Олексій ДзюбаГоряченькое
12 мая 2023, 09:02
2023-05-12
Влад Савченко снял полнометражное кино об IT за $500 000. Это эпическая документалистика, которая может добавить новых красок к бренду Украины в мире
IT-предприниматель Владислав Савченко, владелец компании Powercode и глава ассоциации EASE, вложил $500 000 в полнометражный документальный фильм об IT — «Первый код». Журналист dev.ua побывал на закрытой премьере картины, которую впервые показали зрителям и делится своими впечатлениями от нее. А также рассказывает, зачем это бизнесмену.
IT-предприниматель Владислав Савченко, владелец компании Powercode и глава ассоциации EASE, вложил $500 000 в полнометражный документальный фильм об IT — «Первый код». Журналист dev.ua побывал на закрытой премьере картины, которую впервые показали зрителям и делится своими впечатлениями от нее. А также рассказывает, зачем это бизнесмену.
«Первый код»
«Нам нужно развиваться, потому что россияне могут создать роботов и пойти на нас войной. Серьезно. Это действительно может быть», — говорит в одном из эпизодов фильма «Первый код» владелец IT-компании ELEKS Алексей Скрипник. Его не стало 23 февраля 2022 года, за день до начала полномасштабной войны, которую развязала в Украине россия.
Фото — Кадр из фильма «Первый код»
Слова Алексея Скрипника в значительной степени оказались пророческими. Но у них есть одна неточность: это мы сегодня используем технологии и с помощью них побеждаем оккупанта как в реальном, так и в виртуальном мире.
Именно с этой мыслью начинается Первый код: мы видим невидимых героев украинского кибервойска и реконструкцию военных событий весны прошлого года. Эти отрывки остаются неугасимыми в памяти украинцев. Они точно умиляют тех, кто вспомнит с помощью ленты о своем личном опыте войны. И еще раз напомнят иностранцам о преступлениях россиян в Украине.
А это точно случится, поскольку Влад Савченко и его команда ведут переговоры с мировыми стримингами по поводу релиза «Первого кода». С какими именно пока остается коммерческой тайной. Такой же переговорный процесс проходит и с украинскими платформами.
Фото — Кадр из фильма «Первый код»
Чтобы создать собственную киберармию, нужно иметь мощную IT-базу. Именно об истории ее создания и рассказывает Первый код. От «лихих 90-х» до современных украинских компаний, покупающих американские корпорации. От прихода в офис бандитов с предложением «крышевание» к сервису такси в вашем смартфоне. От постсоветских ученых, превратившихся в первых IT-предпринимателей в новое поколение стартаперов, продолжающих традицию первопроходцев.
В бурные 90-е украинские «деды» рискнули и написали первую строчку кода. Он стал своеобразным ДНК для потомков. Это мы видим в фильме. Чем в это время занимались русские деды, неизвестно. Но что из этого вышло, мы, к сожалению, вынуждены видеть сегодня в Украине. В этом принципиальная разница между нами и россиянами.
Фильмы об IT
В январе этого года вышел 45-минутный фильм об украинском IT, над которым работала команада музыкального медиа «СЛУХ». Инвестором фильма выступил инновационный парк Unit.City. «Истории украинского IT» — достаточно фановый продукт, в основе которого лежат интервью. На YouTube его посмотрели почти в 1,5 млн раз. Отдельно стоит отметить, что в Украине во время полномасштабной войны появляются фильмы об IT. Это не только подчеркивает важность индустрии, но способствует ее популяризации среди максимально широкой аудитории.
Фото — Съемочная группа и актеры фильма «Первый код»
Единственное, что похоже между «Историями украинского IT» и «Первым кодом», это некоторые герои в кадре. В первую очередь речь идет о патриархах индустрии — Тарасе Кицмее и Алексее Скрипнике. Именно они в 90-х годах буквально «ощупью» строили с нуля первые IT-компании Украины. И даже могли буквально ссудить специалистов друг другу, если появлялся срочный проект, а людей не хватало.
Фото — Закрытая презентация фильма «Первый код»
Разница между лентами состоит в масштабе. Это не только формальный хронометраж (фильм идет 90 минут), но и происходящее на экране. Первоначально «Первый код», как и «Истории», был набором интервью (нанимали 40 часов). Но когда к делу подключился режиссер Артур Лерман (Область Героев), то за 8 месяцев Первый код превратился в полномасштабную документальную ленту с игровыми реконструкциями. Последнее значит, что рядом с интервью, к примеру, нынешнего Тараса Кицмея, мы увидим, как его младшую версию играет актер.
«Первый код» довольно размашистое кино (акцент этому по-особому предоставляют удачно подобранные локации) с блокбастерными музыкальными вставками. В нем серьезность граничит с эпичностью, шутки сочетаются с простотой, а нарратив спикера подкрепляется историями героев.
Unit.City снял 45-минутный фильм об IT. Мы побывали на его премьере: картина точно понравится вашей маме. Вот почему
Мировая дистрибуция
Владислав Савченко признается, что «Первый код» для него — это бизнес-проект. Еще полгода назад инвестиции в ленту составляли $150 000, сейчас это $500 000 собственных средств предпринимателя. «Я в этом смысле как спортивный наркоман. Мы садимся с Артуром смотреть, что получилось и я говорю, что нужно еще лучше. Так мы идем искать новую локацию», — говорит Савченко.
Предприниматель хочет совершить мировое турне с презентацией фильма. Говорит, что основная миссия — рассказать об украинском IT всему миру и донести месседж, что именно в нее можно вкладывать инвестиции. Савченко и команда уже успели протестовать реакцию на киноленту в Голливуде: там из 10 американцев фильм досмотрели до конца 7. Это при том, что «Первый код» американцы смотрели по-украински.
Сейчас фильм записан единогласный дубляж на английском. Это нужно для ускорения переговоров со стримингами: тамошние боссы должны понять о чем фильм. Далее — дубляж на немецком, испанском, итальянском, французском, польском и английском многоголосных языках.
«Дальнейший план — 20-30 закрытых показов по миру. Мы хотим показать, что Украина — это не только о „Be Brave“, но и о нашем разуме и IT», — говорит Владислав Савченко.
Фото — справа — Артур Лерман (режиссер), по центру — Владислав Савченко (продюсер), слева — Анатолий Анатолич (ведущий)
Когда и где фильм можно будет увидеть в Украине пока неизвестно. Мировое турне должно состояться в этом и в следующем году. Скорее всего, в этот период и появится доступ к «Первому коду». Вопрос только в формате — исключительно стриминговые платформы или в сочетании с кинотеатрами.
У фильма открыт финал. Влад говорит, что уже есть идея превратить его в сериал об IT или полном игровом метре. Как это реалистичный сценарий, покажет время. Но пока ясно одно: «Первый код» обращается к зрителю на языке интертеймента. Это универсальный язык, который прекрасно понимают на Западе.