5G не для всех. Или почему «большая тройка» мобильных операторов исчезнет
Новость о том, что Кабмин недавно перенес тендер по продаже радиочастот под пятое поколение связи (5G) с октября на февраль говорит, в первую очередь, не о том, что у государства нет денег на организационные подготовительные мероприятия.
Новость о том, что Кабмин недавно перенес тендер по продаже радиочастот под пятое поколение связи (5G) с октября на февраль говорит, в первую очередь, не о том, что у государства нет денег на организационные подготовительные мероприятия.
Нет, это говорит о том, что у большой тройки мобильных операторов нет на 5G денег.
Пожалуй, это первый раз за всю историю радиочастотных конкурсов, когда никто из украинских игроков не торопится получать новые возможности.
И даже руководитель крупнейшего мобильного оператора «Киевстар» Александр Комаров заявил, что думает о привлечении внешнего финансирования на 5G.
Могучая компания «Киевстар», у которой всегда хватало денег «на саморазвитие», на все предыдущие тендеры, пойдет занимать средства на пятое поколение связи.
Что тогда уже говорить о других участниках большой тройки?
Vodafone Ukraine уже начал занимать крупные суммы — после смены владельцев в 2019. В начале этого года компания разместила евробонды на $500 млн.
lifecell демонстрирует чистую прибыль вот уже пять кварталов подряд. Но еще с момента запуска выполняет долговые обязательства перед своей материнской компанией Turkcell. И текущая прибыль пока их еще не покрыла.
Украинские мобильщики вынуждены были выполнять сразу два крупных инвестпроекта за пятилетку (3G — с 2015, 4G — с 2018). Им приходится делать это в сжатые сроки, так как местные власти очень долго не могли провести первый тендер (3G), в то время как у соседей уже вовсю разворачивались 4G-сети.
Окупаемость проекта такого уровня — десятилетие.
А технологический прогресс уже поджимает по срокам с новым мастхэв-апгрейдом.
Из них 150 млрд евро — в покрытие и лицензии, а другие 150 млрд евро — в модернизацию наземной инфраструктуры до гигабитных скоростей.
К слову, историю с модернизацией наземных сетей, которые будут «подводить интернет» к базовым станциям 5G, Украине еще предстоит пройти. Это как обязательное домашнее задание перед запуском.
«Мне кажется, нет каких-то актуальных задач, которые в данный момент не в состоянии решать 4G», — говорит Комаров.
Новая технология действительно может дать бОльшую скорость, но проникновение 5G-смартфонов в сети «Киевстар» на уровне 2% пока не выглядит секси для успешного бизнес-кейса.
Сейчас поставщики азиатских смартфонов начинают поставлять в Украину 5G устройства даже в их бюджетных версиях.
Но ждать, пока рынок наполнится ими, еще догло. Поэтому даже если в феврале мобильщики получат лицензию, а к осени 2022 запустят первые фрагменты, — обслуживать в них будет некого.
Комаров говорит пока только о потенциальном запуске так называемых хот-спотов. То есть установке базовых станций в точках с высокой концентрацией трафика — центры городов, офисные центры. О ковровом покрытии населенных пунктов пока речи не идет.
Что в Европе?
Это чем-то напоминает европейские сценарии. В Европу 5G придет на несколько лет раньше, чем в Украину. Но европейцы не рассчитывают на многое.
Например, в Испании в июле 2021 года три крупнейших оператора купили лицензии за 1 млрд евро. Кстати, в том же диапазоне частот, который собираются выставлять на тендер в Украине — 700 Мгц.
Так вот, согласно обязательствам перед испанским государством, к концу июня 2025 года сети покроют территорию, где живет только 50 тыс. человек. Не так-то и много для страны, где проживает 47 млн. Пожалуй, самым тяжелым таском для испанских телекомов будет покрытие 5G автомагистралей.
Итак, мы уже поняли, что 5G в Украине — это вряд ли быстро окупаемая история.
Что же делать?
Мы же хотим 5G! Чипы же нам при вакцинации внедрили.
Есть несколько опций. Первое — операторы строят общую сеть.
Во времена 2G, когда у компаний было много денег, а телеком — перспективным бизнесом, каждый из трех китов строил свою вышку и ставил рядышком.
Так это выглядело
Во времена 3G/4G компании начали делиться вышками. Не все и не со всеми.
Во времена 5G общей должна стать и радиочасть.
Но есть нюансы.
Например, я — «Киевстар», а он — Vodafone. Наши сети и количество абонентов в них сопоставимо. Можем объединяться и делиться. А в случае если я — это lifecell? В 2-3 раза меньше абонентов и общая сеть на двоих. Выглядит, как допуск на рынок конкурента.
Вторая опция — концентрация. Кто есть, кто-то кого-то купит. Это более здоровая легенда. Есть, конечно, еще один нюанс в лице АМКУ, которому предстоит одобрить такую сделку. Рынок в таком случае сильно перекосит. На нем появится один гигант и один карлик. Карлику через некоторое время придут кранты.
Хотя с другой стороны, при такой дорогой инфраструктуре как 5G, вариант, когда одному оператору принадлежит инфраструктура, а остальные — провайдеры услуг на этой сети, представляется логичным.
Кто-то сдает в аренду сеть, а другой кто-то запускает сети датчиков, запускает беспилотный транспорт и так далее.
И, наконец, последний вариант. Тоже реалистичный. На 5G-конкурс в Украине приходят не все игроки. Тогда со временем начнется игра в дискаунтеры и премиум-услуги. И появятся билборды: «Хочешь 5G — переходи к нам».
Каким бы путем не пошли компании, главный факт остается фактом. В феврале 2022 года им придется выкупить у государства пока еще не очень полезные и очень дорогие бумажки-лицензии.
Підключай Megogo зі знижками за акційними тарифами.
Пессимизм в кулуарах, исторические параллели и нарративы Европы. Что происходит за кулисами URC2022 по оценке президента «Киевстар»
В швейцарском Лугано 4–5 июля проходила международная Ukraine Recovery Conference, где представили украинский «план Маршалла» по восстановлению Украины.
Александр Комаров, президент компании «Киевстар», поделился с редакцией dev.ua впечатлениями и настроениями первого дня конференции.