😍 Спробуй Новий Trustee Plus на дотик - твій криптогаманець і платіжна картка тут 👉
Вікторія ГорбікТакая жизнь
30 ноября 2023, 08:38
2023-11-30
Сколько айтишников в украинских министерствах и чем они заняты: большое исследование dev.ua
За два месяца до полномасштабного вторжения мы проводили большой опрос среди украинских министерств относительно того, сколько IT-специалистов работает в органах власти Украины и что именно входит в их функционал. Сейчас решили актуализировать эту информацию и посмотреть, что изменилось со времен начала полномасштабной войны.
Мы разослали запросы 20-ти органам исполнительной власти (министерствам), и получили ответ от 10 учреждений.
После получения данных от других ведомств информация будет актуализирована.
За два месяца до полномасштабного вторжения мы проводили большой опрос среди украинских министерств относительно того, сколько IT-специалистов работает в органах власти Украины и что именно входит в их функционал. Сейчас решили актуализировать эту информацию и посмотреть, что изменилось со времен начала полномасштабной войны.
Мы разослали запросы 20-ти органам исполнительной власти (министерствам), и получили ответ от 10 учреждений.
После получения данных от других ведомств информация будет актуализирована.
№ п\п
Название министерства
Количество IT-сотрудников декабрь 2021 года
Количество IT-сотрудников ноябрь 2023 года
1
Минокружение
7
должности IT-специалистов не предусмотрены
2
Минобороны
информация закрыта
информация закрыта
3
Минреинтеграции
8
6
4
Минмолодьспорта
вакансия открыта
9
5
Минагрополитики
2
9
6
Минобразования
5
10
7
Минсоцполитики
16
15
8
Минюст
15
15
9
Минфин
данные отсутствуют
23
10
Минцифры
данные отсутствуют
118
Минокружение — должности IT-специалистов не предусмотрены
Согласно ответу начальницы Минокружения Лилии Ткач, штатным расписанием Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины не предусмотрены должности с названием IT-специалист. В соответствии с штатным расписанием в аппарате министерства существует Департамент цифровой трансформации электронных публичных услуг и управления отходами, в котором на момент ответа было 12 вакансий. Для занятия должностей категории «Б» и «В» государственной службы в соответствии со статьей 20 Закона Украины «О государственной службе» кандидат должен отвечать общим требованиям, в частности:
для должностей категории «Б» в государственном органе, юрисдикция которого распространяется на всю территорию Украины, и его аппарате — опыт работы на должностях государственной службы категорий «Б» или «В» или опыт службы в органах местного самоуправления, или опыт работы на руководящих должностях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности не менее двух лет, свободное владение государственным языком;
для должностей категории «В» наличие высшего образования степени не ниже младшего бакалавра или бакалавра по решению субъекта назначения, свободное владение государственным языком.
Относительно основных проектов, реализуемых Минсреды с начала полномасштабного вторжения с 24 февраля 2022 года, министерство сообщило о:
1. Разработке общегосударственной экологической автоматизированной информационно-аналитической системе «ЭкоСистема» для обеспечения доступа к экологической информации и ее сети, обеспечивающей создание, сбор, получение, хранение, использование, распространение, охрану, защиту информации, а также электронное взаимодействие между физ- и юрлицами, ФЛПами, субъектами предоставления административных услуг, субъектами предоставления публичных (электронных публичных) услуг, центрами предоставления административных услуг.
2. В январе–марте 2023 года проведены испытательные работы платформы.
3. В июле 2023 года проведены испытательные работы модуля «е-Отходы», составляющего «ЭкоСистемы».
4. Приняты результаты программирования функционального компонента платформы «ЭкоСистема» (электронной услуги получения, переоформления, аннулирования полностью или частично действия лицензии, остановки и восстановления полностью или частично действия лицензии, расширение или сужение лицензии на осуществление хозяйственной деятельности 3 обращения с опасными отходами).
5. В сентябре 2023 года проведены испытательные работы модуля «е-СЕО» платформы «ЭкоСистема».
6. Приняты результаты программирования функциональных компонентов и их визуальных элементов услуги: «Осуществление стратегической экологической оценки проекта документа государственного планирования модуля е-СЕО».
7. В октябре 2023 года проведены испытательные работы модуля «Е-вода» платформы, модуля «Электронный сертификат о происхождении лесоматериалов и изготовленных из них пиломатериалов».
8. Приняты результаты программирования функционального компонента «ЭкоСистемы» модуля е-Сертификат о происхождении лесоматериалов и изготовленных из пиломатериалов (электронной услуги «Получение/аннуляция сертификата о происхождении лесоматериалов и изготовленных из пиломатериалов»).
9. Приняты результаты программирования функционального компонента «ЭкоСистемы» модуля «е-Вода» (электронной услуги подача заявления, повторная подача заявления на получение, аннулирование Разрешения на специальное водопользование; согласование, аннулирование Разрешения на специальное водопользование; подача отчетности Государственного учета водопользования).
10. На единственной экологической платформе «ЭкоСистема» опубликовано 30 реестров экологических данных, еще 17 реестров находятся в разработке.
11. Минокружение провело реинжиниринг и цифровую трансформацию услуг:
внесение декларации об отходах в Реестр деклараций об отходах;
выдача заключения на трансграничную перевозку отходов, включенных в Зеленый перечень отходов;
взятие на государственный учет объектов, которые оказывают или могут оказывать вредное влияние на здоровье людей и состояние атмосферного воздуха, видов и объемов выбрасываемых в атмосферный воздух загрязняющих веществ;
определение величин фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе расчетным методом;
выдача лицензий на обращение с опасными отходами;
государственная регистрация установки в Едином реестре по мониторингу, отчетности и верификации выбросов парниковых газов;
выдача специального разрешения на специальное использование лесных ресурсов — лесорубный билет;
электронный кабинет недропользователя;
получение, переоформление, аннулирование полностью или частично действия лицензии, остановка и восстановление полностью или частично действия лицензии, расширение или сужение лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по обращению с опасными отходами;
получение/аннуляция сертификата о происхождении лесоматериалов и изготовленных из пиломатериалов;
подача заявления, повторная подача заявления на получение, аннулирование Разрешения на специальное водопользование; согласование, аннулирование Разрешения на специальное водопользование; подача отчетности Государственного учета водопользования.
12. Разработан цифровой модуль договора публичной оферты, который можно заключить онлайн путем заполнения электронной формы на платформе «ЭкоСистема».
13. Реализован сервис фиксации фактов причинения вреда окружающей природной среде вследствие чрезвычайных ситуаций, событий, вооруженной агрессии рф «ЭкоУгроза», основными задачами которого является обеспечение возможности реализации гражданами своих прав в части свободного доступа к актуальной информации о зафиксированных фактах, нанесенных Украине в результате вооруженной агрессии рф, свидетелями которых они стали, например, о горении военной техники, пожаре в лесу, попадании нефтепродуктов или ядовитых веществ в почву или водоем, выброс ядовитых веществ (хлор, аммиак, сероводород, синильная кислота, азотная кислота) в атмосферный воздух, обнаружены места несанкционированных свалок отходов и т. п.
Минобороны — информация о количестве IT-специалистов не разглашается
Среди подразделений Министерства обороны Украины, занимающихся созданием политик цифровизации, цифровой трансформации и IT разработки, можно выделить Директорат политик цифровизации, цифрового развития, цифровых трансформаций и кибербезопасности в сфере обороны, Управления информационных технологий и Центр инноваций и оборонных технологий.
Количество IT-специалистов, вовлеченных в команду, как и открытые вакансии, не разглашается по вопросам безопасности, потому что специалистов забирают по большей части из военных.
Главные направления, которые выделили в области цифровизации МО:
электронные админуслуги,
боевые и небоевые системы,
инновации,
создание политик,
развитие IT-инфраструктуры.
Минреинтеграции — 6 IT-специалистов
IТ-специалисты Минреинтеграции работают в Управлении цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации. Функционал работников управления с началом полномасштабного вторжения не изменился. Сейчас в Управлении 6 специалистов и открытых вакансий нет. С начала полномасштабного вторжения силами Управления реализовано следующие проекты:
Чат-бот «Юридический советник для ВПЛ» — уникальный цифровой ассистент внутренне перемещенных и других лиц, пострадавших от русской злости. Он содержит ответы на актуальные правовые вопросы.
Telegram-бот Evacuation2022 — разработан совместно с МВД, Координационным центром органов местного самоуправления Украинской ассоциации районных и областных советов для организации эвакуации населения, а также предоставление экстренной гуманитарной помощи в зонах боевых действий и на территориях, находящихся под оккупацией.
Официальная платформа «СпівДія» — создана для объединения волонтерских и государственных инициатив гуманитарной помощи во время войны. Платформа координируется при поддержке Офиса Президента Украины совместно с Минреинтеграции, Минздравом, Минмолодежьспортом.
Национальный корпус крымскотатарского языка — онлайн-платформа для исследования языка работает на основе данных из текстовых материалов на крымскотатарском языке. Ее создание инициировано Минреинтеграцией в рамках реализации Стратегии развития крымскотатарского языка на 2022–2032 годы.
Информационная система перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных российской федерацией — реализована с целью обеспечения функционирования единой базы данных о вышеуказанных территориях.
Минмолодежьспорта — 9 IT-специалисты
Исполняющий обязанности государственного секретаря Минмолодежьспорта Юрий Музыка сообщил, что в настоящее время в отделе хозяйственного и информационно-технического обеспечения, который функционирует в составе управления развития спортивной инфраструктуры и хозяйственного обеспечения, работают два главных специалиста. Вакансии в отделе на момент ответа редакции отсутствуют. В подчинении профильного заместителя Министра по вопросам цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации Виталия Лаврова находится структурное подразделение «Сектор по реформированию» в составе двух человек, которое занимается планированием и общей координацией проектов цифровой трансформации.
Отметим, что международными партнерами по развитию для Минмолодежьспорта привлечены 5 специалистов, 4 из них занимаются сопровождением проектирования, разработки и внедрения этих информационных систем, еще один специалист привлечен для обеспечения их технического функционирования.
В настоящее время вакансии в вопросах реализации проектов цифровой трансформации в Минмолодежьспорта отсутствуют. Функциональные обязанности айтишников министерства с прошлыми годами не изменились. Информацию об основных реализованных проектах с начала полномасштабного вторжения в министерстве не предоставили.
Виталий Лавров добавил, что кроме обеспечения работоспособности основных информационных ресурсов аппарата Минмолодежьспорта (документооборот, почтовый сервер, рабочие станции и т. п.), которым занимается отдел хозяйственного и информационно-технического обеспечения, существуют также проекты цифровой трансформации, в рамках реализации которых созданы следующие информационные системы:
Также начата разработка Онлайн-платформы «Конкурс проектов международных молодежных обменов»
Минагрополитики — 9 IT-специалистов
В структуре Минагрополитики, как сообщил в редакции государственный секретарь Министерства аграрной политики и продовольствия Украины Виктор Канцурак, функционирует Управление развития цифровых трансформаций в аграрном секторе экономики. К основным задачам Управления входит, в частности, обеспечение реализации основных принципов государственной политики в сфере цифровой трансформации и цифровизации аграрного сектора экономики, обеспечение организации введения автоматического режима предоставления электронных публичных услуг Минагрополитики.
Численность Управления составляет 9 штатных единиц, из которых 4 — вакантные:
2 главных специалиста отдела внедрения цифровых сервисов и цифровой трансформации аграрного сектора;
2 главных специалиста отдела кибербезопасности и защиты информации. Квалификационные требования: образование — высшее, степень высшего образования не ниже бакалавра, младшего бакалавра, свободное владение государственным языком.
С целью обеспечения выполнения положений Закона Украины «Об особенностях предоставления публичных (электронных публичных) услуг», Закона Украины «О публичных электронных реестрах» Минагрополитики в 2022 году была начата работа по преобразованию реестров, владельцем и держателем которых является министерство в электронные публичные реестры.
Осуществление мероприятий по созданию, внедрению и сопровождению программного, технического и технологического обеспечения информационно-коммуникационных систем, а также сохранению и защите данных требует значительных финансовых ресурсов.
В связи с внедрением в Украине военного положения все имеющиеся финансовые ресурсы государства в первоочередном порядке направляются на выполнение задач по отражению вооруженной агрессии российской федерации, обеспечению защиты государства, бесперебойному функционированию бюджетной сферы и жизненно необходимым потребностям жителей территориальных общин, реализации мер территории защиты сохранности населения.
Вместе с тем, Минагрополитики в сотрудничестве с Минцифры в рамках международной технической помощи ЕС предприняли меры по разработке программного обеспечения для следующих информационно — коммуникационных систем:
1. «Система автоматизации подачи заявлений и получение решений по присвоению статусов субъектам племенного дела в животноводстве» — целью которой является обеспечение электронного учета информации о субъектах племенного дела в животноводстве, что позволит, в частности, автоматизировать процессы взаимодействия при обработке информации о субъ объекты племенного дела в животноводстве и улучшить информирование сторон, вовлеченных в работу с Государственным реестром субъектов племенного дела в животноводстве;
2. «Реестр селекционных достижений и список пород животных» — целью которой является возможность подачи в электронной форме заявок на апробацию селекционных достижений, подачи заявок на импорт новых пород животных, автоматизации процесса ведения Государственного реестра селекционных достижений в животноводстве и перечня пород животных, а также цифровизации сопутствующих бизнес процессов;
3. «Основной реестр складских документов на зерно и зерна, принятого на хранение» — с целью обеспечения возможности представления в электронной форме, учета и автоматизации процесса регистрации складских документов на зерно и зерна, принятого на хранение.
Указанные информационно-коммуникационные системы приняты на баланс Минагрополитики.
При этом следует отметить, что по состоянию на сегодняшний день осуществляются мероприятия по разработке программного обеспечения для информационно-коммуникационных систем, а именно:
1. «Электронная система ввода реестров в области растениеводства», целью которой является создание единой электронной системы сбора, накопления, защиты, учета и распространения информации в сфере растениеводства, которая позволит цифровизировать процесс предоставления публичных услуг в электронном виде, а также введение в действие электронных реестров в сфере растениеводства, в частности:
Государственный реестр субъектов семеноводства и питомника;
Реестр аудиторов по сертификации (агрономов-инспекторов);
Реестр органов по оценке соответствия;
Реестр сертификатов на сортовые качества семян;
Реестр сертификатов на посевные и товарные свойства семян;
Реестр заявок на сорта растений;
Реестр ботанических таксонов;
Реестр патентов на сорта растений;
Реестр сортов растений, пригодных для распространения в Украине;
2. «Единый Государственный реестр домашних животных», целью которого является обеспечение возможности:
сбор актуальных данных относительно имеющихся в стране домашних животных; оценки уровня вакцинации от бешенства и других заболеваний животных;
существенного облегчения поиска владельцев и устройства потерянных животных;
оптимизации учета, содержания и устройства беспризорных животных, снижения рисков мошенничества с потерянными животными.
Минобразования — 10 IT-специалистов
Департамент кадрового обеспечения Минобразования, в частности директор департамента Наталья Фурдет, сообщила, что в состав департамента обеспечения документооборота, контроля и информационных технологий входит отдел компьютерного обеспечения и IТ, фактическая численность которого составляет 5 государственных служащих, вакантные должности в отделе отсутствуют.
В то же время в министерстве функционирует директорат цифровой трансформации, фактическая численность которого составляет 5 государственных служащих, вакантных должностей — 7, в том числе 1 временная, на время отпуска по уходу за ребенком основного работника.
По информации директора департамента обеспечения документооборота, контроля и информационных технологий Инны Ерко, функционал IT-отдела по сравнению со временем до полномасштабного вторжения существенно не изменился. Главной задачей специалистов департамента программно-техническое обеспечение функционирования информационно-коммуникационных систем аппарата Министерства.
Также силами отдела обеспечена возможность удаленного доступа ко всем необходимым информационным ресурсам всем работникам министерства. Среди основных проектов цифровой трансформации министерства, реализуемых с начала полномасштабного вторжения, следующие:
Цифровая инфраструктура
передача девайсов заведениям и общинам, наиболее пострадавшим от последствий войны, самые уязвимые группы населения, не имеющие доступа к офлайн обучению из-за ситуации безопасности, а также не имеющих доступа к дистанционному формату из-за отсутствия технической возможности. С начала полномасштабного вторжения МОН мобилизовало донорскую поддержку для передачи 96 011 ноутбуков для учителей и 38 441 девайсов для учащихся через учебные заведения. Все детали распределения можно найти на публичном дашборде МОН по ссылке.
До конца года запланирована доставка еще около 50 тысяч девайсов для детей и студентов колледжей и учреждений профессионального образования. А в 2024 году в планах МОН полностью закрыть критическую потребность в 96 449 девайсах для детей и 29 012 девайсов для учителей из десяти областей, в которых преобладает дистанционное обучение.
развитие сети цифровых образовательных центров — безопасны ии оснащенных девайсами, быстрым интернетом и учебными материалами, бесплатных пространств для обучения и досуга школьников. Они не заменяют школу и не привязаны к определенному учебному заведению. В центрах можно подключиться к онлайн-урокам, сделать домашнее задание с помощью ноутбуков или планшетов, приобщиться к кружкам. В центрах работают специально подготовленные тьюторы. Для удобного поиска центров МОН создало интерактивную карту.
На сегодняшний день при поддержке партнеров по развитию в Украине открыто 154 пространства. Разработан единый стандарт создания центров для партнеров, а также общин и областей, которые ищут средства на такие проекты самостоятельно. Цифровые образовательные центры очень популярны, особенно в маленьких общинах и поселках. В ближайшей перспективе планируется открыть еще как минимум 50 таких локаций.
Цифровой контент
«Всеукраинская школа онлайн» — государственная платформа с бесплатным доступом к курсам и урокам по 19 предметам, запущенная в 2020 году для дистанционного и смешанного обучения для 5–11 классов. На сегодняшний день платформа имеет более 630 000 пользователей.
игровое приложение «Вивчаю — не чакаю», единственный цифровой контент на базе НУШ, разработанный для детей 1–4 классов по математике и чтению и запущен в 2022 году.
платформа «Профессійна освіта онлайн», запущенная для профессионально-технического уровня, подходит не только для студентов, но и для обучения на протяжении жизни. Для поддержки университетов МОН создал партнерства с самыми масштабными глобальными провайдерами образовательных платформ (MOOCs) — Coursera, Udemy, Labster, LabXchange, которые предоставили бесплатный доступ украинским студентам и преподавателям к своему контенту.
Цифровая педагогика и цифровые навыки
Сегодня более 250 000 учителей успешно прошли соответствующие программы и имеют необходимые навыки для организации эффективного обучения в онлайн. На сегодняшний день основное внимание уделено развитию цифровых компетентностей педагогов. Однако для обеспечения эффективных цифровых трансформаций важно развернуть программы по повышению цифровых навыков, цифровому развитию и цифровизации среди менеджеров учебных заведений, управленцев на уровне общин и областных администраций, отвечающих за сферу образования и науки.
Электронные процессы и сервисы
К АИКОМ, электронной системе управления образованием, которая в частности предлагает электронные дневники и журналы, подключаются образовательные информационные системы — частные провайдеры электронных образовательных услуг. Каждое заведение самостоятельно выбирает провайдера исходя из качества сервиса. Более 70% уже используют государственные или частные сервисы, размещенные на АИКОМ. На сегодняшний день уже три ОИС подключены к АИКОМ, еще восемь в процессе подключения.
Кроме этого, в приоритете МОН есть продолжение дебюрократизации системы управления образованием через автоматизацию и оптимизацию процессов в учебных заведениях и органах власти. Вместе с проектом DECIDE, реализуемым при поддержке правительства Швейцарии, МОН создает на базе АИКОМ новые модули и сервисы, тестирование которых начнется школами уже скоро. Запуск новых сервисов на АИКОМ позволит перевести 75% делопроизводства школ и местных органов власти в цифровой формат и не дублировать его на бумаге.
С 2022 года МОН разработал новый формат проведения вступительной кампании — национальный мульпредметный тест. В условиях войны НМТ представляет собой цифровой аналог внешнего независимого оценивания и проводится в формате онлайн-теста. В этом году НМТ проводился одновременно в 435 экзаминационных центрах, расположенных в 32 странах. В Украине в НМТ приняло участие 269 381 участников, за границей — 22 543 человека.
МОН также разработал цифровые решения для высших учебных заведений. В частности, обеспечено формирование документов об образовании и приложений к ним на базе сервиса ЕГЕБО. Создан е-кабинет поступающего в учреждения высшего, профессионального высшего образования. В 2022 году 468 141 абитуриент поступил в университет через е-поступление в ЕГЕБО. Также обеспечено е-лицензирование учебных заведений. В 2021 году 100% заведений высшего образования прошли лицензирование в электронной форме.
Минсоцполитики — 15 IT-специалистов
По запросу редакции заместитель Министра по вопросам цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации Константин Кошеленко сообщил, что должность IТ-специалиста штатным расписанием Минсоцполитики Украины не предусмотрена. Задачи реализации государственной политики по вопросам информатизации, цифровизации, цифрового развития, цифровой экономики, цифровых инноваций, электронного управления и электронной демократии в социальной сфере и технической защиты информации, в том числе кибербезопасности, киберзащиты и безопасности информационных технологий, и другие задачи в указанной сфере в Минсоцполитики возложен на Департамент цифровой трансформации, информационных технологий и кибербезопасности. Штатная численность работников Департамента — 17, фактически работает — 15, вакантных должностей — 2 (главный специалист).
Минсоцполитики совместно с Минцифрами создали универсальную технологическую инфраструктуру для любых социальных выплат и услуг с надежной защитой и консолидированным хранением персональной информации граждан. Ее можно использовать при любых изменениях системы социальной защиты в будущем без расходования дополнительных средств и создания дополнительных структур. Это Единая информационная система социальной сферы (ЕИССС), которая позволит каждому гражданину, нуждающемуся в социальной поддержке, быстро получить любой вид помощи через фронт-офис в территориальной общине и ЦНАПе, или через электронные сервисы портала «Действие». Основой ЕИССС является Единый социальный реестр (ЕСР), в котором сконцентрирована информация о каждом, кто имеет право, получает или когда-либо получал любой вид государственной социальной поддержки. Продолжается внедрение на промышленной среде процессов назначения, начисления и выплаты 6 пособий (малообеспеченным семьям, на детей одиноким матерям, лицам с инвалидностью и детям с инвалидностью, на детей, над которыми установлена опека или попечительство, лицу, ухаживающему за больным ребенком, при усыновлении ребенка) на всей территории Украины.
Продолжается эксплуатация Реестра предоставлятелей и получателей социальных услуг в ЕИССС по всей территории Украины. Назначение, начисление и выплата пособий на проживание внутри перемещенным лицам происходит на промышленной среде ЕИССС. Формирование выплатных сведений происходит централизованно, что обеспечивает своевременное получение помощи жителями временно оккупированных территорий и территорий, где ведутся боевые действия. Введено в промышленную эксплуатацию формирование Справки по имеющейся информации о лицах с инвалидностью в информационных системах социальной сферы — в Винницкой, Волынской, Закарпатской, Львовской, Одесской и Черновицкой областях.
Для исполнения постановления Кабинета Министров Украины от 19.06.2023 No 626 «Некоторые вопросы предоставления материальной денежной помощи пострадавшему населению вследствие подрыва российской федерацией плотины Каховской гидроэлектростанции» о предоставлении одноразовой материальной денежной помощи в размере 5 000 грн пострадавшему населению программное обеспечение ЕИССС обеспечено проведение начисления и выплату указанной помощи. Разработан и внедрен функционал для возможности генерирования статистических отчетов и выписки по лицу из Реестра лиц, имеющих право на льготы.
Работа по внедрению ЕИССС по процессу назначения, начисления и выплаты социальных пособий и предоставления социальных услуг продолжается.
Несмотря на проведение активных боевых действий на территории Украины обеспечена бесперебойность выплат всех видов социальных пособий, в частности, предоставляемых органами социальной защиты населения, в независимости от фактического места пребывания их получателей и возможности функционирования органов социальной защиты населения.
На территориях, где органы социальной защиты населения не могут обеспечить подготовку выплатных документов и проведение финансирования, такие выплаты осуществляются централизованно путем денежного перевода или перечисления средств на банковский счет получателя социальной помощи.
Также с началом введения военного положения автоматически без обращения граждан продолжена выплата отдельных видов пособий для наиболее незащищенных слоев населения.
Минюст — 15 IT-специалистов
Заместитель Министра юстиции Украины по вопросам цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации Сергей Орлов в ответе на запрос редакции отметил, что ответственными за ИТ-инфраструктуру аппарата Минюста являются отделы, входящие в
Управление обеспечения и документооборота:
отдел информационных технологий — 5 сотрудников,
отдел защиты информации — 5 сотрудников,
отдел обеспечения эксплуатации электронных систем — 5 сотрудников.
В настоящее время в указанных подразделениях отсутствуют вакантные должности, штатная численность составляет 15 сотрудников. С начала полномасштабного вторжения силами IТ-специалистов Минюста обеспечено развитие и значительно усилена киберзащита IТ-инфраструктуры аппарата Минюста на аппаратно-программном уровне и отказоустойчивость (свойство системы, позволяющей ей продолжать правильно действовать в случае ошибки или нескольких ошибок в определенных ее частях и стабильно работать).
Недавнее было создано новое структурное подразделение в аппарате Минюста — Директорат цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации, основная цель которого — обеспечение формирования государственной политики в сфере цифровизации, цифровой трансформации и цифрового развития в рамках компетенции Минюста с использованием современных технологий и инноваций. , а также реализация проектов в области цифровизации
Совместными усилиями Минюста и Государственного предприятия «Национальные информационные системы», являющегося техническим администратором Единых и Государственных реестров, держателем которых является Минюст, с 24.22.2022 были реализованы следующие проекты:
Относительно Государственного реестра актов гражданского состояния граждан:
Заказ дубликатов свидетельств и выписок онлайн — граждане имеют возможность онлайн заказать дубликаты документов, в том числе — свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и выписок из ДРАЦС. За время существования соответствующей услуги на портале «Дія» украинцы воспользовались сервисом уже более 50 000 раз.
Подача заявления о регистрации брака онлайн — подать заявление о регистрации брака можно онлайн через портал «Дія». Для этого необходимо заполнить заявление и выбрать место, время и формат проведения церемонии. С начала введения услуги более 15 500 пар успешно воспользовались услугой в «Дії».
Введение цифрового офиса ДРАЦС — концепт функционирования Цифрового офиса минимизирует контакт с государственными органами офлайн. Цифровой офис — это единственный отдел ДРАЦС в Киеве, который прорабатывает заявления о заказе подъемников и дубликатов свидетельств, поданных через портал «Дія» и созданный для удобства приема заявлений и более быстрой их обработки.
Относительно Государственного реестра прав (ДРРП) на недвижимое имущество:
Регистрация специальных имущественных прав ДРРП — специальное имущественное право — разновидность имущественного права, заключающееся во владении и распоряжении объектом незавершенного строительства, будущим объектом недвижимости. Регистрация специального имущественного права обязательна для тех, кто намерен продавать будущие квартиры, гаражные боксы, другие жилые и нежилые помещения или паркоместа. В ДРРП можно зарегистрировать специальное имущественное право на будущие объекты недвижимости в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 25.12.2015 № 1127 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений». Такое право поможет заказчикам строительства (застройщикам) вести бизнес прозрачно, а покупателям защитить свои инвестиции в жилье от недобросовестных застройщиков. Данный проект реализован во исполнение Закона Украины № 2518-ІХ «О гарантировании вещных прав на объекты недвижимого имущества, которые будут построены в будущем».
Онлайн государственная регистрация прав на недвижимое имущество, регистрация которых проведена до 1 января 2013 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения. Благодаря услуге граждане могут подавать электронные заявления на регистрацию права собственности, возникшее до 01.01.2013, в ДРРП через портал «Дія». Регистратор, получив электронное заявление, самостоятельно посылает запрос в БТИ, а затем вносит данные в ДРРП. Данная услуга уже доступна в пределах 12 областей. Жители Львовской, Одесской, Тернопольской, Харьковской, Хмельницкой, Черниговской, Закарпатской, Ровенской, Днепропетровской, Киевской и Кировоградской области, а также в Луцке Волынской области могут зарегистрировать право на недвижимость онлайн. В дальнейшем список регионов будет расширяться. Всего с начала возобновления услуги с 18.05.2023 было подано 9680 заявлений.
Относительно Единого государственного реестра юрлиц, ФЛП и общественных формирований:
Автоматическая регистрация ООО и ФЛП через портал «Дія», а также автоматическое прекращение ФЛП, внесение изменений в сведения ФЛП. При подаче документов онлайн для государственной регистрации ФЛП процедура проходит автоматически, без участия государственного регистратора. Вся информация проходит автоматическую проверку посредством информационных взаимодействий. Это делает регистрацию бизнеса в Украине одной из самых быстрых в мире. Реализована возможность подачи заявления на автоматическую регистрацию ООО действует на основании модельного устава. Предприятие будет зарегистрировано автоматически, если заявление удовлетворяет всем условиям автоматических проверок. Если же не отвечает хотя бы одному из условий — регистрация состоится при участии государственного регистратора онлайн в течение 1 рабочего дня.
Относительно сферы нотариата:
Проверка нотариальных документов с QR-кодом — в Украине продолжается внедрение Единой государственной электронной системы «е-Нотариат». Первый этап проекта — нотариальные документы с QR-кодом, подлинность которых можно проверить с помощью QR-сканера в приложении «Дія». QR-код — это дополнительная надежная защита документа от подделок.
Относительно электронного архива (е-архив):
Министерство юстиции и Государственная архивная служба Украины реализовали пилотный проект по внедрению электронного архива и созданию надлежащих условий постоянного хранения электронных документов Национального архивного фонда и государственных электронных информационных ресурсов. Это предназначено для того, чтобы архивные документы накапливались, учитывались и хранились в электронном виде. Весь этот процесс будет проходить автоматизированно.
Дополнительно в министерстве отметили, что список реализуемых проектов не является исчерпывающим и Минюст в пределах компетенции своевременно реагирует на вызовы и проблемы, возникающие в сфере цифрового развития и цифровизации.
Минфин — 23 IT-специалиста
Согласно штатному расписанию Министерства финансов Украины по состоянию на 23.11.2023 количество занятых должностей государственной службы в Департаменте по вопросам цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации — 18, которые относятся к:
Отделу технической поддержки.
Отделу аналитики и цифрового развития.
Отделу IТ обеспечения.
Отделу обслуживания инженерной инфраструктуры.
Отделу цифровизации.
В Отделе обеспечения кибербезопасности, киберзащиты и безопасности информационных технологий — 5 должностей.
С начала полномасштабного военного вторжения россии в Украину основные должностные обязанности работников Департамента в соответствии с их должностными инструкциями не изменились.
В то же время с учетом введения военного положения в Украине, функциональная нагрузка работников Департамента сконцентрирована на обеспечении бесперебойного функционирования аппаратно-программного комплекса, информационных ресурсов и сервисов МФУ, в том числе осуществления постоянного анализа событий системы мониторинга кибербезопасности информационно-коммуникационной системы информационных ресурсов и сервисов информационно-коммуникационной системы Министерства финансов Украины, обеспечение удаленного доступа пользователей (работников Министерства финансов Украины) к информационно-коммуникационной системе и информационным ресурсам МФУ.
С начала полномасштабного военного вторжения завершены и находятся на стадии реализации проекты:
внедрение новых инфраструктурных механизмов, позволяющих осуществлять хранение резервных копий информационных ресурсов и сервисов информационно-коммуникационной системы Министерства финансов Украины на облачном ресурсе (завершен);
создание и внедрение в эксплуатацию резервной площадки для полноценного развертывания информационных ресурсов и сервисов информационно-коммуникационной системы МФУ (завершен);
организация удаленного доступа пользователей (работников МФУ) к информационно-коммуникационной системе и информационным ресурсам МФУ, что предусматривало внедрение аппаратно-программного комплекса, обеспечивающего удаленный доступ, нормативное урегулирование в МФУ порядка удаленного доступа и настройки электронно-вычислительной техники (ноутбуки) пользователей (работников МФУ) для взаимодействия с этим аппаратно-программным комплексом (завершен);
внедрение дополнительных средств онлайн коммуникации работников Департамента для обеспечения поддержки пользователей (работников МФУ) (завершен);
внедрение дополнительной системы мониторинга событий кибербезопасности информационно-коммуникационной системы и информационных ресурсов МФУ (завершен);
построение новой информационной системы планирования и мониторинга выполнения государственного бюджета, состоящего из двух подсистем IТ-система «Государственный бюджет — Минфин» и автоматизированной информационной системы онлайн-взаимодействия с распорядителями средств государственного бюджета (находится в стадии реализации);
доработка вебпортала «Прозрачный бюджет» в части загрузки из информационно-аналитической системы управления планированием и исполнением местных бюджетов «LOGIСA» информации и документов от главных распорядителей средств местных бюджетов и местных государственных администраций, исполнительных органов соответствующих местных советов, что обеспечило повышение прозрачности в части планирования и использование бюджетных средств на местном уровне (завершен);
построение комплексной системы защиты информации информационно-коммуникационной системы МФУ (находится в стадии реализации);
реализация мер, предусмотренных Стратегией осуществления цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации системы управления государственными финансами на период до 2025 года, одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 17.11.2021 No 1467-р (находится на стадии реализации).
Минцифры — 118 IT-специалисты
По информации, предоставленной в ответ на запрос dev.ua первым заместителем министра Алексеем Вискубом, в настоящее время в министерстве работает 118 специалистов, функциями которых предусмотрена деятельность по направлению информационной безопасности и киберзащиты, управление информационно-коммуникационными системами и проектами информатизации.
Одними из ключевых задач которых является противодействие киберугрозам, возникшим в условиях военного положения в связи с вооруженной агрессией российской федерации, осуществляется комплекс мер по надлежащему функционированию и обеспечению необходимого уровня информационной кибербезопасности и защиты информации, защиты от современных сетевых угроз систем электронного документооборота, систем хранения баз данных, веб-сервисов, электронной почты, домена аппарата Минцифры. Минцифры вместе с субъектами национальной системы кибербезопасности принимаются меры по отражению вооруженной агрессии российской федерации в киберпространстве и обеспечении киберобороны государства.
Деятельность IТ-сферы и ее специалистов важна в условиях функционирования национальной экономики в период действия военного положения. Сохранение рабочих мест обеспечивает граждан Украины стабильным доходом, позволяет создавать новые современные продукты, развивать IТ-сферу, поддерживать имидж Украины и ее специалистов на международной арене и, соответственно, обеспечивать доходами государственный бюджет Украины.
С целью обеспечения защиты информации в Министерстве, разработки проектов систем защиты информации, контроля за состоянием защищенности информации в этих системах, контроля за расследованием случаев нарушения политики информационной безопасности в соответствии со структурой Минцифры в аппарате образован сектор ИТ, который насчитывает 3 штатные единицы, а именно: заведующий сектором и 2 главных специалиста.
Сейчас вакантна должность одного главного специалиста сектора ИТ Минцифры, принадлежащего к должностям государственной службы категории «В».
В соответствии со статьей 20 Закона Украины «О государственной службе» лицо, претендующее на занятие должности государственной службы в государственном органе, юрисдикция которого распространяется на всю территорию Украины, и его аппарат должен отвечать таким общим требованиям для должностей государственной службы категории «В»: наличие высшего образования степени не ниже младшего бакалавра или бакалавра по решению субъекта назначения, свободное владение государственным языком.
Согласно части первой статьи 23 Закона Украины «О доступе к публичной информации» решения, действия или бездействие распорядителей информации могут быть обжалованы руководителю распорядителя, высшего органа или суда.
Военные будни украинского IT: как работает самая перспективная отрасль экономики
Украинская IT-сфера уже давно показала внутреннему рынку свои сильные стороны. Но война, начатая Российской Федерацией, могла бы разрушить всю мощь индустрии, выстроенную годами. Нестабильная связь, отсутствие новых клиентов, потеря проектов, а также недостаток сотрудников влекут за собой большие потери в бизнесе. Тем не менее IT-рынок изо дня в день доказывает, что несмотря на войну каждый готов работать на благо Украины.
Владислав Савченко, основатель компании Powercode президент «Европейской ассоциации программной инженерии» EASE рассказал о том, с какими трудностями сейчас столкнулись IT-компании и как государство поддерживает рынок.
1 айтишник, 32 млн грн на информационные системы, коммьюнити стартапов. Как Министерство молодежи и спорта врывается в диджитал-сферу
dev.ua взялся за изучение диджитализации разных министерств Украины. Первое из них — Министерство молодежи и спорта, имеющее для отдельное технологическое направление и отвечающих за него чиновников. Рассказываем как ведомство входит в новую для себя техсферу.
ТОП-3 министерств по количеству IT-специалистов: Минэкономики, Минкульт и МИД, а в Минмолодежьспорта – ни одного. Эксклюзивные данные от dev.ua
Диджитализацию считают одной из приоритетных реформ в Украине. Один из ее этапов — это цифровизация государственных услуг на всех уровнях и цифровая трансформация каждого министерства. Но такие трансформации должны обслуживаться соответствующими специалистами. Но укомплектован ли штат айтишников в органах власти? dev.ua выяснил, сколько IT-специалистов работает в украинских министерствах. Мы разослали запросы во все 19 органов исполнительной власти (министерства), и предоставили информацию нам чуть больше половины из них.
21 декабря в редакцию пришел ответ на запрос от Министерство обороны Украины. 28 декабря ответили из Министерства культуры и информационной политики.
После получения данных от других ведомств информация будет актуализирована.