💳 Термінова новина! Trustee Plus — найкраще рішення для розрахунку криптою 👉
Олексій ДзюбаГоряченькое
12 сентября 2022, 09:00
2022-09-12
«Восстанавливать Харьков будет Стив Джобс от архитектуры». Интервью с кофаундером офиса городских проектов «Урбанина»
Архитектор Максим Головко — соучредитель офиса городских проектов «Урбанина». Это общественная организация, которая делает так, чтобы украинские города становились более комфортными для проживания граждан. Наш журналист посетил офис компании и поговорил с Максимом как 50 экспертов и эксперток создали 400-страничный справочник восстановления Украины, почему Киев — это город-склад и каким будет Мариуполь после победы над россией.
«Урбанина» — это фестиваль, школа и офис городских проектов. Однажды мы провели фестиваль. Пригласили специалистов со всей Украины, которые сделали крутые проекты в своих городах и попросили рассказать, как им это удалось», — начинает разговор Максим.
Полушутя парень говорит, что «сидишь иногда в Киеве и завидуешь Левову, Днепру и Ивано-Франковску в плане таких работ».
После этого «Урбанина» запустила школу, где учат реализовывать подобные проекты. И выделилась как общественная организация в 2019 году.
Сам Максим окончил КНУБА (Киевский национальный университет строительства и архитектуры — ред.) и называет себя «классическим архитектором киевской школы».
Создание схемы метро стало подлинным откровением. Оказалось, что городские проекты можно реализовывать без распыления бюджета, с привлечением граждан и качественным дизайном.
Если «Агенты перемен» это была больше история о дизайне, то «Урбанина» нацелена на реконструкцию общественного пространства и смену городов в архитектурном плане, объясняет Максим.
Относительно финансирования организации, парень говорит, что ему с коллегами удается умело «жонглировать» проектами: иногда это гранты, иногда коммерческие заказы. Но социальная составляющая — это обязательное условие жизни «Урбанины».
Сейчас в проекте работает 9 специалистов. Двое из них — Максим и Денис — служат в рядах ВСУ, выполняя боевые задания. Поскольку у городских проектов есть не только архитектурная составляющая, кроме архитекторов, в «Урбанине» работают социологи, проджект менеджеры, урбан-пленеры и урбан-исследователи. Под конкретным проектом происходит формирование отдельных команд.
Сегодня «Урбанина» пытается сделать реализацию городских проектов постоянной, чтобы стать менее привязанной к внешней помощи. Таким образом, в Украине формируется урбанистический рынок. «Пока это отдельные инициативы, а должен быть заказчик, понимающий ценность таких проектов в разных городах Украины», говорит Максим.
Для всех членов команды «Урбанина» — это основная работа.
Комфортная Винница и проблемы Киева
До 24 февраля в Украине периодически появлялись рейтинги самых комфортабельных городов. Винница у них выигрывала 7 раз подряд. Максим объясняет, что в таких случаях следует учитывать, что статистика построена на оценке самих жителей города. И, например, в условных Львове и Днепре есть крутые проекты, но их жители могут так не считать и хотеть большего.
Любое положительное развитие города имеет две составляющие, рассказывает архитектор. Это требования общества, что оно хочет видеть в своем городе, и возможность городской администрации это реализовывать. Когда происходит их совпадение, город развивается.
Донесение мнения общины происходит разными способами. Важно, чтобы граждане доверяли городским властям и понимали, что они общаются не просто так, а с конкретными целями. Для этого проходят общественные слушания, часто дискредитированные.
На таких встречах жители города, как правило, рассказывают, что они хотят увидеть в будущих проектах, и это реализуется на практике.
Относительно развития Киева как комфортного города здесь существует ряд проблем. Первое — это третье место в мире в рейтинге пробок. Вторая — неконтролируемое разрастание и увеличение площади застройки. Третья — экология.
Максим говорит, что пока нет никаких видимых стратегий, как преодолеть эти проблемы. Все они произошли не вчера, а скапливались несколько десятилетий. И решать их станет очень больно, уверен архитектор.
Сегодня людям неприятно слышно, что нужно «забрать» одну дорожную полосу для общественного транспорта, который, в свою очередь, дискредитирован, объясняет Максим. Очевидно, что передвигаться на автомобиле в столице комфортнее.
Киев сейчас — это город автомобилистов. И здесь есть два параметра: количество людей, владеющих авто и пользующихся им. В других европейских городах количество владельцев выше, при этом более низкий предел тех, кто ими пользуется. В столице нет альтернативы тому, как не воспользоваться автомобилями. Хотя решение лежит на поверхности, это — общественный транспорт, велосети и пешеходное пространство.
Проще создавать удовлетворяющие проекты. Как стеклянный мост, парк «Наталка» и т. д. В этом контексте, например, публичный дашборд киевского трафика, который сделал Офис трансформации Максима Бахматова, — это крутая вещь, говорит специалист. Обычно подобное происходит либо через инициативы снизу, либо через внедрение из-за границы.
Благодаря модели мобильности города проверили рациональность Шулявской развязки. Печальная новость для налогоплательщиков в том, что ее можно было не строить. Вместо этого сделать обычный дорожный перекресток. Но поскольку ее построили, то пробка теперь переместилась в соседний район Политехнического института, рассказал Максим.
Для новых жителей нужно жилье. Но, чтобы строить эффективно и качественно, нужны правила, говорит Максим. В Киеве правил застройки отсутствуют. Поэтому появляются разные хаотические проекты.
Киев есть в чем улучшать. А модель мобильности, стратегия развития города и другие проекты — это то, что помогает городу эффективно развиваться, не тратя лишние средства.
Крутый Мариуполь, «Джобс» в Харькове, «длинная» память о Буче и Ирпене
Во время полномасштабной войны против России трудно определить самый комфортный город для проживания, говорит Максим. Потому что изменились параметры качества жизни. Самым комфортным будет то, которое лучше справляется с большим количеством вынужденных переселенцев. К тому же кардинально изменилось количество людей, которые могут оплатить собственное проживание.
Что касается модульных городков, то это временные решения. Хотя, рассказывает архитектор, уже есть случаи, когда люди провели у них 8 лет, начиная с 2014 года — Революции Достоинства и войны на Востоке.
Максим объясняет, что государство может заключать контракты с собственниками жилья, сдавать вынужденным переселенцам его в аренду по более низкой цене и покрывать разницу стоимости.
Говорим об украинских городах во время войны и вспоминаем Мариуполь. «Мариуполь был витриной урбанистики. Там была крутая набережная, ЦНАП, айдентика и навигация. Разрабатывались стратегии по мобильности и велосети. Трагедия в том, что все это разрушили россияне», — отмечает архитектор.
Максим считает, что главной дилеммой в восстановлении городов после нашей победы станет выбор: скорость — чтобы люди ускоренно вернулись или качество — чтобы будущим поколениям у них жилось лучше. Каждый город будет решать этот вопрос по-разному.
Послевоенный Мариуполь, как и другие разрушенные россией города должен выглядеть здоровым и безопасным городом, говорит специалист. В них должны вернуться парки, скверы, реки — это единственный способ бороться с изменениями климата. Второй важный пункт — комфортная застройка — избавиться от высоток, где это не оправдано и заменить их на среднюю, но плотную застройку.
Постепенно к планам восстановления украинских городов подключаются звезды мировой архитектуры. Один из них — Норман Фостер, проектировавший штаб-квартиру компании Apple.
То, что будет делать фонд Нормана Фостера, точно будет полезным для послевоенного восстановления Харькова, говорит Максим.
Значительным пока остается разрушение на севере Киевщины. Это не только Буча, Ирпень, Гостомель и Бородянка, но и городки и села вокруг. Иногда половина города и села, где нет жилья, рассказывает Максим, который с коллегами непосредственно исследует эту тему. Он отмечает, что гораздо важнее сейчас не только восстановление жилья, но и инфраструктуры, поскольку совсем скоро зима.
Что касается мемориализации трагедии этих городов, то она, по мнению архитектора, точно должна состояться. Нельзя просто забыть «Бучанскую резню», которую осуществила россия. Но быстро продумывать ходы в этом направлении невозможно.
Большая дорожная карта
Недавно «Урбанина» создала 400-страничный «Справочник по восстановлению городов». Кроме нее, в проекте приняли участие около 50 экспертов.
Идея справочника заключалась в том, чтобы собрать лучшие типовые решения, которые можно воплощать и не беспокоиться, что совершишь ошибку, говорит Максим. К примеру, в нем собраны планы разных типов улиц, которые присутствуют в селах. Или спортивных площадок, которые можно сразу строить в городках.
Команда работала над сборником четыре месяца, выдавая ежемесячно новую часть. Архитектор объясняет, что было желание не только создать справочник, но и обсудить его идеи. Поэтому во время работы команда выпускала открытый документ, в котором каждый желающий мог написать комментарий по улучшению.
Максим говорит, что англоязычный документ «не закроет» все вопросы, но точно станет «точкой входа» в украинские реалии. Поэтому сегодня команда планирует заняться переводом на английский.
Партнерами создания справочника стали компания Depositphotos, разрешившая визуальную составляющую, общественная организация «Безбарьерность», работающая под патронатом первой леди Елены Зеленской и Офис Президента в лицах заместителя руководителя ОП Кирилла Тимошенко и куратора президентской программы «Большое строительство» Юрия Голика.
После 24 февраля у «Урбанины» появилось 3 новых задания, говорит Максим. Первое — оценить разрушение украинских городов. Второе — сохранение культурного наследия и создание новой системы учета памятников архитектуры. Третье — создание стратегии восстановления городов и сел.
Относительно культурного наследия вспоминаем историю с памятником российской императрице Екатерине II в Одессе и нежелание действующего мэра Труханова его убрать. В то время как одесситы выступают против решения городского головы.
Максим отмечает, что любые памятники на площади — это всегда политическое высказывание.
Архитектор говорит, что в таких случаях следует помнить о культурном и художественном значении памятника. Поэтому парень все еще мечтает о музее коммунистического наследия — своеобразное кладбище с памятниками дерусифицированного прошлого.
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).