Экономическое чудо местного масштаба. Или почему украинское IT через 4 года станет важнее металлургии Ахметова
Украинская IT-сфера генерирует все больше валюты для украинской экономики.
Украинская IT-сфера генерирует все больше валюты для украинской экономики.
Украинская IT-сфера генерирует все больше валюты для украинской экономики.
Согласно отчету Украинской IT-ассоциации, в 2021 экспорт IT-услуг составил $6,8 млрд. За год сектор вырос более чем на треть.
В ассоциации прогнозируют, что рост сохранится и к 2025 году по пессимистическому сценарию украинский IT экспорт будет составлять $12,7 млрд, а по оптимистическому — $16,3 млрд.
Понятное дело, что все это — большие цифры. Но чтобы понять, насколько сильно они влияют на поступление валюты в страну, нужно сравнить поступления от айтишников с другими источниками притока денег.
Итак, поехали.
$6,8 млрд — это уже больше, чем весь экспорт украинского машиностроения ($6,1 млрд за 2021, согласно данным Гостаможни). Это чуть меньше, чем весь годовой украинский экспорт товаров в страны СНГ ($7,3 млрд).
Потенциальный рост экспорта IT-услуг до $16,3 млрд в рамках четырех лет дает основание полагать, что отрасль будет сопоставима по объему с экспортной выручки от металлургии, которая в 2021 году составила $16 млрд.
Примечательно, что на этом рынке, в отличие от IT, где сосуществуют более 2 000 компаний, группа «Метинвест» фактически является крупнейшим игроком. Она принадлежит самому богатому человека Украины Рината Ахметова и сгенерировала $13,6 млрд выручки за девять месяцев 2021 года.
Если в мире не случится серьезных экономических потрясений, до 2025 года IT может занять вторую строчку в структуре украинского экспорта и будет уступать только продовольствию (экспорт зерна, масла и пр).
На данный момент в украинской экономике существует только одно направление валютных поступлений, которое ежегодно прирастает столь же уверенно, что и IT — это денежные переводы трудовых мигрантов.
По подсчетам Нацбанка, трудовые мигранты только за ноябрь 2021 года перевели в Украину $1,45 млрд. Это на 35,51% больше, чем за аналогичный период 2020 года. И темпы роста данного показателя заметно ускорились с марта 2021 года.
Денежные переводы трудовых мигрантов по итогам 2021 года могут превысить $15 млрд. Это как 2,5 объема экспорта от IT. И это почти столько же, сколько сгенерировала за год металлургия.
Вывод здесь можно сделать следующий: еще 3-4 года — и основной поток валюты страны будут обеспечивать не крупные предприятия украинских олигархов, а сами украинцы, зарабатывающие доллары, сидя дома перед компьютером или выполняя сезонные и прочие работы где-нибудь в Польше.
Это хорошо тем, что украинская экономика станет более децентрализованной.
И ей сложно будет управлять из единого центра, как сейчас: через госдотации, личные связи крупных украинских бизнесменов.
Да и в принципе, каждый доллар зарабитчанина, отправленный в украинскую семью, или каждый доллар айтишника влияет на экономику сильнее, чем выручка промышленных гигантов и аграрных баронов.
В первую очередь потому, что прибыль последних может выводиться куда-нибудь на кипрский счет (читай, обратно из страны). А каждый доллар айтишника или заробитчанина идет в местное потребление, в депозиты местных банков, в стройку, в открытие мелких производств, оздоравливая тем самым экономику.
Минус в том, что большинство из работы за компом — по-прежнему аутсорс, а работа за границей — низкоквалифицированный труд. И здесь украинцам есть куда расти. Но само направление — правильное.