🚨⚡🚨 Біткоін по $100к. Час встановлювати Trustee Plus і випускати картку для розрахунків безкоштовно 👉
Вікторія ГорбікОружие
1 ноября 2023, 08:14
2023-11-01
«Не идеален, но живуч». Что может разведывательный беспилотник «Шкипер», который создают киевские инженеры в подвале
В одном из подвальных помещений Киева несколько инженеров сконструировали быстрый, легкий, РЕБ-устойчивый, дешевый беспилотник «Шкипер». По словам основателя и руководителя Юрия Домбровского, этот дрон как легковой автомобиль бюджетного класса может выполнять определенные задачи и легко ремонтируется. Юрий рассказал нам, как появился Шкипер и что он может.
Ирпенчанин Юрий Домбровский в 2022 году участвовал в обороне Ирпеня. Он рассказывает, что до полномасштабного вторжения был абсолютно гражданским человеком, но в критическую минуту понял, что сможет использовать свои навыки пилотирования дронов для помощи украинским защитникам. А позже вместе с единомышленниками основал компанию SpecAero — учебный центр пилотов БПЛА разного типа, в частности, мультиротор, крыло и FPV. Сейчас Юрий — CEO и визионер SpecAero.
Кроме того, почти с самого начала своей деятельности учредители заложили в структуру компании конструкторское бюро. Опираясь на консультации своих друзей и собратьев, профессиональных военных пилотов беспилотников, некоторые из которых воюют еще с 2014 года, а некоторые профессионально занимаются сборником беспилотных систем, Юрий поставил задачу конструкторам создать максимально дешевый и вместе с тем живущий разведывательный комплекс для военных.
Инструмент для разведки
Инженеры R&D-отдела SpecAero создали оперативно-тактический разведывательный комплекс «Шкипер», состоящий из наземной станции и двух дронов. У беспилотника нет хвостовой отделки, это не самолет, а монокрыло авторской разработки.
Преимуществами комплекса является выносливость повреждений и отличная планировка. Он аэродинамический, с выключенным двигателем «Шкипер» способен планировать, например, при посадке сделать один-два круга. Если самолет теряет связь с оператором, он через несколько секунд начинает реализовывать программу «Вернуться домой» автоматически по инерциальной системе, магнитному компасу и общей навигации.
Конструкторы тестировали платформу на выносливость, влетали на скорости в большие объекты, деревья или заборы.
«Шкипер» стартует со стартовой платформы с добавляемым в комплексе леером. Кроме того, SpecAero обязательно предлагает и включает при покупке комплекса 2-3 дневного обучения для экипажа. По словам руководителя компании, это уменьшает потери беспилотника по вине пилота и незнание систем управления и навигации.
Технические характеристики
В идеальных условиях беспилотник может находиться в воздухе около 2 часов, пролететь до 80 км. На пиковом расстоянии в 40 км от оператора инженеры сохранили управление, телеметрию и видеосигнал. Кроме того, «Шкипер» протестирован под действием РЭБ, на полигоне под Буковелем специалисты пытались заглушить беспилотник, но не смогли. Выносные антенны можно устанавливать на расстоянии около 30 метров, чтобы обезопасить оператора. Комплект «Шкипер» использует авторскую платформу F23, разработанную SpecAero.
Частоты, на которых работает «Шкипер», Юрий не разглашает, но отмечает, что они нестандартны и защищены.
Кроме того, конструкторы используют техническую навигацию способом триангуляции, определяют местонахождение, объект, место положения борта без GPS. А также постоянно совершенствуют беспилотник, в частности на днях, как рассказал Юрий, они внедрили систему защиты аналогового видео. В отличие от цифры аналоговая связь может выдерживать помехи, уменьшать качество картинки, ухудшаться, но при этом продолжать работать.
О команде
Разработчики КБ SpecAero — специалисты, профессионально занимающиеся авиамоделированием более 10 лет. В команде работает около 20 человек. Есть испытательная полетная группа, разработчики, два главных инженера, которые между собой по-хорошему конкурируют, несколько полетных групп, сопутствующие инженеры и целый коллектив, занимающийся изготовлением планеров.
Об использовании и тестировании
Конструкторы изготовили уже 10 комплексов, а 6 из них уже воюют. «Шкипер», по словам руководителя компании, уже доказал свою эффективность на фронте. Это работающая система. Уже есть несколько комплексов беспилотников на фронте, которые выполняют боевые задания и инженеры получают положительную обратную связь.
Инженеры получили отклики от военных, что подобных беспилотников нужно много. Команда готовит документы для получения допуска к эксплуатации. Серийное производство в небольших масштабах до 10 комплексов в месяц уже организовано.
О стоимости и финансах
Цена одного беспилотника после выхода на серийное производство и заказ партии от 10 штук, по словам Юрия, может обходиться в $3000. Материальная себестоимость беспилотника без работы составляет около 90000 грн. Китайские комплектующие на 10 комплексов стоят около $70-80 000. Сам по себе комплекс искусственно стоит около 600 000 грн. При увеличении объемов производства можно говорить об уменьшении минимальной себестоимости до 450 000 грн.
Все средства, зарабатываемые учебным центром SpecAero, по словам Юрия, они реинвестировали в разработку беспилотников, кроме того, были продажи изготовленных «Шкиперов» — это также реинвестиции. КБ SpecAero имеет инвестора, профинансировавшего изготовление первых 10 комплексов, это $70 000.
«Нашими средствами созданы прототипы, примерно 3 млн грн в течение двух лет вложено в жизнедеятельность и развитие конструкторского бюро», — сообщил руководитель. По его словам, помимо финансов инвестора это личные средства учредителей.
О планах и развитии
SpecAero ищет инвестиционную или донорскую помощь для развития серийного производства и освоения других изделий, проработанные идеи которых у них уже есть. Сейчас у инженеров уже есть чертежи, гипотеза, основной ТТХ, основная тактика применения для подводного дрона. Для его разработки нужно около $20 000.
Дроны без GPS, свежие водоросли и майнинг Коломойского. Рассказываем, как устроено запорожское IT
Министерство цифровой трансформации опубликовало дашборд технологической экосистемы Украины. В него вошли 2234 IT-компании: из них 1701 — продуктовые и 533 сервисные. Все мы знаем о мощных IT–центрах типа Киева, Львова и Харькова. Поэтому dev.ua рассказывает о менее популярном регионе, а именно: как устроена технологическое жизни Запорожья, в котором действует 17 продуктовых и 23 сервисные IT–компании.