«Війна забрала в мого покоління 10 років життя». Як вчитись IT зараз та після війни 💻
Отдел новостейВойна
8 апреля 2022, 13:21
2022-04-08
Что предполагает новый «план Маршалла» для Украины с акцентом на IT. Главное из интервью экономиста Романа Шереметы
Украинский экономист Роман Шеремета еще несколько месяцев назад открывал в Киеве Американский университет, где должны учиться айтишники и менеджеры. Однако российское вторжение полностью изменили планы Романа, меценатов и инвесторов проекта.
Нелавно Шеремета дал большое интервью DOU. Публикуем интересные тезисы из разговора.
Украинский экономист Роман Шеремета еще несколько месяцев назад открывал в Киеве Американский университет, где должны учиться айтишники и менеджеры. Однако российское вторжение полностью изменили планы Романа, меценатов и инвесторов проекта.
Нелавно Шеремета дал большое интервью DOU. Публикуем интересные тезисы из разговора.
О курсе гривны
Почему нам не стоит сильно беспокоиться о курсе доллара к гривне? Потому что помощь, поступающая Украине снаружи, — долларовая. У нас есть большое предложение долларов на рынке, и даже если будет большим спросом, цена все равно будет стабильной.
О падении ВВП
Есть разные оценки падения нашего ВВП — кто-то говорит и о 30%. И согласно некоторым оценкам, в долгосрочном периоде мы говорим о падении ВВП и разрушенной инфраструктуре, оцениваемой в сотни миллиардов долларов.
К тому же сейчас будет посевная, которую пытается сорвать РФ, уничтожая зернохранилища в Украине. Потому мы не можем расслабляться в плане экономики. На короткий период у нас есть запасы, мы были частично готовы, Запад нам помог, но надо рассчитывать, что предстоит довольно тяжелый период истории. И нужно сделать все, чтобы экономика работала даже в период войны.
О замороженных ЗВР рф
Золото-валютный резерв России можно оценить в $600 млрд. Но его большую часть заморозили западные партнеры Украины, и Россия оказалась в неудобной ситуации. Этот замороженный золото-валютный резерв будет использоваться в качестве репарации через международные суды. Я думаю, мы заберем эти средства для развития Украины.
Также к россиянам перестали заходить денежные переводы в международной валюте. Мы знаем об их фондовом рынке — в Украине его не существовало как такового, соответственно наши акции почти не продавались, нечему обваливаться, а в России фондовый рынок был. К примеру, в Великобритании «Сбербанк», газовые и нефтяные компании россии в один день потеряли более 90% своей стоимости, а некоторые получили фактически нулевую стоимость. Это дополнительный негативный стимул для России.
Перспективы — в IT и АПК
Все понимают, насколько Украина важна для мира в аграрном плане, но я с вами соглашаюсь на все 100%, что мы должны переориентировать нашу экономику, потому что я вижу IТ-индустрию как ведущую отрасль Украины, а аграрную сферу — на втором месте. Конечно, хотелось бы, чтобы вторая была промышленность, но до этого нам нужно еще дойти.
Айтишники очень мобильны. Мои друзья из ІТ-отрасли уже работают на два фронта: помогают как волонтеры и выполняют свою обычную работу. Даже мои друзья, которые находятся в армии, все равно в свободное время пишут код.
Украина — одна из лучших стран в плане IT-специалистов. И государству следует стратегически подумать, как это развивать в будущем.
Об условиях труда для айтишников
Можно говорить об индустриальных парках, где для ІТ-компаний будут существовать определенные преференции с точки зрения налоговой системы. К примеру, мы можем изменить налоги и систематически помочь ІТ-сфере иметь лучшие налоговые льготы, чем в других.
Я не думаю, что нужно предоставлять субсидии айтовцам, но можно сделать хорошие налоговые льготы на определенный период, чтобы помочь развивающимся компаниям.
Во-вторых, мы должны помочь айтишникам найти доступ к быстрому венчурному капиталу. Для этого можно создать конкретные государственные и частные фонды. Пригласить тот самый EPAM, являющийся одной из компаний, помогающих нам открыть Американский университет в Киеве. Недавно ЕРАМ заявил, что выделит $100 млн в поддержку своих украинских сотрудников.
Одним из наиболее эффективных способов использования таких сумм средств является предоставление грантовой помощи командам, работающим над созданием новых ІТ-компаний и стартапов.
Нужно помочь создать законодательство и условия, чтобы наши компании могли легко выходить на зарубежные IPO и продаваться на тамошних биржах, и чтобы законодательство позволяло легко и флюидно создавать головные офисы в Украине, параллельно имея офисы в Делавере, Сиэтле и т. д.
Поэтому, когда мы говорим о каких-то льготах, речь здесь идет о систематическом подходе к стимулированию ІТ-индустрии.
Мы занимаемся новым планом Маршалла для Украины с акцентом на IT-индустрии.
Об обоснованном Востоке
Мы понимаем, что больше всего финансов на восстановление инфраструктуры нам потребуется на востоке. В краткосрочной перспективе у нас будет вливание денег странами Запада, но в долгосрочной, чтобы развивать этот регион, нам нужны будут налоги и чтобы там работали компании. А если мы говорим о том, что сейчас там почти нет компаний, то стратегически этот дисбаланс замедлит восстановление городов на востоке.
Следует экономически равноценно развивать всю территорию Украины. Когда мы говорим об определенных стимулах для ІТ-индустрии, они могут быть диспропорциональными для востока и запада Украины, чтобы создать условия, чтобы ІТ-компании возвращались на восток. Компания может формально зарегистрироваться в Харькове, а реально работать в Ивано-Франковске или Львове и таким образом получать дополнительные преференции.
Нам нужно будет сесть и глобально подумать, как правильно это сделать, чтобы не наломать дров.
О миллионе долларов на студентов UAK
Официально Американский университет открывается 1 сентября, и наш первый поток должен был стартовать уже 15 марта у здания Речного вокзала. Но из-за войны и эвакуации это не удалось сделать, учеба приостановлена.
Мы решили, что откроемся в сентябре в онлайн-формате, чтобы не быть привязанными к конкретному зданию. Это не проблема, наоборот — это конкурентное преимущество.
Учитывая ситуацию в Украине, сейчас существует много грантовых программ от США и остального мира для Украины. Я и наши партнеры встречаемся с представителями Международного банка, USAID, других программ, чтобы получить максимальные стипендии для студентов из Украины, чтобы сделать обучение для них бесплатным в течение 1–2 лет.
Нам следует привлекать международных преподавателей, профессоров. Надеюсь, у нас будут преподаватели из МИТ и других ведущих университетов мира, в том числе из Университета Аризоны, ведь это наши партнеры. Но такая учеба достаточно дорогая, у нас она должна стоить $8 тысяч в год, но мы будем стараться максимально покрыть это стипендиями — возможно, даже полностью.
Мы найдем миллионы долларов, которые нужны, чтобы украинские студенты в период войны и восстановления украинского государства имели возможность получить лучшее образование в мире, находясь в Украине.
Мы внесли определенные коррективы по программам. Открываем School of Digital Technologies и School of Business Administration. В первой будет две программы — Master’s Software Engineering и Bachelor’s Software Engineering.
Если думать о Computer Science, то это будет больше касаться hardware, и мы понимаем, что для этого нужны лаборатории и физическое пространство, а с этим сейчас могут возникнуть проблемы. Поэтому мы остановились на Software Engineering.
В School of Business Administration будут два направления, магистратура и бакалаврская программа — Global Management и Business Administration.
«Я как бомж ходил по подвалу и искал хоть пакет или половую тряпку, чтобы надеть на себя». История айтишника, выехавшего из разбомбленного Изюма
На Reddit пользователь с ником strong_dragonfly_972 опубликовал историю о том, как эвакуировался из Изюма в Харьковской области, где сейчас идут ожесточенные бои. dev.ua публикует историю парня от первого лица, чтобы сохранить эмоции и настроение украинца.