💳 Trustee Plus — твоя персональна картка європейського банку: 3 хвилини і 10 євро 👉
Марія БровінськаВойти в IT
1 мая 2023, 09:34
2023-05-01
Украинское IT будущего: каких специалистов не хватает работодателям и на кого стоит учиться, чтобы стать айтишником с высокой зарплатой
Индустрия технологий уже почти год переформатируется, пожиная плоды пикового роста в пандемию. Массовые сокращения, изменения векторов развития ключевых компаний, внедрение новейших технологий требуют новых специалистов, которые то есть сейчас в супер-ограниченном количестве, или только разбираются в определенных технологических историях на уровне пользователей. Да и глобально высокая безработица сереж инженеров популярных направлений является свидетельством того, что изменения в отрасли неизбежны, и новые стеки, направления, профессии вот-вот будет создавать конкуренцию для традиционных разработчиков для попадания под комфортный зонт IT-работодателя. dev.ua расспросил ключевых украинских специалистов на крупнейших работодателей в области информационных технологий о том, каких работников им не хватает уже сейчас и как изменится рынок труда в будущем. Итак, рассказываем ближайшие футурологические прогнозы.
Ни для кого не секрет, что сейчас джоб-борды уже не изобилуют вакансиями линейных разработчиков начального и среднего уровня. В частности, обычная вакансия медла через несколько дней набираю сотни отзывов. Поэтому, считает соучредитель крупнейшей в Украине платформы онлайн-образования Promеtheus Иван Примаченко, будущее за многозадачными специалистами, которые будут решать сверхсложные бизнес-проблемы и новые вызовы в глобальном мире. «С большим уважением к кодерам, но при нынешних обстоятельствах спрос на таких специалистов будет снижаться. Во-первых, это происходит при любом замедлении экономики. Во-вторых, ChatGPT-подобные приложения в значительной степени будут автоматизировать задачи, которые они делают», ― объясняет он, добавляя, что Украина должна сосредоточиться на этом стратегическом вопросе.
Александр Романко, адъюнкт-профессор и директор-основатель магистерской программы Technology Leadership&AI в American Univercity Kyiv. соглашается с Иваном и каде, что многие рутинные задачи сейчас автоматизируются, и не только p chatGPT, но и другими технологиями.
«Учитывая, что украинское IT, особенно аутсорс, делает такие рутинные задачи, которые часто скучны и неинтересны айтишникам, это немного тянет вниз украинский IT-рынок. Чтобы выйти из этого, нужно пробовать увеличивать R&D-компоненту в разработке программного обеспечения и разрабатывать наукоемкие программные продукты», ― говорит он.
Среди таких направлений — моделирование для решения прикладных научных задач в индустрии, системы архитектурного проектирования, системы имитационного анализа производственных мощностей и так далее.
Среди подотраслей IT, констатирует Александр, развиваются искусственный интеллект, Data Science, аналитика данных — именно таких специалистов потребует рынок все больше. «Таких образовательных программ в Украине очень мало и во многих случаях, по-моему, все они должны быть на английском языке, потому что рынок общается на английском языке. Кроме того, будут появляться специалисты по диджитал-маркетингу и специалисты по стратегиям. То есть, потребуется софт, для создания большей прибавочной стоимости, чем в традиционных индустриях», ― отмечает Романко.
В свою очередь в Министерстве цифровой трансформации нам рассказали, что ставка в будущем будет делаться на узкоспециализированных специалистов — это могут быть специалисты в области искусственного интеллекта или кибербезопасности.
По словам СЕО IT-школы GoIT Антона Черного, уже сейчас заметен большой спрос внутри Украины на специалистов по направлениям кибербезопасности и military tech — вполне логичный запрос страны в условиях войны.
«Другие не менее популярные специальности в ближайшие годы — инженеры для healthtech и proptech проектов (для протезирования военных и гражданских, потерявших конечности в условиях войны, и восстановления разрушенной жилищной инфраструктуры соответственно). Отсюда еще большее распространение технологий 3D-печати», ― говорит он.
Антон добавляет, что и учитывая последние тренды по сверхбыстрому развитию ИИ, инженеры в этой сфере будут пользоваться спросом на рынке в ближайшие годы.
Романко добавляет, что активно развивается направление cyber security.
Эксперт добавляет, что все больше также будет потребность не только в специалистах, обладающих знаниями по математике, статистике, алгоритмам, искусственному интеллекту и программированию, но и имеющим базовые навыки по предметной отрасли, в которой они работают, ― например, медицина, маркетинг, финансы и т. д.
Что говорят IT-работодатели
dev.ua обратился к ведущим работодателям в отрасли, чтобы понять, каких специалистов сегодня не хватает именно им. Впрочем, у большинства запросы работодателей с экспертными оценками коррелируют.
По словам руководителя образовательных программ «EPAM Украина», вице-президента по образовательным вопросам Ассоциации ИТ Украины Дениса Гринева, поскольку организация нового учебного направления обычно занимает много времени, сейчас в Украине больше на практике, чем в вузах, овладевают специализацией направления military-tech.
Еще одно направление новых профессий, по словам Гринева, междисциплинарное. «В последние годы фокус по подготовке узкоспециализированного ИТ-специалиста, как правило, смещается на кросс-знания, сочетающие основную специальность и ИТ-профессию, например, медицина и разработка ПО. Поэтому спрос на таких специалистов будет расти», — говорит топ-менеджер «EPAM Украина». Он подчеркивает, что бизнес будет гибко подстраиваться под новые реалии, создавая соответствующие обучающие программы внутри компаний.
В компании Ciklum отмечают, что традиционный формат обучения в вузе не предполагает возможности столь оперативно адаптироваться к потребностям рынка и делать учебную программу достаточно гибкой. Поэтому компания собственными силами обучает специалистов по направлениям DevOps, Robotic Process Automation и Hybris. «Hybris — достаточно нишевая технология, которая пользуется спросом на рынке. В Украине еще никто не проводил обучение для специалистов Hybris, поэтому мы были рады видеть потрясающие результаты приходивших к нам новичков и свитчеров. Мы уверены, что в будущем спрос на подобные образовательные программы со стороны желающих получить новую профессию и стабильную работу будет только расти», ― отмечают в компании.
Не прибегая к футуристическим прогнозам, Сергей Королев, управляющий директор Railsware, говорит, что специальность, которая точно нужна украинским вузам, — это продакт-менеджмент.
Сергей объясняет: в украинском ИТ в продукты чаще всего приходят из девелоперов, дизайнеров или маркетологов. Поэтому таким специалистам не хватает значительной части продуктовых компетенций и мировоззрения.
В свою очередь Ульяна Павловская, HR-директор WePlay, констатирует острую нехватку специалистов, работающих в сфере создания анимации: game-дизайн, анимация персонажей, создание и монтаж мультфильмов, синематических видеороликов и аудиовизуальных произведений. «Людей, которые в совершенстве владеют 3D-графикой, очень мало и „охота“ за такими специалистами с каждым годом становится все труднее», — говорит она.
Чтобы улучшить положение, еще в 2021 году WePlay совместно с Киевским национальным университетом театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого запустила курс «Режиссура анимационного фильма».
Компания-разработчик игр Pingle Game Studio фиксирует дефицит кадров на стыке двух направлений — арта и программирования. «Например, Technical Art. Чаще всего в эту специальность приходят из других геймдев-профессий. Мы ощущали нехватку специалистов по техарту, поэтому было решено разработать собственный курс, чтобы самостоятельно научить специалистов, которым в дальнейшем можно было бы предложить трудоустройство», — объясняют в компании.
Другая особенность геймдева — это работа с движителями. «Чтобы перейти из других сфер в нашу индустрию, даже опытным программистам с высшим техническим образованием приходится отдельно изучать Unity или Unreal Engine», — добавляют в компании.
В свою очередь Богдан Пономар, СEO и кофаундер Gathers, рассказывает, что компании не успевают сами продуцировать обучающие программы по AI.
По словам Богдана, его компания создает единственное европейское АИ-комьюнити, где таланты постоянно получают новые AI/ML знания, навыки, и самое главное инсайты на live online сессиях, постоянно итерируя с экспертами с разнообразным опытом, из разных доменов и стран.
Евгения Глизер, CEO, co-founder Choice31 (часть Netpeak Group) соглашается с образовательным трендом относительно ИИ. А еще говорит, что сейчас компания готовит специалистов одного из самых молодых айтишных направлений — ASO (App Store Optimization). «App Store и Google Play появились только в 2008 году. Соответственно — потребность оптимизировать мобильное приложение появилась только после этого. Также из-за того, что профессия очень новая, таких специалистов значительно меньше по сравнению с разработчиками или тестировщиками. Хотя спрос на этих специалистов растет ежегодно. Мы, в Choice31, знаем об этом, ведь регулярно готовим к трудоустройству выпускников курсов ASO», — говорит она.
Евгения прогнозирует, что через 5–10 лет эта профессия потенциально может появиться среди перечня учебных направлений украинских вузов.
С появлением новых технологий формируются и другие современные профессии. Например, Webflow-разработчик. «В прошлом году Choice31 запустили такой курс. Его участники делились на 2 типа по целям — дизайнеры, которые хотят освоить дополнительный инструмент для работы, и свитчеры, которые хотят начать карьеру в no-code разработке», — рассказывает Глизер
Вместо вывода
Чтобы оставаться якорем украинской экономики в сложные для Украины времена, образованию, в частности в IT, должно уделять значительное внимание не только государство, но и работодатели.
И украинским айтишникам, говорит Александр Романко из AUK, нужно выйти из зоны комфорта и увидеть возможности. «Если в Киеве и Львове люди более мотивированы и это не так заметно, то в более отдаленных городах еще видно по студентам и по молодым профессионалам, что они не видят для себя возможностей, не верят, что они могут чего-то достичь, например, работать в международных корпорациях и получать гораздо больше», — говорит он.
Эксперт констатирует: нужно начать с образовательных программ, куда нужно добавлять профориентацию. Другое направление — когда компании в сотрудничестве с университетами внедряют и разрабатывают научные проекты или программное обеспечение, которые могут дороже продать своим клиентам. И напоследок — важным моментом является усиление защиты прав интеллектуальной собственности. «Ведь у многих компаний, например, из Канады, есть опасения, что при разработке их интеллектуальная собственность уйдет из Украины в условный Китай, и поэтому они лучше пойдут в другую страну, где это более защищена, на законодательном и судебном уровне, или неофициальной соглашением», ― приводит пример Романко.
А еще, по свидетельству экспертов, украинскому IT нужно делать ставки на хардвер.