Днепрянин научил считать в уме 100 000 человек. Как работает школа цифровой ментальной арифметики

На рынке образовательных услуг ментальная арифметика занимает не последнее место, а житель Днепра Юрий Новоселов оцифровал технологию ее преподавания раньше японцев — изобретателей соробана — деревянных счетов, с помощью которых ведется обучение этой технике. 

Днепрянин научил считать в уме 100 000 человек. Как работает школа цифровой  ментальной арифметики

На рынке образовательных услуг ментальная арифметика занимает не последнее место, а житель Днепра Юрий Новоселов оцифровал технологию ее преподавания раньше японцев — изобретателей соробана — деревянных счетов, с помощью которых ведется обучение этой технике. 

Получив американский и мировой патенты на свое изобретение, украинский предприниматель планирует развернуть межконтинентальную экспансию. Хотя и сейчас его успехи выглядят внушительно: филиалы в 7 странах и более 100 000 учеников менее чем за 10 лет обучения. 

В 1995 году Юрий Новоселов окончил радиофизический факультет Днепровского госуниверситета. Как у любого человека, закончившего высшее учебное заведение в середине 90-х, его трудовой путь был неустойчивым. Сначала он занимался наладкой станков с ЧПУ, сборкой компьютеров, затем торговлей электротехническим оборудованием. Последняя работа позволяла иметь свободный график и дала возможность построить собственный бизнес. Им стало создание школы ментальной арифметики «Соробан», в которой ежегодно обучаются около 20 тысяч человек от 5 до 80 лет и старше. 

Юрий Новоселов. Фото — facebook.com/iurii.novoselov

Как все начиналось

В 2012 году у меня гостил друг из Турции. О чем разговаривают взрослые люди? Конечно, хвастаются детьми. И мой собеседник с гордостью рассказал, как его сын складывает в уме трехзначные числа. Для меня тогда это стало шоком, и я твердо решил, что хочу этим заниматься. Поехал в Турцию учиться ментальной арифметике и уже в процессе заметил, что из 8 детей в классе считают только двое. Иначе говоря, японская методика, которая пошла по миру и стала очень популярной в Турции, Малайзии и других странах, была не эффективной. 

Научить считать на счетах за два дня можно любого, а вложить в мозг — нельзя. Я легко научу теории любого взрослого, но от этого он не будет складывать в уме трехзначные числа. 

Тогда я начал копать глубже и понял, в чем проблема. Отсутствует поэтапное освоение материала, дети работают по учебникам. И это в 10-х, а тепер уже и в 20-х годах XXI века! 

Классическая японская методика работает на талантливых, упорных, усидчивых людей, которые готовы заниматься каждый день по часу-полтора. Но сами понимаете, это не то что не наш украинский вариант, это вообще не вариант. Я понял, что работа должна идти от простого к сложному, однозначно завязываться на IT и быть интересной и геймофицированной. 

Аудиотренажер для счета

Для начала я разработал тренажер, который повторяет последовательность того, что дети делают на уроке. Они не отвлекаются на счеты и бумагу, примеры хорошо поставленным голосом озвучивает диктор, а дети их решают. По мере того, как задания выполняются, они усложняются и одновременно ускоряется процесс вычисления. 

На следующем этапе я создал тренажер, который адаптируется на индивидуальные результаты каждого ребенка. Они у детей разные не потому что один умнее, а другой — нет, а потому что у них по-разному развита зрительная память. Одному легче представлять счеты, а другому сложнее. Тренажер учитывает слабые места каждого ученика и дает ему дополнительные задания. На этой стадии результаты значительно улучшаются.  

Математика плюс электроника

facebook.com/soroban.ua/photos

Даже самый внимательный педагог может не заметить, что ученик решил какую-то задачу неправильно. Поэтому мне как преподавателю надо знать, как двигаются пальцы, с какой скоростью решает примеры каждый ребенок. Без электроники невозможно это зафиксировать и выдать каждому ученику индивидуальное домашнее задание. Поэтому я решил разработать электронные счеты, которые собирают всю информацию.

К примеру, ребенок решил пример правильно. Сразу же подсветился зеленый индикатор, а на сервер ушло время, за которое он выполнил задачу. У ребенка появилась мотивация решать еще быстрее. А если ответ не правильный, то косточка счетов, которая оказалась не на месте, зажглась красным цветом. И в домашнем задании ученик получит именно тот пример, в котором ошибся на уроке.  

Конкуренция с гаджетами

Для моей школы очень важен «пробег» учеников. Один прошел весь курс, а другой ушел после первого занятия. Так вот, при полном двухгодичном курсе обучения у меня средний показатель — один год. Я знаю закрытые статистики различных образовательных курсов и считаю, что это очень неплохо. 

У меня сейчас обучается моя дочка, ей 5 лет. Наблюдаю за ней не как директор, а как родитель. И вижу, как ей хочется получить очередную карточку дополненной реальности. У меня есть целая коллекция карточек «дедушки Соробана» в различных ипостасях. Например, дед-футболист, который после выполнения недельного домашнего задания начинает набивать мяч. Поэтому решение о том, ходить или не ходить на занятия, как правило, принимают не родители, а дети. Хотя мы пиццу не делаем и в снежки не играем. 

Сейчас я придумал еще и собственную валюту — «монеты Соробан». Их дети будут зарабатывать за каждое выполненное задание и тратить в нашем магазине сувениров. Конечно, хотелось бы в этом случае привлечь и сторонних людей. Если владелец какого-нибудь парка развлечений будет принимать мои монеты, то получит дополнительную аудиторию, а я –большую ценность для детей. Ведь для меня ключевым является мотивация подопечных:  учиться и делать домашние задания. 

facebook.com/soroban.ua/photos

Пандемия и занятия онлайн

До Covid я полностью отрицал возможность эффективных занятий онлайн. Но пандемия заставила нас прыгнуть выше головы и переработать весь софт. Теперь дети удаленно работают в группах с электронными счетами, а учитель видит на мониторе, как передвигает косточки каждый ребенок. То есть, все происходит точно также, как и в школьном классе.   

К началу локдауна у нас было несколько готовых технологий. Надо было их только «склеить» и запустить. Поэтому уже через месяц у меня были полноценные онлайн-занятия. 

Захватываем мир

У меня достаточно крупная школа в Канаде. Мы начинали там с украинской диаспоры, но сейчас большинство детей — коренные канадцы, не говорящие ни по-русски, ни по-украински. А одна из моих главных целей сейчас — Япония. Мы участвовали там в крупной образовательной выставке и получили очень важные контакты. Подписали договор с одной из старейших компаний на нашу тему.

Если учесть, что Япония — родоначальник ментальной арифметики, это все равно, что в программировании заключить договор с Биллом Гейтсом. 

Это признание от мирового лидера, который хочет быть нашим партнером. В Японии 10 тысяч школ ментальной арифметики, но японцы, как ни странно, люди не очень технологичные. Над ними довлеет груз традиций. Это как в США, где придуманы ApplePay и GooglePay, но, как выяснилось, только 20% торговых точек принимают их платежи. В Японии для занятий ментальной арифметикой обязательно используют счеты, причем не пластиковые, а деревянные, а также учебники. Японцы очень консервативны, но компания, с которой мы общаемся, является законодателем моды и понимает, что последняя печатная машинка была лучшей в своем роде, но это ее не спасло.      

На Востоке бизнес строится так, что я могу быть сто раз умным и красивым, но если за меня никто не попросит и меня не приведут за руку, то я никто. В Китае не признают чужие патенты и могут в огромных количествах штамповать электронные счеты, как только они станут популярными. Но они же очень аккуратно относятся к своей интеллектуальной собственности. И если я имею китайский патент, то ни одно нормальное предприятие не возьмется за их производство, потому что КНР достаточно жестко реагирует на нарушение своего авторского права. Поэтому в Китай надо идти со своим национальным патентом и сильным местным партнером. 

Гора патентов

Теперь в США никто не может завезти или изобрести там мои счеты. Производить, например, в Японии, может, но завозить в США или изобрести — не может. А вот для того, чтобы избежать производства копий, я должен присутствовать в каждой стране и ограничивать права на производство там.

Для этого, на основе американского, получают мировой патент. Это обычная бюрократическая процедура. Мировой патент дает возможность национального патентования по процедуре PCT. Я могу выбрать любую страну и патентоваться там. 

В Украине было бы логично получить патент первым, но у меня уже был негативный опыт. Мне отказали в оформлении изобретенного мной тренажера для устного счета.

Дословный ответ: «Эксперту понятно, что никакой компьютер не может улучшить качество обучения». Где-то в это время заплакал директор курсов по программированию. Но эффект новизны был утерян, и мой тренажер с полной копией алгоритмов только в Украине скопировали 4 компании, не говоря уже о зарубежных. Поэтому я решил не рисковать и подался в США через патентного поверенного по ускоренной процедуре. И не ошибся.  

Математика для пенсионеров

facebook.com/soroban.ua/photos

Чего я добился той программой? Доказал, что система работает, и что вопрос не в счете, а в тренировке памяти и внимания.

Если ко мне приведут ребенка, то через два года он станет лучше, даже если ничего не будет делать. Потому что так природа приказала. Со стариками этот фокус не проходит. Им надо дать что-то очень серьезное и сильное. 

И тесты показали интересные результаты. Были люди, которые ходили просто пообщаться, а были те, которые выполняли домашние задания и вели себя вполне серьезно. Так вот, у последних в 2-3 раза увеличилась концентрация внимания, скорость реакции и т. д.  

Что дальше?

Пока мы продолжаем развиваться на свои деньги. Мы достаточно успешная компания, не идем на дно без чужих финансов, но понимаем, что для развития на мировых рынках нужны инвестиции. Я разговаривал с крупными инвесторами. И мне сказали: продай 10 тысяч своих счет на одном из рынков первой тройки — США, Германия, Япония — и мы с удовольствием в тебя вложимся.

Моя первая цель — Япония. Будет там нормальный результат, буду разговаривать с инвесторами. Но не на этапе ангельском или pre-seed, а чтобы сразу зайти на раунд Б и получить объективную оценку.

Нужно ли кодерам академическое образование? Отвечают айтишники
Нужно ли кодерам академическое образование? Отвечают айтишники
По теме
Нужно ли кодерам академическое образование? Отвечают айтишники
Недопрограммисты. Как и зачем IT-компании конкурируют с вузами
Недопрограммисты. Как и зачем IT-компании конкурируют с вузами
По теме
Недопрограммисты. Как и зачем IT-компании конкурируют с вузами

Хочете повідомити важливу новину? Пишіть у Telegram-bot.

А також підписуйтесь на наш Telegram-канал.