monobank вывели из зоны кэш-комфорта. Или почему Олег Гороховский засуетился 

Банк без отделений monobank уже давно не стартап. Проект обслуживает 4,8 млн клиентов, что делает его достаточно большим финансовым бизнесом. Чем дальше в лес, тем мобильность стартапа больше подрезается. И ему придется окунуться в традиционно банковскую рутину — познать все прелести традиционного мира.

Оставить комментарий
monobank вывели из зоны кэш-комфорта. Или почему Олег Гороховский засуетился 

Банк без отделений monobank уже давно не стартап. Проект обслуживает 4,8 млн клиентов, что делает его достаточно большим финансовым бизнесом. Чем дальше в лес, тем мобильность стартапа больше подрезается. И ему придется окунуться в традиционно банковскую рутину — познать все прелести традиционного мира.

В свежем интервью на «НВ» сооснователь monobank Олег Гороховский заявил, что проект по сути выходит на рынок эквайринга (то есть принятия платежей) и начинает ставить собственные банкоматы.

Нетипичный для мобильного банка бизнес. Придется обслуживать сеть банкоматов, POS-терминалов.

Если применять какие-то аллегории, то можно быть бы написать, что банк пускает в землю корни и обрастает бородой. 

Ведь еще до недавнего времени юному проекту практически не приходилось об этих сайд-бизнесах задумываться. Банк интенсивно рос, создавал аккаунты и раздавал кредиты. И даже бюрократические прорехи в их удаленном оформлении не сильно банк волновали. Некоторым украинцам удавалось доказать, что так как условия кредита описаны на сайте, они не должны платить никаких процентов. 

Но процент таких фейлов был настолько невелик, что им можно было просто пренебречь и списать в издержки.

Все неслось и, видимо, нельзя было останавливаться.

А теперь сюрприз

В конце ноября условия на рынке резко изменились. Для mono сюрприз был явно неприятным. Нацбанку удалось договориться с платежными системам Visa и Mastercard о снижении ставки интерчейндж до 1,2%. Более того, она будет постепенно снижаться и дальше — до 0,9%. Ранее она варьировалась в пределах 1,5-2%.

Что такое интерчейндж? Это комиссия, которую по сути платит торговец для обслуживание безналичных платежей. Такая себе онлайн-инкассация. Только деньги не бумажные, а электронные. Заработок от этой инкассации делят между собой платежные системы (Visa/Mastercard), а также, в большей мере, сами банки: банк эквайер (тот, который принял платеж, например, на POS-терминале) и банк-эмитент (тот кто выдал и обслуживает банковскую карточку).

На первый взгляд — ничего особенного не произошло. Какие-то формальности. Ну была эта ставка допустим 2%, а стала 1,2% — не миллиарды же банки потеряют теперь.

На самом деле — сильно потеряют. И действительно, счет идет на миллиарды.

По данным НБУ, за 9 месяцев этого года украинцы рассчитались карточками в POS-терминалах на общую сумму в 616 млрд грн, и совершили оплат в интернете еще на 520 млрд грн.

Итого: 1 136 млрд грн за 9 месяцев. 

2% от этой суммы — 23 млрд грн

1,2% от этой суммы — 13,5 млрд грн.

Разница в деньгах между 2% и 1,2% — почти 10 млрд грн.

Понятное дело, что подсчет приблизительный. Но порядок цифр он показывает хорошо. Для банков это естественно серьезная потеря серьезного кэша. Хотя просто 10 млрд отнимать от их выручки нельзя. Не все ставки попали под меморандум НБУ. Но об этом позже.

Где тут monobank

monobank во всей этой схеме раздела комиссии за «онлайн-инкассацию» имел очень хорошие позиции. В первую очередь потому, что не нес большого количества расходов. К примеру, «Приватбанк» выдал много карт, но он же и установил в магазинах много POS-терминалов — у него их больше 200 тысяч. Терминальную сеть нужно закупать и обслуживать — затраты.

monobank сеть терминалов не развивал. Если клиент шел с его картой и рассчитывался в POS-терминале другого банка, то тот обязан был с ним поделиться комиссией. Профит. Особенно с учетом того, что выпустить и обслуживать карточку, а тем более — цифровую, совсем не дорого.

Такая схема позволяла monobank давать своим клиентам большие кэшбеки.

Он был как Робин Гуд: забирал кусочек выручки у ритейлеров и раздавал кусочек кусочка людям.

В свежем интервью со слов Гороховского можно было понять, что простых денег стало явно меньше после снижения ставки.        

«Мы снизили кэшбэки, но их снижение, кстати, не покрывает все расходы от интерчейнджа. Потому что кэшбэки распространялись лишь на некоторые категории покупок. А интерчейндж нам снизили по всем транзакциям по нашим картам. Поэтому мы потеряли больше, чем компенсируем», — сказал он.

Теперь, как говорит Гороховский, придется искать резервы, как компенсировать потери. И это еще не последнее снижение ставки интерчейндж.

Выход из зоны комфорта

Чтобы компенсировать недополученные доходы, monobank ищет, как бы теперь дозаработать на эквайринге упущенное. Отсюда, видимо, и идея развития собственной сети/системы приема платежей, как в наземной рознице, так и в интернете. 

Дело еще в том, что если банк-эквайер и банк-эмитент при проведении покупателям платежа — один и тот же, он не платит ни комиссию Visa/Mastercard, ни ставку интерчейнджа.  

Банк зарабатывает в таком случае ставку MDR — merchant discount rate. Под меморандум с НБУ она не попала. 

«То есть вся комиссия с мерчанта (торговца, магазина, точки продаж и пр), условные 1,5-1,7%, остается эквайеру и эмитенту в одном лице», — рассказывает dev.ua представитель одной из крупных финтех-компаний.

Переведем: если человек с карточкой mono придет в кафе и там будет терминал mono, то владелец кафе заплатит всю комиссию mono.

А если человек с карточкой mono придет в кафе и там будет терминал Привата, то комиссия будет не более 1,2%. Ее заберет Приват и что-то перепадет mono.

Кажется, смысл похода банка без отделений в эквайринг имеет очевидную цель. Но не закупать же POS-терминалы — это как-то не по-мобильному. Все тот же собеседник dev.ua в финтех-компании предполагает, что основную ставку mono сделает на QR-код решения.

Пришел в кафе: отсканировал смартфоном код, заплатил. 

Есть еще совсем дискомфортная зона

Поход в банкоматный бизнес, очевидно, преследует еще более глобальную цель — достучаться до более широкого рынка. 

«Самые первые банкоматы поставим по Киеву, потому что у нас очень серьезная концентрация клиентов в столице, около 35% — киевляне», — говорит Гороховский.

monobank — банк жителя большого города. Если выехать за его пределы, где гораздо больше людей имеют дело с кэшем, значение monobank в общей финансовой экосистеме резко падает. А значение банков с отделениями, Укрпочты, да и просто банкоматов, приемников налички резко растет. 

Чтобы расти дальше, придется заходить и на эту неудобную территорию. 

На горизонте тучи

Забавно, но чтобы продолжить быстро расти, monobank, очевидно, придется считаться и c более существенными вызовами — внешними.

Например, Гороховский объявил в последнем интервью и о выводе на рынок такого сервиса как BNPL — buy now, pay later — когда можно просто оплатить покупку, а деньги спишутся на 30-й день.

Это фишка Kaspi.kz, мощного казахстанского финтех-проекта, который выходит на украинский рынок. 

Возможно, mono решил пойти на опережение и запустить фишку первым. 

Впрочем, для Kaspi.kz это может значить ровным счетом ничего. Банк заходит на рынок тучей, которая несет в себе fintech-e-commerce ливень в виде куда более доступного на глобальном рынке капитала (Kaspi вышел на IPO) кэша. 

Кэшем Kaspi будет заливать (возможно, будет) украинские черноземы, чтобы быстро взростить закрытую экосистему: самый массовый онлайн-супермаркет товаров и услуг — платежная система — банк с очень доступной рассрочкой.

Когда потребитель туда попадает, ему попросту нет смысла выбираться наружу: занимай да потребляй.

mono на момент выхода kaspi из этой экосистемы успел выстроить только одну составляющую — банк.

Хотя это не запрещает его сооснователю Олегу Гороховскому хорохориться: 

«Но даже если (у Kaspi — ред.) выйдет (сделка — Ред.) с Rozetka, я не очень понимаю, почему это должно сильно отличаться от активности Сільпо с раздачей карт клиентам».

Что ж, этот прогноз очень оптимистичный, для mono. А с уверенностью сейчас можно сказать только одно: 2022 будет интересным.

Хочете повідомити важливу новину? Пишіть у Telegram-bot.

А також підписуйтесь на наш Telegram-канал — dev.ua | IT України.

Читайте также

Фейковый monobank обещает до 20 000 гривен дохода в день. А настоящий Гороховский обещает полмиллиона за поимку мошенников
Фейковый monobank обещает до 20 000 гривен дохода в день. А настоящий Гороховский обещает полмиллиона за поимку мошенников
Фейковый monobank обещает до 20 000 гривен дохода в день. А настоящий Гороховский обещает полмиллиона за поимку мошенников
Монокринж недели. Уроборос Олега Гороховского или Мона Лиза сама себя не продаст
Монокринж недели. Уроборос Олега Гороховского или Мона Лиза сама себя не продаст
Монокринж недели. Уроборос Олега Гороховского или Мона Лиза сама себя не продаст
Это первая в 2022 году запись в рубрике «кринж недели». В ней редакция dev.ua выбирает IT-событие, которое больше всего нас удивило, и описывает свои впечатления от того, что произошло. Часто в шутливой и абсурдной формах. В этот раз не мы нашли кринж, а он нас: совладелец необанка monobank Олег Гороховский сделал официальное заявление. В нем он сначала предостерег от мошенников, а потом «прошелся» по брендам с приставкой «моно» в названиях — такси, пиццериям, мороженому. Им будто бы не хватает креатива придумать что-то свое.
Шеф-редактор новостного издания хотел получить «вовину тысячу» через Monobank. Но выплату затянули из-за «большой зарплаты»
Шеф-редактор новостного издания хотел получить «вовину тысячу» через Monobank. Но выплату затянули из-за «большой зарплаты»
Шеф-редактор новостного издания хотел получить «вовину тысячу» через Monobank. Но выплату затянули из-за «большой зарплаты»
«SMS о коммуналке в mono – это совсем другое, чем о Радио Киевстар». Комаров и Гороховский «зарубились» по клиентскому сервису
«SMS о коммуналке в mono – это совсем другое, чем о Радио Киевстар». Комаров и Гороховский «зарубились» по клиентскому сервису
«SMS о коммуналке в mono – это совсем другое, чем о Радио Киевстар». Комаров и Гороховский «зарубились» по клиентскому сервису
Совладелец необанка monobank Олег Гороховский пообщался с президентом мобильного оператора Киевстар Александром Комаровским. dev.ua пересказывает главное.
1 комментарий

Обсуждение

Комментариев пока нет.