Чем занимаются 100 айтишников в одном из самых глубоких карьеров Европы. Репортаж из Горишних Плавней

Представьте себе большую дыру, глубиной в 500 метров, длинной в 6 км и шириной в 2,5 км. Это и есть огромный карьер Полтавского ГОКа, предприятия Ferrexpo, которое принадлежит Константину Жеваго. На этом карьере добывается железная руда. 

А теперь давайте узнаем, а причем тут IT.

3 комментария
Чем занимаются 100 айтишников в одном из самых глубоких карьеров Европы. Репортаж из Горишних Плавней

Представьте себе большую дыру, глубиной в 500 метров, длинной в 6 км и шириной в 2,5 км. Это и есть огромный карьер Полтавского ГОКа, предприятия Ferrexpo, которое принадлежит Константину Жеваго. На этом карьере добывается железная руда. 

А теперь давайте узнаем, а причем тут IT.

«Лирическое отступление»

Карьер расположен в непосредственной близости к Горишним Плавням. Этот город до 2016 года назывался Комсомольск. Когда дошло дело до декоммунизации, на самом деле было несколько вариантов его названия. Местные жители, по крайней мере, значительная их часть (70%), хотела жить в Святониколевске (в честь Свято-Николаевского собора). Были и те, кто на полном серьезе предлагал Ferrexpo City. И совсем не случайно. Ведь экс-Комсомольск — типичный моногород, где есть одно большое градообразующее предприятие. 

Но как решила Верховная Рада: быть городу промышленников Горишними Плавнями, в честь села, которое тут когда-то находилось. Депутаты горсовета подали в суд, чтобы это название аннулирать. Но ничего не получилось.  

Забавное место в центре города — парк с зелеными динозаврами (Фото — Виктория Павловская)

«Золотая» железная руда

Руду, добытую в Горишних Плавнях, как рассказывает директор по информационным технологиям и автоматизации Ferrexpo Юрий Арсеньев, охотно покупают немецкие автопромы, и потом выпускают их нее BMW, Мерседесы и Ауди.

На обрыве карьера стоит автобус. Кто знает, может быть, его металлические детали сделаны из сырья родом из Горишних Плавней.

Сырье добывается карьерным способом, и чтобы породу превратить в продукт, с ней приходится произвести большое количество манипуляций. Во-первых, нужно банально докопаться до залежей, они находятся далеко не на поверхности. Сначала придется снять плодородный грунт. Потом руду нужно собственно достать, вывезти, отделить от породы, обогатить и произвести продукт — окатыши. Это полуфабрикат в производстве стали.  

Как сетуют представители ГОКа, в этом процессе Украина сильно отличается от той же Австралии, где в регионе Пилбара, в руслах высохших рек, руду можно «собирать» прямо с поверхности дельт и отправлять в порты без обогащения  — easy-money.

Австралийская руда

Чтобы уменьшить операционные затраты, который в украинском цикле производства «зашито» великое множество, ГОК автоматизирует все процессы, которые возможно.

Нет, на предприятии пока не работают роботы. Но да, беспилотные машины вовсю тестируются.

Какие айтишники имеются?

Чтобы внедрять такие проекты, нужны спецы в информационных технологий.

«По сути, все айтишные профессии, которые существуют в мире, у нас тут тоже применяются», — говорит Арсеньев.

Это и администраторы настольной техники, баз данных, серверов, сетевые инженеры, специалисты, которые делают доработки в ERP-системе. Есть и программисты, которые занимаются разработкой программного обеспечения под задачи подразделений. 

«80% — это персонал, который поддерживает внедренные решения, 20% — высококвалифицированные инженеры, которые занимаются разработкой новых решений», — отмечает менеджер.

В подчинении у Юрия 250 человек: 100 — айтишников 50 — связисты, и 120 человек  — промышленные автоматчики.

Первый пример: разработчики совместно с центром обучения персонала сделали уроки по разборке и обслуживанию дробильной техники в режиме виртуальной реальности.

«Студенты практикуются не на физической дробилке в цеху, а в очках VR. Они видят мельницу и понимают, какой инструмент необходим для работы»,  — рассказывает Юрий.

Второй пример — использование технологии дополненной реальности. 

«Когда наладчики перемещаются от одного шкафа автоматики к другому, очень часто молодежь просто путается, не знает, куда идти — у нас обширная география», — отмечает менеджер. 

С помощью очков дополненной реальности более квалифицированный инженер, который сидит в центре управления, может подсказать еще неопытному сотруднику, куда двигаться дальше, какой шкаф открыть, где находится необходимое оборудование.  

На каску цепляется гарнитура с экранчиком перед глазом. Она защищена по стандарту IP67 — не боится пыли и воды.

«Мы купили такое решение у голландской компании и испытывали ее», — рассказывает Юрий.  

От сети Motorola до Private LTE

Чтобы запустить в карьерах беспилотники — самосвалы, экскаваторы, бульдозеры, буровые установки — в карьерах необходима сеть скоростной передачи данных.

К самим самосвалам, к сожалению, близко не подпустили, поэтому пришлось рассматривать их из окон автобуса

ГОКовцы уже как десятилетие назад на базе решений Motorola научились организовывать решения по мониторингу. 

В каждой единице технике в карьере стоит комьютер, подключенный к беспроводной сети. С помощью этого компьютера машинист получает задание и отчитывается о его исполнении. 

На самосвале стоят разнообразные датчики. И диспетчер, который раньше сидел в будке возле карьера, а теперь — в удаленном центре управления — видит каждый брошенный в кузов самосвала ковш породы. Более того, он точно знает, какого она качества и куда этот самосвал ее потом отвезет. Используется высокоточный GPS. 

Это центр управление, который удаленно, при помощи камер и датчиков, контролирует работу техники в карьерах 

А это та самая будка на краю карьера. Еще до недавнего времени в ней сидел диспетчер. С появлением единого центра управления необходмость в нем отпала.

Следующий шаг автоматизации в карьере — беспилотники. В этом году территории Еристовского карьера, входящего в группу Ferrexpo мобильный оператор Vodafone Украина построил первую в Украине Private Network по технологии LTE на частоте 5,7 ГГц.

Стоимость сети — около $1 млн. Она состоит из 19 базовых станций. Некоторые базовые станции  — передвижные, для локального усиления сигнала.

Нужно сказать, что в карьере регулярно происходят взрывы, поэтому его рельеф постоянно меняется. Поэтому станции, которые могут легко менять свое месторасположение, точно пригодятся. 

Средняя задержка передачи данных в сети около 50-80 миллисекунд, средняя скорость — около 3,5-4 Мбит от каждой единицы техники, поскольку наибольший поток данных идет от техники на серверы.

«На этой сети у нас работают не отдельные датчики, а целые машины. Управляются несколько буровых станков, и мы производим испытания нескольких единиц беспилотных самосвалов. В ближайшем будущем — мы сейчас обновляем парк имеющихся машин — на эту сеть подключим еще несколько десятков дополнительных единиц техники», — рассказал Арсеньев.

Мельница

Породу, которую добыли из карьера, везут на специальную мельницу. 

К слову, на ГОК для доставки грузов даже есть своя железная дорога, охватывающая около 100 км собственных железнодорожных путей.

На мельнице порода при помощи воды и специальных металлических шаров измельчается. 

Этот огромный объект тоже автоматизирован. Он управляется микропроцессорной системой автоматики.

В диспетчерской сидит человек, который контролирует процесс дробления и сепарации руды. В мельнице, а также насосах и прочей технике в цеху установлены микроконтроллеры и датчики, которые позволяют настраивать работу удаленно.

Виртуальные самосвалы и экскаваторы

Сейчас руководство Ferrexpo ведет переговоры о закупке специального бокса-тренажера, для подготовки новых машинистов. Его стоимость — около 1 млн долларов.

Внутри бокс будет полностью копировать кабину самосвала, бульдозера, экскаватора, а на экранах будет отображаться перемещение машины по виртуальному карьеру. 

К кабине идут три комплекта специальной внутренней оснастки, которая имитирует рычаги, руль, педали и в принципе систему управления одной из этих машин.

То же самое и с софтом: при замене «насадок» например с экскаватора на самосвал меняется и софт. 

В таком боксе со стажерами можно отработать ситуации, которые не всегда получится оттренировать в реальном карьере. Например, пожар. Или сымитировать гололед на дороге, аварийное опрокидывание самосвала.

Самое важное, что такая автоматизация пока не привела в Ferrexpo к сокращениям людей. IT помогает предприятию экономить на процессе и обеспечивать более высокий уровень безопасности для своих сотрудников.

Машинист не потеряет работу, когда самосвал станет беспилотным. Он все также будет управлять им. Только удаленно. 

Нідерландський IT-шник закохався та переїхав до України.
До села Херсонської області, щоб працювати в EPAM та сподіватися тут на цифровізацію держструктур.

Хочете повідомити важливу новину? Пишіть у Telegram-bot.

А також підписуйтесь на наш Telegram-канал — dev.ua | IT України.

Обсуждение

Stas25
Stas25 dev.ua, chief editor
0

Съездил на 2 дня – маловато:)

0

Гарно там, було б цікаво на вибухові роботи потрапити)

Bit Coin
Confirmed verification
Bit Coin IT, PM
0

а биткоины там добывают?