5 фактов о налоге на Google: как это работает в Украине и за границей
Вчера президент Владимир Зеленский подписал закон, по которому иностранные интернет-компании будут платить 20% НДС в Украине.
Вчера президент Владимир Зеленский подписал закон, по которому иностранные интернет-компании будут платить 20% НДС в Украине.
Налог коснется таких зарубежных фирм, как Google, Facebook, Viber и других, за счет которых украинский госбюджет намерен дополнительно получить 3 млрд грн.
dev.ua рассказывает, что он предусматривает.
Во-первых, закон обязывает компании без представительства в Украине платить 20% НДС на онлайн-услуги. Эти компании, согласно закону, обязаны зарегистрироваться плательщиками НДС через специальный электронный сервис, если общая сумма от проведения таких операций превышает 1 млн грн в год. То есть разработчики самых популяных приложений, в частности, AppStore или Viber, будут платить в Украине 20% от рекламных доходов, подучаемых от работы своего приложения.
Если компании не зарегистрируются в установленном порядке, им грозит штраф в размере 100% стоимости предоставленных электронных услуг.
Во-вторых, нерезиденты будут составлять упрощенную отчетность в электронной форме на украинском или английском языке.
В-третьих, нерезиденты смогут платить налоговые обязательства в иностранной валюте.
В-четвертых, с 1 января 2022 года из закона исключается норма, согласно которой резиденты при выплате нерезидентам дохода за производство и/или распространение рекламы должны уплачивать налог по ставке 20% суммы таких выплат за собственный счет. Это значит, что с 1 января 2022 отменяется 20% НДС при оплате украинскими компаниями услуг по производству или распространению рекламы за рубежом.
В-пятых, следствием нового закон может стать подорожание электронных услуг компаний-нерезидентов для отечественного потребителя на те же 20%.
Коснется лии это блогеров? По словам юристов ЮК «Василь Кисиль и партнеры», блогеры, работающие на упрощенной системе налогообложения, смогут продолжить платить 5% налога с оборота, а не 19,5% на общей системе налогообложения
Особые правила налогообложения НДС электронных услуг уже действуют в странах Европейского Союза, Австралии, Беларуси, Казахстане, России.
В целом его внедрили уже около 60 стран, а еще с десяток (в частности Израиль и Китай) планируют это сделать в ближайшее время.
Цель налога — выровнять нагрузку между локальными операторами электронных услуг и нерезидентами-поставщиками цифровых услуг.
Ставки налога в разных странах, по данным Quaderno tax resources: Digital Taxes Around The World, существенно отличаются — от 5% до 27%.
Украина выбрала ставку в 20% НДС, что позволит избежать манипуляций ставкой со стороны плательщиков. Такого подхода придерживаются 21,1% стран, которые внедрили такой налог, 45,6% стран предлагают ставки ниже, 33,3% — выше.
Многие страны при этом не указывают пороговую сумму, с которой поставщик услуг обязан зарегистрироваться плательщиком НДС. Это означает, что совершившие хотя бы одну сделку в стране компании-нерезиденты автоматически становятся налогоплательщиками, включающими НДС в стоимость услуги. Так работает эта система в ЕС, Албании, Австралии, Беларуси, России, Южной Корее, Великобритании, Бахрейне и ОАЭ.
Также есть разница в процедуре регистрации нерезидентов в разных странах. Например, в Узбекистане, Тайвани, Сербии, Нигерии, Парагвае, Новой Зеландии, Японии, Индии, Индонезии, Беларуси, Албании компании-нерезиденты должны назначить своего налогового агента для администрирования налоговых обязательств
В некоторых государствах компании могут зарегистрироваться в веб-портале MOSS (Mini One-Stop Shop), созданном в основном для стран ЕС (но регистрация необходима как плательщика в каждой отдельной стране). В таком случае компния может централизованно подавать налоговые декларации и уплачивать НДС.
А Южная Корея предлагает плательщикам-нерезидентам зарегистрироваться на Hometax — автоматизированной платформе налогового администрирования, которая широко используется различными группами налогоплательщиков.
Интересно, что в большинстве стран, когда нерезидент предоставляет услуги зарегистрированным плательщикам такого налога, администрированием и уплатой этого налога занимается покупатель, а не продавец.