Що під капотом в Uklon? Слухай TechPower Podcast 🎧
Ярослав ДмитренкоCтартап
12 августа 2021, 08:25
2021-08-12
Днепрянин научил считать в уме 100 000 человек. Как работает школа цифровой ментальной арифметики
На рынке образовательных услуг ментальная арифметика занимает не последнее место, а житель Днепра Юрий Новоселов оцифровал технологию ее преподавания раньше японцев — изобретателей соробана — деревянных счетов, с помощью которых ведется обучение этой технике.
Получив американский и мировой патенты на свое изобретение, украинский предприниматель планирует развернуть межконтинентальную экспансию. Хотя и сейчас его успехи выглядят внушительно: филиалы в 7 странах и более 100 000 учеников менее чем за 10 лет обучения.
В 1995 году Юрий Новоселов окончил радиофизический факультет Днепровского госуниверситета. Как у любого человека, закончившего высшее учебное заведение в середине 90-х, его трудовой путь был неустойчивым. Сначала он занимался наладкой станков с ЧПУ, сборкой компьютеров, затем торговлей электротехническим оборудованием. Последняя работа позволяла иметь свободный график и дала возможность построить собственный бизнес. Им стало создание школы ментальной арифметики «Соробан», в которой ежегодно обучаются около 20 тысяч человек от 5 до 80 лет и старше.
Как все начиналось
В 2012 году у меня гостил друг из Турции. О чем разговаривают взрослые люди? Конечно, хвастаются детьми. И мой собеседник с гордостью рассказал, как его сын складывает в уме трехзначные числа. Для меня тогда это стало шоком, и я твердо решил, что хочу этим заниматься. Поехал в Турцию учиться ментальной арифметике и уже в процессе заметил, что из 8 детей в классе считают только двое. Иначе говоря, японская методика, которая пошла по миру и стала очень популярной в Турции, Малайзии и других странах, была не эффективной.
Тогда я начал копать глубже и понял, в чем проблема. Отсутствует поэтапное освоение материала, дети работают по учебникам. И это в 10-х, а тепер уже и в 20-х годах XXI века!
Классическая японская методика работает на талантливых, упорных, усидчивых людей, которые готовы заниматься каждый день по часу-полтора. Но сами понимаете, это не то что не наш украинский вариант, это вообще не вариант. Я понял, что работа должна идти от простого к сложному, однозначно завязываться на IT и быть интересной и геймофицированной.
Аудиотренажер для счета
Для начала я разработал тренажер, который повторяет последовательность того, что дети делают на уроке. Они не отвлекаются на счеты и бумагу, примеры хорошо поставленным голосом озвучивает диктор, а дети их решают. По мере того, как задания выполняются, они усложняются и одновременно ускоряется процесс вычисления.
На следующем этапе я создал тренажер, который адаптируется на индивидуальные результаты каждого ребенка. Они у детей разные не потому что один умнее, а другой — нет, а потому что у них по-разному развита зрительная память. Одному легче представлять счеты, а другому сложнее. Тренажер учитывает слабые места каждого ученика и дает ему дополнительные задания. На этой стадии результаты значительно улучшаются.
Математика плюс электроника
Даже самый внимательный педагог может не заметить, что ученик решил какую-то задачу неправильно. Поэтому мне как преподавателю надо знать, как двигаются пальцы, с какой скоростью решает примеры каждый ребенок. Без электроники невозможно это зафиксировать и выдать каждому ученику индивидуальное домашнее задание. Поэтому я решил разработать электронные счеты, которые собирают всю информацию.
К примеру, ребенок решил пример правильно. Сразу же подсветился зеленый индикатор, а на сервер ушло время, за которое он выполнил задачу. У ребенка появилась мотивация решать еще быстрее. А если ответ не правильный, то косточка счетов, которая оказалась не на месте, зажглась красным цветом. И в домашнем задании ученик получит именно тот пример, в котором ошибся на уроке.
Конкуренция с гаджетами
Для моей школы очень важен «пробег» учеников. Один прошел весь курс, а другой ушел после первого занятия. Так вот, при полном двухгодичном курсе обучения у меня средний показатель — один год. Я знаю закрытые статистики различных образовательных курсов и считаю, что это очень неплохо.
У меня сейчас обучается моя дочка, ей 5 лет. Наблюдаю за ней не как директор, а как родитель. И вижу, как ей хочется получить очередную карточку дополненной реальности. У меня есть целая коллекция карточек «дедушки Соробана» в различных ипостасях. Например, дед-футболист, который после выполнения недельного домашнего задания начинает набивать мяч. Поэтому решение о том, ходить или не ходить на занятия, как правило, принимают не родители, а дети. Хотя мы пиццу не делаем и в снежки не играем.
Сейчас я придумал еще и собственную валюту — «монеты Соробан». Их дети будут зарабатывать за каждое выполненное задание и тратить в нашем магазине сувениров. Конечно, хотелось бы в этом случае привлечь и сторонних людей. Если владелец какого-нибудь парка развлечений будет принимать мои монеты, то получит дополнительную аудиторию, а я –большую ценность для детей. Ведь для меня ключевым является мотивация подопечных: учиться и делать домашние задания.
Пандемия и занятия онлайн
До Covid я полностью отрицал возможность эффективных занятий онлайн. Но пандемия заставила нас прыгнуть выше головы и переработать весь софт. Теперь дети удаленно работают в группах с электронными счетами, а учитель видит на мониторе, как передвигает косточки каждый ребенок. То есть, все происходит точно также, как и в школьном классе.
К началу локдауна у нас было несколько готовых технологий. Надо было их только «склеить» и запустить. Поэтому уже через месяц у меня были полноценные онлайн-занятия.
Захватываем мир
У меня достаточно крупная школа в Канаде. Мы начинали там с украинской диаспоры, но сейчас большинство детей — коренные канадцы, не говорящие ни по-русски, ни по-украински. А одна из моих главных целей сейчас — Япония. Мы участвовали там в крупной образовательной выставке и получили очень важные контакты. Подписали договор с одной из старейших компаний на нашу тему.
Это признание от мирового лидера, который хочет быть нашим партнером. В Японии 10 тысяч школ ментальной арифметики, но японцы, как ни странно, люди не очень технологичные. Над ними довлеет груз традиций. Это как в США, где придуманы ApplePay и GooglePay, но, как выяснилось, только 20% торговых точек принимают их платежи. В Японии для занятий ментальной арифметикой обязательно используют счеты, причем не пластиковые, а деревянные, а также учебники. Японцы очень консервативны, но компания, с которой мы общаемся, является законодателем моды и понимает, что последняя печатная машинка была лучшей в своем роде, но это ее не спасло.
На Востоке бизнес строится так, что я могу быть сто раз умным и красивым, но если за меня никто не попросит и меня не приведут за руку, то я никто. В Китае не признают чужие патенты и могут в огромных количествах штамповать электронные счеты, как только они станут популярными. Но они же очень аккуратно относятся к своей интеллектуальной собственности. И если я имею китайский патент, то ни одно нормальное предприятие не возьмется за их производство, потому что КНР достаточно жестко реагирует на нарушение своего авторского права. Поэтому в Китай надо идти со своим национальным патентом и сильным местным партнером.
Гора патентов
Теперь в США никто не может завезти или изобрести там мои счеты. Производить, например, в Японии, может, но завозить в США или изобрести — не может. А вот для того, чтобы избежать производства копий, я должен присутствовать в каждой стране и ограничивать права на производство там.
Для этого, на основе американского, получают мировой патент. Это обычная бюрократическая процедура. Мировой патент дает возможность национального патентования по процедуре PCT. Я могу выбрать любую страну и патентоваться там.
Дословный ответ: «Эксперту понятно, что никакой компьютер не может улучшить качество обучения». Где-то в это время заплакал директор курсов по программированию. Но эффект новизны был утерян, и мой тренажер с полной копией алгоритмов только в Украине скопировали 4 компании, не говоря уже о зарубежных. Поэтому я решил не рисковать и подался в США через патентного поверенного по ускоренной процедуре. И не ошибся.
Математика для пенсионеров
Чего я добился той программой? Доказал, что система работает, и что вопрос не в счете, а в тренировке памяти и внимания.
И тесты показали интересные результаты. Были люди, которые ходили просто пообщаться, а были те, которые выполняли домашние задания и вели себя вполне серьезно. Так вот, у последних в 2-3 раза увеличилась концентрация внимания, скорость реакции и т. д.
Что дальше?
Пока мы продолжаем развиваться на свои деньги. Мы достаточно успешная компания, не идем на дно без чужих финансов, но понимаем, что для развития на мировых рынках нужны инвестиции. Я разговаривал с крупными инвесторами. И мне сказали: продай 10 тысяч своих счет на одном из рынков первой тройки — США, Германия, Япония — и мы с удовольствием в тебя вложимся.
Моя первая цель — Япония. Будет там нормальный результат, буду разговаривать с инвесторами. Но не на этапе ангельском или pre-seed, а чтобы сразу зайти на раунд Б и получить объективную оценку.
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).
Хочешь стать 3D-художником в геймдеве и создавать героев, которые покорят сердца игроков? 5 курсов, которые помогут это осуществить
Мечтаете попасть в геймдев, чтобы оживлять героев и рисовать фантастические объемные образы, которые увлекали бы и детей, и взрослых? Тогда вам в 3D. Но этому придется поучиться. И dev.ua знает, где начать и как улучшить скилы уже умеющим художникам.
Пространство и время, герои греческих мифов и права женщин: подборка курсов для расширения кругозора + книги
Онлайн-школы и международные платформы предлагают различные курсы по программированию, дизайну, менеджменту и другим современным специальностям. Но где найти курсы, которые помогут разобраться в знаменитых греческих героях и прокачают ваши знания по философии и истории? Собрали для вас подборку бесплатных курсов, которые точно сделают вас самым эрудированным в компании.
Mate Academy предлагает бесплатные IТ-курсы. Оплата будет только после найма
Часто, после посещения онлайн-курсов, остро встает вопрос о трудоустройстве. И некоторые онлайн-школы обещают помощь в этом вопросе, но часто это выглядит только, как подборка вакансий. Income Share Agreement создал новые правила: занятия на курсе бесплатные, а оплата перечисляется только после официального трудоустройства. На примере украинской школы Mate Academy разобрали, как это работает, и приводим три программы, которые будут полезны новичкам.