💳 Термінова новина! Trustee Plus — найкраще рішення для розрахунку криптою 👉

Кэмерон – технологический «задрот». Вот его путь киноизобретателя от «Терминатора» до «Аватар: Путь воды»

Почти каждый фильм канадского режиссера Джеймса Кэмерон — это об эпических съемках и, без преувеличения, прорывных технологиях. В день выхода его новой ленты «Аватар: Путь воды» мы рассказываем как именно, начиная с середины 80-х годов, создатель легендарных «Титаника» и «Терминатора 2» менял мир кино с помощью различных технологий и почему так часто в этих процессах была задействована… вода.

Оставить комментарий
Кэмерон – технологический «задрот». Вот его путь киноизобретателя от «Терминатора» до «Аватар: Путь воды»

Почти каждый фильм канадского режиссера Джеймса Кэмерон — это об эпических съемках и, без преувеличения, прорывных технологиях. В день выхода его новой ленты «Аватар: Путь воды» мы рассказываем как именно, начиная с середины 80-х годов, создатель легендарных «Титаника» и «Терминатора 2» менял мир кино с помощью различных технологий и почему так часто в этих процессах была задействована… вода.

«Терминатор» (1984)

Возможно, один из самых недооцененных фильмов Кэмерон, поскольку весь мир куда лучше помнит вторую часть из вселенной «Терминатора». Но настоящей репетицией Судного дня можно назвать именно эту киноленту.

Фото — Джейс Кэмерон и кукла Терминатора.

Сценарий к фильму Кэмерон написал в 1982 году, однако крупные кинокомпании отказались браться за проект. В конце концов, он продал сценарий за символический $1 начинающему продюсеру Гейл Энн Херд, которая впоследствии стала его женой.

Арнольд Шварцнеггер в роли Терминатора.

Из-за ограниченности бюджета режиссер был вынужден решать, какие именно сцены фильма больше всего нуждаются в спецэффектах. Кэмерон выбрал две из них — начальную сцену боя и заключительное появление терминатора в виде эндоскелета. Эндоскелет разработал и визуализировал, собственно, Кэмерон. Роль зрачков работа выполняли фотографические линзы.

Уже во время съемок первой части у режиссера возник замысел работы из жидкого металла Т-1000, умеющего менять форму. Но в середине 80-х спецэффекты еще не достигли уровня, необходимого для реализации этой идеи. Подобный «пробел в технологиях» произойдет и перед съемкой «Аватара».

Фото — «Терминатор»

В большинстве сцен со скелетообразным терминатором снималась покадрово анимированная кукла высотой 0,5 метра. Для больших планов использовали марионетку на автоуправлении в полный рост. В сценах с поврежденным Терминатором использовался манекен Шварценеггера. 17 строк текста, или 58 слов, которые за весь фильм говорит Терминатор, сделали Арни мегапопулярным актером.

«Чужие» (1986)

Фильм, который не так легко упомянуть в биографии режиссера, но название которого говорит само за себя. Это сиквел ленты режиссера Ридли Скотта «Чужой» из Сигурни Уивер в главной роли, сыгравшей Эллен Рипли — военную, уничтожающую кровожадных космических чудовищ. Благодаря успеху в работе над Терминатором Кэмерон стал режиссером Чужих.

Фото — «Чужие»

Разработка спецэффектов для фильма началась в мае 1985 года, над ней работала команда из 40 специалистов. Как и в случае с «Терминатором», здесь был важен не столько постпродакшн, поскольку компьютерные технологии все еще не позволяли совершить «прорыв» в визуальных эффектах, как подготовка макетов и проработка деталей в эскизах.

Фото — «Чужие»

Чужих играли танцоры и каскадеры в легких костюмах, позволивших им быстро передвигаться. Во время съемок использовали несколько 2,5-метровых манекенов чудовищ. Актеры внутри них принимали бесчеловечные позы для нужного эффекта. Когда ксеноморфы расстреливали и уничтожали, кукол подвешивали и взрывали. Дизайн королевы Чужих создал, собственно, Кэмерон.

Оружие морпехов весило от 29 кг до 32 кг и было изготовлено из немецкого зенитного пулемета MG 42 и запчастей от мотоцикла. За основу дизайна импульсной винтовки были взяты пистолет-пулемет Томпсона и помповый дробовик Franchi SPAS-12.

Фото — «Чужие»

Для сцен, в которых Рипли держала девочку Ньют вместе с оружием, была сделана кукла, поскольку носить пушку вместе с девочкой одновременно было тяжело. Ядерный взрыв колонии в финале картины был создан с помощью освещенной лампочкой… ваты. Фильм был номинирован на 7 категорий кинопремии «Оскар». Он получил статуэтки за «Лучший звуковой монтаж» и «Лучшие визуальные эффекты».

«Бездна» (1989)

Фильм, который, скорее всего, помнят самые преданные фанаты Кэмерон. Сюжет таков: во времена «Холодной войны» команда водолазов хочет забрать из затонувшей подлодки ядерные боеголовки. При проведении подводной операции связь с поверхностью исчезает и оказывается, что в глубинах существует опасная сила.

Фото — «Бездна»

«Подводная бездна — это столь же опасное место, как и космос. Темнота, практически отсутствие солнца. Ты должен доверять технологиям, чтобы попасть в сердце этой тьмы. Я подумал, что после «Чижих» готов рассказать историю «Бездны», — рассказывал режиссер в недавнем интервью.

Фото — «Бездна»

Бюджет фильма составил $70 млн. Для сравнения, бюджет первого «Терминатора» составил $6,4 млн. Значительная часть средств пошла на подводную фотосъемку, потому что спецэффекты, которые хотел Кэмерон, в то время невозможно было сделать в студии. Чтобы создать задуманное, недостроенную электростанцию ​​превратили в огромный резервуар, наполненный водой.

Нужно понимать, что сам режиссер — огромный фанат дайвинга. В 2012 году он стал первым человеком, без сопровождения спустившимся на дно Марианской впадины в подводном аппарате. Это глубина в 11 км.

Фото — «Бездна»

Глубина резервуара с водой, в котором производились съемки, составляла 12 метров. В то же время внутрь попадало слишком много света. Чтобы это изменить, воду покрыли огромным куском непромокаемого брезента и миллиардами крошечных черных пластмассовых шариков для усиления эффекта. Однако во время шторма брезент был уничтожен, потому съемки перенеслись на ночное время.

Куклы «пришельцев» были изготовлены из силикона. Но самым сложным стало создание сцены с прозрачным водным щупальцем, принимающим форму человеческого лица. Для этого впервые в кино использована технология компьютерного синтеза изображения. Впоследствии с помощью этой технологии создадут «жидкий терминатор» T-1000.

Хотя фильм провалился в прокате, он получил статуэтку Оскар за лучшие визуальные эффекты. Но главное — доказал Кэмерону возможность съемок под водой. К этому мы еще вернемся в «Аватар: Путь воды».

«Терминатор 2: Судный день» (1991)

Бюджет $102 млн, собранная касса — более $520 млн, культовый статус, захватывающий сюжет, высокие места во всевозможных рейтингах — смотреть Терминатор 2 несколько жутко и очень захватывающе. Наверное, нет человека, который, по крайней мере, не слышал об этом фильме.

Фото — «Терминатор 2: Судный день»

Главное, что имеет фильм с точки зрения технологий — это «жидкий терминатор» Т-1000. При этом с 15 минут экранного времени, в течение которых демонстрировались способности T-1000 к трансформации, всего 6 минут были сделаны с помощью компьютерных эффектов.

Фото — «Терминатор 2: Судный день»

Создание этих нескольких минут трансформаций заняло 10 месяцев и стоило $5,5 млн. Таким образом, каждая секунда обходилась в $26 000. В начале над спецэффектами работали 35 специалистов, впоследствии их число превысило 100.

Фото — «Терминатор 2: Судный день»

Сцены из Т-1000 в основном снимали с использованием грима, кукол и миниатюр. Кэмерон пытался сэкономить везде, где это возможно, поскольку «вылез» за рамки запланированного бюджета. Например, звук прохождения Т-1000 через решетку создавался сыпанием собачьего корма. А в сцене, где персонаж Роберта Патрика принимает вид охранника сумасшедшего дома, снимались близнецы.

Терминатор 2 — один из первых фильмов с частичным использованием Computer Generated Imagery (CGI). Проще говоря, компьютерной графикой. Однако в основном фильм создан с помощью так называемых практических эффектов, когда все приходилось делать вручную. Однако это не помешало ленте получить «Оскар» за визуальные эффекты и стать одним из самых известных в истории кинематографа.

«Титаник» (1997)

Впервые Джеймс Кэмерон увлекся историей «Титаника» как корабля-легенды с трагической судьбой еще в 1985 году, когда американо-французская экспедиция исследователя Роберта Балларда обнаружила обломки затонувшего судна на глубине 3750 метров.

Фото — «Титаник»

В начале 1996 года в прибрежном городе-курорте Росарито в Мексике началось строительство 500-тонного павильона съемочного площадью более гектара, в котором должны были снимать большую часть всех сцен. Там же был создан бассейн с водоизмещением 4 млн. литров, в который поместили модель «Титаника».

Художнику-постановщику Питеру Ламонту удалось получить у судостроительной компании Harland & Wolff фото «Титаника» и копии корабельных чертежей. Используя их, строители воспроизвели почти полную копию корабля. Финальная модель воспроизведенного лайнера достигла 26 метров в высоту и 231 метр в длину, тогда как настоящий лайнер был всего на 6 метров выше и на 34 метра длиннее. Большинство декоративных элементов интерьера на корабле — от ковров до люстр — было реконструировано по архивным материалам или заказано у компаний, когда-то оснащавших настоящий «Титаник».

Фото — «Титаник»

При создании Титаника активно использовалась компьютерная графика и спецэффекты. Для работы над фильмом было привлечено 17 студий визуальных эффектов. Ключевыми моментами при создании эффектов стали технологии захвата движения и хромакеи. В массовке к фильму было всего 40 человек. Все они выполняли определенные движения, которые снимались и фиксировались до мельчайших деталей с помощью motion capture. В результате съемок данных 40 актеров было смоделировано около 2000 цифровых «дублеров».

Фото — «Титаник»

Также активно был задействован хромакей (зеленый фон — ред). С помощью этой технологии пририсовывалось много сцен, в частности, знаменитая сцена на носу «Титаника». На самом же деле актеры находились на носу судна-декорации, окруженные зеленым фоном. Далее с помощью технологии хромакей специалисты добавляли видеозапись океана как фон.

В 1998 году «Титаник» был выдвинут на соискание премии «Оскар» в 14 номинациях, из которых он победил в 11, в том числе «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». В 2012-м году, к 100-летию со времени аварии лайнера, фильм был переиздан в формате 3D

«Аватар» (2009)

Первый киношедевр Кэмерон в XXI веке. Бюджет — космические тогда $237 млн, сборы в кинотеатрах — $2,9 млрд. Съемки планировалось в 1997-м и выпустить киноленту в прокат в 1999 году (выход совпал бы с появлением «Матрицы» братьев Вачовских). Но, как это было в случае с первым Терминатором, на тот момент еще не существовало технологий, способных воплотить его видение картины.

Фото — «Аватар»

В фильме впервые была применена специально разработанная система захвата движений — performance capture. До «Аватара» она была всеобщей. Камерон разделил ее: за захват выражений лица отвечала отдельная камера, закрепленная на голове, а телодвижение снимала другая удаленная камера.

Это позволило обеспечить абсолютную реалистичность персонажей: подвесная аппаратура записывала выражения лиц, движения мускулов, движения глаз с невиданной ранее точностью. А отдаленная камера дала съемочной команде фильма гораздо более широкое пространство для захвата движений, по сравнению с прежними возможностями он вырос в 6 раз.

Фото — «Аватар»

В отличие от предыдущих систем захвата движения, где цифровое пространство добавлялось после захвата движения актеров, новая виртуальная камера Камерона позволяла отслеживать с монитора, как виртуальные копии актеров взаимодействуют с цифровым миром в режиме реального времени. Режиссер мог регулировать и управлять сценами так же, как в обычной съемке с обычными актерами. В виртуальной камере режиссер видит не актеров на фоне съемочного павильона, а героев фильма в тропическом лесу.

Фото — «Аватар»

Фильм на 40% состоит из живой съемки и на 60% — из компьютерной графики. Это новый уровень взаимодействия игрового и компьютерного кино. Для создания мира «Аватару» понадобилось больше петабайта (1000 терабайт — ред.) цифрового дискового пространства для хранения всех компьютерно-графических активов фильма — растений и животных, насекомых, скал, гор и облаков и т. д. Для сравнения, при работе над «Титаником» понадобилось всего 2 терабайта для создания и затопления корабля и тысяч пассажиров.

«Аватар» стал первым фильмом в истории, кассовые сборы которого превысили отметку в $2 млрд. Фильм получил 9 номинаций на «Оскар».

«Аватар: Путь воды» (2022)

Новая лента режиссера, которой мир ожидал 13 лет. Но Кэмерон не торопился и снял второй, третий и частично четвертый фильмы из вселенной «Аватар». Предварительно они должны выйти в 2024 и 2026 годах. Но ведь все мы видели, как часто переносили премьеру второй части, поэтому указанные даты достаточно условны.

Фото — «Аватар: Путь воды»

«Для нас было важно снимать под водой и на поверхности. Чтобы актеры действительно плавали, выходили из воды и ныряли в нее. В результате все в фильме выглядит настоящим, потому что оно снималось по-настоящему», — говорит Кэмерон.

Для съемки «Аватар: Путь воды» режиссер и его команда вернуться к чертежам и схемам, чтобы понять, как снять фантастический фильм под водой, поскольку такого никто еще не делал. В значительной степени этот процесс можно описать как «Бездна» встречает «Аватара»: в первом случае Кэмерон получил опыт подводной съемки, во втором — развил нужные технологии. А теперь это соединил.

Фото — «Аватар: Путь воды»

Для съемок в воде команда была сконструирована гигантским бассейном: он имитировал океан. Параметры бассейна: более 36 метров в длину, 18 метров в ширину, 9 метров в глубину и емкость более 940 000 литров воды.

Для того чтобы технология захвата движения работала под водой, вода должна быть очень чистой и прозрачной. Но дыхательный аппарат создавал волнение и пузырьки в воде. Оставалось единственное: все, кто работал под водой, должны были задерживать дыхание. Включая операторов и актеров. Последние дополнительно занимались фридайвингом со всемирно известным экспертом Кирком Креком.

Фото — «Аватар: Путь воды»

Кажется, что в этом фильме Кэмерон задействовал все, что так любит: глубокое погружение, сложные съемки и технологии. Пока мы не знаем, какое именно место займет новый «Аватар» в фильмографии Кэмерона. Но точно знаем, что это должно быть поразительным для зрителей.

Фильмогра или игрофильм. Вскоре тот день, когда Титаник не утонет. Ты его спасешь!
Фильмогра или игрофильм. Вскоре тот день, когда «Титаник» не утонет. Ты его спасешь!
По теме
Фильмогра или игрофильм. Вскоре тот день, когда «Титаник» не утонет. Ты его спасешь!
Мы всегда были не такими, как Россия. 30 украинских фильмов, которые это подтверждают
Мы всегда были не такими, как Россия. 30 украинских фильмов, подтверждающих это
По теме
Мы всегда были не такими, как Россия. 30 украинских фильмов, подтверждающих это
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
По теме
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.