😍 Спробуй Новий Trustee Plus на дотик - твій криптогаманець і платіжна картка тут 👉
Марія БровінськаОколо IT
15 октября 2023, 09:26
2023-10-15
Айтишник ДТЭК создает музыкальные инструменты из мусора. Кто и за сколько покупает чудо-гитары и контрабасы
Full Stack Developer в ДТЭК Богдан Тодчук имеет необычное хобби — на досуге разработчик мастерит музыкальные инструменты из древесины, которую выбросили или планируют выбросить на помойку. Среди его клиентов — киевский театр, группа, преподаватель по музыке и просто ценители необычных гитар.
Full Stack Developer в ДТЭК Богдан Тодчук имеет необычное хобби — на досуге разработчик мастерит музыкальные инструменты из древесины, которую выбросили или планируют выбросить на помойку. Среди его клиентов — киевский театр, группа, преподаватель по музыке и просто ценители необычных гитар.
«Я всегда был мечтателем и в то же время любил работать с, скажем так, реальными объектами. Так что с детства среди моих увлечений была музыка — поэтому я пел в хоре; и наука, поэтому я посещал станцию юных техников и имел домашнюю лабораторию, где можно было что-то паять и сваривать. Дополнительно в пятом или шестом классе я начал программировать», — рассказал разработчик в интервью DOU.
Парень планировал поступить на радиофизический факультет в Киевский национальный университет им. Шевченко, но не удалось. Впрочем, стал студентом физического факультета по специальности «Экспериментальная физика» в КНУ им. Шевченко.
«Поскольку я программировал с детства и часть предметов в университете способствовали развитию навыков и знаний в этой сфере, мне показалось, что я могу быть неплохим программистом. Однако кто-то, я даже не знаю когда и как, вселил в меня чувство неполноценности, переросшее в синдром самозванца. Я считал, что не так уж хорошо программирую, если сравнивать с другими. Потому после выпуска пошел работать в техподдержку», — делится Богдан.
Впоследствии мужчина стал аналитиком в банке «Киев», и там понял, что все же хотел бы свое будущее увязать с программированием. Так он оказался в «Укроборонпроме», а ныне занимает должность Full Stack Developer в ДТЭК, крупнейшем энергетическом холдинге страны.
Любовь к музыке и желание что-то мастерить были у Богдана с детства. И в какой-то момент эти два интереса пересеклись. «Однажды отец принес домой гриф семиструнной гитары без „головы“ — она была отрезана. Я загорелся идеей сделать из этого шестиструнную электрогитару. Дека была из дубовой доски, звукосниматели: нек — дроссель от люминесцентной лампы, бридж — катушка из электродвигателя», — говорит он.
После первой гитары парень наткнулся на сайт Instructables — ресурс, на котором мейкеры выставляют создавшие собственноручно проекты и описывают процесс работы над ними, и, посмотрев, как делают другие, подумал, что могу написать собственный воркфлоу.
«Нарисовал чертеж 1:1, рассчитал, где будет заканчиваться гриф с ладами, подобрал дерево, выложил его на эскизе и начал строить сквозной гриф. В этой конструкции я спешил и хотел увидеть, как все получится, скорее, поэтому пошел несколько иначе, не таким, каким иду сегодня. То есть, сначала сформировал форму, потом сделал гриф и накладку с ладами», — рассказывает Богдан.
Когда все было готово, он отшлифовал и покрыл инструмент масловоском, потом наступил этап шлифования и полировки. Последний этап — настройка ладов и установка фурнитуры. «Так я сделал восьмиструнный баритон из старой мебели и поддонов. На это ушло около семи месяцев. Но не просто создал — я отправился на международный конкурс от Instructables на лучший музыкальный мейкерский проект и занял первое место (всего было 129 участников, из которых отобрали 20 финалистов). Это очень мотивировало, придало веру в себя и продемонстрировало, что моя работа может кого-то заинтересовать», — говорит он.
Потом Богдана пригласили на мейкерское событие Kyiv Mini Maker Faire, где люди знакомились и презентовали свои изделия. Он принес три гитары, ноутбук и наушники, чтобы желающие могли поиграть и послушать звук. Был чудаком, который что-то собрал и теперь призывает добавляться к нему в друзья в Facebook.
На этом событии к нему подошел руководитель мастерской WokaWoka и предложил работать у него. «С тех пор я переместился с инструментами в более профессиональную среду для мейкерства. Потому что до этого приходилось работать дома, что не очень удобно», — рассказывает айтовец-мейкер.
Однако из-за атак русские мастерская оказалась под угрозой. 23 ноября 2022 года, когда россияне уничтожали энергетику и были самые массовые обстрелы, было попадание рядом с мастерской. Помещение расположено в промзоне — ракета попала в проходную, через которую заходят люди и транспорт.
В этот момент владелец мастерской покупал генератор, а другие работники были в дальнем цехе. «Когда я увидел фото с места происшествия, отпросился с работы и уехал на локацию. С фото создалось впечатление, что всем заготовкам конец, казалось, будто внутри был пожар, а пожарные наверняка выламывали двери, чтобы все там спасти. Но это я так представлял — на самом деле все было немного лучше. Дверь в мастерскую была вдавлена внутрь, а все окна выбиты. Когда я добрался до мастерской, мы с работниками заклеили окна и убрали внутри. И сегодня время от времени находим следы шрапнели на стенах, снаружи и внутри цеха», — рассказывает айтовец.
Богдан говорит, что делает мусорные инструменты не просто так. «Во-первых, чтобы получился хороший инструмент, нужна особая древесина. Это должен быть материал, высыхавший длительное время естественным путём. Поэтому мебель, которая стояла у кого дома годами, — идеальный вариант. Покупать такое сырье дорого, а вот подобрать у мусорки, куда люди сносят то, что им уже не нужно, можно бесплатно. Или можно забрать у друзей или знакомых, что они собираются выбросить. Во-вторых, давать вещам еще одну жизнь — это экологически. И, конечно, благодаря такому подходу у каждого инструмента есть собственная история», — объясняет создатель.
К примеру, однажды заказчик Богдана попросил гитару из красного дерева. «На этот раз мне не удалось найти ничего похожего на свалку, поэтому я стал смотреть на OLX. Нашел мужчину, который в 90-е делал ремонт во французском посольстве. И у него с тех пор остались массивы красного дерева, из которого он готовил подоконник. Эта древесина десятилетиями лежала у него в гараже, сушилась. Она идеально подошла как сырье для гитары: были куски сплошного дерева с соответствующим направлением волокон», — делится лайфхаками Тодчук.
Так создал инструмент, родом из французского посольства. А его первый бас имеет накладку грифа из дерева, что было на яхте, сто лет ходившей под парусом.
За все время работы он сделал 15 инструментов. На каждый из них в среднем айтовец тратит полгода.
Клиентов у Богдана немного, потому что «гитара или скрипка — это не изнашиваемые за год брюки, они с людьми остаются надолго». Но несмотря на это любимые заказчики, в частности — актер Игорь Дымов из киевского театра ДАХ, для которого айтовец реставрировал контрабас. Также для театра ремонтировал виолончель, а для Dakh Daughters — контрабас.
В основном разработчик фокусируется на гитарах: шесть, семь, восемь струн. «Особенно мне нравится делать мультимензуры (мензура — это часть струны, которая звучит во время игры; мультимензура — это особенность инструмента, когда размер мензуры не одинаков для всех струн — ред.). С каждым инструментом я улучшаю технологию изготовления», — говорит он.
В среднем гитара крафтового производства стоит 15000 грн. Заказчик дополнительно оплачивает струны, лады и т. д. И от этого стоимость может колебаться, потому что есть струны за 300 гривен, а есть за 3000. Разница — в десять раз, но и звук лучше примерно во столько же раз. Здесь уже вопрос, кому какое качество нужно.
Руководитель дизайн-отдела Intellias до деталей знает самолет, на котором пилотировал легендарный Призрак Киева и яростно ненавидит россию. История невероятного хобби айтишника