Маск против Федорова. Почему «Дія» — это почти образцовый Web 3.0 для Twitter, при этом имеющий достаточно «подводных камней»
25 декабря министр цифровой трансформации Михаил Федоров провел опрос в Telegram относительно «самого весомого достижения Минцифры 2022». Из более чем 21 000 голосов, 44% проголосовали за «стабильную работу цифрового государства, несмотря на полномасштабную войну».
И хотя слово «стабильный» несколько «отгонит» временами сбежавшего президента Януковича, но есть куда более важный вывод — сегодня украинцы ассоциируют себя с цифровым государством. Потому что уже живут, в том числе и в виртуальной Украине.
Представляется, что перед нами происходит рождение национального Web 3.0. Это когда, среди прочего, ты можешь проголосовать по поводу важных изменений в стране, не выходя из дома. Или одним щелчком решить, кто поедет на «Евровидение» от Украины. Определенные голосования сегодня практикует в Twitter Илон Маск. Журналист dev.ua решил сравнить, как сейчас работает интернет нового поколения в «Дії» и Twitter, и куда это нас может привести.
25 декабря министр цифровой трансформации Михаил Федоров провел опрос в Telegram относительно «самого весомого достижения Минцифры 2022». Из более чем 21 000 голосов, 44% проголосовали за «стабильную работу цифрового государства, несмотря на полномасштабную войну».
И хотя слово «стабильный» несколько «отгонит» временами сбежавшего президента Януковича, но есть куда более важный вывод — сегодня украинцы ассоциируют себя с цифровым государством. Потому что уже живут, в том числе и в виртуальной Украине.
Представляется, что перед нами происходит рождение национального Web 3.0. Это когда, среди прочего, ты можешь проголосовать по поводу важных изменений в стране, не выходя из дома. Или одним щелчком решить, кто поедет на «Евровидение» от Украины. Определенные голосования сегодня практикует в Twitter Илон Маск. Журналист dev.ua решил сравнить, как сейчас работает интернет нового поколения в «Дії» и Twitter, и куда это нас может привести.
Маск Vs Федоров
Конечно, сравнивать государственное приложение и мировую социальную сеть не совсем корректно. Даже при том, что о нашем государстве в контексте полномасштабной войны против россии сегодня говорят не меньше, чем о Twitter.
Поэтому меня интересует внутренний функционал обоих цифровых инструментов и логика его использования. А в этом «Дія» и Twitter сегодня конкуренты.
Что сейчас делает Маск из Twitter?
Илону Маску понадобилось менее двух месяцев, чтобы превратить Twitter в собственную диктатуру, где он единственный принимает решение. Недавно большинство пользователей в его опросе высказались за то, чтобы Маск ушел с должности гендиректора. Даже если он решит это сделать, Twitter останется его собственностью.
Поэтому главная задача компании неизменна: возродить Twitter как площадку для общения и возродить ее как бизнес. Для этого требуются одинаковые правила для всех, соблюдение и информирование сообщества о том, как это делается. А не то, что сейчас делает предприниматель: то принимает, то отменяет правила.
Фото — Илон Маск
Все голосования, которые устраивает Маск в своей сети, — это первые пробы игры на поле Web 3.0. Когда есть большая площадка для голосования, есть большая аудитория и есть проблема, которую нужно решить. Комично, что обычно Илон собственноручно создает эти проблемы, как история с должностью гендиректора, а потом якобы пытается решить их через голосование.
Однако Маск испытывает разные варианты, экспериментируя с ними. А что, если собрать голоса и ничего не решить? Принять вообще третий вариант, которого не было среди предложенных? Какова будет реакция людей? Все это выглядит сейчас как «Кубик Рубика» в руках ребенка, который никак не удается сложить. Однако это может стать началом больших изменений в соцсети, которую Маск обязательно захочет продать — государству или инвесторам. Как именно — покажет время.
Что делает сейчас Федоров из «Дія»?
Во время полномасштабной войны мы не можем позволить себе «выпады» с голосованием, которые делает американский миллиардер. И хотя «Дія» — это пока не социальная сеть, но как цифровой сервис она куда более структурированная и полезная, чем новая компания Маска. Вы можете парировать, мол, главная задача Twitter — развлекать. И сильно ли он вас сегодня веселит с кучей так называемых «русских либералов»?
Военные услуги, такие как «Допомога армії», «Військові облігації», «Донат на дрон» чи «єВорог» — одни из важнейших для Украины сегодня. В несколько нажатий каждый из нас может приблизить победу над общим врагом — россией. «Не хватает только онлайн-наведения на российские позиции», — шутил знакомый. В Украине нет ничего невозможного. А такие функции, как «Поврежденное имущество» и «Услуги для ВПЛ», помогают здесь и сейчас бороться с последствиями полномасштабного вторжения.
Фото — Михаил Федоров
Web 3.0 от «Дія» — это вкладка «Опитування». На сегодня 8 из них завершено и 1 остается активным. В разных опросах принимали участие от 166 000 («Евровидение») до 1,7 млн (легализация оружия) украинцев. Недавно так мы впервые избрали представителя Украины на «Евровидении 2023», а до того — так же избрали жюри Нацотбора. И нет, это не бесплатно, потому что мы заплатили налогами за разработку «Дії». Но не знаю, в общем ли что-то подобное можно будет сделать в Twitter. Разве что Маск позволит.
С помощью национального Web 3.0 удобно проводить «денацификацию» тех российских памяток, которые еще остаются в Украине. Думаю, что памятник российской императрице Екатерине II в Одессе снесли бы несколько быстрее, имея условную «Дія.Одеса». Да, окончательное решение принимают депутаты городского совета, и они могут его затягивать. Но прямое донесение мнения горожан — это весомый аргумент относительно направления движения для императрицы.
Неужели «Дія» — это идеально?
Нет, это неидеально. Относительно «Дії» сегодня есть три самых больших опасения.
Первое — цифровая безопасность. Это когда данные миллионов украинцев должны находиться под контролем и в надежном месте.
К примеру: январь 2022 года. Тогда личные данные 2 млн украинцев с «Дія» якобы продавали в сети за $15 000. Об этом писал разработчик сотрудничающего с Министерством обороны приложения «Джура» Владимир Пасика. Также об этом сообщал ряд других киберспециалистов. В Минцифры сказали, что слитая база является компиляцией старых данных, ранее доступных в интернете. А компания KitSoft, занимавшаяся разработкой «Дії», отрицала утечку данных. При этом стоимость разработки составила 38,4 миллионов бюджетных гривен.
Фото — Михаил Федоров
К концу лета 2022 года «Дія» содержала данные 18 млн украинцев. Это почти половина населения страны, если мы руководствуемся данными за 2019 год. Аналогов подобного нет в мире. Нет, здесь не будет цитаты 3-летней давности «о роли кибербезопасности преувеличена». Потому что во время полномасштабной войны «Дія» в полном порядке. Но мы не должны забывать о надежной сохранности такого массива данных и после победы над рф.
Второе — нравственная безопасность. Это когда принимается важное для государства решение, но в нем на разных уровнях «замешаны» сомнительные личности.
Например: правительство выделит 30 млрд грн госкомпании «Укрфинжилье» на «єОселя». Последняя является важной цифровой услугой. Но «Укрфинжилье» возглавляет экс-банкир Евгений Мецгер, который на предыдущей работе отдал приказ «вырубить» журналистов во время интервью. Нужно ли нам с помощью цифровизации помогать г-ну Мецгеру развивать достижения на новой должности?
Фото — Евгений Мецгер
Кто-то скажет: «Это не связанные между собой вещи, не „Дія“ назначила Мецгера на должность». И это верно. Вместе с этим «Дія» не дает нам контекста, потому что оно — только инструмент. А что, если бы давала? Когда в пояснении о «єОселя» в приложении есть приписка: «дофинансирование может получить вот такая госкомпания, которую возглавляет человек с такой красноречивой биографией». И сразу голосование: «Хотели бы вы этого?». Интересно взглянуть на его результаты.
Третье — политическая безопасность. Это когда в государственных изменениях присутствует цифровой элемент, но он не играет почти никакой роли.
Например: 14 декабря ВР приняла во втором чтении законопроект № 5655, который должен реформировать сферу градостроительства. Его главный лоббист и автор — руководитель партии «Слуга народа» Елена Шуляк. Она предлагает ввести единую электронную систему, куда застройщик должен вносить проектную документацию, а в традиционную государственную сферу контроля за строительством интегрировать частные компании. После этого Министр Федоров написал статью о том, как работает цифровизация строительной сферы.
Фото — Елена Шуляк
Однако эксперты говорят, что цифровизация сферы потенциально может минимизировать коррупцию, но не в этом случае. Большинство застройщиков обычно разрабатывают идеальную проектную документацию, а нарушения возникают уже во время строительства. На эти нарушения электронная система уже никак не отразится.
Что дальше
Иметь «Дію» сегодня — одно из достижений Украины, которое работает как на внутренний, так и внешний рынок. За 2020–2021 годы антикоррупционный и экономический эффект от цифровизации услуг составил 16,3 млрд грн. А нашу экспертизу в сфере цифровизации стремятся перенять другие страны.
Но «Дія» — это не лекарство от всех болезней. Это инструмент, который нуждается в дальнейшем развитии, потому что сегодня он касается только так называемой «низменной демократии», то есть обычных избирателей. По сути, таким он и задумывался. «Держава і Я» — такова полная расшифровка «Дія». А как на счет превратить «Дія» в более широкий инструмент демократии?
Фото — Минцифра
Наше государство кардинально меняется во время полномасштабной войны против россии. На фронте нас защищают лучшие сыновья и дочери Украины. Волонтеры получают что угодно, что может приблизить нашу победу. Украинская нация укрепляется и закаляется в адских условиях.
Сегодня мы воюем за отличный от русского образ жизни и совсем другие ценности. Именно поэтому важно, кто стоит за теми или иными государственными решениями, которые сегодня принимаются в тылу. Будь то строительство, достопримечательности архитектуры или кибербезопасность.
Что делать, чтобы ваши твиты не блокировали кремлеботы. Инструкция
Социальная сеть Twitter — одна из главных площадок для распространения информации о войне в Украине западному сообществу. Но где правда о войне, там сразу появляются боты Кремля, бросающие забастовки. Рассказываем, что делать, чтобы ваши твиты не блокировали.
Битва за разум. Как Facebook и Twitter остановили операцию США, направленную против российской пропаганды в соцсетях
Twitter, Facebook и Instagram удалили ряд аккаунтов, которые были направлены против российской пропаганды и боролись с ней в том числе и с помощью мемов. По словам исследователей, кампания длилась около 5 лет. Рассказываем главное из материала Vice.
Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот
Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале