Черняк плачет. ІТшник за год создал онлайн-супермаркет с гипермаржой
Запорожский IT-бизнесмен создал первый в Украине онлайн-супермаркет. Бизнес взлетел. Предприниматель на пути к миллиарду. Инвесторы выстроились в очередь.
Запорожский IT-бизнесмен создал первый в Украине онлайн-супермаркет. Бизнес взлетел. Предприниматель на пути к миллиарду. Инвесторы выстроились в очередь.
Год назад, в марте–апреле 2020-го, первый общенациональный локдаун превратил работу магазинов и сервисов доставки в коллапс. Zakaz.ua, Glovo, Raketa и даже добровольцы с Kabanchik.com не справлялись с количеством заказов. В супермаркетах для заказа продуктов приходилось бронировать время на несколько дней вперед.
Самоизолированные покупатели паниковали, а украинские ритейлеры, схватившись за голову, стали экстренно продумывать, как упорядочить доставку товаров в карантин.
На тот момент у IT-предпринимателя, основателя компании Powercode, президента Европейской ассоциации программной инженерии Владислава Савченко было, что им предложить. Но голоса его никто не слышал. Или не хотел слышать.
Поэтому Савченко решил обойтись без партнеров — создал новый ритейл-формат для Украины — онлайн-супермаркет Foodex24.
За год оборот нового столичного бизнеса Савченко увеличился в 15 раз. К новому нетипичному ритейлеру выстраиваются очереди из поставщиков, а вскоре Foodex24 появится в других городах и за рубежом.
Он обошел профессиональных ритейлеров стороной и раскрутился сам. Вот это поворот! Даже опыт и связи старожила рынка не понадобились. Как так вышло у бизнесмена Савченко? В чем изюминка? Ведь доставлять товары — не космическая наука. Все уже изобретено до нас.
Сейчас все расскажем!
Переговоры с ритейлерами оказались непродуктивными. И в какой-то момент Владислав осознал: ждать никого не стоит.
Бизнесмен начал реализовывать свою задумку без партнеров. Но с большим количеством платных советчиков.
Сегодня часть консультирующих стартап- специалистов работают в штате компании.
А чтобы подкрепить в себе уверенность в начатом, бизнесмен запустил YouTube-челленж — создать супермаркет за 14 дней.
«Во что бы то ни стало! И у меня получилось», — рассказывает он.
Каждый свой шаг Савченко описывал в детальном влоге на YouTube. И такая медийность сработала: к проекту подключались волонтеры, а также Foodex24 заинтересовались инвесторы.
«Я стал суперменом, который никогда не занимался торговлей. Айтишником, который продает еду», — улыбаясь, рассказывает Савченко.
Уже на первых неделях проекта, говорит бизнесмен, он получил 57 предложений инвестиций с минимальным чеком в $100 тыс, максимальным — $1 млн.
Тогда он не согласился, и не жалеет об этом.
Хотя своих кровных, признается бизнесмен, пришлось вложить очень много — уже $1,6 млн. Из них $200 тыс — в покупку экспертизы (консалтинг), $600-700 тыс. — в программный продукт, и еще столько же — в оборудование, логистику, аренду, закупку товаров.
Новоиспеченный ритейлер решил сделать ставку на клиентов сегмента «средний+».
Брать решили безотказным сервисом. Весь товар с сайта Foodex24 всегда в наличии, уверяет Савченко. То, чего вдруг не оказалось, быстро довозится, заменяется. Идет постоянная работа над ошибками. И на стороне покупателя они уже не видны.
А в большинстве служб доставки клиентам приходится самим общаться с малознакомыми сборщиками корзины покупок и курьерами — тратить время на уточняющие вопросы о заказе.
В компании ежедневно подряжены 30 автомобилей, которые работают по принципу Uber для продуктов — через специальное приложение для водителей. И количество транспорта может увеличиваться в случае необходимости. Таким образом, в компании нет проблем с поиском курьеров, как в сервисах доставки. Все товары доставляются в течение максимум 1,5 часа.
Идеальный продукт — «божество, которого не существует». Так теперь говорит Владислав. Он лично на себе ощутил трансформацию из аутсорса в продуктовый бизнес.
И признается, что в продуктовом бизнесе всегда есть, что улучшать.
На момент запуска онлайн-супермаркета Foodex24 в Украине не было игроков с подобной модель.
Приход товара, его качество, логистика, склад, колл-центр — все из одних рук.
Но поскольку бизнес создавался в кратчайшие сроки, не обошлось и без неприятностей.
Факап 1. Бизнес в Киеве по Zoom. Савченко рассказывает, что проект создавала команда из нескольких десятков человек, которые находились в разных городах. «У нас команда сидела частично в Киеве и в Харькове, кто-то — в Запорожье и Днепре. Мы по Zoom строили бизнес в Киеве», — вспоминает он. Такая рассредоточенность вносила свои коррективы. Если бы вся команда была в одном месте, было бы проще.
Сейчас для сотрудников компании оборудовано специальное помещение вблизи складов. Команда закупщиков, категорийные менеджеры, маркетинг теперь сидят вместе.
Факап 2. Ассортиментный. Изначально, говорит Савченко, супермаркет запускался с ассортиментом в 850 наименований. Этого оказалось мало: покупатели часто не находили нужный товар и уходили.
Вместо этого команда сначала боролась с конверсией на сайте, но проблема была не в этом.
Уже сейчас он понимает, насколько рост ассортимента влияет на количество покупок, их частоту, средний чек, количество товаров в чеке.
Для сравнения: при запуске средний чек в Foodex24 при запуске был 700-800 грн, сейчас он достигает 1500 грн. Средний чек в АТБ при этом составляет около 100 грн., в Сильпо и Новусе — 200-300 грн.
Факап 3. Логистический. Поскольку запускать бизнес нужно было максимально быстро, у предпринимателей не было времени выбирать удобные локации. И первый склад оказался очень неудобным.
Это был склад площадью 300 м. кв., и три холодных склада по 60 м. кв. каждый. Все было рассредоточено, а людей — мало. «Приходилось бегать», — вспоминает бизнесмен.
Сейчас проблема решена: Foodex24 переехал в более удобное помещение, арендовав около 2 тыс. кв. м. складов в столице, вблизи UnitCity. Часть оборудования докупили сами: четыре промышленных холодильника, морозильные камеры.
Что такое онлайн-супермаркет Foodex24 через год после запуска? По словам Савченко, от старта и до сегодня проект вырос в 15 раз: количество доставок выросло с 20 до 300 в день. «Мы прирастаем от 15% до 30% в месяц в деньгах, количество клиентов увеличивается. Но мы стартап и я хочу расти в 2-3 раза», — говорит он. Но пока желания и реальность далеки друг от друга.
По словам основателя сервиса, оборот компании составляет 15 млн. грн. в месяц, а к декабрю Foodex24 планирует достичь показателя в 40-50 млн. грн. в месяц. Он нацелен преодолеть миллиардную отметку по итогам года.
Маржа сейчас — 26%. Планы к концу года — 32-35%. Для сравнения — в 2019 году, по данным Forbes Украина, рентабельность продаж АТБ составила 4%, Novus — 2%, а сервис доставки zakaz.ua работает с маржинальностью порядка 10%.
Предпосылки к достижению амбициозных целей имеются: количество доставок за год выросло в 15 раз — с 20 до 300 в день, а себестоимость логистики снизилась с 200 грн. за заказ на старте до 80 грн. за заказ сейчас.
Об окупаемости в Foodex24 пока не думают. Главная задача — масштабироваться. Тем временем проект уже генерирует больше $100 тыс «отчетной» прибыли в месяц, рассказывает Савченко. Но компания зарабатывает пока меньше, чем вкладывает.
Однако основатель уверяет, что бизнес может работать в плюс уже сейчас. Просто есть желание постоянно тратить деньги на его апгрейды.
Только на доработку софта в части мобильных приложений уходит $50 тыс. в месяц.
CRM-система съедает еще $15 тыс.
«Если все эти затраты срезать, получим привлекательный плюсовый бизнес, который будет приносить около $10 000-15 000 в месяц», — делится стартапер.
Коммерческий директор Zakaz.ua Евгений Нетреба говорит, что цели Foodex24 вполне реальны. «Маржинальность бизнеса в их модели и правда более высокая, чем в других», — говорит он. Но чтоб ее поддерживать, нужно инвестировать большие ресурсы в маркетинг малоизвестного пока на рынке онлайн-ритейлера, добавляет Нетреба.
Маркетинг-директор одной из крупнейших ритейл сетей на условиях анонимности (комментировать конкурентов в отрасли не принято) говорит, что среди рисков развития проекта — стереотипное недоверие покупателей к онлайн-шопингу продуктов у малоизвестного ритейлера.
Очередь из поставщиков, желающих работать с новым супермаркетом, растет. Среди контрагентов Foodex24 — такие продуктовые гиганты как МХП, «Эпикур», «Кока-Кола», Pepsi, «Данон» и другие.
Все опрошенные dev.ua поставщики довольны сотрудничеством. А некоторые даже перенаправляют на сайт и соцсети Foodex24 собственные маркетинговые бюджеты на продвижение новых категорий товаров и не жалеют об этом.
Доля Foodex24 на рынке продуктового ритейла пока незначительна — всего 0,1%. Но если учесть, что на онлайн приходится пока только 0,6-0,7% покупки продуктов в магазинах, то бизнес Савченко на нынешнем этапе — среди таких же новичков, как и он сам.
Владислав Савченко сделал свою ставку. Но подобная идея, как оказалось, пришла в голову не только ему. В январе запустился онлайн-супермаркет Cooker с доставкой 30 минут.
Идея принадлежит инвестору и бизнесмену Денису Парамонову, владельцу мясоперерабатывающего бизнеса SMK Group. Реализацией идеи в коммерческий проект занимался Виталий Яницкий, управляющий партнер GOlab. Доставку удалось запустить через 30 дней с момента принятия решения об открытии онлайн-супермаркета.
Останавливаться на столичных клиентах Foodex24 не собирается. В ближайших планах — выход в новые города и на зарубежный рынок. В частности, рассказывает Савченко, до июля Foodex24 запустится в Виннице и Львове.
«Из Винницы было много запросов, там запустимся малой кровью, с небольшим бюджетом», — поясняет выбор основатель Foodex24.
Выбор Львова также не случаен: это город расположен близко к заграничному подразделению компании, которое запустится до конца лета в польском Быдгоще. В необычном формате.
Польский оффлайн-магазин будет связан с dark store, из которого будут идти отгрузки клиентам.
Такой же формат планируется в скором времени в Киеве. Пока компания готовится к открытию нового склада на Левом берегу столицы.
В перспективе, когда компания начнет генерировать стабильную прибыль, Foodex24 планирует создать собственный автопарк, а также рассматривает поглощение конкурентов — других брендов онлайн-доставки.
К гиперактивному Foodex24 присматриваются не только ритейлеры и онлайн-агрегаторы, но и инвестиционные фонды. Сейчас, по словам Савченко, ведутся переговоры с пятью инвестиционными фондами. А прошлой осенью к компании было несколько предложений о покупке.
«Самое щедрое из них — $3 млн. Но мы еще подождем», — заключает Савченко.