💻 MayBee: френдлі HRM система. Просте та iнтуїтивне управління комплексними HR процесами 🔥

Чем Uber отличается от Uklon и Bolt. Немного внутренней кухни. Интервью с country-менеджером Uber в Украине

Американская компания Uber 30 июня 2016 вышла на рынок Киева, а со временем ее сервис стал доступен и в других регионах Украины. Но компания столкнулась с сильной конкуренцией. На рынке уже был технологический локальный игрок Uklon. К нему присоединился еще и европейский сервис по вызову автомобилей Taxify, который с 2019 года предоставляет услуги под именем Bolt.

Оставить комментарий
Чем Uber отличается от Uklon и Bolt. Немного внутренней кухни. Интервью с country-менеджером Uber в Украине

Американская компания Uber 30 июня 2016 вышла на рынок Киева, а со временем ее сервис стал доступен и в других регионах Украины. Но компания столкнулась с сильной конкуренцией. На рынке уже был технологический локальный игрок Uklon. К нему присоединился еще и европейский сервис по вызову автомобилей Taxify, который с 2019 года предоставляет услуги под именем Bolt.

Мы пообщались с country-менеджером Uber в регионе Ukraine&Baltics Екатериной Нетименко и узнали многое о внутренней кухне компании. Она рассказала, сколько водителей сейчас работают на линии, почему компании пришлось закрыть в Украине некоторые продукты (например Uber Shuttle или Uber Eats), как организованная работа в украинской команде Uber.

История до Uber

До Uber Екатерина работала инжиниринг-консультантом в британской компании Mott MacDonald, одной из четырех топовых инжиниринговых компаний в мире. Занималась наблюдением за строительством трассы М06 от границ Киевской области до Житомира. Екатерина говорит, что, случалось, и слышала угрозы от итальянского подрядчика, когда она возвращала ему грузовики некачественного материала.

Затем Екатерина переключилась на проекты, связанные с общественным транспортом и экосистемой вокруг него. Например, занималась проектом электронного билета в Виннице, а также в Таджикистане и немного — в Чехии.

А когда Mott MacDonald закрыла свое представительство в Украине, Екатерина перешла к Visa, где ее сферой ответственности также стали электронные билеты и оплата проезда в транспорте — через банковские карты.

В компании Uber Екатерина уже работает 3 года и 4 месяца.

Насколько тяжело было попасть в Uber?

Я получила MBA в Киевской школе экономики. Меня как выпускницу часто приглашают туда в качестве мотивационного спикера. Так вот, у меня есть отдельная лекция «Как пройти собеседование в Uber».

На самом деле там есть много этапов. Есть отдельный этап — как ты умеешь работать со статистическими данными, неважно, имеет ли эта вакансия что-нибудь общее с деятельностью аналитика. Затем еще несколько раундов интервью, бизнес-кейс. И в конце собеседование с бордом (на уровне региона). И — решение.

Я чувствовала, что отбор идет очень серьезный. А потом, когда я присоединилась к команде, мой хайринг-менеджер сказал, что подход у Uber в найме такой: «Лучше подождать дольше, чем взять кого попало».

Такой подход меня мотивирует. Ты понимаешь, что идешь работать серьезно и отдаваться по полной.

То есть ты начинала незадолго до начала ковид-эпидемии?

Я присоединилась в ноябре 2019 года, в марте 2020 как раз стартовал ковид. У меня в команде шутят, что я их «ковидный ребенок».

Какая задача у тебя была, когда ты пришла?

Как всегда — быть прибыльным бизнесом. А Украина, притом, что это рынок с очень низким средним чеком — это большой вызов.

К тому же Украина — это рынок с большим потенциалом и большим количеством поездок. Поэтому балансировка между большими аспирациями о том, что мы хотели быть прибыльными, и тем, чтобы оставаться на этом рынке крупным игроком, это, пожалуй, самый большой вызов.

Вы прибыльны в Украине?

Нет, пока у нас было принято решение, что мы забываем о доходности. Мы здесь сейчас, чтобы поддерживать страну во время войны.

А до этого были прибыльны?

Я не могу комментировать отдельные страны. Мы — публичная компания.

В 2019 году, когда ты пришла, на рынке был сильный Uklon, был Bolt (Taxify). Насколько с ними тяжело конкурировать?

Иметь сильного локального конкурента всегда очень интересно, потому что у тебя есть перспектива глобального подхода и видишь, как он может отличаться от локального подхода. Ты понимаешь, какие глобальные инструменты могут поддержать продукт в каких-либо аспектах деятельности, и параллельно видишь на примере локального игрока, какие местные продукты могут взлететь.

Uklon — это прикольный пример того, каковы технологии. И мы с нашей центральной командой неоднократно погружались именно в эту разницу продуктов — наших и их.

Нам всегда интересно, что есть в локальных компаниях. Может, есть фичи, которые они не заметили.

Что тебе нравится в Uklon?

Ты знаешь, мне нравится многое. И, мне кажется, что когда тебе нравятся твои конкуренты и ты их уважаешь, интереснее быть с ними на одном рынке.

У Uklon есть классный локальный бренд, который им удается поддерживать. И это действительно вдохновляет.

Есть такое, что у вас нет, а есть у Uklon. Но вам бы хотелось, чтобы у вас тоже было?

У нас очень разный подход к тому, как происходит dispatch на водительской стороне. Но мне также импонирует, что Uklon смотрит на наш продукт, и какой-то интерфейс становится похож на то, что я видела у нас.

В этом принципиальная разница в диспетчеризации водителей в Uklon и Uber?

В отправлениях мы полагаемся на совсем другую технологию, используемую во всем мире. В то время как водители Uklon могут выставлять фильтры, которые они хотят работать в определенном секторе, мы показываем нашим водителям конечный пункт назначения, чтобы водитель также знал, куда мы предлагаем ему взять заказ.

То есть вы ввели это изменение, чтобы водители к вам шли?

Это глобальный подход к продукту. Он был протестирован в Америке, мы увидели в этом плюс и применили в Украине.

А использовать фильтры для водителей будете?

Пока я не вижу в этом необходимости.

Начался ковид, и вы через три месяца закрыли Uber Eats. Почему? Я, наоборот, думал, что такой сервис во время пандемии как раз пойдет.

Я не была в команде Uber Eats. И не была даже близко к принятию этого решения. Не знаю, какая была аргументация. Но действительно: это было время, когда нужно было расставлять приоритеты.

Какие услуги у вас еще не выжили?

В прошлом году мы закрыли Uber Shuttle.

Почему? Мне казалось, что он вроде бы развивался.

Да, на самом деле он неплохо развивался. Но мы видели, что уровень развития в Украине отличается от того, что мы видели на других рынках.

И это действительно было тяжелое решение. В том числе для локальной команды, чтобы отказаться от этого продукта.

А в чем же там была главная проблема? Я, например, видел, что некоторые айтишники Шаттлом пользовались.

Украина всегда не такой простой рынок. И айтишники, пользующиеся продуктом, это не признак того, что продукт действительно использует его полный потенциал.

Как-то завуалировано. Я ничего не понял. А можешь попроще?

Если проще, мы видели, что этот продукт лучше развивать не в Украине.

А где?

Он остался в Египте и показывает хорошие результаты.

Мне кажется, что это тоже вызов для country-менеджера — принять факт, что какой-то продукт нужно закрыть.

Но решение о закрытии Shuttle не было моим. Это было в отдельной вертикали.

То есть ты отвечаешь только за главный продукт Uber?

Да, за «четыре колеса».

Что изменилось с продуктом «четыре колеса» с начала твоего правления за 3 года?

Поменялось, мне кажется, все. На самом деле украинский рынок очень быстро развивается. Изменился профиль пользователей, конкуренция на рынке — в том числе Uklon стал гораздо сильнее в том, как они здесь растут. Bolt тоже начал больше инвестировать в украинский рынок.

Я не видела раньше столь оживленной конкуренции.

Что вы делали, чтобы быть в рынке?

Мы создавали продукты и расширяли свое присутствие в новых городах. Если помнишь, в 2019 году был еще Uber Select. А сейчас его нет. Есть Uber Comfort. У нас появился в какой-то момент Uber Saver. Мы чувствовали, что очень чувствительна к цене категория райдеров. И есть недоиспользованный потенциал водителей, который мы можем занимать в бешеные часы. И у нас включались технологии для того, чтобы выбирать время, когда продукт становится видимым в приложении. В нем есть алгоритм, следящий за тем, какова пенетрация спроса. И если спроса недостаточно, то Saver появляется в приложении.

А еще Украина стала первым рынком с продуктом, который первоначально назывался Uber Pool Chance, а теперь он UberX Share. Это продукт, позволяющий найти попутчиков.

И как он работает?

Мы его запускали во времена наводнения. И было сложно. Плюс чисто ментально продукт не очень украинский. Мы все видели этот Pool в Америке. Чем дальше, тем я лучше понимаю, что он был немного рано на нашем рынке. Но сейчас хорошо подходит и используется.

Мне известно, что это не очень удобно для Украины — разделять с кем-то поездку. Потому что пока доедешь до кого-то, застрянешь в пробке лишний раз. А цена на поездку не слишком высока, чтобы этим пренебрегать.

Понятно, что в продукте может быть часть факторов неудобства. Но при этом он дает тебе возможность получить до 30% кэшбека. Так что это дело выбора.

Если брать долю рынка Uklon, Bolt, Uber — то вы на каком месте?

Это, во-первых, не наша терминология. Мы смотрим в категории. Во-вторых, нет надежных источников информации, которые могли бы показать, у кого какие позиции игроков в этой категории.

Я знаю такую прикольную штуку как dashboard.monobank.ua. Там указано количество транзакций банка за все время по разным категориям товаров и услуг. Рынок приложений такси тоже есть.

Monobank показывает нас на третьем месте.

Насколько это соответствует реальности?

У нас нет надежных посторонних источников, которые бы сказали, на третьем месте или нет. На всякий случай напомню о кумулятивном количестве транзакций, за все время. И очень долгое время у нас была гораздо меньшая пенетрация на украинском рынке в количестве городов, чем у наших конкурентов. К тому же dashboard.monobank не отражает ситуацию с кэшем. А, как мы знаем, наличные деньги в Украине — это еще один отдельный сектор экономики.

Сколько у вас в украинской команде Uber работает людей?

У нас небольшая команда. Но мы все упорны.

Именно в Украине находится только команда поддержки, помогающая водителям и райдерам решить их проблемные вопросы. До войны у нас работал офис, куда они могли прийти и получить помощь. А сейчас эти люди оказывают поддержку по видеосвязи. Мы считаем, что сейчас небезопасно просить райдеров или водителей приходить в определенную локацию.

Все остальные функции у нас централизованы, связаны с субрегионом.

Также хочу отметить, что в Uber по всему миру работают многие украинцы, и я очень горжусь тем, что они разрабатывают продукты Uber и таким образом развивают нашу компанию.

Приложение создают не в Украине?

Нет.

Мне также больше смысла быть рядом с людьми, которые работают с продуктом или с маркетплейсом, чем быть в Украине с командой поддержки.

То есть ты ходишь в офис сейчас где-то в другой стране?

Я сейчас в Польше. Я молодая мама, сейчас работаю из дома.

Сколько компания инвестирует в Украину?

Мы инвестируем в украинский рынок очень много ресурсов. Например, предоставили более 600 000 бесплатных поездок для беженцев и медиков.

Когда мы говорим о беженцах, речь идет о начале войны, и мы говорим о бесплатных поездках от границы Украины в ближайшие польские города. И потом мы также ввели бесплатные поездки из Львова до границы с Польшей.

Мы также тогда перезапустили Uber Shuttle, который позволил бесплатно перевезти больше людей к границе Украины.

В целом на сегодняшний день Uber пожертвовал почти $10 миллионов в поддержку Украины по разным инициативам. Это доказывает, насколько важен для нас украинский рынок.

Как изменился бизнес в Украине с начала войны? Стало ли меньше водителей?

Нет, водителей не стало гораздо меньше. Это действительно очень вдохновляет. Ведь, кроме этой прямой поддержки, которую мы оказываем через бесплатные поездки, донаты, потому что мы перевозим Министерство культуры для сохранения культурного наследия, мы также предоставляем возможность водителям поддерживать свои домохозяйства во времена, когда экономика идет на убыль.

До войны у нас в месяц было около 30 тысяч водителей на линии. Пока, до конца прошлого года, мы видели, что на линии около 25 000 водителей. И мы видим, что эти цифры выравниваются.

Увеличился ли заработок водителей в среднем?

Все зависит от конкретного водителя.

А тарифы выросли?

Тарифы у нас постоянно меняются. Они динамичны — для того, чтобы соответствовать рыночным условиям.

Обычно все водители хотят километр за 20 грн. Но, я думаю, что как райдер ты не будешь к этому готов.

Как сменился средний чек с начала войны?

Все происходит достаточно динамично и зависит от многих факторов — например, во время воздушной тревоги мы настраиваем наши алгоритмы так, чтобы цены были доступны пассажирам. Это остается нашей главной целью — балансировать между доступностью для райдеров и хорошими возможностями заработка для водителей.

Сколько человек вы перевезли за год?

В общей сложности более 400 000 райдеров пользуются нашей платформой ежемесячно в среднем. Но ситуация меняется от месяца к месяцу.

Uber Ukraine — это отдельное юрлицо?

Эти — это нерезидент. Компания Uber BV (Амстердам — ред.) предоставляет свои услуги на территории Украины.

Как же тогда с налогами?

Во всех странах, где мы присутствуем, мы соответствуем местному законодательству и платим все соответствующие налоги.

А вас не заставляли открыть юрлицо в Украине?

Такого я не слыхала.

И не планируете?

Не имеет оснований.

Может, там какое-нибудь маленькое R&D?

На сегодняшний день мы сосредотачиваемся на других темах. Ты же видел, что у Lyft есть R&D в Украине.

А у вас?

А у нас — нет.

Какие вообще планы у Uber в Украине на 2023 год?

Мы планируем сильно поддерживать этот рынок, присутствовать на нем и дальше оказывать поддержку Украине, расширять список социальных инициатив.

Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
По теме
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Читайте также
Uber и Yaskrava запустили карту доступности топлива в Украине
Uber и Yaskrava запустили карту доступности топлива в Украине
Uber и Yaskrava запустили карту доступности топлива в Украине
Не только телефоны, ключи, наушники. Uber исследовал, что украинцы чаще всего забывают в автомобилях
Не только телефоны, ключи, наушники. Uber исследовал, что украинцы чаще всего забывают в автомобилях
Не только телефоны, ключи, наушники. Uber исследовал, что украинцы чаще всего забывают в автомобилях
Сегодня Uber представляет свой шестой ежегодный рейтинг забытых вещей, показывающий, какие вещи украинские пользователи забывают чаще всего, в каких странах и городах Европы, Ближнего Востока и Африки забывают больше всего вещей, дни и часы, в течение которых люди наиболее забывчивы, и, конечно же, наиболее необычные предметы, оставленные в автомобилях, заказанных через Uber.
Очередь за пассажирами, бензокризис и комендантские коэффициенты. Как война повлияла на тарифы Uklon, Bolt и Uber
Очередь за пассажирами, бензокризис и комендантские коэффициенты. Как война повлияла на тарифы Uklon, Bolt и Uber
Очередь за пассажирами, бензокризис и комендантские коэффициенты. Как война повлияла на тарифы Uklon, Bolt и Uber
В большинстве городов Украины, где не идут боевые действия, работают популярные сервисы по вызову авто — Uklon, Uber и Bolt. Тот, кто часто ими пользуется, наверняка заметил, что в среднем стоимость одной поездки выросла на 20-30 гривен (по крайней мере, в Киеве). В то же время авто стали приезжать быстрее, хотя учитывая дефицит топлива в Украине, должны были стоять в очереди за дизелем еще несколько часов. Как работают службы такси во время войны и что влияет на тарифы?
Uber возвращается в Киев
Uber возвращается в Киев
Uber возвращается в Киев

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.