Що під капотом в Uklon? Слухай TechPower Podcast 🎧
Вікторія ГорбікТакая жизнь
27 января 2022, 08:55
2022-01-27
«Раньше на них просто рисовали». Как черниговский школьник разработал и обнародовал ПО для школьных интерактивных досок
Одиннадцатиклассник из Чернигова Николай Акулов, ученик черниговской ячейки «Малой академии наук Украины», разработал программное обеспечение для интерактивных досок. С ним он выиграл золото в Международном инновационном шоу INOVA 2021, проходившем в октябре 2021 года в хорватском Загребе. Сейчас его разработкой пользуются в родном лицее и в Национальном университете «Черниговская политехника».
Парень рассказал dev.ua зачем нужна его разработка, как она работает, и что Николай планирует делать дальше.
Школьнику из Чернигова Николаю Акулову 16 лет. Он интересуется физикой и электротехникой, увлекается 3D-дизайном.
Идея разработки появилась, когда парень увидел, что интерактивные доски, закупленные в украинские школы, используются не совсем по назначению, не давая раскрыть их полный потенциал.
Поэтому он разработал Graph — программное обеспечение для школьных интерактивных досок, включающее набор функционала для экспериментов по физике, математике, информатике, химии и других предметов.
«Например, в карантин надо провести на физике эксперимент по электротехнике, составить какой-то электрический круг, сделать лабораторную работу. Возможностей сделать это руками нет, но можно провести удаленно эксперимент через набор симуляций, которые содержит программа», — объясняет пользу своих разработок Николай.
Программа Graph запускается на компьютере, и на интерактивной доске включается демонстрация экрана.
«Фишка именно в том, что Graph включает в себя лишь то, что дает школьная программа, — объясняет разработчик. — При этом здесь все максимально упрощено. Это важно, потому что уже есть программы, через которые можно провести аналогичные эксперименты, но они ориентированы на профессионалов и содержат слишком широкий функционал».
Умная доска
Парень со своей разработкой также участвовал в конкурсе МАНУ «Будущее Украины» и занял первое место.
По многим предметам программа может предложить интерактивные режимы, в которые Николаем добавлена часть школьного материала.
Для информатики — это возможность писать маленькие программы без написания кода. Здесь нужно лишь соединять блоки, которые уже содержат блоки кода. Это даст возможность ученикам думать над самой программой, над алгоритмом и идеями программирования, а не над тем, где надо ставить квадратные, где круглые, а где фигурные скобки. После освоения этого первого небольшого шага, уже можно смело переходить к написанию кода.
Для физики — программа содержит материалы по электротехнике, здесь можно сделать расчет электрических цепей, наблюдения интерференций волн и виртуальные эксперименты с электростатики.
Для математики — математические графики, или, например, расчет кратчайшего пути.
Для других предметов, например, для истории или географии, есть режим интерактивных карт с возможностью добавлять фоновую музыку, фото и видео-объекты. Есть отдельный режим для астрономии с демонстрациями гравитационного взаимодействия тел.
Школьник рассказывает, что при наполнении программы ориентировался в первую очередь на те разделы предметов, которые вызывают сложность усваивания у большинства учеников, и сначала пытался добавить именно их. На вопрос, так ли хорошо он все это знает, разработчик отвечает: «Хожу на олимпиады по физике, математике, астрономии, и мне известна школьная программа, информацию о которой я и добавлял в Graph».
Graph наизнанку
Программа имеет встроенный редактор для каждого режима. Например, ученик увидел какую-то задачу по физике — найти ток в данном электрическом круге. Он открывает программу, строит в несколько кликов это круг, задает напряжение, сразу видит ток и может проверить свой ответ. В придачу он видит список уравнений, которые программа составила для данного круга, может с этим свериться. Учитель может сделать перед уроком несколько таких кругов, которые он считает нужными, а на уроке с их помощью провести лабораторную работу. Затем эти круги можно сохранить для дальнейшего использования.
Программное обеспечение написано на базе Qt кроссплатформенного фреймворка для разработки ПО на программном языке C++. Некоторые библиотеки, в частности для работы с комплексными числами, написаны на языке C, а для элементов дизайна использован CSS. Язык разметки HTML использован для разработки сайта, но он пока доступен только на английском.
Вдохновил изучать программирование Николая его учитель, который вел факультатив по физике и информатике. Именно Сергей Матвийчук показал парню на занятии основы программирования.
«И мне так зашло, что началось все с Паскля, потом перешли на с, потом С++, а дальше и графический интерфейс уже подтянулся», — вспоминает обучение Акулов.
Вообще, Николай говорит о себе, что он «только ходил в школу». А там уже посещал факультативы по физике, информатике и кружок по робототехнике, на обучение по электротехнике и телекоммуникационным системам в Малую академию наук.
«Собрать что-то руками, какой-то приемник или усилитель — это я люблю. А вместе с этим еще и программирование прибавилось, да и без математики здесь трудно», — описывает предпочтения школьник.
Один за всех
Работает школьник самостоятельно, без команды.
Программу Николай Акулов сам разрабатывал более двух лет. «Но это постепенный процесс, летом активнее, когда есть свободное время, с осени это немного медленнее проходит», — отмечает он.
Парень рассказывает, что много времени занимает бумажная работа: кроме написания кода, нужно еще написать инструкции и оформить материалы для презентации.
С этим помогал разработчику его научный руководитель Дмитрий Покрышень. «Конечно, за меня он ничего не пишет, но помогает дельными советами — где, как и что можно сделать лучше», — объясняет Николай.
Сейчас парень пытается зарегистрировать интеллектуальное право на свою разработку в «Укрпатенте», но продавать ее не планирует.
«Я считаю, что медицина и базовое образование в нашей стране должны быть бесплатными, поэтому сделал свой вклад, и использовать его может любой», — отмечает разработчик.
Не только школы
Разработкой уже около года пользуются в родном для Николая Черниговском лицее № 32 и в Черниговской политехнике, при которой и существует кружок Малой академии наук.
Сейчас Graph ориентирован на школьную программу, но теоретически ПО можно дополнить и программой университетов.
Программа и алгоритмы есть на сайте университета inel.stu.cn.ua, и кто угодно может ею воспользоваться.
Планы
Он отмечает, что инженер — это очень широкое понятие. Можно что-то строить, запускать ракеты, быть инженером программного обеспечения, но точно выберет что-то из этого.
Акулов не уверен, что хочет профессионально заниматься информатикой. «Физика мне ближе», — говорит парень. Школьник даже не уверен, что продолжит учебу в Украине. Решать этот вопрос будет чуть позже.
И, несмотря на результаты, в будущем Акулову точно хочется работать в Украине, делать что-то новое.
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).
Запускай код прямо в браузере: лучшие онлайн-компиляторы для C++, PHP, Python, Java, C#, Go и не только
Не всегда есть доступ к любимой IDE или время на ее запуск. Но когда нужно быстро проверить какой-то простой функционал или воплотить новую идею, пригодится онлайн-компилятор.
«Погреб для городских жителей». 17-летняя хмельничанка создала эко-холодильник: как он работает, где можно использовать технологию и за что она благодарна коронавирусу
Семнадцатилетняя выпускница Славутского лицея в Хмельницкой области, МАНовка Елизавета Герасимчук, создала прототип эко-холодильника, который работает от солнечных панелей и аккумуляторов. Прототип девушка представила на многих украинских конкурсах и олимпиадах. В частности, несмотря на полномасштабную войну России в Украине, Лиза заняла третье место в категории Технические науки, подкатегория авиа- и ракетостроения, машиностроения и робототехника в финале ежегодного Конкурса-защиты научно-исследовательских работ учеников-членов Малой академии наук Украины, и может принять участие в международных олимпиадах и конкурсах от МАН.
dev.ua она рассказала подробности разработки и идеи, а также свои планы на научное будущее, у девушки есть идеи для разработок.
17-летний школьник разработал дрон-миноискатель вместо вечного двигателя, чтобы помочь саперам. Как он работает и как выглядит
Украина непобедима, если даже во время военного вторжения украинцы всех возрастов не перестают учиться и создавать разработки, которые помогают и военным, и гражданским. На этот раз героем нашего материала стал старшеклассник из лицея КПИ Игорь Клименко, разработавший дрон-миноискатель. Вдохновила его на разработку война, которая началась еще восемь лет назад.
С проектом дрона-миноискателя в прошлом году в Малой Академии Наук школьник, получил второе место, в этом году — первое место. Сейчас готовится дальше к всеукраинскому этапу. Самое большое вознаграждение — золото на Malaysia Technology Expo, одной из крупнейших ежегодных выставок технологий и инноваций в Юго-Восточной Азии, и серебро на выставке изобретений в Женеве The International Exhibition of Inventions.
Он рассказал нам, как дрон работает, и что понадобилось, чтобы его создать.
Найди свою звезду. Криворожская школьница учит украинцев считать звезды с помощью ПО и алгоритмов
15-летняя девочка из Кривого Рога со своим проектом «Переменные звезды» заняла бронзовое место на Международной ярмарке науки, энергетики, инженерии и музыки, которая проходила в ноябре 2021 года. Buca International Music Science Energy Engineering Fair (Buca IMSEF) — это соревнования старшеклассников, которые создают научные и технологические исследования. Обычно мероприятие проходит в Турции, но в этом году его провели онлайн.
Криворожская школьница создала алгоритмы, которые с помощью ПО помогут астрономам-аматорам находить переменные звезды. Теперь любой человек с его помощью может найти свою переменную звезду.
Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот
Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале