🚀💳 Trustee Plus - більше ніж криптогаманець з європейською платіжною карткою. Спробуй 👉
Олексій ДзюбаВойна
7 февраля 2023, 08:37
2023-02-07
26-летний дизайнер потерял ноги на войне против россии. Сейчас он готовится к «Играм Непобедимых», пишет книгу и шутит над собой в TikTok. Вот история несокрушимого «Терена»
После 24 февраля Александр «Терен» Будько вступил в ряды ВСУ без боевого опыта и воевал под Изюмом. Во время освобождения Харьковщины парень потерял обе ноги. В настоящее время он продолжает адаптацию к ходьбе с протезами и проходит курс реабилитации в США. Вот история несокрушимого защитника Украины.
После 24 февраля Александр «Терен» Будько вступил в ряды ВСУ без боевого опыта и воевал под Изюмом. Во время освобождения Харьковщины парень потерял обе ноги. В настоящее время он продолжает адаптацию к ходьбе с протезами и проходит курс реабилитации в США. Вот история несокрушимого защитника Украины.
Начало
«Все просто и непросто одновременно. Когда в 2014 году началась война в Украине, мне было 17 лет, и я не мог законно принимать участие в боевых действиях», — говорит Александр. Добавляет, что война в Украине интегрировала его в себя давно. В юношеские годы он открыл для себя историческую литературу и исследовал войны казаков, боевые действия УПА и т. д.
«Я знал, что у нас всегда был рядом враг. Он есть и сейчас. И вот представилась возможность испытать на себе все переживания и эмоции, которые вызвала книга. Другого пути для себя я не видел.
Полномасштабная война застала Александра в Киеве, где он работал баристой в одном из заведений Подола. Параллельно парень учился на графическом дизайнере. Он должен был отработать последние 4 смены в конце февраля и с первого марта искать работу по учебной специальности. Эти планы сменила полномасштабная война.
У Терена были знакомые, которые по состоянию на 24 февраля служили в рядах ВСУ. Тогда у войска были значительные очереди и Александр пытался максимально быстро попасть на фронт. «Чтобы защищать Украину и убивать врага», — говорит он. Парень объясняет, что больше руководствовался внутренними порывами и не понимал всего масштаба войны. «Только со временем появилось понимание ситуации «холодным умом».
Фото — Александр Терен
Александр позвонил знакомому — Тарасу. Он был боевым офицером и прошел боевые действия в зоне АТО. Тарас находился в Ровно. Тот же формировал отряд для участия в войне. Договорились со временем встретиться в Киеве для дальнейшего сотрудничества. «Пока ждал, вывез девушку и родственников в Киевскую область и прожил несколько дней в селе».
Однако произошла трагедия. В то время по всей Украине был введен комендантский час. И Тарас с товарищами, одетыми в военную форму, не успели вовремя приехать в Киев до наступления комендантского времени. Их остановили на одном из блокпостов, произошла стрельба, в которой знакомый Александра погиб.
Поиск своего места
После трагической гибели товарища Терен продолжил искать «выходы» на скорейшее вступление в ряды ВСУ. Написал в Карпатскую Сечь, но там сказали, что ему не хватает боевых навыков. В то время один из знакомых посоветовал военную организацию, которой нужны были люди. Александр вышел с ними на связь и договорился о встрече. Когда она состоялась, познакомились поближе. Сашу спросили, что он умеет делать. Он сказал, что занимался дизайном. Парня направили к Евгению — главе IT-отдела.
«Он давал мне задачу типа установить систему Linux на ПК. Я подумал: «О нет, так не пойдет».
Фото — Александр Терен
Александр решил найти более боевые задачи и присоединился с помощью знакомого к одному из патриотических движений Киева. Там парень приступил к тренировкам, изучению тактической медицины и практиковал стрельбу. «Нас учили на штурмовые группы. Во время боев за Киев несколько человек взяли на оборону города».
После того как россиян отбили от столицы наступило относительное затишье. «Другие воюют, а ты просто сидишь, имея боевые навыки». Равномерно группа распалась. В конце апреля Александр упомянул о «Карпатской Сече». Связался с ребятами и рассказал о своих боевых навыках. На этот раз Терена приняли в ряды «Сечи». Через несколько дней подразделение отправилось на боевые задания в Харьковскую область.
Бои за Харьковщину — госпиталь в Полтаве
Подразделение Александра держало линию обороны в селе Вернополье, Харьковской области. Парень был командиром минометного расчета. За время службы его подразделению удалось отбить 7 штурмов врага. Постепенно украинское войско перешло к масштабному контрнаступлению. Был День Независимости. Терен с собратьями перенес позицию в соседнее село, двигаясь в сторону Изюма.
«Мы планировали, что вот когда зайдем в Изюм, то будет удобнее переночевать. Тем более что наступала осень».
Александр прилег отдохнуть в окопе. В лицо светило солнце, и он решил повернуться на другую сторону, где было больше тени. Мгновение — и к окопу прилетает российский снаряд.
«В момент, когда рядом попал снаряд, были неоднозначные эмоции. Это и боль, и паника, и ужас. И в то же время непонимание, как это произошло. Мозг отказывается в это верить. Я никогда не представлял себя на месте погибшего или раненого. Так же и мои собратья».
Терен вспоминает, что в тот день не было никаких прилетов в его село. И что все его товарищи, к счастью, остались целыми. Попало именно в то место, где он был. «Это вряд ли была работа дрона, поскольку слишком много земли было вывернуто после взрыва. Мы не слышали звука. Секунда — и взрыв.
Фото — Александр Терен
Парня эвакуировали в прифронтовую зону, в отдел экстренной хирургии. Она находилась в 15 километрах от села, где находился Александр. Затем перевели в Харьков, где военный пробыл несколько дней. Там делали только перевязки без хирургического вмешательства. После Харькова Терен попал в госпиталь в Полтаву.
«Там сделали ампутацию обеих ног. Страшная больница из-за непрофессионализма врачей. Однажды мне просто сказали, что закончилось обезболивающее. Мы с близкими попросили рецепт, чтобы купить за свой счет. Врачи отказали».
Фото — Александр Терен
Саша вспоминает об одном из врачей, который ходил на работу, будто на показ мод: парфюмы, дорогая одежда, телефон последней модели. «Он заглянул в дверь — увидел, что я жив, и ушел. Я практически загнивал в этой больнице. Мне делали промывки, но это мало помогало». И хотя парень договорился о месте в ровенской больнице, из Полтавы его не хотели отпускать.
Это продолжалось, пока в дело не вмешался друг-военный. Уже на следующий день Александра забрала «скорая» и отвезла в Киев. Там совершили еще две вынужденные ампутации. «Если бы не ситуация в Полтаве, можно было спасти большую часть ног. Сейчас моя левая нога короче правой», — говорит парень.
Адаптация
24 ноября Терен встал на протезы. К тому времени происходило укрепление тела и мускулов, его приведение в тонус. Я постоянно лежал. Мышцы ног стали очень слабы. Надо было их восстанавливать».
На этот раз Александр приехал в реабилитационный центр Львова. Там ему посоветовали качественную специалистку. Парень занимался как со специалистом, так и самостоятельно в зале. Переломный этап, когда понимаешь, как именно ходить с протезами, уже пройден, говорит военный. Но есть разные нюансы.
Фото — Александр Терен
«Когда мне сменяют приемники, это создает определенный дискомфорт, и нужно привыкание. А сейчас мне будут ставить спортивные протезы — к ним тоже нужно адаптироваться, они другие по структуре».
С момента попадания в госпиталь и сегодня за все платило государство, рассказывает Александр. Это реабилитация, лечение, лекарства, протезы. «Меня это радует. В этих моментах я не сталкивался с коррупцией. И всех, кому нужны были протезы и лечение, государство обеспечивало этим».
Терен приводит пример, когда военному нужен протез с бионическим коленом, то государство может покрыть лишь часть его стоимости. Цена такого протеза может достигать $100 000. В Украине такие пока не производят, добавляет собеседник. В таких случаях открывается сбор средств и затем люди протезируются за границей.
Фото — Александр Терен
«Существует определенная бюрократия из-за сбора различных справок. Обязательно нужно указывать, что ты не находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Без этого могут засчитать, что ты не был трезв и травмировался по своей вине».
Протезы, которые у Александра сегодня есть — американские. Их изготовила фирма Soleus, которую основал инженер, сам потерявший ногу в Ираке. Он разработал протез для себя и однажды презентовал его на техвыставке. Разработка оказалась очень крутой. «На этих стопах люди воюют. Они качественные», — говорит Терен. Цена протезов парня — $10 000.
Будущее
Кроме адаптации, которая продолжается и по сей день, Александр активно ведет соцсети. В первую очередь это Instagram и TikTok. Там парень рассказывает о своей жизни, часто с шутками. К примеру: лежит на кровати, но не может дотянуться рукой до выключателя. Тогда он берет протез и выключает им свет.
«Идеи для сторис идут изнутри. Я по жизни люблю шутить, теперь появилась новая тема для шуток. Мне самому смешно из таких ситуаций, и я это показываю людям — они тоже смеются».
Фото — Александр Терен
Признается, что TikTok не планировал заводить, считал, что это пустая трата времени. Но прислушался к советам девушки Дарьи, которая все время поддерживала любимого. Александр рассказывает, что сейчас не занимается профессионально — нет отдельного оператора, все записывает собственноручно и делится с подписчиками.
Фото — Александр Терен
В одной из стран Терен запостил, как инспектирует строительство реабилитационного центра Superhumans, который сейчас строят под Львовом. Саша узнал центр, будучи на реабилитации в Киеве и решил написать директору Центра — Ольге Рудневой, чтобы познакомиться. Будучи во Львове Александр встретился с Ольгой, между ними быстро завязались приятельские отношения.
«Я хотел бы работать в маркетинговом отделе Superhumans. Но сейчас там есть другой человек. Поэтому мы думаем о будущем сотрудничестве и чем можем быть полезны друг другу».
Superhumans Center открыл электронную очередь для всех пострадавших от войны нуждающихся в протезировании
Мы записываем интервью с Александром в момент, когда он находится на реабилитации США. Парень как раз находился в городе Орландо, штат Флорида. Там находится мощный реабилитационный центр, где для Терена создадут спортивные протезы для бега и кроссфита. Парень хочет принять участие в «Играх Непокоренных» — международных спортивных соревнованиях в параолимпийском стиле. Они должны пройти летом 2023 года.
Фото — Реабилитационный центр в США
«Здесь есть любые тренажеры. Все максимально инклюзивно, нет помех. Бегают собачки рядом, играют дети. С тобой весь день протезист, постоянно адаптирующий протезы, что-то подтягивает в механизме, что-то совершенствует».
Фото — Александр Терен
За тобой наблюдают весь день и производят записи на камеру. Затем показывают пациентам, как они двигаются. Терен говорит, что это даже больше похоже на комьюнити, чем на центр.
Параллельно Александр учится в KAMA — Kyiv Academy of Media Arts. «Я понял, что дизайн мне очень нравится. Хочется больше заниматься менеджерской работой. Поэтому я прохожу курс по арт-дирекции».
Фото — Александр Терен
Осенью Терен начал писать книгу. Для этого он проходит курс «Школы публицистики», куда его пригласили кураторы. Среди преподавателей — известные украинские писатели — Оксана Забужко, Юрий Андрухович, Любко Дереш и другие. На сегодняшний день уже написана половина книги. Она будет рассказывать его историю с первого дня войны и до ранения. Саша планирует выдать ее в этом году. «Одно из рабочих названий — «История упрямого мужчины», — говорит он.
Черкасский изобретатель создал водоплавающий трактор, который может перевозить 5 пассажиров и 650 кг груза. В планах мастера – адаптировать трактор для нужд ВСУ
Логистику ВСУ хотят оцифровать по IT-стандартам НАТО. Военные уже изучают систему LOGFAS. Рассказываем, как это работает и когда внедрят
Логистика и учет в ВСУ по-прежнему ведут в бумажных журналах. С лета Минобороны решило перевести армию на цифровые колеса и внедрить IT-систему логистики НАТО LOGFAS. Как она работает и что даст военным, объяснил Forbes. dev.ua публикует самое важное из материала.