Черняк плачет. ІТшник за год создал онлайн-супермаркет с гипермаржой

Запорожский IT-бизнесмен создал первый в Украине онлайн-супермаркет. Бизнес взлетел. Предприниматель на пути к миллиарду. Инвесторы выстроились в очередь.

Черняк плачет. ІТшник за год создал онлайн-супермаркет с гипермаржой

Запорожский IT-бизнесмен создал первый в Украине онлайн-супермаркет. Бизнес взлетел. Предприниматель на пути к миллиарду. Инвесторы выстроились в очередь.

Год назад, в марте–апреле 2020-го, первый общенациональный локдаун превратил работу магазинов и сервисов доставки в коллапс. Zakaz.ua, Glovo, Raketa и даже добровольцы с Kabanchik.com не справлялись с количеством заказов. В супермаркетах для заказа продуктов приходилось бронировать время на несколько дней вперед. 

Самоизолированные покупатели паниковали, а украинские ритейлеры, схватившись за голову, стали экстренно продумывать, как упорядочить доставку товаров в карантин. 

На тот момент у  IT-предпринимателя, основателя компании Powercode, президента Европейской ассоциации программной инженерии Владислава Савченко было, что им предложить. Но голоса его никто не слышал. Или не хотел слышать.

«Мы обращались ко всем крупным сетям, писали письма Ашану, Метро, общались с топами Сильпо, АТБ», — рассказывает он. Но, как это часто бывает, с ответом ритейл-гиганты не спешили.

Поэтому Савченко решил обойтись без партнеров — создал новый ритейл-формат для Украины — онлайн-супермаркет Foodex24.

За год оборот нового столичного бизнеса Савченко увеличился в 15 раз. К новому нетипичному ритейлеру выстраиваются очереди из поставщиков, а вскоре Foodex24 появится в других городах и за рубежом.

Он обошел профессиональных ритейлеров стороной и раскрутился сам. Вот это поворот! Даже опыт и связи старожила рынка не понадобились. Как так вышло у бизнесмена Савченко? В чем изюминка? Ведь доставлять товары — не космическая наука. Все уже изобретено до нас.

Сейчас все расскажем!

Фото — архив Владислава Савченко

Мегачеллендж, или как все начиналось

Переговоры  с ритейлерами оказались непродуктивными. И в какой-то момент Владислав осознал: ждать никого не стоит. 

Бизнесмен начал реализовывать свою задумку без партнеров. Но с большим количеством платных советчиков. 

«Всего у меня параллельно работало пять консалтеров: коммерческий (категорийный менеджмент, товарная матрица), два — по процессам, логистический и консалтинг по маркетингу», — вспоминает предприниматель.

Сегодня часть консультирующих стартап- специалистов работают в штате компании. 

А чтобы подкрепить в себе уверенность в начатом, бизнесмен запустил YouTube-челленж — создать супермаркет за 14 дней. 

«Во что бы то ни стало! И у меня получилось», — рассказывает он.

Фото — архів Владіслава Савпенко

Каждый свой шаг Савченко описывал в детальном влоге на YouTube. И такая медийность сработала: к проекту подключались волонтеры, а также Foodex24 заинтересовались инвесторы. 

«Я стал суперменом, который никогда не занимался торговлей. Айтишником, который продает еду», — улыбаясь, рассказывает Савченко. 

Уже на первых неделях проекта, говорит бизнесмен, он получил 57 предложений инвестиций с минимальным чеком в $100 тыс, максимальным — $1 млн. 

«Евгений Черняк (владелец алкогольного холдинга Global Spirits) предлагал купить в проект 100 машин в обмен на долю в бизнесе, на нас смотрел фонд Виктории Тигипко ТА Ventures», — приводит примеры Савченко. 

Тогда он не согласился, и не жалеет об этом. 

Хотя своих кровных, признается бизнесмен, пришлось вложить очень много — уже  $1,6 млн. Из них $200 тыс — в покупку экспертизы (консалтинг), $600-700 тыс.  — в программный продукт, и еще столько же — в оборудование, логистику, аренду, закупку товаров. 

Новоиспеченный ритейлер решил сделать ставку на клиентов сегмента «средний+».

«Мы — сервис, который помогает остаться сытым. Доставка к холодильнику, не просто магазин», — рассказывает основатель бизнеса.

Брать решили безотказным сервисом. Весь товар с сайта Foodex24  всегда в наличии, уверяет Савченко. То, чего вдруг не оказалось, быстро довозится, заменяется. Идет постоянная работа над ошибками. И на стороне покупателя они уже не видны. 

А в большинстве служб доставки клиентам приходится самим общаться с малознакомыми сборщиками корзины покупок и курьерами — тратить время на уточняющие вопросы о заказе. 

В компании ежедневно подряжены 30 автомобилей, которые работают по принципу Uber для продуктов — через специальное приложение для водителей. И количество транспорта может увеличиваться в случае необходимости. Таким образом, в компании нет проблем с поиском курьеров, как в сервисах доставки. Все товары доставляются в течение максимум 1,5 часа. 

Три основные модели работы на рынке доставки продуктов

Классическая. Когда ассортимент, цены, качество товара в онлайне абсолютно идентичны тому, что покупатель может самостоятельно выбрать на полках ритейлера. Все операционные процессы по сборке/упаковке также происходят на территории самого магазина, а ассортимент при этом превышает 25 000 — 30 000 товарных позиций. Для Клиента это возможность купить продукты в любимом магазине онлайн без наценки. В такой модели работают Zakaz.ua, Glovo, службы доставки ритейлеров.

Работа из собственного склада большого формата (более 1 тыс. м. кв.). Такому игроку нужно полностью заниматься формированием ассортимента (порядка 10 000 SKU), закупками, соблюдением санитарно-гигиенических норм, контролем и списанием товаров, у которых истек срок годности. Заниматься ценообразованием, внедрять системы складского учета и обеспечивать логистику до клиента. Все эти процессы очень дорогие и тяжело масштабируемы. В этой модели работает Foodex24.

Работа из маленьких по размеру складов по всему городу. В данной модели ассортимент меньше (от 3 000 SKU), а также необходимо управлять всеми процессами, но в большем масштабе. Здесь преимуществом  для клиента будет получение заказа оперативно — до 60 минут. Финансовый результат такой модели зачастую негативный.

Три факапа на старте

Идеальный продукт — «божество, которого не существует». Так теперь говорит Владислав. Он лично на себе ощутил трансформацию из аутсорса в продуктовый бизнес.

И признается, что в продуктовом бизнесе всегда есть, что улучшать. 

Фото — Архив Владислава Саченко

На момент запуска онлайн-супермаркета Foodex24 в Украине не было игроков с подобной модель.

 «Это — dark store. Мы хотели полностью контролировать цепочку создания ценности для клиента», — отмечает новоиспеченный ритейлер. 

Приход товара,  его качество, логистика, склад, колл-центр — все из одних рук. 

Но поскольку бизнес создавался в кратчайшие сроки, не обошлось и без неприятностей.

Факап 1. Бизнес в Киеве по Zoom. Савченко рассказывает, что проект создавала команда из нескольких десятков человек, которые находились в разных городах. «У нас команда сидела частично в Киеве и в Харькове, кто-то — в Запорожье и Днепре. Мы по Zoom строили бизнес в Киеве», — вспоминает он. Такая рассредоточенность вносила свои коррективы. Если бы вся команда была в одном месте, было бы проще.

Сейчас для сотрудников компании оборудовано специальное помещение вблизи складов. Команда закупщиков, категорийные менеджеры, маркетинг теперь сидят вместе. 

Факап 2. Ассортиментный. Изначально, говорит Савченко, супермаркет запускался с ассортиментом в 850 наименований. Этого оказалось мало: покупатели часто не находили нужный товар и уходили. 

«А нужно было запускаться сразу с хорошим ассортиментом — до 2500 позиций», — отмечает бизнесмен.

Вместо этого команда сначала боролась с конверсией на сайте, но проблема была не в этом. 

Уже сейчас он понимает, насколько рост ассортимента влияет на количество покупок, их частоту, средний чек, количество товаров в чеке. 

Для сравнения: при запуске средний чек в Foodex24 при запуске был 700-800 грн, сейчас он достигает 1500 грн. Средний чек в АТБ при этом  составляет около 100 грн., в Сильпо и Новусе — 200-300 грн. 

Факап 3. Логистический. Поскольку запускать бизнес нужно было максимально быстро, у предпринимателей не было времени выбирать удобные локации. И первый склад оказался очень неудобным. 

«Мы посмотрели около 150 объявлений, и выбрали в итоге совсем неоптимальный склад», — рассказывает Савченко. 

Это был склад площадью 300 м. кв., и три холодных склада по 60 м. кв. каждый. Все было рассредоточено, а людей — мало. «Приходилось бегать», — вспоминает бизнесмен. 

Сейчас проблема решена: Foodex24 переехал в более удобное помещение, арендовав около 2 тыс. кв. м. складов в столице, вблизи UnitCity.  Часть оборудования докупили сами: четыре промышленных холодильника, морозильные камеры. 

Бизнес на миллиард

Что такое онлайн-супермаркет Foodex24 через год после запуска?  По словам Савченко, от старта и до сегодня проект вырос в 15 раз: количество доставок выросло с 20 до 300 в день. «Мы прирастаем от 15% до 30% в месяц в деньгах, количество клиентов увеличивается. Но мы стартап и я хочу расти в 2-3 раза», — говорит он. Но пока желания и реальность далеки друг от друга. 

По словам основателя сервиса, оборот компании составляет 15 млн. грн. в месяц, а к декабрю Foodex24 планирует достичь показателя в 40-50 млн. грн. в месяц. Он нацелен преодолеть миллиардную отметку по итогам года. 

Маржа сейчас — 26%. Планы к концу года — 32-35%. Для сравнения — в 2019 году, по данным Forbes Украина, рентабельность продаж АТБ составила 4%, Novus — 2%, а сервис доставки zakaz.ua работает с маржинальностью порядка 10%.

«Мы строим единорога, наша задача двигаться быстрее», — амбициозно говорит Савченко.

Предпосылки к достижению амбициозных целей имеются: количество доставок за год выросло в 15 раз — с 20 до 300 в день, а себестоимость логистики снизилась с 200 грн. за заказ на старте до 80 грн. за заказ сейчас.

Об окупаемости в Foodex24 пока не думают. Главная задача — масштабироваться. Тем временем проект уже генерирует больше $100 тыс «отчетной» прибыли в месяц, рассказывает Савченко. Но компания зарабатывает пока меньше, чем вкладывает. 

Однако основатель уверяет, что бизнес может работать в плюс уже сейчас. Просто есть желание постоянно тратить деньги на его апгрейды.  

Только на доработку софта в части мобильных приложений уходит $50 тыс. в месяц.

CRM-система съедает еще $15 тыс.

«Если все эти затраты срезать, получим привлекательный плюсовый бизнес, который будет приносить около $10 000-15 000 в месяц», — делится стартапер. 

Что думают конкуренты и партнеры?

Коммерческий директор Zakaz.ua Евгений Нетреба говорит, что цели Foodex24 вполне реальны. «Маржинальность бизнеса в их модели и правда более высокая, чем в других», — говорит  он. Но чтоб ее поддерживать, нужно инвестировать большие ресурсы в маркетинг малоизвестного пока на рынке онлайн-ритейлера, добавляет Нетреба.

Маркетинг-директор одной из крупнейших ритейл сетей на условиях анонимности (комментировать конкурентов в отрасли не принято) говорит, что среди рисков развития проекта — стереотипное недоверие покупателей к онлайн-шопингу продуктов у малоизвестного ритейлера.

«Люди в большинстве своем привыкли трогать руками все, что собираются купить, особенно если это касается скоропортящихся товаров или весовых продуктов без упаковки», — говорит он. 

Фото — Архив Владислава Савченко

Очередь из поставщиков, желающих работать с новым супермаркетом, растет. Среди контрагентов Foodex24 — такие продуктовые гиганты как МХП, «Эпикур», «Кока-Кола», Pepsi, «Данон» и другие.

Все опрошенные dev.ua поставщики довольны сотрудничеством. А некоторые даже перенаправляют на сайт и соцсети Foodex24 собственные маркетинговые бюджеты на продвижение новых категорий товаров и не жалеют об этом. 

«Они дают хорошие заказы по объему, постоянно выполняют свои обязательства, а в нестандартных ситуациях идут на сотрудничество», — говорит Артем Мищенко, менеджер ТМ «Эпикур».

Доля Foodex24 на рынке продуктового ритейла пока незначительна — всего 0,1%. Но если учесть, что на онлайн приходится пока только 0,6-0,7% покупки продуктов в магазинах, то бизнес Савченко на нынешнем этапе — среди таких же новичков, как и он сам.  

Не один такой

Фото — архив Владислава Саченко

Владислав Савченко сделал свою ставку. Но подобная идея, как оказалось, пришла в голову не только ему. В январе запустился онлайн-супермаркет Cooker с доставкой 30 минут.

Идея принадлежит инвестору и бизнесмену Денису Парамонову, владельцу мясоперерабатывающего бизнеса SMK Group. Реализацией идеи в коммерческий проект занимался Виталий Яницкий, управляющий партнер GOlab. Доставку удалось запустить через 30 дней с момента принятия решения об открытии онлайн-супермаркета.

Что дальше? 

Останавливаться на столичных клиентах Foodex24 не собирается. В ближайших планах — выход в новые города и на зарубежный рынок.  В частности, рассказывает Савченко, до июля Foodex24 запустится в Виннице и Львове. 

«Из Винницы было много запросов, там запустимся малой кровью, с небольшим бюджетом», — поясняет выбор основатель Foodex24. 

Выбор Львова также не случаен: это город расположен близко к заграничному подразделению компании, которое запустится до конца лета в польском Быдгоще. В необычном формате. 

«На Польшу мы выделили $500 000. Это будет магазин формата „Магазин у дома“ с эксклюзивным ассортиментом — 80% украинских товаров», — говорит бизнесмен.

Польский оффлайн-магазин будет связан с dark store, из которого будут идти отгрузки клиентам. 

Такой же формат планируется в скором времени в Киеве. Пока компания готовится к открытию нового склада на Левом берегу столицы. 

В перспективе, когда компания начнет генерировать стабильную прибыль, Foodex24 планирует создать собственный автопарк, а также рассматривает поглощение конкурентов — других брендов онлайн-доставки. 

«Наша задача — получить всю органику из интернета, чтобы с 5-6 брендами занять 60% рынка онлайн-запросов», — рассказывает Савченко.

К гиперактивному Foodex24 присматриваются не только ритейлеры и онлайн-агрегаторы, но и инвестиционные фонды. Сейчас, по словам Савченко, ведутся переговоры с пятью инвестиционными фондами. А прошлой осенью к компании было несколько предложений о покупке. 

«Самое щедрое из них — $3 млн. Но мы еще подождем», — заключает Савченко.

Хочете повідомити важливу новину? Пишіть у Telegram-bot.

А також підписуйтесь на наш Telegram-канал.