💳 Trustee Plus — твоя персональна картка європейського банку: 3 хвилини і 10 євро 👉
Олексій ДзюбаВойна
17 апреля 2022, 19:17
2022-04-17
Как не помогать россии с разведкой. Рассказываем что такое система OSINT и какие у нее правила
16 апреля войска россии нанесли ракетный удар по цеху столичного «Киевского бронетанкового завода». Атаку совершили после сюжета на телеканале 1+1. После этого в сети разгорелась дискуссия или виновные в обстреле журналисты, которые могли стать корректировщиками огня. Ответ на этот вопрос дает система OSINT, которая сегодня является обязательной частью деятельности украинских журналистов.
28 марта украинские и иностранные журналисты обратились к президенту Украины Владимиру Зеленскому, Офису президента, Министерству обороны Украины и другим госструктурам с заявлением о случаях травли журналистов из-за необоснованных обвинений в «корректировке огня» врага.
О том, что проблема инсирует, и говорить нечего. Иногда на нервах и эмоциях журналистов угрожают расстрелять своих же мирных жителей, относясь к ним как к сосланным агентам. А они только выполняют свою работу. И даже не смотря на это, наши журналисты выполняют украинское законодательство и руководствуются здравым смыслом снимая сюжеты и делая фото. При этом иностранные журналисты периодически позволяют себе транслировать обстрелы или последствия в прямом эфире. Выходят двойные стандарты. В таких условиях нужно помнить о разведке на основе открытых источников (Open source intelligence) или сокращенно OSINT.
Что такое OSINT
Это технология получения и использования военной, политической, экономической и другой информации из открытых источников, без нарушения законов. Она используется для принятия решений в сфере национальной обороны и безопасности, расследований и т. д.
Такая технология предполагает поиск информации, ее регистрацию, учет и анализ, хранение и распространение информации, обеспечение безопасности информации и презентацию результатов исследований. Первоначальная информация из открытых источников после ее аналитической переработки может стать ценными знаниями, особенно в условиях войны.
Этот ролик больше года назад запостило Западное территориальное управление Нацгвардии. Он прекрасно показывает, как работает сбор данных из открытых источников:
Как работает OSINT во время войны
Оптимальным способом получения информации является визуальное наблюдение. Однако для этого требуется большой человеческий ресурс. К тому же, украинская контрразведка и другие правоохранительные органы ловят вражеских разведчиков, поэтому это велик риск. В таких условиях разведка по открытым источникам (OSINT) становится заменителем использования агентов-наблюдателей.
Армия, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки и другие службы россии имеют соответствующие подразделения, связь с коммерческими компаниями и своими наемниками, которые анализируют онлайн-источники, ищут, идентифицируют и обрабатывают данные. Об этом свидетельствует как контент российских YouTube-каналов, выходивший до 24 февраля и отдельные телеграммы-каналы, которые сейчас распространяют результаты OSINT–исследований позиций украинских военных.
Сделанный журналистами и блоггерами контент собирается из сети с помощью специальных автоматизированных систем. Его систематизируют и анализируют особые люди. Среди информации, которую ищут следующим образом:
— Привязка любых объектов к местности;
— Успешность воздушных или артиллерийских ударов;
— Результаты ударов и состояние инфраструктуры (aftermath);
— Эмоциональные изречения людей, попадающих на камеру;
— Люди, которые можно идентифицировать.
Как журналисту не стать «корректировщиком огня»
Конкретного указания, когда можно снимать разрушения после обстрела нет. Потому что мы не знаем, когда будет следующий удар. Существует общая рекомендация армии — обнародовать материалы из мест обстрелов с задержкой в 12 часов. Также можно снимать, когда враг не может повредить больше, чем уже повредил.
Любую часть фото/видео можно использовать для сбора данных. Поэтому обычно происходит тесное сотрудничество с военными, разрешающими или запрещающими снимать объект или его части. Кроме того, важно, чтобы сам журналист понимал сегодняшние последствия своей работы в разрезе OSIN. Так он узнает, как враг может использовать его работу.
Еще одно правило — согласовывать публикации, в которых идет речь о последствиях ударов врага с военными. Да, это не всегда возможно, однако согласие на публикацию будет означать, что ситуация находится под контролем. Если речь идет о съемках военных или военных объектах, то здесь не обойтись без разрешения на съемку и доступ от командира подразделения.
Правила не только для журналистов, но и для всех, кто производит контент
С началом полномасштабного вторжения россии работу журналистов ограничили. Ограничения касаются распространения информации о силах и средствах обороны Украины. Это закреплено в приказе главнокомандующего Вооруженными силами Украины от 03.03.2022 № 73 «Об организации взаимодействия между Вооруженными силами Украины и представителями средств массовой информации на время действия правового режима военного состояния».
Указ не распространяется на освещение вопросов, не связанных с вооруженными силами Украины и организацией обороны страны. Однако в условиях войны с рф, любая информация должна быть неоднократно проверена перед публикацией на предмет ненанесения ущерба ВСУ и гражданскому населению.
Вот главные правила:
— В соцсетях, в публичных выступлениях и комментариях для СМИ не называть точных целей и объектов впечатления.
— Не нужно сообщать, что у нас нет противовоздушной обороны на конкретном участке фронта и указывать географические данные.
— Не разглашать публично, что для заезда в город осталась безопасна только одна дорога, и называть, какая именно.
— Не размещать фото или видео местности, где был обстрел или упал снаряд или публиковать видео с летящими ракетами, моментами попадания снарядов и т. д.
— Не публиковать видео с опознавательными знаками: таблички с названиями улиц, номерами домов, крупные магазины и супермаркеты, станции метро, заводы и предприятия.
— Нельзя публиковать кадры работы украинской противовоздушной обороны.
— Если вы стали случайным очевидцем и хотите сообщить о случившемся, то дайте название населенному пункту, где произошел авиаудар. Не указывайте фотоснимки, не прикрепляйте фотоснимки или видео.
— После воздушной тревоги и обстрелов можно зафиксировать повреждение здания или объектов инфраструктуры. Но все съемки должны быть крупным планом, чтобы местность невозможно было определить.
— Не сообщайте номера школ, больниц, детских садов, супермаркетов или других объектов.