💰🚀 USDT, BTC, ETH - це все просто купляється в Trustee Plus в пару кліків. Встановлюй 👉

«IT может помочь, но выиграть войну с помощью IT невозможно». Интервью с разработчиком самой популярной в Украине карты боевых действий DeepState

Проект DeepState появился в виде Telegram-канала во время карантина в 2020 году. Он, в частности, освещал войну в Сирии и Нагорном Карабахе, захват талибами Афганистана. 24 февраля 2022 года команда запустила интерактивную карту боевых действий российско-украинской войны. Недавно стало известно, что в DeepState создали платформу Kolossal, умеющую собирать и обрабатывать массивы OSINT-данных, а затем превращать их в простую и понятную информацию для военных. Мы связались с соучредителем проекта Русланом Микулой и поговорили о запуске новой платформы, как россия использует открытые данные и сегодняшнюю ситуацию на фронте на основе открытых данных.

Оставить комментарий
«IT может помочь, но выиграть войну с помощью IT невозможно». Интервью с разработчиком самой популярной в Украине карты боевых действий DeepState

Проект DeepState появился в виде Telegram-канала во время карантина в 2020 году. Он, в частности, освещал войну в Сирии и Нагорном Карабахе, захват талибами Афганистана. 24 февраля 2022 года команда запустила интерактивную карту боевых действий российско-украинской войны. Недавно стало известно, что в DeepState создали платформу Kolossal, умеющую собирать и обрабатывать массивы OSINT-данных, а затем превращать их в простую и понятную информацию для военных. Мы связались с соучредителем проекта Русланом Микулой и поговорили о запуске новой платформы, как россия использует открытые данные и сегодняшнюю ситуацию на фронте на основе открытых данных.

О Kolossal

Kolossal разрабатывается больше года, просто до этого был медленный темп. Это платформа, которая аккумулирует в себе OSINT-данные, собираемые нашей командой. Сбор происходит как из соцсетей, так и других каналов, которые не всегда можно объявлять. Цель платформы — аккумулировать собранные данные. Когда военный имеет к ней доступ, может увидеть информацию по своему участку фронта. Это отчасти решает вопрос ситуационной осведомленности и «подсвечивает» исторические точки, где мог находиться враг или актуальные, где он может находиться сейчас.

Фото — Проект Kolossal

Работа ведется не только по геолокации видео, но и по мониторингу соцсетей, чатов врага. До этого мы работали и работаем точечно: находим и передаем информацию, но она не всегда попадает, куда нужно, потому что проходит через разные руки. Поэтому основная цель Kolossal является пул постоянных пользователей (военных в первую очередь) и они могли в любой момент увидеть обновление и актуальную карту. К нам часто обращаются военные с задачами. К примеру: «по нам бил танк, скажите откуда это было». Мы соответственно геолокуем событие и предоставляем данные о геолокации. Чтобы эта работа систематизирована и систематическая, мы разработали Kolossal.

О создании платформы

Kolossal — это платформа от DeepState, но на нее выделяется отдельная команда разработчиков и OSINТеров. Наш стандарт качества там присутствует, однако платформа «писалась с нуля». Весь код писали наши разработчики под основные потребности. В прошлом году над созданием платформы работали один Frontend Developer, один Backend Developer и один DevOps. Сейчас это по 2 Frontend Developer и Backend Developer, 2 DevOps, 2 дизайнера и менеджеры по HR, документообороту и т. д. На Kolossal работает 10 OSINT-специалистов, но отводимые данные уходят от общей команды, где задействовано около 100 экспертов на волонтерских началах. Есть среди разработчиков и военнослужащих. Они не находятся на нуле, но выполняют работу в штабах. В свободное время, в основном вечером или ночью, пишут код.

Мы только недавно запустили тестирование платформы, поэтому говорить, что система работает так, как нам хотелось бы, рано. Нужно время, чтобы она приобрела вид, который не стыдно показать военным.

«Сейчас даем тестировать платформу знакомым и знакомым знакомым. Полноценный запуск Kolossal скорее всего будет во второй половине следующего года».

Когда Kolossal будет финализирован, мы должны бесплатно передать его Силам обороны. Следует понимать, что DeepState — это частная структура, которая тесно общается как с высшим военным руководством, так и рядовыми солдатами и офицерами. Мы создаем Kolossal на основе их опыта.

Разработка платформы стала возможна благодаря гранту в $25 000 от государственного кластера оборонных технологий Brave1. Когда мы подавались на грант, уже пришли с MVP продукта (минимально-работающий прототип — ред.). Мы бы так или иначе делали проект, но с помощью волонтеров. В целом получили хорошие отзывы как от жюри, так и от самого акселератора. Приятно, что существует такая государственная программа, которая не делает выборочно для «своих», а смотрит, кто действительно полезен для Сил обороны.

Команда разработчиков из DeepstateUA создала платформу для военной разведки - Kolossal
Команда разработчиков из DeepstateUA создала платформу для военной разведки — Kolossal
По теме
Команда разработчиков из DeepstateUA создала платформу для военной разведки — Kolossal

О заработке Deepstate и заинтересованности аудитории

У нас есть Telegram-канал (более 621 000 подписчиков), там есть реклама. Также выпускаем мерчи. Еще есть YouTube-канал (почти 60 000) — здесь мы пытаемся «отгрызть» тот пласт аудитории, которые смотрят экспертов за 70 лет, понятия не имеющие, что происходит на войне. Также ведем Twitter (около 30 000) — это работа с англоязычной аудиторией.

Если говорить за аудиторию, то в прошлую пятницу (первая неделя декабря — ред.) я смотрел статистику посещения нашей платформы.

Фото — Руслан Микула

«Только за этот день у нас было 666 000 просмотров. Это мало, потому что все лето было 2 млн мероприятий на web-страницу, кроме просмотров в приложении».

Для сравнения, во время Харьковской операции в прошлом году, в один из дней у нас было 9,8 млн мероприятий на карту.

Сейчас, когда нет побед, общество утомляется и возвращается в свою жизнь. Как только увольняют село, люди идут смотреть карту и проверять. То есть интерес к войне хаотичен. Сейчас изменения на карте в основном отрицательные, поэтому люди пытаются оградиться от просмотра карты.

О взаимодействии с Министерством обороны

Одним из первых государственных чиновников, увидевших прототип Kolossal, был бывший министр обороны Алексей Резников, это было в начале 2023-го. Он сказал, что это полезно и требуется MVP. Далее мы продолжили общение с командой Рустема Умерова, который заменил Резникова, а именно с Екатериной Черногоренко (заместитель министра обороны по диджитализации — ред.). Здесь также встретили полное понимание и заинтересованность. Надеемся, что дальше будем теснее сотрудничать с новой командой.

Заместительницей министра обороны по диджитализации стала Екатерина Черногоренко. Кто это такая
Заместительницей министра обороны по диджитализации стала Екатерина Черногоренко. Кто это такая
По теме
Заместительницей министра обороны по диджитализации стала Екатерина Черногоренко. Кто это такая

О помощи военным

Сейчас это происходит из-за работы коммуникационного отдела или знакомых, передающих задачи от военных. Идентификация зависит от сложности видео или фото. Бывает потратишь 3 минуты и локация найдена. А бывает, что только через несколько дней находится деталь, которая в дальнейшем может помочь в определении конкретного места.

Фото — Карта DeepState

Вот пример. Год назад, во время Лиманской операции, пишет нам военный, что он сейчас находится на мосту между Заречным и Торским и сбрасывает видео. А мы смотрим, что это не тот мост. Начали проверять. Нашли старое видео, где велосипедист едет по мосту в Шандриголово (расстояние между пунктами — 30 км — ред.). Возможно, РЭБ работал, но он сам не знал, где находится.

О работе россиян с открытыми данными

Меня беспокоит, что россияне стали меньше врать (о ситуации на фронте — ред.). Есть у них один ресурс, приближенный к Минобороны россии, то по Марьинке у него точные данные относительно последних обновлений. По Авдеевке три дня у него совпадает все, только на четвертый раз появилась информация, что они захватили фильтровальную станцию, не соответствующую действительности. Почему это настораживает? Обычно враг лжет тогда, когда он проиграет. А когда он перестает так поступать, это плохой знак.

«Также россияне стали серьезнее работать с контентом. Проводятся различные ликбезы и агитки по публикациям в сети».

Они осторожнее. Кроме этого враг стал более продвинутым и знает, как у нас находить «черный вход», из которого можно получать информацию. Это, например, повлияло на наше контрнаступление на одном из участков фронта. У россиян был доступ к определенным данным из-за того, что кто-то был в плену и мы не подумали о безопасности. Враг прогрессирует в плане информационной политики.

Главное наше контрдействие — снять «розовые очки». Мы говорим не только о нашем обществе, но и о представителях военно-политического руководства. Мы часто видим заявления, что враг не наступает, а сидит в обороне. Тогда для чего нам делать фортификации? В действительности враг наступает и достаточно сильно. И если бы мы делали фортификации раньше, то не было бы столько потерь.

Об аналоге Deepstate на россии

У них есть проект, о котором я говорил раньше. Не буду его рекламировать. Скажу только, что название его связано с рыбой. Он позиционирует себя как частный, но полностью находится под контролем Министерства обороны. Те данные, которыми они оперируют, взяты из военных отчетов их МО. Есть другие проекты, которые что-то просто перерисовывают. В начале полномасштабного вторжения они играли в фантазии тупая «российские ДРГ уже во Львове». В эту информацию сначала верили некоторые западные пользователи и особенно турки. Впоследствии наша карта стала правдивым контраргументом на подобные упреки со стороны россиян.

Фото — Работа команды DeepState

Об использовании искусственного интеллекта

Мы не работаем с ИИ и нет ни одного специалиста, специализирующегося на этой технологии.

«Я даже не знаю, какой должна быть „нейронка“, чтобы она выполняла OSINT-задание».

Ее недостаточно пока данных для обучения. Необходимо, чтобы был массив данных, а не все массивы являются стабильными потоками информации. Все наши проработанные геолокации сделаны вручную. Да, это время, знание, человеческий ресурс. Но это минимизирует возможность ошибки. ИИ в определенных моментах используют Силы обороны. Но был случай, когда технология, например, придала важность нашей уже подбитой технике. Что касается точности нашей работы, то публично у нас не было ошибок. Внутри за последнее время помню только раз, когда геолокация не совпала. Это было аналогичное место, но за пару километров рядом.

О данных британской разведки

Кроме собственно британской разведки, существует Институт изучения войны и еще какая-нибудь разведка. Они в основном оперируют открытыми данными. Обычно это информация из Telegram и Twitter. На основе этого делаются развесистые отчеты, переливая из пустого в пустое. DeepState с начала полномасштабного вторжения был OSINT-сообществом, но сейчас мы уже являемся источником. Через нас публикуют видео впечатления, мы публикуем изменения на фронте и т. д. Украинские ресурсы часто любят опираться на западные медиа, вообще не знающие, что происходит на фронте. Да, там есть эксперты, которые ездили на «передок», но далеко не все.

Фото — Офлайн карта DeepState

О работе Telegram

«Я не считаю Telegram, где наши военные ведут немало коммуникаций, ФСБ сетью. Потому что, если бы это было так, мы бы уже проиграли войну».

Signal вот вроде бы безопасен, но если человек попадает в плен, доступ к телефону у врага и такие вещи влияют гораздо серьезнее на фронт, чем общение в Telegram. Проблема в информационной гигиене, которую нужно соблюдать. В Z-пабликах в Telegram можно получить любопытную информацию. Есть Z-патриоты, которые ездят в интересные места и это носит ценность в дальнейшем. В общем, это история об усилении имеющихся средств поражения и усилении средств для разведки.

О ситуации на фронте сегодня на основе открытых данных

Сейчас враг почти полностью взял на себя инициативу. По карте можно увидеть, что, когда нам нужно стоять в обороне, мы атакуем. К примеру, в деревне находится 5 вражеских рот (около 500 бойцов), а мы пытаемся силами 3 отделений (максимум 45 бойцов) его штурмовать. И за это мы потом сильно платим. Наверное, сейчас лучший выход — это стать в оборону: нарастить инженерно-фортификационные сооружения, минирование и наносить максимальные поражения.

Фото — Работа команды DeepState

К примеру, ГУР имеет и публикует точные данные с временно-оккупированной территории. Если в сентябре россияне имели там 420 000, то сейчас 447 000. То есть, при всех потерях, которые они несут, им удается наращивать личный состав. У нас нет столько людей. Например, в Авдеевке при всех проблемах, о которых я не буду говорить, нам удается уничтожать российские колонны, посадки покрыты трупами врага, как было под Бахмутом, в них падает мотивация и рф перебрасывает на Авдеевку подразделения по другим направлениям.

О важности IT в победе Украины

IT может помочь, но выиграть с помощью IT невозможно. Кто будет держать посадку или идти на штурм? Люди. Если человек будет немотивирован, то ни один искусственный интеллект ему не поможет. Общество и военно-политическое руководство должны иметь глобальную цель и понимать пути ее достижения. Соответственно, это возможно при следующих условиях: A, B, C, D и т. д. IT — это один из таких пунктов, который должен быть для победы.

«Самое важное — принести пользу и не навредить». В качестве команды разработчиков наполняет карту боевых действий DeepStateMap
«Самое важное — принести пользу и не навредить». В качестве команды разработчиков наполняет карту боевых действий DeepStateMap
По теме
«Самое важное — принести пользу и не навредить». В качестве команды разработчиков наполняет карту боевых действий DeepStateMap
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
По теме
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).
Читайте также
Искусственный интеллект DALL-E научился дорисовывать картины. Как это выглядит
Искусственный интеллект DALL-E научился дорисовывать картины. Как это выглядит
Искусственный интеллект DALL-E научился дорисовывать картины. Как это выглядит
Искусственный интеллект начал озвучивать фильмы на MEGOGO
Искусственный интеллект начал озвучивать фильмы на MEGOGO
Искусственный интеллект начал озвучивать фильмы на MEGOGO
Искусственный интеллект научился реставрировать старые фотографии, превращая их в качественные изображения: видео
Искусственный интеллект научился реставрировать старые фотографии, превращая их в качественные изображения: видео
Искусственный интеллект научился реставрировать старые фотографии, превращая их в качественные изображения: видео
«Есть ли у меня талант, если компьютер может имитировать меня?». Искусственный интеллект пишет книги авторам Amazon Kindle. The Verge пообщался с авторами и обнаружил много интересного
«Есть ли у меня талант, если компьютер может имитировать меня?». Искусственный интеллект пишет книги авторам Amazon Kindle. The Verge пообщался с авторами и обнаружил много интересного
«Есть ли у меня талант, если компьютер может имитировать меня?». Искусственный интеллект пишет книги авторам Amazon Kindle. The Verge пообщался с авторами и обнаружил много интересного
Писатели-романисты используют искусственный интеллект для создания своих произведений. Издание о технологиях The Verge пообщалось с писательницей Дженнифер Лепп, выпускающей новую книгу каждые девять недель, и узнало о том, как работает искусственный интеллект для написания романов. Приводим адаптированный перевод статьи.

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.