ТОП EVO Мельник про прискорену українізацію та міни у відео для dev.media 📼

«Сотни тысяч людей замолкают на украинских сим-картах в роуминге». Большое интервью с президентом «Киевстара» Александром Комаровым

Александр Комаров живет в Киеве и выполняет свои обязанности президента крупнейшего оператора мобильной связи «Киевстар» из безопасного места. 

Оставить комментарий
«Сотни тысяч людей замолкают на украинских сим-картах в роуминге». Большое интервью с президентом «Киевстара» Александром Комаровым

Александр Комаров живет в Киеве и выполняет свои обязанности президента крупнейшего оператора мобильной связи «Киевстар» из безопасного места. 

«В ночь с 24 на 25 февраля я спал в своей съемной квартире возле офиса. И звуками от взрывов меня буквально снесло с кровати», — так началась война для Александра. На тот момент он не был к этому хорошо готов, так как «все, конечно, готовились, но с мыслью о том, что такого никогда не может быть». 

Где-то час топ-менеджер приходил в себя. И около семи утра уже был в офисе, где провел безвылазно несколько дней. Потом пришлось перебраться в место побезопаснее.

На днях, в первый раз с 26 февраля, Александр снова побывал в главном офисе компании на Дегтяревской.  

Там сейчас немного людей. Двухуровневый подземный паркинг используется как бомбоубежище. В первые дни сотрудники здесь ночевали. Приходили с семьями. Александр при этом откровенно признается, что пренебрегал  мерами безопасности и жил несколько первых дней войны на этаже для менеджмента. 

«Если до войны мы работали в гибридном режиме, то сейчас — больше в удаленном режиме», рассказывает Александр. По его словам, это обусловлено тем, что нужно избегать рисков — большой концентрации людей в одном месте, на технологической площадке, практически стратегическом объекте. 

«В Мариуполе мы увидели целенаправленную атаку на нашу технологическую площадку в начале марта», — говорит топ-менеджер.

По его словам, компании даже пришлось прекратить коммуникации относительно того, какую инфраструктуру ей удалось восстановить в регионах, где ведутся боевые действия. Потому что эти сообщения читает не только друг, но и враг. И обстрелы снова прилетают в то же самое место.

Как «Киевстар» готовился к войне

Антикризисный комитет компании начал очень серьезно прорабатывать этот вопрос с осени прошлого года.

«Мы приняли решение, что будем инвестровать в митигацию рисков, которые связаны с возможным вторжением российской федерации в Украину», — рассказывает Александр Комаров.

В компании разработали несколько сценариев развития событий — hard, medium и soft.

Пострадавшая базовая станция в Харькове

Комаров не углублялся в их суть. Но сказал лишь, что за несколько недель до начала войны были отобраны более сотни критически важных сотрудников, которым предложили за счет работодателя, переезд на Западную Украину, с семьями. А поехало только 10%. 

«У людей тут дом, семья, родители. Да, какой-то риск очевидно был, но материализуется он или нет — не было понятно», — уточняет топ-менеджер.

Еще до войны «Киевстар» начал готовить офисы на Западной Украине  для жизни людей, которые будут приезжать, покупали все необходимое: от кухонных принадлежностей до предметов гигиены. И этот план сработал. Люди воспользовались этими заранее подготовленными возможностями.

Некоторые вещи сделать не успели. Например, не купили 1000 спальников. «А, кстати, сейчас мы думаем о том, чтобы обеспечить всех сотрудников компании противогазами», — уточняет президент «Киевстар».

«У нас не было никакой информации. Это только анализ рисков, которые могут исчисляться миллиардами гривен, и выводы, которые мы из этого анализа сделали», — отмечает Комаров. 

По оценке Комарова, инвестиция компании в предотвращение рисков уже приближается к $10 млн. Но она стоила того, чтобы подстраховать работоспособность миллиардного бизнеса.

Помощь военным

«ТрО и другим организациям, которые задействованы в организации безопасности Украины, мы помогаем материально-технически», — рассказывает Александр Комаров.

Кроме того, «Киевстар перевел в «Повернись живим» и другие  благотворительные фонды около 30 млн грн. Еще 40 млн грн мобильный оператор собрал вместе с телеканалом 1+1 в рамках телемарафона SaveUkraine. 

В ЗСУ воюют около 180 сотрудников, и еще 80-90 — в ТрО.

Бронь для связистов

«Она есть. Это отсрочка от призыва. Несколько сотен сотрудников на сегодня подлежат бронированию. Но работает бронь так себе. Потому что каждый военкомат трактует постановление Минэкономики по-своему», — рассказывает Александр Комаров.

Вышка в Макарове под Киевом. На ней видны следы боевых действий

Он добавляет, что бронь не распространяется на людей с дефицитными специальностями в армии. И эти же специальности, как правило, являются дефицитными и в «Киевстаре». 

Какую помощь получают от компании сотрудники

Компания получила от набсовета карт бланш на принятие решений еще до войны. «Мои полномочия довольно серьезно расширились», — объясняет Комаров. 

  1. «Киевстар» выплатил за несколько недель до войны бонусы всем сотрудникам за 2021 год, не дожидаясь аудита отчетности.
  2. Компания выплатила зарплату за февраль авансом.
  3. Сотрудники получили релокационные выплаты и помощь по аренде жилья на определенную сумму.
  4. Каждый сотрудник получил от холдинговой компании VEON индивидуальную разовую помощь в размере одной тысячи долларов (около 30 тысяч грн). 

VEON также выделил фонд, из которого некоторые сотрудники будут получать помощь в течение 6 месяцев. Этот фонд используется также и в сложных случаях. 

«К сожалению, у нас уже есть погибший. В Буче умер наш инженер центра управления сетями. И его семья получит 6 окладов из фонда „Киевстар“ и 12 окладов из дополнительного фонда VEON», — рассказывает Александр Комаров. 

Реакция VEON на начало войны в Украине

«Реакция как у всех — это драма, это трагедия», — рассказывает Комаров. Он добавляет, что «Киевстар» получил довольно большую самостоятельность. Есть устав компании, генеральный менеджер и набсовет — семь людей. Это турки, немцы, итальянцы и три авторитетных украинца — Андрей Коболев, Дмитрий Шимкив и Даниил Пасько. 

«У нас прошел процесс децентрализации нашей деятельности», — подчеркивает топ-менеджер. Он начался еще в 2017 году.

«На сегодняшний день — что такое Киевстар? Это телекоммуникационная сеть, которая жестко встроена в регуляторное поле страны, где она работает», — рассказывает Александр Комаров.

Это критическая инфраструктура, по которой передается критическая информация. От работоспособности этой сети зависит работоспособность страны, ее информационные потоки.

«Киевстар» встроен в национальную схему управления в рамках военного положения. И делится большим количеством анонимизированных  данных по запросу уполномоченных гос органов. В частности, все мобильные операторы предоставляют так называемые тепловые карты (по миграции населения).

Раньше «Киевстар» использовал российский биллинг, а как сейчас?

Александр Комаров: «Да, были такие истории. Они тянутся еще с 2014 года. Тогда поставщик системы биллинга попал в санкционные списки, и мы перестали с ним сотрудничать».

Сейчас в «Киевстаре» работает биллинг от Ericsson. «Мы почти отошли ото всех российских систем», — уточняет Комаров. С подсканционными поставщиками решений мобильный оператор не работает.

То, что осталось от вышки под Сумами

«Вся техническая инфраструктура „Киевстар“ ни от кого не зависит. Это решения, которые принимаются в Украине», — подчеркивает Комаров.

Как влияют санкции, которые были применены к Михаилу Фридману

Александр Комаров: «Никак не вляют. Потому что, во-первых в структуре собственности группы компаний VEON доля LetterOne (ее основатель — Михаил Фридман — вышел из совета директоров, попав под сакнции) — 48%. И много лет VEON декларирует, что в нем нет контролирующего интереса. Компания зарегистрирована и регулируется законодательством Нидерландов. А 43% VEON принадлежат публичным инвесторам».

Александр Комаров перечислил некоторых из них: наибольший инвестиционный фонд Италии «Эксор», американский фонд Providence, Canadian Pension Fund. 

Инвестиции сейчас

«Киевстар» вкладывает понемногу в сеть и во время войны. С ее начала оператор запустил около 20 новых технологических площадок под базовые станции, а в первом квартале их было запущено более 30-ти.

И существующую топологию пришлось подстраивать, потому что люди начали переезжать.

«В военное время мы выделяем три типа миграции украинцев: из городов в села, с востока на запад и из Украины за границу», — отмечает Александр Комаров. 

Это нарушило все паттерны поведения, которые создавались годами. 

«И сейчас, например, в Киеве наилучшая связь. Наилучшая сеть, где нет людей», — рассказывает Александр. 

Роуминг 

По официальным данным, больше четырех миллионов людей — за границей. 2 млн — это уникальные абоненты «Киевстара». Каналы не были рассчитаны на такую нагрузку и пришлось инвестировать в их расширение. 

«С самого начала, когда не было никаких коммерческих поблажек со стороны наших иностранных телеком-партнеров, мы начали предоставлять бонусы. И начислили их нашим клиентам на сумму 350 млн грн, чтобы они смогли поддерживать связь за рубежом», — рассказывает Александр. 

И только потом компании удалось договориться с некоторыми иностранными партнерами о льготных условиях обслуживания украинских абонентов в европейских сетях. 

Теперь если украинский клиент, скажем, в пакете за 175 грн имеет 15 Гб интернета, то он может их использовать не только в Украине, но и в девяти европейских странах, где преимущественно пребывают сейчас наши переселенцы.

Роуминговые бонусы — это были прямые затраты, которые понес «Киевстар».

«А вот услуга „Роуминг как дома“ за счет снижения ставок доступа на сети между нами и нашими европейскими партнерами — это уже коммерческая история. Она не такая прибыльная, каким был роуминг 6 месяцев назад. Но это уже экономический кейс», — уточняет Александр Комаров.

Но топ-менеджер не уверен, что его партнеры в Польше, Германии будут поддерживать долго низкие ставки доступа. А украинские клиенты «Киевстар», которые переехали в другие страны, начнут по-тихоньку выключаться, уверен управленец. 

«На всех этих рынках сейчас включился очень агрессивный маркетинг, чтобы этих клиентов перевести себе», — уточняет Александр.

В марте у «Киевстара» был всплеск международного дохода. Но как говорит топ-менеджер, он будет затухать.

«Мы видим, как сотни тысяч людей замолкают на своих украинских сим-картах», — констатирует Александр Комаров.

Локальный доход в Украине

«Он падает. И падает достаточно стремительно. И это не конец падения», — подчеркивает Комаров. В целом в Украине, количество абонентов, которые пополнили мобильный счет уменьшилось более чем на 30%.

Количество активных абонентов, которые не пользуются услугами мобильного оператора  измеряется в миллионах сим-карт. Это люди, которые уехали, которые выкинули вторую симкарту.

По  словам топ-менеджера, локальный доход компании в апреле по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упадет более чем на 10%. А закладывал «Киевстар» на этот период, наоборот, рост выручки на 10%. 

Александр говорит, что так как бизнес большой, у него есть большая инертность. И по его мнению, весь украинский телеком только в начале падения. 

«Будем рассчитывать, что где-то за 2-3 месяца доходы стабилизируются на каком-то уровне», — подчеркивает топ-менеджер.

Первый квартал, по его мнению, будет искусственным. Он не отобразит всей драмы, которая произошла с бизнесом. И настоящую ситуацию покажет второй квартал.

Как пострадала сеть от военных действий

Не работает в среднем около 8% сети. 

«У нас 13 тысяч сайтов (техплощадок). Из них сейчас не работает более тысячи», — рассказывает Александр Комаров.

Безусловно ситуация очень разная, в зависимости от региона. Больше всего пострадала сеть в Луганской области. Там чудом работают только отдельные станции. Больше 60% площадок не работает в Донецкой области. И таких сильно пострадавших областей — 5-6.

В Херсоне не работает только 10-12% сайтов. Остальная сеть функционирует. Также в области работает 10 магазинов. Но они работают как консультационные центры. Доступы к информационным системам в этих магазинах отключены  в целях безопасности.

Использует ли враг захваченные базовые станции «Киевстар»

Александр Комаров: «Пока что нет. Но есть такие признаки, что что-то будет». Например, топ-менеджер видел репортаж с Луганского ТВ в телеком-чатах. Там «Лугаком» (незаконный оператор «ЛНР» построенный на захваченной в 2014 году инфраструктуре) рапортовал о начале строительства сети на новых территориях.

«Мы знаем, что в Мариуполе появились специалисты компании „Феникс“ (еще один незаконно созданный оператор в 2014 году, на территории „ДНР“)», — говорит Комаров.

Сейчас в оккупированных регионах сеть «Киевстар» работает автономно.

«Физического доступа к этой сети мы не имеем. Если сегодня что-то случится, я даже не буду знать что», — подчеркивает президент мобильного оператора. 

Также «Киевстар» контролирует факты проникновения в сеть и готов в любое время ее отключить в оккупированных регионах совсем, во избежание рисков. Даже если это будут не факты проникновения, а просто попытки.

Мариуполь

Большинство сотрудников в оккупированных районах эвакуировались. «К сожалению, мы потеряли связь в Мариуполе с двумя сотрудниками», — отмечает Комаров.

Здание «Киевстара» в Мариуполе

В Мариуполе сотрудники «Киевстар» видели направленную атаку на свой коммутатор. И она прошла. А еще один довольно известный факт — единственной украинской базовой станцией, которая работала долгое время в разбомбленном городе, была станция «Киевстар» на одной из крыш.

«Более того, мы тогда работали там, а Vodafone помогал нам с горючим для генератора», — вспоминает Александр Комаров.

Это было место, куда горожане приходили, чтобы связаться с родственниками. «Но была целенаправленная атака и нас потушили», — рассказывает топ-менеджер. 

Национальный роуминг, который совместно организовали три мобильных оператора после начала войны

Александр Комаров: «Я скажу так: сейчас кооперация — это слово номер один». Он приводит пример. Когда освободили Бучу, Ирпень и Гостомель, «Киевстар» садился за стол с другими операторам и договаривался, чьи сайты можно быстрее всего восстановить, чтобы обеспечить людям хоть какую-то связь.

«Если в этом специфическом месте может быстрее всего возобновиться Vodafone, это очень хорошо. А мы возобновляем сайт в другом месте», — рассказывает менеджер.

По проекту с нацроумингом у «Киевстара» были риски, но незначительные. Некоторым абонентам были выставлены ошибочные счета. Сотни людей звонили потом и выясняли, что случилось. Но с этим быстро удалось разобраться.

«Сейчас национальным роумингом пользуются сотни тысяч абонентов всех операторов. На пике — до миллиона абонентов», — говорит Комаров.

Три мобильных оператора сделали роуминг между собой, который охватывает только 2G/3G сети. Поэтому и скорость интернет-доступа ограничена. Комаров объясняет, что 4G  роуминг — это гораздо более сложная история. Ее так быстро организовать не удалось бы.

Читайте главные IТ-новости страны в нашем Telegram
Читайте главные IТ-новости страны в нашем Telegram
По теме
Читайте главные IТ-новости страны в нашем Telegram
Як український ринок нерухомості переживає війну? Чи будуть з’являтися новобудови? Наскільки подорожчають квартири?

Про це і не тільки розповів CMO ЛУН Денис Суділковський.

Читайте также
Президент «Киевстар» рассказал о падении средней скорости мобильного интернета во время войны
Президент «Киевстар» рассказал о падении средней скорости мобильного интернета во время войны
Президент «Киевстар» рассказал о падении средней скорости мобильного интернета во время войны
Мобильные операторы из России не будут работать на оккупированных территориях Украины – президент «Киевстар»
Мобильные операторы из России не будут работать на оккупированных территориях Украины – президент «Киевстар»
Мобильные операторы из России не будут работать на оккупированных территориях Украины – президент «Киевстар»
Украинские мобильные операторы отчитались о заметном росте доходов в разгар войны. Что происходит
Украинские мобильные операторы отчитались о заметном росте доходов в разгар войны. Что происходит
Украинские мобильные операторы отчитались о заметном росте доходов в разгар войны. Что происходит
Украинские операторы мобильной связи рапортуют о росте доходов во время войны и сразу же ловят хейт в соцсетях. 
Экс-CMO «Киевстар» Павел Даниман перешел на работу в «Новую почту»
Экс-CMO «Киевстар» Павел Даниман перешел на работу в «Новую почту»
Экс-CMO «Киевстар» Павел Даниман перешел на работу в «Новую почту»

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.