👁️👁️ 300 000 криптанів встановили собі Trustee Plus - гаманець з криптокарткою. Чого чекаєш ти? 👉

«Раньше на них просто рисовали». Как черниговский школьник разработал и обнародовал ПО для школьных интерактивных досок

Одиннадцатиклассник из Чернигова Николай Акулов, ученик черниговской ячейки «Малой академии наук Украины», разработал программное обеспечение для интерактивных досок. С ним он выиграл золото в Международном инновационном шоу INOVA 2021, проходившем в октябре 2021 года в хорватском Загребе. Сейчас его разработкой пользуются в родном лицее и в Национальном университете «Черниговская политехника».

Парень рассказал dev.ua зачем нужна его разработка, как она работает, и что Николай планирует делать дальше.

Оставить комментарий
«Раньше на них просто рисовали». Как черниговский школьник разработал и обнародовал ПО для школьных интерактивных досок

Одиннадцатиклассник из Чернигова Николай Акулов, ученик черниговской ячейки «Малой академии наук Украины», разработал программное обеспечение для интерактивных досок. С ним он выиграл золото в Международном инновационном шоу INOVA 2021, проходившем в октябре 2021 года в хорватском Загребе. Сейчас его разработкой пользуются в родном лицее и в Национальном университете «Черниговская политехника».

Парень рассказал dev.ua зачем нужна его разработка, как она работает, и что Николай планирует делать дальше.

Интерактивные эксперименты

Школьнику из Чернигова Николаю Акулову 16 лет. Он интересуется физикой и электротехникой, увлекается 3D-дизайном.

Николай Акулов (Фото из личного архива)

Идея разработки появилась, когда парень увидел, что  интерактивные доски, закупленные в украинские школы, используются не совсем по назначению, не давая раскрыть их полный потенциал.

«На них просто рисовали вместо того, чтобы использовать интерактивные функции», — вспоминает Акулов.

Поэтому он разработал Graph — программное обеспечение для школьных интерактивных досок, включающее набор функционала для экспериментов по физике, математике, информатике, химии и других предметов.

«Например, в карантин надо провести на физике эксперимент по электротехнике, составить какой-то электрический круг, сделать лабораторную работу. Возможностей сделать это руками нет, но можно провести удаленно эксперимент через набор симуляций, которые содержит программа», — объясняет пользу своих разработок Николай.

Николай Акулов на конкурсе INOVA (Фото из архива МАНУ) 

Программа Graph запускается на компьютере, и на интерактивной доске включается демонстрация экрана.

«Фишка именно в том, что Graph включает в себя лишь то, что дает школьная программа, — объясняет разработчик. — При этом здесь все максимально упрощено. Это важно, потому что уже есть программы, через которые можно провести аналогичные эксперименты, но они ориентированы на профессионалов и содержат слишком широкий функционал». 

Умная доска

Парень со своей разработкой также участвовал в конкурсе МАНУ «Будущее Украины» и занял первое место.

Скрин бутса конкурса МАНУ «Будущее Украины» 2021

По многим предметам программа может предложить интерактивные режимы, в которые Николаем добавлена часть школьного материала.

Для информатики — это возможность писать маленькие программы без написания кода. Здесь нужно лишь соединять блоки, которые уже содержат блоки кода. Это даст возможность ученикам думать над самой программой, над алгоритмом и идеями программирования, а не над тем, где надо ставить квадратные, где круглые, а где фигурные скобки. После освоения этого первого небольшого шага, уже можно смело переходить к написанию кода.

Скрин из программы Graph

Для физики — программа содержит материалы по электротехнике, здесь можно сделать расчет электрических цепей, наблюдения интерференций волн и виртуальные эксперименты с электростатики.

Скрин из программы Graph

Для математики — математические графики, или, например, расчет кратчайшего пути.

«Есть карта Украины, на которой можно выбрать две точки и получим кратчайшие пути», — объясняет Николай.

Скрин из программы Graph

Для других предметов, например, для истории или географии, есть режим интерактивных карт с возможностью добавлять фоновую музыку, фото и видео-объекты. Есть отдельный режим для астрономии с демонстрациями гравитационного взаимодействия тел.

Скрин из программы Graph

Школьник рассказывает, что при наполнении программы ориентировался в первую очередь на те разделы предметов, которые вызывают сложность усваивания  у большинства учеников, и сначала пытался добавить именно их. На вопрос, так ли хорошо он все это знает, разработчик отвечает: «Хожу на олимпиады по физике, математике, астрономии, и мне известна школьная программа, информацию о которой я и добавлял в Graph».

Graph наизнанку

Программа имеет встроенный редактор для каждого режима. Например, ученик увидел какую-то задачу по физике — найти ток в данном электрическом круге. Он открывает программу, строит в несколько кликов это круг, задает напряжение, сразу видит ток и может проверить свой ответ. В придачу он видит список уравнений, которые программа составила для данного круга, может с этим свериться. Учитель может сделать перед уроком несколько таких кругов, которые он считает нужными, а на уроке с их помощью провести лабораторную работу. Затем эти круги можно сохранить для дальнейшего использования.

Скрин из программы Graph

Программное обеспечение написано на базе Qt кроссплатформенного фреймворка для разработки ПО на программном языке C++. Некоторые библиотеки, в частности для работы с комплексными числами, написаны на языке C, а для элементов дизайна использован CSS. Язык разметки HTML использован для разработки сайта, но он пока доступен только на английском.

Скрин из программы Graph

Вдохновил изучать программирование Николая его учитель, который вел факультатив по физике и информатике. Именно Сергей Матвийчук показал парню на занятии основы программирования.

«И мне так зашло, что началось все с Паскля, потом перешли на с, потом С++, а дальше и графический интерфейс уже подтянулся», — вспоминает обучение Акулов.

Моделирование закону всемирного тяготения Ньютона (скрин с сайта inel.stu.cn.ua)

Вообще, Николай говорит о себе, что он «только ходил в школу». А там уже посещал факультативы по физике, информатике и кружок по робототехнике, на обучение по электротехнике и телекоммуникационным системам в Малую академию наук.

«Собрать что-то руками, какой-то приемник или усилитель — это я люблю. А вместе с этим еще и программирование прибавилось, да и без математики здесь трудно», — описывает предпочтения школьник.

Один за всех

Работает школьник самостоятельно, без команды.

 «В команде один человек, никому работу не перепоручить», — шутит разработчик.

Программу Николай Акулов сам разрабатывал более двух лет. «Но это постепенный процесс, летом активнее, когда есть свободное время, с осени это немного медленнее проходит», — отмечает он. 

Парень рассказывает, что много времени занимает бумажная работа: кроме написания кода, нужно еще написать инструкции и оформить материалы для презентации.

С этим помогал разработчику его научный руководитель Дмитрий Покрышень. «Конечно, за меня он ничего не пишет, но помогает дельными советами — где, как и что можно сделать лучше», — объясняет Николай.

Сейчас парень пытается зарегистрировать интеллектуальное право на свою разработку в «Укрпатенте», но продавать ее не планирует. 

Скрин бутса конкурса МАНУ «будущее Украины» 2021

«Я считаю, что медицина и базовое образование в нашей стране должны быть бесплатными, поэтому сделал свой вклад, и использовать его может любой», — отмечает разработчик. 

Не только школы

Разработкой уже около года пользуются в родном для Николая Черниговском лицее № 32 и в Черниговской политехнике, при которой и существует кружок Малой академии наук.

«В Политехнике тепло приняли разработку, видимо как раз из-за того, что здесь я посещаю кружок. Наверное, потому что знают — я вирусов никаких туда не напихал», — шутит парень.

Сейчас Graph ориентирован на школьную программу, но теоретически ПО можно дополнить и программой университетов.

Скрин сайта inel.stu.cn.ua

Программа и алгоритмы есть на сайте университета inel.stu.cn.ua, и кто угодно может ею воспользоваться.

Планы 

«Мое будущее пока не решено, но склоняюсь больше к профессии инженера», — смущается Николай.

Он отмечает, что инженер — это очень широкое понятие. Можно что-то строить, запускать ракеты, быть инженером программного обеспечения, но точно выберет что-то из этого.

Николай Акулов (Фото из личного архива)

Акулов не уверен, что хочет профессионально заниматься информатикой. «Физика мне ближе», — говорит парень. Школьник даже не уверен, что продолжит учебу в Украине. Решать этот вопрос будет чуть позже.

Но пока Николай говорит: «Я приму решение тогда, когда будет сдано ВНО, и по баллам можно будет посчитать, куда есть возможность будет деться».

И, несмотря на результаты, в будущем Акулову точно хочется работать в Украине, делать что-то новое. 

Читайте головні IT-новини країни в нашому телеграмі
Читайте главные IT-новости страны в нашей телеграмме
По теме
Читайте главные IT-новости страны в нашей телеграмме
Знайди свою зірку. Криворізька школярка вчить українців рахувати зірки за допомогою ПЗ та алгоритмів
Найди свою звезду. Криворожская школьница учит украинцев считать звезды с помощью ПО и алгоритмов
По теме
Найди свою звезду. Криворожская школьница учит украинцев считать звезды с помощью ПО и алгоритмов
Житомирський школяр придумав як знизити навантаження на компютери на програмному рівні. Історія Дениса Пирогова котрий переміг на світовому фіналі Infomatrix
Житомирский школьник придумал, как снизить нагрузку на компьютеры на программном уровне. История Дениса Пирогова, победившего на мировом финале Infomatrix
По теме
Житомирский школьник придумал, как снизить нагрузку на компьютеры на программном уровне. История Дениса Пирогова, победившего на мировом финале Infomatrix
«Хочу бути вчителем». 17-річний киянин переміг на фестивалі робототехніки Robotex і вже викладає в школі Robocode
«Хочу быть учителем». 17-летний киевлянин победил на фестивале робототехники Robotex и уже преподает в школе Robocode
По теме
«Хочу быть учителем». 17-летний киевлянин победил на фестивале робототехники Robotex и уже преподает в школе Robocode
18-річний хлопець з Бучі прогулював школу постійно грав в Доту і став доларовим мільйонером. Як?
18-летний парень из Бучи прогуливал школу, постоянно играл в Доту и стал долларовым миллионером. Как?
По теме
18-летний парень из Бучи прогуливал школу, постоянно играл в Доту и стал долларовым миллионером. Как?
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).
Читайте также
Запускай код прямо в браузере: лучшие онлайн-компиляторы для C++, PHP, Python, Java, C#, Go и не только
Запускай код прямо в браузере: лучшие онлайн-компиляторы для C++, PHP, Python, Java, C#, Go и не только
Запускай код прямо в браузере: лучшие онлайн-компиляторы для C++, PHP, Python, Java, C#, Go и не только
Не всегда есть доступ к любимой IDE или время на ее запуск. Но когда нужно быстро проверить какой-то простой функционал или воплотить новую идею, пригодится онлайн-компилятор.
1 комментарий
«Погреб для городских жителей». 17-летняя хмельничанка создала эко-холодильник: как он работает, где можно использовать технологию и за что она благодарна коронавирусу
«Погреб для городских жителей». 17-летняя хмельничанка создала эко-холодильник: как он работает, где можно использовать технологию и за что она благодарна коронавирусу
«Погреб для городских жителей». 17-летняя хмельничанка создала эко-холодильник: как он работает, где можно использовать технологию и за что она благодарна коронавирусу
Семнадцатилетняя выпускница Славутского лицея в Хмельницкой области, МАНовка Елизавета Герасимчук, создала прототип эко-холодильника, который работает от солнечных панелей и аккумуляторов. Прототип девушка представила на многих украинских конкурсах и олимпиадах. В частности, несмотря на полномасштабную войну России в Украине, Лиза заняла третье место в категории Технические науки, подкатегория авиа- и ракетостроения, машиностроения и робототехника в финале ежегодного Конкурса-защиты научно-исследовательских работ учеников-членов Малой академии наук Украины, и может принять участие в международных олимпиадах и конкурсах от МАН. dev.ua она рассказала подробности разработки и идеи, а также свои планы на научное будущее, у девушки есть идеи для разработок.
17-летний школьник разработал дрон-миноискатель вместо вечного двигателя, чтобы помочь саперам. Как он работает и как выглядит
17-летний школьник разработал дрон-миноискатель вместо вечного двигателя, чтобы помочь саперам. Как он работает и как выглядит
17-летний школьник разработал дрон-миноискатель вместо вечного двигателя, чтобы помочь саперам. Как он работает и как выглядит
Украина непобедима, если даже во время военного вторжения украинцы всех возрастов не перестают учиться и создавать разработки, которые помогают и военным, и гражданским. На этот раз героем нашего материала стал старшеклассник из лицея КПИ Игорь Клименко, разработавший дрон-миноискатель. Вдохновила его на разработку война, которая началась еще восемь лет назад. С проектом дрона-миноискателя в прошлом году в Малой Академии Наук школьник, получил второе место, в этом году — первое место. Сейчас готовится дальше к всеукраинскому этапу. Самое большое вознаграждение — золото на Malaysia Technology Expo, одной из крупнейших ежегодных выставок технологий и инноваций в Юго-Восточной Азии, и серебро на выставке изобретений в Женеве The International Exhibition of Inventions. Он рассказал нам, как дрон работает, и что понадобилось, чтобы его создать.
Найди свою звезду. Криворожская школьница учит украинцев считать звезды с помощью ПО и алгоритмов
Найди свою звезду. Криворожская школьница учит украинцев считать звезды с помощью ПО и алгоритмов
Найди свою звезду. Криворожская школьница учит украинцев считать звезды с помощью ПО и алгоритмов
15-летняя девочка из Кривого Рога со своим проектом «Переменные звезды» заняла бронзовое место на Международной ярмарке науки, энергетики, инженерии и музыки, которая проходила в ноябре 2021 года. Buca International Music Science Energy Engineering Fair (Buca IMSEF) — это соревнования старшеклассников, которые создают научные и технологические исследования. Обычно мероприятие проходит в Турции, но в этом году его провели онлайн. Криворожская школьница создала алгоритмы, которые с помощью ПО помогут астрономам-аматорам находить переменные звезды. Теперь любой человек с его помощью может найти свою переменную звезду.

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.