15% знижка до кінця березня! Рекламуйся в Telegram-каналі dev.ua 👉
Марія БровінськаРабота
28 июня 2022, 15:03
2022-06-28
«Закрыть офис не значит закрыть бизнес». Почему IT-компании отказываются от рабочего пространства во время войны
IT-компании еще с начала пандемии начали переходить на формат remote first или же вообще отказываться от офисов, удерживать которые в условиях, когда туда никто не ходит, нерационально.
Война усилила антиофисный тренд и перебазировала айтишников в коворкинги в безопасных регионах или вовсе склонила к отказу от традиционных офисных пространств. dev.ua пообщался с владельцами. компаний, отказавшихся от офисов, и выслушала их аргументы.
IT-компании еще с начала пандемии начали переходить на формат remote first или же вообще отказываться от офисов, удерживать которые в условиях, когда туда никто не ходит, нерационально.
Война усилила антиофисный тренд и перебазировала айтишников в коворкинги в безопасных регионах или вовсе склонила к отказу от традиционных офисных пространств. dev.ua пообщался с владельцами. компаний, отказавшихся от офисов, и выслушала их аргументы.
Владислав Савченко, Founder IT-компании Powercode
«Наличие офиса точно не означает наличие успешной компании, классной команды и хорошей прибыли»
За время локдаунов в нашей команде появились люди из 12 городов Украины и два офиса — в Запорожье (около 1000 кв.м) и Киеве (около 300 кв. м). Когда Россия напала на Украину, мы всего на пару дней выпали из рабочих задач: каждый решал свои проблемы с релокейтом, после чего активно продолжили свою работу. Конечно, война — это новое для нас явление, было непонятно, сможет ли вообще компания выжить, и как она будет существовать в таких условиях. Коронакризис научил нас работать из разных уголков Украины, и мы смогли отлично отработать 117 дней над производством продуктов.
Почти сразу стало ясно, что в офис никто не придет.
После трех месяцев войны бизнес не потерял свою функциональность без физических рабочих мест в офисе, кучу рабочих станций, которые просто стоят на столах и стареют, и огромного количества вспомогательной техники и мебели.
Проанализировав расходы и доходы компании, я решил снизить затраты, не влияющие на количество производимого компанией продукта. Такими издержками стала аренда офисов. Сложнее всего в этот момент было трезво оценить ситуацию и цифры. Ведь в запорожский офис проинвестировали около $150 000, в киевский — около $30 000. Кроме того, команда вложила много энергии в обустройство просторов: самостоятельно расставляли мебель, разрисовывали стены, обустраивали рабочие места.
Сегодня команда Powercode возобновила довоенный темп работы и продолжает работать из разных регионов. Мы живем в прогрессивное время, где все проявления должны быть виртуальными, а линии коммуникации должны быть сглажены, чтобы избавиться от излишней бюрократии и не потерять скорость производства. Наличие офиса точно не означает наличие успешной компании, классной команды и хорошей прибыли.
Максим Прохоров, Founder & CEO PM Partner
«Мы отказались от офиса навсегда»
Укомпании были офисы в Харькове, Одессе и Киеве. После начала войны в Харькове и Одессе сотрудников почти не осталось, поэтому офисы пустовали. В столице сотрудников было больше, однако недостаточно для того, чтобы и дальше содержать помещение — около 70% команды разбросаны по разным странам. Было принято решение о закрытии рабочих пространств.
Послепобеды Украины возвращаться к работе в офисе компания не планирует.
Офис открывать больше не будем, максимум кабинет в ковркинге, чтобы можно было проводить встречи. Сейчас средства, сэкономленные на аренде помещения, отправляем на нужды нескольких бригад в ВСУ.
Виктория Чучина, CEO & Founder Digital Data Consulting
«Если у компании не настроены процессы коммуникации и командной работы, то ни один офис не поможет»
В преддверии войны команда Digital Data Consulting сменила свой офис в Киеве на больший, и как раз занимались его обустройством — развешивали картины и организовывали простор для эффективной работы. События 24 февраля заставили изменить отношение к отдаленной работе и полностью переехать в online.
Решение о закрытии офиса было, прежде всего, обусловлено вопросами безопасности наших сотрудников.
Прекрасный офис на последнем этаже офисного центра радует своими видами в мирное время, однако в текущих условиях несет в себе много рисков. Начиная с возможных прилетов до банальной невозможности пользоваться лифтами во время тревоги.
Офис не является ни требованием, ни гарантией эффективной работы. Если у компании не настроены процессы коммуникации и командной работы, то ни один офис не поможет. А учитывая тот факт, что переходя на online, мы получаем дополнительное время, которое раньше тратили на дорогу в офис, вариантов быть успешными, работая online, гораздо больше.
Чтобы не терять связь с командой, работая в своих хоумофисах, на сэкономленные деньги, компания закупила немного брендированной продукции. Остальные средства инвестировали в волонтерские проекты и помощь армии.
Никита Попов, Founder & CEO PM Digital
«Вкладывать в офис больше нет желания»
До войны компания PM Digital арендовала дизайнерский пентхаус в Киеве. Первое время после вторжения россии помещение оставалось в распоряжении команды. Но довольно быстро стало ясно, что в этом нет смысла. Ведь офис регулярно посещало всего 2-3 человека. Даже во времена Covid-19 процент сотрудников, работавших в офисе, был гораздо выше.
Решение о закрытии офиса лично для меня стало непростым, потому что это была часть меня, я многое вкладывал в то, чтобы сделать крутую и удобную локацию для людей.
Первые несколько дней моя эффективность как специалиста значительно снизилась. Если говорить о сотрудниках, им очень сложно из-за войны, из-за турбулентности, которую переживает компания, из-за потери уровня дохода. Думаю, дома им даже лучше, потому что рядом есть близкие, которые поддерживают, на это у меня лично пока не хватает ресурса.
Вкладывать больше в офис, мебель, всевозможные «плюшки» (настольный теннис, иксбокс, настольный футбол, зона релакса и т. д.) нет желания. Кроме того, надо учиться на своих ошибках: я вкладывал для отдачи и людей, а остался с барахлом на своих складах. Сейчас пытаюсь распродать эти вещи, больше нет идей, что с ним делать.
Однозначно пока не готов рассматривать вариант, где мы строим обширную инфраструктуру в рамках одной страны.
Как мы поняли, не офис важен, а сам человек. Если он крутой специалист, то сможет работать где угодно. А если это лентяй, который только жалуется на плохую жизнь, то он даже в самом крутом офисе будет сидеть часами и просто пить кофе.
Когда у человека есть мотивация, он будет работать где угодно и когда угодно. На старте карьеры я работал и в метро, и на полу, и в парке — было все равно на условия, если нужно найти решение.
Сейчас многие на рынке разленились, хотят не работать, но получать очень много. При этом на каждом шагу кричат, что работы нет. Она есть в большом количестве, но только для крутых специалистов.
IT-предприниматель Владислав Савченко инвестировал 1 млн грн в производство бронежилетов для ВСУ и ТрО. Произведенный в Запорожье броник 4+ класса стоит всего $100
У IT-предпринимателя, основателя компаний Powercode, Goodex24Pl, президента Европейской ассоциации программной инженерии Владислава Савченко новый проект — он вложил 1 млн грн в производство бронежилетов для ВСУ. Владислав рассказал dev.ua историю нового вектора своей деятельности — производство броников он организовал всего за несколько недель.