Марія БровінськаВойна
28 мая 2022, 10:10
2022-05-28
«Передай всем спасибо, они верили в то, что мы выживем, больше, чем мы». Уроки волонтерства от Business Consultant EPAM
Business Consultant Елена Марцынишина в составе одного из юнитов ЕРАМ начала помогать военным с первых дней войны. «Иначе нельзя, это как дышать», — вспоминает причины, которые подтолкнули к активному волонтерству. За два месяца вместе с коллегами ей удалось организовать помощь более чем на 1,2 млн грн. Передачи доставляли в самые горячие точки — Чернигов, Мариуполь, Чернобаевка. Как изменилась жизнь Елены и чему научило ее волонтерству, дальше в прямом языке.
Business Consultant Елена Марцынишина в составе одного из юнитов ЕРАМ начала помогать военным с первых дней войны. «Иначе нельзя, это как дышать», — вспоминает причины, которые подтолкнули к активному волонтерству. За два месяца вместе с коллегами ей удалось организовать помощь более чем на 1,2 млн грн. Передачи доставляли в самые горячие точки — Чернигов, Мариуполь, Чернобаевка. Как изменилась жизнь Елены и чему научило ее волонтерству, дальше в прямом языке.
Лютый старт
До этого февраля я была далека от волонтерства. Но когда началась война, все вокруг хаотично искали бронежилеты, организовывали обеды, открывали сбор средств. Вскоре в компании выплатили финансовую помощь, наш юнит Universe, а нас около 130 человек в команде, дружно перевели ее в пользу ВСУ, в Благотворительный фонд Сергея Притулы, «Повернись живим».
Но паника с бронежилетами продолжалась, в чатиках стали появляться просьбы коллег, искавших снаряжение для брата, отца, кума… Сначала мы собирали средства на эти нужды внутри юнита.
Пришлось быстро выучить новые слова: турникет, птичка (дрон), игрушка (спецтехника), апельсин (деньги).
Со временем мы увидели, что действуем не очень эффективно, что-то теряется в чатиках, на что-то собирается больше, где-то меньше.
К счастью, среди нас был коллега, который активно волонтерил с 2014 года. Посовещались и решили создать так называемую группу быстрого реагирования с общим счетом, базой поставщиков во избежание лишнего хаоса. И это был первый мой урок — для эффективного волонтерства должна существовать структура. Дальше таких уроков было еще немало — и я благодарна за каждый из них.
Уроки волонтерства
Делюсь своими открытиями и уроками волонтерской деятельности:
Настройка процессов. Как я уже говорила, сначала было много ажиотажа. Мы однажды купили 10 бронежилетов, нам показалось это хорошей идеей. Но пока их искали за границей, доставляли, разтамаживали — нужды были закрыты. И тогда нам пришлось буквально спрашивать: «Кому броник?». Пристроили, конечно, но решили больше не покупать то, на что в данный момент нет запроса. Поэтому помогаем адресно: мы знаем, кому и на что имеем четкие требования. Обычно за неделю запрос отрабатываем.
Случалось закупать рации, дроны, другие «игрушки», но перед закупкой обязательно показываем технические характеристики «заказчикам».
Как-то нашли 30 больших ящиков обуви для военных, но не покупали до того, как волонтер-консультант согласовал эту покупку по критерию качество-цена.
Только после этого совместно с другими коллегами у EPAM сделали закупку. На складе у нас ничего не лежит.
Установление ценностей. Впоследствии мы научились «исключать режим наседки», стремясь помочь всем. Оцениваем запрос: дроны для Мариуполя покупаем, но «игрушки» для ТРО Львова или Старых Петровцев пока нет.
Иметь дело с профессионалами. Ищем, что работаем по канбану и следим за lead time (короткий час с момента получения заявки от заказчика до закрытия).
Мы могли бы сами искать нужное, разбираться. Но во время войны время сжимается. Мы идем к профи.
Покупали турникеты — консультировались с польскими врачами; закупали лекарства — сотрудничали со стоматологами в Киеве, Львове. Когда для коллеги была нужна машина на передовую, мы сразу пошли к компетентному человеку, уточнили нужную сумму — и через неделю был автомобиль. Правда, к этому мы тоже пришли не сразу. Однажды ждали неделями заказ, в другой раз чуть ли не купили некачественные б/у каски. Хорошо, что взяли специалиста, каски оказались откровенным хламом, деньги вернули. Но это тоже был урок.
Настройка контактов. Моя роль в волонтерстве — преимущественно коммуникативная. Навык общения, нетворкинга я протренировала до максимального уровня. Оказалось, наш юнит как паутинка, и если нужно, то реально доставить груз из-за границы «с сегодня на завтра». Если не хватает средств, иду к друзьям и объявляю сбор на странице Facebook. Для этого открыла PayPal.
Когда нужно было купить бус для волонтера, понимала, что своими силами сделать это не сможем. Но компания большая — пошли к менеджерам других проектов, определили, кто сколько может обеспечить.
Границы стираются — нам помогают отовсюду. Много поддержки от друзей и коллег из ЕРАМ Польша и США. Недавно, например, из Штатов нам послали каски и снаряжение для пожарных, которые мы передали бригаде винницких пожарных.
Давать обратную связь. Всех, кто переводит деньги на PayPal, я обязательно благодарю. Некоторым высылаю электронную версию книги на английском языке Ольги Мартыновской «100 рецептов на каждый день». Договорилась об этом с автором, потому что хочу, чтобы люди чувствовали нашу благодарность и вовлеченность в общее благородное дело.
В начале многие хотели помочь, но не видели результатов своих взносов, и постепенно снижали донаты.
Для меня самой обратная связь тоже важна. Когда приходят слова благодарности с фронта, есть еще большая сила работать дальше.
Научиться просить. Раньше мне было неудобно просить. Деньги могла перезанять только у ближайших людей.
Сегодня я не смущаюсь, вышла из зоны комфорта. Я понимаю, что помогаю спасти жизнь людей.
Особенно, когда получу сообщение от военных из-под Чернигова: «Игрушку», которую вы подарили, разбили, но благодаря ей спасли жизнь 20 бойцам» (*дрон)
Раньше я много путешествовала по миру. Но именно сегодня осознаю безумные изменения в себе — я буквально кожей чувствую себя украинкой. Чувствую, где моя Родина, и насколько она ценна для меня, для моей родины, и как много я готова сделать для ее сохранения.
То, что путин не сдох, митинги, YouTube и лень. Что мешает айтишникам кодить?
На форуме DOU обсуждают интересную тему: какие вредные привычки мешают айтишникам кодить. Разработчики признаются, что мешают не только лишь привычки, да и другие моменты. Рассказываем самое интересное.
Как уехать от войны на испанские острова и обустроиться там. Большой гайд от CRM Product Owner Uklon Лены Сингай
Лена Сингай, CRM Product Owner в компании Uklon, как и сотни тысяч украинцев, убегала от войны за границу. В итоге ее приняла солнечная Испания. Лена написала для dev.ua подробный гайд о том, как доехать и обосноваться в чужой стране. Вероятно, многим этот текст может быть полезным.
«Я неизлечимо чувствую себя украинкой». Project Manager Levi9 примерила другую жизнь в Нидерландах, и в итоге вернулась в Украину
Project Manager IT-компании Levi9 Мария Попова вынужденно попыталась пожить за границей, как и тысячи других украинцев. Однако поняла, что жизнь за границей — не ее. Примерив другую жизнь, девушка говорит: «Я неизлечимо чувствую себя украинкой». Мария поведала dev.ua свою историю.