«В ночь с 24 на 25 февраля я спал в своей съемной квартире возле офиса. И звуками от взрывов меня буквально снесло с кровати», — так началась война для Александра. На тот момент он не был к этому хорошо готов, так как «все, конечно, готовились, но с мыслью о том, что такого никогда не может быть».
Где-то час топ-менеджер приходил в себя. И около семи утра уже был в офисе, где провел безвылазно несколько дней. Потом пришлось перебраться в место побезопаснее.
На днях, в первый раз с 26 февраля, Александр снова побывал в главном офисе компании на Дегтяревской.
Там сейчас немного людей. Двухуровневый подземный паркинг используется как бомбоубежище. В первые дни сотрудники здесь ночевали. Приходили с семьями. Александр при этом откровенно признается, что пренебрегал мерами безопасности и жил несколько первых дней войны на этаже для менеджмента.
«Если до войны мы работали в гибридном режиме, то сейчас — больше в удаленном режиме», рассказывает Александр. По его словам, это обусловлено тем, что нужно избегать рисков — большой концентрации людей в одном месте, на технологической площадке, практически стратегическом объекте.
По его словам, компании даже пришлось прекратить коммуникации относительно того, какую инфраструктуру ей удалось восстановить в регионах, где ведутся боевые действия. Потому что эти сообщения читает не только друг, но и враг. И обстрелы снова прилетают в то же самое место.
Как «Киевстар» готовился к войне
Антикризисный комитет компании начал очень серьезно прорабатывать этот вопрос с осени прошлого года.
«Мы приняли решение, что будем инвестровать в митигацию рисков, которые связаны с возможным вторжением российской федерации в Украину», — рассказывает Александр Комаров.
В компании разработали несколько сценариев развития событий — hard, medium и soft.
Комаров не углублялся в их суть. Но сказал лишь, что за несколько недель до начала войны были отобраны более сотни критически важных сотрудников, которым предложили за счет работодателя, переезд на Западную Украину, с семьями. А поехало только 10%.
Еще до войны «Киевстар» начал готовить офисы на Западной Украине для жизни людей, которые будут приезжать, покупали все необходимое: от кухонных принадлежностей до предметов гигиены. И этот план сработал. Люди воспользовались этими заранее подготовленными возможностями.
Некоторые вещи сделать не успели. Например, не купили 1000 спальников. «А, кстати, сейчас мы думаем о том, чтобы обеспечить всех сотрудников компании противогазами», — уточняет президент «Киевстар».
По оценке Комарова, инвестиция компании в предотвращение рисков уже приближается к $10 млн. Но она стоила того, чтобы подстраховать работоспособность миллиардного бизнеса.
Помощь военным
«ТрО и другим организациям, которые задействованы в организации безопасности Украины, мы помогаем материально-технически», — рассказывает Александр Комаров.
Кроме того, «Киевстар перевел в «Повернись живим» и другие благотворительные фонды около 30 млн грн. Еще 40 млн грн мобильный оператор собрал вместе с телеканалом 1+1 в рамках телемарафона SaveUkraine.
В ЗСУ воюют около 180 сотрудников, и еще 80-90 — в ТрО.
Бронь для связистов
«Она есть. Это отсрочка от призыва. Несколько сотен сотрудников на сегодня подлежат бронированию. Но работает бронь так себе. Потому что каждый военкомат трактует постановление Минэкономики по-своему», — рассказывает Александр Комаров.
Он добавляет, что бронь не распространяется на людей с дефицитными специальностями в армии. И эти же специальности, как правило, являются дефицитными и в «Киевстаре».
Какую помощь получают от компании сотрудники
Компания получила от набсовета карт бланш на принятие решений еще до войны. «Мои полномочия довольно серьезно расширились», — объясняет Комаров.
«Киевстар» выплатил за несколько недель до войны бонусы всем сотрудникам за 2021 год, не дожидаясь аудита отчетности.
Компания выплатила зарплату за февраль авансом.
Сотрудники получили релокационные выплаты и помощь по аренде жилья на определенную сумму.
Каждый сотрудник получил от холдинговой компании VEON индивидуальную разовую помощь в размере одной тысячи долларов (около 30 тысяч грн).
VEON также выделил фонд, из которого некоторые сотрудники будут получать помощь в течение 6 месяцев. Этот фонд используется также и в сложных случаях.
Реакция VEON на начало войны в Украине
«Реакция как у всех — это драма, это трагедия», — рассказывает Комаров. Он добавляет, что «Киевстар» получил довольно большую самостоятельность. Есть устав компании, генеральный менеджер и набсовет — семь людей. Это турки, немцы, итальянцы и три авторитетных украинца — Андрей Коболев, Дмитрий Шимкив и Даниил Пасько.
«У нас прошел процесс децентрализации нашей деятельности», — подчеркивает топ-менеджер. Он начался еще в 2017 году.
Это критическая инфраструктура, по которой передается критическая информация. От работоспособности этой сети зависит работоспособность страны, ее информационные потоки.
«Киевстар» встроен в национальную схему управления в рамках военного положения. И делится большим количеством анонимизированных данных по запросу уполномоченных гос органов. В частности, все мобильные операторы предоставляют так называемые тепловые карты (по миграции населения).
Раньше «Киевстар» использовал российский биллинг, а как сейчас?
Александр Комаров: «Да, были такие истории. Они тянутся еще с 2014 года. Тогда поставщик системы биллинга попал в санкционные списки, и мы перестали с ним сотрудничать».
Сейчас в «Киевстаре» работает биллинг от Ericsson. «Мы почти отошли ото всех российских систем», — уточняет Комаров. С подсканционными поставщиками решений мобильный оператор не работает.
«Вся техническая инфраструктура „Киевстар“ ни от кого не зависит. Это решения, которые принимаются в Украине», — подчеркивает Комаров.
Как влияют санкции, которые были применены к Михаилу Фридману
Александр Комаров: «Никак не вляют. Потому что, во-первых в структуре собственности группы компаний VEON доля LetterOne (ее основатель — Михаил Фридман — вышел из совета директоров, попав под сакнции) — 48%. И много лет VEON декларирует, что в нем нет контролирующего интереса. Компания зарегистрирована и регулируется законодательством Нидерландов. А 43% VEON принадлежат публичным инвесторам».
Александр Комаров перечислил некоторых из них: наибольший инвестиционный фонд Италии «Эксор», американский фонд Providence, Canadian Pension Fund.
Инвестиции сейчас
«Киевстар» вкладывает понемногу в сеть и во время войны. С ее начала оператор запустил около 20 новых технологических площадок под базовые станции, а в первом квартале их было запущено более 30-ти.
И существующую топологию пришлось подстраивать, потому что люди начали переезжать.
Это нарушило все паттерны поведения, которые создавались годами.
«И сейчас, например, в Киеве наилучшая связь. Наилучшая сеть, где нет людей», — рассказывает Александр.
Роуминг
По официальным данным, больше четырех миллионов людей — за границей. 2 млн — это уникальные абоненты «Киевстара». Каналы не были рассчитаны на такую нагрузку и пришлось инвестировать в их расширение.
«С самого начала, когда не было никаких коммерческих поблажек со стороны наших иностранных телеком-партнеров, мы начали предоставлять бонусы. И начислили их нашим клиентам на сумму 350 млн грн, чтобы они смогли поддерживать связь за рубежом», — рассказывает Александр.
И только потом компании удалось договориться с некоторыми иностранными партнерами о льготных условиях обслуживания украинских абонентов в европейских сетях.
Теперь если украинский клиент, скажем, в пакете за 175 грн имеет 15 Гб интернета, то он может их использовать не только в Украине, но и в девяти европейских странах, где преимущественно пребывают сейчас наши переселенцы.
Роуминговые бонусы — это были прямые затраты, которые понес «Киевстар».
«А вот услуга „Роуминг как дома“ за счет снижения ставок доступа на сети между нами и нашими европейскими партнерами — это уже коммерческая история. Она не такая прибыльная, каким был роуминг 6 месяцев назад. Но это уже экономический кейс», — уточняет Александр Комаров.
Но топ-менеджер не уверен, что его партнеры в Польше, Германии будут поддерживать долго низкие ставки доступа. А украинские клиенты «Киевстар», которые переехали в другие страны, начнут по-тихоньку выключаться, уверен управленец.
В марте у «Киевстара» был всплеск международного дохода. Но как говорит топ-менеджер, он будет затухать.
«Мы видим, как сотни тысяч людей замолкают на своих украинских сим-картах», — констатирует Александр Комаров.
Локальный доход в Украине
«Он падает. И падает достаточно стремительно. И это не конец падения», — подчеркивает Комаров. В целом в Украине, количество абонентов, которые пополнили мобильный счет уменьшилось более чем на 30%.
Количество активных абонентов, которые не пользуются услугами мобильного оператора измеряется в миллионах сим-карт. Это люди, которые уехали, которые выкинули вторую симкарту.
По словам топ-менеджера, локальный доход компании в апреле по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упадет более чем на 10%. А закладывал «Киевстар» на этот период, наоборот, рост выручки на 10%.
Александр говорит, что так как бизнес большой, у него есть большая инертность. И по его мнению, весь украинский телеком только в начале падения.
Первый квартал, по его мнению, будет искусственным. Он не отобразит всей драмы, которая произошла с бизнесом. И настоящую ситуацию покажет второй квартал.
Как пострадала сеть от военных действий
Не работает в среднем около 8% сети.
«У нас 13 тысяч сайтов (техплощадок). Из них сейчас не работает более тысячи», — рассказывает Александр Комаров.
Безусловно ситуация очень разная, в зависимости от региона. Больше всего пострадала сеть в Луганской области. Там чудом работают только отдельные станции. Больше 60% площадок не работает в Донецкой области. И таких сильно пострадавших областей — 5-6.
В Херсоне не работает только 10-12% сайтов. Остальная сеть функционирует. Также в области работает 10 магазинов. Но они работают как консультационные центры. Доступы к информационным системам в этих магазинах отключены в целях безопасности.
Использует ли враг захваченные базовые станции «Киевстар»
Александр Комаров: «Пока что нет. Но есть такие признаки, что что-то будет». Например, топ-менеджер видел репортаж с Луганского ТВ в телеком-чатах. Там «Лугаком» (незаконный оператор «ЛНР» построенный на захваченной в 2014 году инфраструктуре) рапортовал о начале строительства сети на новых территориях.
«Мы знаем, что в Мариуполе появились специалисты компании „Феникс“ (еще один незаконно созданный оператор в 2014 году, на территории „ДНР“)», — говорит Комаров.
Сейчас в оккупированных регионах сеть «Киевстар» работает автономно.
Также «Киевстар» контролирует факты проникновения в сеть и готов в любое время ее отключить в оккупированных регионах совсем, во избежание рисков. Даже если это будут не факты проникновения, а просто попытки.
Мариуполь
Большинство сотрудников в оккупированных районах эвакуировались. «К сожалению, мы потеряли связь в Мариуполе с двумя сотрудниками», — отмечает Комаров.
В Мариуполе сотрудники «Киевстар» видели направленную атаку на свой коммутатор. И она прошла. А еще один довольно известный факт — единственной украинской базовой станцией, которая работала долгое время в разбомбленном городе, была станция «Киевстар» на одной из крыш.
Это было место, куда горожане приходили, чтобы связаться с родственниками. «Но была целенаправленная атака и нас потушили», — рассказывает топ-менеджер.
Национальный роуминг, который совместно организовали три мобильных оператора после начала войны
Александр Комаров: «Я скажу так: сейчас кооперация — это слово номер один». Он приводит пример. Когда освободили Бучу, Ирпень и Гостомель, «Киевстар» садился за стол с другими операторам и договаривался, чьи сайты можно быстрее всего восстановить, чтобы обеспечить людям хоть какую-то связь.
«Если в этом специфическом месте может быстрее всего возобновиться Vodafone, это очень хорошо. А мы возобновляем сайт в другом месте», — рассказывает менеджер.
По проекту с нацроумингом у «Киевстара» были риски, но незначительные. Некоторым абонентам были выставлены ошибочные счета. Сотни людей звонили потом и выясняли, что случилось. Но с этим быстро удалось разобраться.
Три мобильных оператора сделали роуминг между собой, который охватывает только 2G/3G сети. Поэтому и скорость интернет-доступа ограничена. Комаров объясняет, что 4G роуминг — это гораздо более сложная история. Ее так быстро организовать не удалось бы.
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).