💰🚀 USDT, BTC, ETH - це все просто купляється в Trustee Plus в пару кліків. Встановлюй 👉

Устаревшие коэффициенты могут сорвать конкурсы на новые 4G и 5G частоты. Разбор

Мобильные операторы, чтобы предоставлять услуги связи, используют радиочастотный спектр и платят государству ренту за радиочастоты. Это ограниченный природный ресурс. Для этого его распределение строго регулируется государством. Основная цель государственного регулирования — чтобы всем компаниям хватало спектра для предоставления качественного сервиса абонентам.

Оставить комментарий
Устаревшие коэффициенты могут сорвать конкурсы на новые 4G и 5G частоты. Разбор
Мобильные операторы, чтобы предоставлять услуги связи, используют радиочастотный спектр и платят государству ренту за радиочастоты. Это ограниченный природный ресурс. Для этого его распределение строго регулируется государством. Основная цель государственного регулирования — чтобы всем компаниям хватало спектра для предоставления качественного сервиса абонентам.

Но операторам не всегда удается получить количество радиочастот в объеме, что соответствует количеству потребителей услуг (абонентов) и обеспечивает дальнейшее развитие радиосетей. После развертывания сетей 3G (UMTS) и 4G (LTE) следует новое поколение связи — пятое (5G).

Государство готовится и намерено провести прозрачные тендеры на новые диапазоны частот для развития четвертого (4G) и внедрения пятого (5G) поколения связи. Правда, условия для развертывания 5G в Украине вряд ли можно назвать благоприятными. В первую очередь из-за того, что для последующего апгрейда сетей требуются большие объемы (полосы) частот. И дело не только в размере ренты, которую мобильный оператор платит государству, а также и вынужденной необходимости применения повышающих коэффициентов за так называемую «концентрацию» радиочастот.

Из-за такой многолетней практики крупные платежеспособные операторы могут быть не заинтересованы во внедрении новых мобильных технологий, ведь для них нужен гораздо больший объем радиочастот (диктуется спецификой новых радио технологий) и в соответствии с большим количеством абонентов в сети. В таком контексте развития событий успеваемость проведения будущих тендеров может оказаться под большим вопросом. При применении имеющихся повышающих коэффициентов на ренту по радиочастоте, этот кейс для операторов кажется нерентабельным.

Как появились коэффициенты

Коэффициенты за использование радиочастотного спектра были инициированы Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ, сейчас это НКЭК) в 2015–2016 годах. В тот период необходимо стимулировать операторов мобильной связи к обмену (перераспределению) радиочастотами с целью создания их сплошных полос. Без этого невозможно было провести ни тендеры на 4G, ни внедрить новую технологию в Украине.

Как вспоминает исследователь цифровых рынков Роман Химич, коэффициенты за использование (аренду) радиочастот вводились как временные инструменты нерыночного, сугубо административного давления на действующих операторов. «Это были временные меры, чтобы появилась возможность выдать лицензии на 4G», — подчеркивает он. Несмотря на существующую тогда политическую волю, существовал сложный организационно-технический вопрос, нуждавшийся в нестандартном решении, на который в конце концов согласились пойти и крупнейший игрок, и его конкуренты.

В большинстве диапазонов радиочастот тогда царствовал хаос. Это явилось следствием многолетней непродуманной государственной политики распределения спектра. Радиочастоты выдавали как получится. Поэтому вместо сплошных полос операторы получали «кусочки» радиочастот, граничащие с частотами других компаний, создавая радиопомехи друг другу. В 1990-х годах мало кто мог догадаться, что для 4G-интернета в диапазоне частот 900 МГц или 1800 МГц потребуются гораздо большие сплошные полосы по 5-20 МГц, а не в сотни раз меньше нарезанные для GSM канальные «лоскутки» кГц.

Коэффициенты в диапазонах 2600 МГц, 1800 МГц и 900 МГц подвигли операторов обменяться с конкурентами кусками спектра для получения сплошных полос частот. В результате обмена радиочастотами такие компании, как lifecell и Vodafone, смогли даже получить дополнительный спектр. «Киевстар» за счет перераспределения частот в пользу конкурентов добровольно и безвозмездно отдал 2×1,9 МГц спектра в диапазоне 1800 МГц и 2×1,5 МГц спектра в диапазоне 900 МГц. Если отталкиваться от расчетов уважаемой международной консалтинговой компании Analysys Mason, ЧАО «ВФ Украина» получило в пользование дополнительные частоты стоимостью около 4,2 млрд грн, а ООО «Лайфселл» — стоимостью примерно 1 млрд грн абсолютно бесплатно.

Какие коэффициенты действуют сейчас

Несмотря на то, что обмен радиочастотами между операторами мобильной связи уже успешно произведен и все операторы получили сплошные полосы частот, устаревшая система коэффициентов продолжает действовать. На сегодня при расчете оплаты за пользование частотами используются следующие коэффициенты к рентной плате:

  1. За фрагментацию диапазона радиочастот инсталлируются повышающий коэффициент 1,2. Он применяется к полосам частот величиной менее 2Х5 МГц.
  2. По дефрагментации спектра устанавливается смягчающий коэффициент 0,75. Он применяется к сплошным полосам частот величиной не менее 2Х5.
  3. За концентрацию спектра повышающий коэффициент — 1,4. Он применяется, если объем спектра превышает искусственно введенный и никак не обоснованный «лимит»: 2Х10 МГц для диапазона 900 МГц, 2Х15 МГц для диапазона 1800 МГц и 2100 МГц и 2Х20 МГц в диапазоне 2600 МГц.

Фактически сложилась ситуация, когда некоторые игроки рынка, применяя лишь понижающий коэффициент за дефрагментированный спектр, получали и продолжают получать налоговую скидку от государства. А другие наоборот уплачивают повышенную рентную плату по сравнению с платежами по номинальной ставке.

Почему не выгодно развивать новые технологии

Пока действует коэффициент за концентрацию спектра, оператор, имеющий большую сеть и больше абонентов, за приобретенные на аукционах новые частоты должен платить ежемесячные рентные платежи почти в полтора раза больше, чем оператор, которому достаточно меньше спектра для обслуживания небольшой базы клиентов.

Применение коэффициентов в действующей модели рынка мобильной связи приводит к неравномерной налоговой нагрузке на участников рынка, что в свою очередь приводит к неравным условиям в конкуренции на указанном рынке, который является высококонкурентным и обеспечивает значительные бюджетные поступления. То есть некоторые участники рынка начали конкурировать не за счет собственных достижений (развертывание покрытия, внедрение новых технологий, скидок для клиентов, повышение качества услуг и т. п.), а за счет условий и правил (в том числе налоговые льготы на ренту), которые предусмотрены в виде коэффициентов в действующем законодательстве Украины.

Чтобы обеспечивать высокую скорость мобильного Интернета, операторам необходимо больше частот. То есть, с одной стороны, от операторов требуют повышать качество и скорость услуг, а с другой — искусственно ограничивают развитие. Это распорка, которая искусственно тормозит развитие рынка.

Новые тендеры под угрозой

Как рассказывает Артем Фреюк, советник по регуляторным вопросам Киевстар, в первую очередь государство будет пытаться выставить на тендер дополнительные частоты под технологию 4G — диапазоны 2300 МГц и 2600 МГц.

Далее еще один спектр, который свободен сейчас — 2100 МГц. Речь идет о полосе в 30 МГц (спектр, сданный государству компанией «ТриМоб»). Эксперты оценивают, что его цена может составлять от 500 млн. до 1 млрд. гривен. В случае покупки каждым из трех операторов по 10 МГц спектра рентная плата за РЧР за счет применения коэффициентов выросла бы совокупно для мобильной тройки на 469 млн грн в год (156,3 млн грн дополнительно на каждого оператора).

То есть рост фискальной нагрузки (не считая стоимости лицензий) является сдерживающим фактором для:

  • а) покупки требуемого для обеспечения качественных сервисов объема дополнительного спектра;
  • б) окупаемости бизнес-кейса в целом и участия в аукционе.

В более далекой перспективе государство будет пытаться продать также частоты под 5G, в диапазонах 700 МГц и 3500 МГц. Но обуза с использованием коэффициентов, которые будут иметь операторы после покупки 4G частот, вряд ли сделает новый тендер привлекательным.

Фактор войны и миграции

Во время войны операторы без коэффициентов постоянно несут дополнительные затраты. Им приходится восстанавливать разрушенную инфраструктуру на юге и востоке страны. Без дополнительного спектра тоже не обойтись. Ведь часть населения мигрировала с востока и юга на запад Украины или выехала из мегаполисов в сельскую местность, где трафик вырос. Дополнительный спектр помог бы мобильным компаниям быстрее адаптироваться к таким изменениям.

На какой стадии инициатива

Наконец, государство признало наличие проблемы с коэффициентами. Их отмена предусмотрена в четырех системных документах государства, как-то:

  • Планом законопроектной работы Верховной Рады Украины.
  • План приоритетных действий Правительства.
  • Национальная экономическая стратегия на период до 2030 г.
  • А также уже нашумевшей Национальной стратегией доходов к 2030 году.

Телеком-регулятор НКЭК также понимает важность этого вопроса и последовательно, уже несколько лет выступает за отмену всех без исключения коэффициентов, как таковых уже выполнивших свою миссию и наоборот сдерживающим фактором для рынка. Комиссия поддержала разработанный Минфином законопроект, предлагающий отменить все без исключения коэффициенты. Документ прошел широкое межведомственное согласование без замечаний. А Кабмин в понедельник, 22 января 2024 года, внес соответствующий проект закона в Раду под номером 10423 .

«Мы давно выступали за отмену этих коэффициентов, потому что их регуляторная цель — снижение концентрации спектра — по сути выполнена после тендеров по 1800. Поэтому они не нужны, только усложняют учет», — заявил dev.ua глава НКЭК Александр Животовский.

«Налогообложение не должно сдерживать инвестиционную привлекательность действующих и новых диапазонов при внедрении новых технологий и сдерживать развитие сетей», — пишет Артем Фреюк, советник по регуляторным вопросам «Киевстар».

К тому же, как он подчеркивает, подобная законодательная инициатива отвечает недавно принятой программе сотрудничества с МВФ и вышеупомянутой Нацстратегии доходов, согласно которой:

  • а) предусмотрена мобилизация доходов госбюджета, в т.ч через призму отмены ряда ныне действующих налоговых преференций;
  • б) избегание мер, которые могут привести к уменьшению налоговых поступлений.

Как говорит Роман Химич, «Киевстару» важно добиться того, чтобы плата за аренду частот осуществлялась на общих принципах с равными условиями для всех игроков. Иначе компании, которые решаются инвестировать в новые диапазоны частот, столкнутся с тем, что будут работать в неравных рыночных условиях: чем больше частот они будут использовать, тем больше будет доплата за коэффициент.

«Отмена коэффициентов — это важная функциональная проба, на результаты которой будут смотреть компании. Она покажет нам, каковы на самом деле основы государственного регулирования частотного ресурса», — подчеркивает эксперт.

Какие плюсы получают государство и пользователи

Если законопроект поддерживают депутаты в сессионном зале, государству и абонентам следует ожидать заметных преимуществ в предоставлении услуг на дополнительные поступления в бюджет. А именно:

  • 1) увеличение доходов государственного бюджета в размере 56 млн грн в год;
  • 2) поступления от тендера на 2100 МГц от 500 млн. до 1 млрд. грн. и дополнительная регулярная рентная плата в размере 207 млн. грн. в год;
  • 3) возможность новых аукционов в диапазонах 700 МГц (доступная полоса 2×20МГц), который может быть оценен в 1,5–2 млрд грн, и 3500 МГц (полоса 400 МГц), который может быть оценен в 1,2–1, 8 млрд грн
  • 4) улучшение качества связи и мобильного интернета;
  • 5) расширение покрытия 4G и начало внедрения 5G.

Резюме

Отмена коэффициентов напоминает старую болезнь, которую надо наконец-то решиться прооперировать — кому-то от этого будет больно, другим наоборот принесет облегчение. Однако для будущего выздоровления (читайте создание прозрачных и рыночных условий) необходимо устранить устаревшие уже не актуальные препятствия. Особенно актуально это во время войны, когда страна нуждается в инвестициях, госбюджет — доходах, а расширение мобильных сетей является безусловным приоритетом операторов и государства в целом.

Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
По теме
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Депутат Федиенко: «Работаем над тем, чтобы возможно расширить для Vodafone и lifecell полосы радиочастот»
Депутат Федиенко: «Работаем над тем, чтобы возможно расширить для Vodafone и lifecell полосы радиочастот»
По теме
Депутат Федиенко: «Работаем над тем, чтобы возможно расширить для Vodafone и lifecell полосы радиочастот»
5G в Украине: быть или не быть? В «Киевстаре» объяснили, что происходит вокруг внедрения 5G и когда стоит ждать нового поколения мобильных сетей хотя бы в исторических центрах городов
5G в Украине: быть или не быть? В «Киевстар» объяснили, что происходит вокруг внедрения 5G и когда стоит ждать нового поколения мобильных сетей хотя бы в исторических центрах городов
По теме
5G в Украине: быть или не быть? В «Киевстар» объяснили, что происходит вокруг внедрения 5G и когда стоит ждать нового поколения мобильных сетей хотя бы в исторических центрах городов
Телеком-регулятор отсудил частоту под 5G. Теперь они свободны для тендера
Телеком-регулятор отсудил частоту под 5G. Теперь они свободны для тендера
По теме
Телеком-регулятор отсудил частоту под 5G. Теперь они свободны для тендера
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).
Читайте также
Предновогодний казус. Vodafone получил новую лицензию на 4G. Она обойдется в миллиард. А пользоваться нею нельзя
Предновогодний казус. Vodafone получил новую лицензию на 4G. Она обойдется в миллиард. А пользоваться нею нельзя
Предновогодний казус. Vodafone получил новую лицензию на 4G. Она обойдется в миллиард. А пользоваться нею нельзя
Экскадрилья новых истребителей в обмен на частоты под 5G в Украине. Или «подводные камни» на пути к пятому поколению связи
Экскадрилья новых истребителей в обмен на частоты под 5G в Украине. Или «подводные камни» на пути к пятому поколению связи
Экскадрилья новых истребителей в обмен на частоты под 5G в Украине. Или «подводные камни» на пути к пятому поколению связи
В конце прошлой недели в Украине заработала первая тестовая зона технологии 5G на базе UNIT.City и сотовой станции поставщиков оборудования.
Huawei и Vodafone официально протестируют 5G в Украине в конце октября
Huawei и Vodafone официально протестируют 5G в Украине в конце октября
Huawei и Vodafone официально протестируют 5G в Украине в конце октября
5G не для всех. Или почему «большая тройка» мобильных операторов исчезнет
5G не для всех. Или почему «большая тройка» мобильных операторов исчезнет
5G не для всех. Или почему «большая тройка» мобильных операторов исчезнет
Новость о том, что Кабмин недавно перенес тендер по продаже радиочастот под пятое поколение связи (5G) с октября на февраль говорит, в первую очередь, не о том, что у государства нет денег на организационные подготовительные мероприятия.

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.