда в Украине появились «армейские киберсилы».
Сенат США принял закон о ленд-лизе для Украины. Что это означает и как работает
28 апреля Палата представителей Конгресса США одобрила «Закон о ленд-лизе и защите демократии в Украине». «За» проголосовали 417 конгрессменов. Хотя закон не содержит перечня оружия, которое США будут поставлять Украине, этот документ временно отменяет некоторые требования законодательства США, обязывающие Президента следовать им во время поставок вооружений Украине и другим странам Восточной Европы, пострадавшим от российского вторжения.