💳 Trustee Plus — твоя персональна картка європейського банку: 3 хвилини і 10 євро 👉
Олексій ДзюбаИстории
30 января 2024, 16:30
2024-01-30
Начинал с эротики, состояние как у Ахметова, есть связь с Unit City, не говорит, покинул ли рынок рф. Кто такой Ксавье Ньель, который хочет купить lifecell
Недавно стало известно, что владеющий NJJ Capital французский миллиардер Ксавье Ньель согласился заплатить $500 млн за украинское подразделение Turkcell Iletisim Hizmetleri AS, то есть мобильного оператора lifecell. Мы исследовали биографию эпатажного предпринимателя и рассказываем, на чем он заработал свое состояние, какая связь уже имеет с Украиной и как связана с рф.
56-летний Ксавье Ньель занимает 436-е место в списке Bloomberg Billionare Index с состоянием $6,04 млрд. Недалеко от него, но выше, расположился украинский олигарх Ринат Ахметов — 416-е место и сумма в $6,24 млрд. конец 2023-го года Ньель был 18-м самым богатым человеком Франции (имел $6,6 млрд против $193 млрд первого места).
Примечательно, что в 2015 году именно СКМ Ахметова продал 45% акций lifecell, которыми тогда владел, за $100 млн компании Turkcell (к соглашению она имела другие 55%). В целом lifecell работает на рынке Украины с 2005 года.
Обычно в прессе упоминаются два поворотных момента в биографии Ксавье, которые повлияли на его подход к бизнесу. Первый — подарок отца, работавшего консультантом по патентам в фармацевтической компании. В 14 лет юноша получил протокомпьютер — черную плиту Sinclair ZX81 с килобайтом памяти, без монитора и аудиокассетами для хранения информации. Это перевернуло его мир.
Вторая, не менее важная история в жизни будущего бизнесмена — это создание эротического чата в сети.
Эротика
В 1982 году, когда Ксавье было 15 лет, France Telecom выпустил на рынок устройство под названием Minitel. Каждый дом во Франции получал бесплатный терминал с доступом через телефонные линии к телефонному справочнику, службам почтовой доставки и регистрации билетов. В системе Minitel были почтовые ящики и доски объявлений.
Впоследствии Ньель помог разработать Minitel Rose — чат для виртуального секса, ставшего одним из самых прибыльных в новой сети. Его клиенты печатали эротические сообщения и ждали ответа, наращивая таким образом плату за телефон. «Там был только текст, без картинок. Для сегодняшних подростков это детский сад», — комментировал свою разработку в одном из интервью француз.
Далее Ксавье решил не поступать в университет и продавал вместе с друзьями программное обеспечение до своей разработки. Вскоре эротика в сети перестала быть табуированной и Minitel Rose стала неактуальной. К 1993 году парень вышел из этого бизнеса и основал Worldnet — первого интернет-провайдера Франции.
Бизнес
В 2000 году Ньель продал Worldnet. Это был самый разгар бума доткомов, сумма сделки составила более $50 млн. В свои 33 года он стал долларовым миллионером. В 2002 году его вторая интернет-компания, Free, продала первый в мире пакет услуг «три в одном» — телефон, телевидение и интернет. Услуга Freebox стоила 29,99 евро в месяц. Это была революция на тогдашнем рынке. Тройная услуга появится в Соединенных Штатах только через три года.
Таким образом, Ксавье потеснил главных конкурентов — France Telecom и Vivendi. Этот шаг утроил цену акций Iliad (группа компаний, начавшая работать под брендом Free) в течение следующих двух лет, захватив 19% рынка мобильной (и четверть фиксированной) связи и увеличив количество абонентов с нуля до 13 млн.
Сегодня базовыми для Iliad являются 3 страны, в которых он предоставляет телеком-услуги.
— Под брендом Free во Франции (14,8 млн абонентов мобильной связи, 7,3 млн абонентов фиксированного интернета);
— Под брендом iliad в Италии (10,4 млн абонентов мобильной связи, 170 000 абонентов фиксированного интернета);
— Под брендом Play в Польше (12,9 млн. абонентов мобильной связи, 2 млн. абонентов фиксированного интернета).
Также Ньель является владельцем операторов связи Monaco Telecom (Монако), Salt Mobile (Швейцария) и Eir (Ирландия). В Liad работает более 17 400 сотрудников, компания сгенерировала доход в 8,4 млрд евро в 2022 году и выросла в выручке на 10,1% за 9 месяцев прошлого года.
Украина
В 2013 году во Франции Ксавье Ньель основал некоммерческий проект — школу программирования Ecole 42 («Школа 42»). В Украине филиал «Школы 42» открыли в 2016 году на базе Unit City Василия Хмельницкого под названием «Unit Factory». Заведение готовило специалистов в сфере ИТ по системе обучения Peer-to-Peer (P2P), где каждый студент одновременно был и учителем, который мог делиться опытом и знаниями с другими студентами. Обучение в заведении было бесплатным, при условии завершения курса и работы на территории Украины 3 года.
В первый год существования проекта на обучение во французском кампусе отправились 20 000 студентов. А впоследствии заведение положило начало собственной франшизной программе. К началу этого по франшизе работают 47 кампусов в 26 странах. В Украине школа проработала до мая 2020 года и закрылась. Среди главных причин — неприятие обучения без учителей, интенсивный отбор студентов (бывало обучение по 12 часов в день), тяжелая ситуация с COVID-19. После закрытия «Фабрики» на ее месте вырос ucode — уже платная школа программирования,
Связь с россией
Двое школ-партнеров еще до начала полномасштабной войны были расположены в стране-агрессоре россии — в москве и Казани под названием «Школа 21». Проект финансировал «Сбербанк». Впоследствии школы решили открыть в Новосибирске и Сургуте.
Французская школа не ответила на запрос DOU о том, продолжают ли россияне платить деньги за пользование франшизой.
На сайте «Школы 42» россии нет в списке партнеров. При этом государства-террориста также нет в списке стран, покинутых организациями (как это, например, было в Палестине и Ливане).
В 2020 году вышло интервью с тогдашней CEO российской «Школы 21» Светланой Инфимовской. В нем было сказано, что «независимо от страны, все придерживаются одной методики». В LinkedIn Светлана пишет, что «Школа 21» — это «корпоративный IT-университет второго по величине банка страны». Меньше чем за год учебному заведению удалось обучить более 1000 сотрудников и более 300 внешних участников. Сегодня в России можно подать заявку на обучение в «Школе 21».
«Это время, чтобы стоять за страну. Даже не думайте о своей зарплате». Интервью с CEO lifecell Исметом Языджи
CEO мобильного оператора lifecell Исмет Язиджи — из Северного Кипра. Но через пять лет жизни в Украине он так привык к месту, что ассоциирует эту страну со своим вторым домом. Исмет обожает Киев. И на прошлой неделе сюда вернулся. Он был поражен тем, что увидел.