«Шит хеппенс, а любовь — навсегда»: как «Киевстар» приходит в себя после атаки и почему его так поддерживает бизнес
На прошлой неделе «Киевстар» подвергся самой масштабной хакерской атаке в телеком-отрасли. Нигде в мире никогда так мощно не атаковали мобильного оператора. Миллионы украинцев и тысячи бизнес-клиентов компании внезапно остались без связи и интернета. И если частные абоненты по-разному отреагировали на отсутствие связи, то бизнес быстро запустил флешмоб в поддержку «Киевстара» — десятки компаний начали желать «Киевстару» скорейшего восстановления всех услуг.
На прошлой неделе «Киевстар» подвергся самой масштабной хакерской атаке в телеком-отрасли. Нигде в мире никогда так мощно не атаковали мобильного оператора. Миллионы украинцев и тысячи бизнес-клиентов компании внезапно остались без связи и интернета. И если частные абоненты по-разному отреагировали на отсутствие связи, то бизнес быстро запустил флешмоб в поддержку «Киевстара» — десятки компаний начали желать «Киевстару» скорейшего восстановления всех услуг.
Что случилось?
«Киевстар» наравне с другими объектами критической инфраструктуры Украины, такими как энергетика, транспорт, финансы, государственные цифровые сервисы, стал мишенью для атак российских хакеров.
«Мы с начала полномасштабного вторжения наблюдаем рост кибератак на IT-инфраструктуру „Киевстар“, их численность уже идет на сотни. К сожалению, в этот раз атака была успешной», — заявил президент «Киевстар» Александр Комаров.
Позже разведка Великобритании назвала атаку на «Киевстар» одним из самых масштабных деструктивных кибератак на украинские сети с начала полномасштабного российского вторжения.
Как отреагировал бизнес?
Одним из первых публично поддержал «Киевстар» CEO Comfy Игорь Хижняк. Он написал в фейсбуке: «„Киевстар“, мы с вами! Сил и выдержки всей вашей команде и как можно быстрее восстановиться и исправить все последствия атаки! Мы пока переключили сервисы и поддержку на резервные каналы и мессенджеры, но вернемся сразу после вашего восстановления. Потому что шит хеппенс, а любовь — навсегда».
Публично признался «Киевстару» владелец ТРЦ Dream Town и основатель БФ «Жизнелюб»Гарик Корогодский. «Мне кажется, что „Киевстар“ у меня с рождения. И самое время ему сделать предложение. Ибо при жизни он стал мне родным. Семья „Киевстара“ мы это испытание пройдем вместе и легко», — написал он.
Также поддержал оператора учредитель Fedoriv Group Андрей Федоров. «У меня скоро юбилей. В феврале будет 25 лет моему номеру от „Киевстар“. Неизменный. Единственный. Считаю это признаком хорошего поведения и надежности. Как моей, так и „Киевстара“. За эти годы не было ни одного серьезного факапа. А мелочи они всегда и у всех есть. Держитесь! Сегодня „С мыслями о вас“», ― отметил он в сообщении.
Совладелец «Новой почты» Владимир Поперешнюкпожелал «Киевстару» поскорее восстановиться и выразил веру в то, что команда оператора преодолеет все. «Можно ли быть готовым ко всему? Можно закупить генераторы у всех терминалов и отделений. Можно запастись топливом и установить дополнительные резервуары. Можно провести резервные линии интернета и закупить генераторы подрядчикам, закупить старлинки на случай отсутствия интернета. Можно дублировать провайдеров, чтобы гарантировали нам связь с клиентом в любых условиях, а на почтоматы ставить автономные блютуз-приборы и аккумуляторы, чтобы обеспечивать движение посылок в полной темноте и отсутствие мобильной связи. Но можно ли быть готовым к кибератакам? Сегодняшний опыт «Киевстар» показал, что подготовиться на 100% невозможно. Но нужно работать и над кибербезопасностью и снижать риски от потенциальных атак. Мы желаем «Киевстару» поскорее восстановиться. Верим в вас, коллеги! ― отметил он.
Самым лаконичным в поддержке был владелец корпорации «Биосфера» Андрей Здесенко. После возобновления голосовой связи он назвал оператора «КиевСуперстаром».
«За годы сотрудничества у нас сложились хорошие отношения с украинским бизнесом. Наши сервисы помогают им расти и масштабироваться, мы даем компаниям решения, сервис и экспертизу, в которых они так нуждаются в сегодняшних условиях. Однако я все равно удивлен, как многие клиенты пишут и звонят нам со словами поддержки. Это очень ценно», — комментирует B2B-директор «Киевстар» Константин Вечер.
По его словам, сейчас компания продолжает постепенно восстанавливать все услуги и уже работает над формированием компенсационных пакетов для абонентов и бизнес-клиентов, которые не могли воспользоваться услугами из-за хакерской атаки. После полной стабилизации работы сети об этом будет проинформировано дополнительно.
Какой статус по восстановлению сейчас?
На 19 декабря сеть «Киевстар» практически вошла в период стабилизации: 99% базовых станций на подконтрольной Украине территории — в трудоспособном состоянии. Пока абонентам доступны основные базовые сервисы: услуги связи и мобильного интернета, SMS, услуги международного голосового роуминга и другие.
Преимущественно работают услуги передачи данных и доступ в Интернет для корпоративных клиентов, восстановлены фиксированные услуги на базе LTE и телефония на последней мили. Магазины «Киевстара» возобновили предоставление клиентам большинства сервисов.
Также Киевстар восстановил скоростной мобильный интернет в метро Киева и Харькова. Начало работу приложение «Мой Киевстар», в котором абоненты могут посмотреть остатки на счетах.
Продолжаются работы по восстановлению доступа к услугам M2M и к сервису Центр управления IOT. Часть бизнес-клиентов уже может воспользоваться этими услугами.
Специалисты «Киевстар» работают над запуском скоростного мобильного интернета в роуминге и в ближайшее время планируют запустить эту услугу в Германии, Чехии, Польше и других странах. Для стабилизации работы услуг компания привлекла весь технический персонал, а также международных партнеров из Швеции, Ирландии, США, Китая, Финляндии и других стран.
Продолжают работать телефонные сервисы с авторизацией по IP, PRI, услуги 0800 и базовые функции Виртуальной мобильной АТС. Также полноценно работают сервисы облачных решений Microsoft.
В то же время, продолжаются работы по восстановлению доступа к веб-платформе Мой «Киевстар» для бизнес-клиентов, рассылок сообщений на собственную базу клиентов через API и платформу ADWISOR, а также рассылок и аналитических сервисов на базе технологии Big Data.
Підключай Megogo зі знижками за акційними тарифами.